Послесловие: о трёх противостоявших нам силах
Прочитав текст поэмы, первые две вы легко назовёте – это фанатики и армия эмира. Я же хочу в заключение рассказать о них подробнее, осветив их сходства и различия. А потом скажу и о третьей – о британском царизме.
Сходства двух первых сил найти просто – обе силы располагались в Средней Азии и боролись с Российской Империей, нёсшей на юг свет культуры и цивилизации (с некоторыми оговорками, но всё же… в отличие от жестоких европейцев, всегда искавших лишь своей выгоды и ради неё не гнушавшихся истреблением целых стран и народов). Кстати, наше воспитание и образование должно строиться на осознании и принятии той непреложной истины (когда-нибудь все в мире её признают, ибо Истина есть Истина), что Русский Народ – это народ добрый, трудолюбивый, любознательный, терпимый и открытый. Конечно, есть у нас, как и у любого другого народа, и свои отрицательные черты, но в процессе воспитания и обучения людей нужно опираться на то, что в нас есть положительного, а отрицательное нужно максимально минимизировать – и в этом состоит задача как воспитания, так и образования. Именно поэтому следует взять за основу и ориентир советский образ воспитания и образования: советские люди были добрые, честные и открытые во многом благодаря тому, что воспитывались на добрых книгах и фильмах… Но мы отвлеклись от темы.
…Есть у этих сил и различия: армия эмира была более-менее организованной силой, а фанатики выступали, как тогда говорили, скопищами, т.е. малоорганизованными ордами. Кто же из них был хуже и опаснее? На этот вопрос ответ однозначен: фанатики. Во-первых, они не являлись организованной силой, которую можно раз и навсегда разбить в генеральном сражении. Во-вторых, фанатики легко прятались и рассеивались среди хороших людей, что затрудняло поиск и уничтожение этих антиобщественных элементов. В-третьих, они оболванивали широкие народные массы околорелигиозной (а точнее параисламской) дурью, чем провоцировали народные волнения огромного масштаба. Кстати, что до оболванивания, то эмир и его сатрапы тоже оболванивали народ, призывая его воевать с Россией, но их оболванивание было верховым, поэтому не столь страшным, хотя оно тоже использовало параисламщину в качестве орудия пропаганды. А вот оболванивание, исходящее от фанатиков, было низовым, поэтому и возмущало широкие народные массы, поднимая их на неправедную, несвященную и совершенно бессмысленную войну с Россией.
Стоит отметить и тот факт, что в оболванивании и фанатизации населения параисламской дурью принял активнейшее участие наш геополитический враг – англосаксонский экспасионистский империализм, не желавший видеть Среднюю Азию в составе России… Англосаксонские деспоты, видать, думали, что всем миром должны владеть именно они… И для этого они губили в захватнических войнах свой в целом неплохой народ. Кстати, войны России, даже наступательные, исходили из оборонительных потребностей: так, в Средней Азии гнездились работорговцы, угонявшие российских подданных в полон… А ни одна Империя такого не допустит!
…И вот перед народами Средней Азии встал выбор между двумя тогдашними мировыми империализмами – русским и англосаксонским… В покое людей бы не оставили, третьего не было дано. И вот им повезло: они вошли в состав России, бывшей в те времена страной несравненно более доброй и толерантной, чем колониально-расистская Великобритания, чьи сатрапы угнетали и истребляли десятки и сотни народов по всему миру.
Дополнительно отмечу, что я осуждаю лишь англосаксонский империализм как явление, а также те властные и военные верхушки, что его создавали, развивали, осуществляли и поддерживали. К английскому народу у меня особых претензий нет: он – тоже жертва кровавого британского царизма… Прочтите английский вариант «Интернационала» (особенно Б. Брегга), и тогда вы поймёте, сколь страшно угнетала англичан их властная верхушка, сколь остро этот народ чувствовал это угнетение… Русских, кстати, к сожалению, тоже по-своему угнетали, но всё-таки в меньшей степени.
Итак, мы выяснили, что есть две силы, которые можно разграничить, например, по способу оболванивания населения. Отметим, что явления, стоящие за этими силами, не исчезли: ИГИЛ, запрещённая в России террористическая организация, использует низовое оболванивание населения мусульманских стран параисламской дурью, а скоро, не дай Бог, перейдёт и к верховому, ибо позиционирует себя как «государство», хотя бы им и не является… Если ИГИЛ создаст своё государство, то тогда верховое оболванивание сольётся с низовым в одну страшную одурманивающую реку, что грозит неисчислимыми бедствиями… Отсюда наша сверхзадача – бороться с этой исламистско-фашистской конторой и её злой идеологией.
[1] Дастан – особая восточная поэма. Здесь это слово не только определяет жанр, но и вносит восточный колорит с первой строчки.
[2] Туркестан – здесь: географическая область, в целом соответствует понятию «Средняя Азия».
[3] Романо́вский Д.И. (1825-1881) – в 1866-67гг. военный губернатор Туркестанской области, проведший блестящую кампанию против Кокандского и Бухарского ханств, в ходе которой овладел Ходжентом, Ура-Тюбе и Джизаком и наголову разгромил под Ирджаром армию бухарского эмира.
[4] Обо всех этих любопытнейших событиях – см. Терентьев М. А.Россия и Англия в Средней Азии. — СПб.: тип. П. П. Меркульева, 1875. — XIII, 361 с. — тираж 1020 экз. Это ещё раз доказывает, что мы умеем воевать не числом, а умением. См. также: Абаза К.К.Завоевание Туркестана, СПб.: Тип. М. М. Стасюлевича, 1902. — 316 с. (прелюбопытная книжка, она послужила мне основным источником). «Десятками тысяч…заплатили» - убитыми, умершими от ран, ранеными, увечными, контуженными, пленными, разбежавшимися и т.п.
[5] фон-Ка́уфман К.П. (1818-1882) – в 1867-1882гг. генерал-губернатор Туркестана. При нём и его войсками был занят Самарканд, многократно бит бухарский эмир Музаффар. Под его руководством были покорены Хивинское и Кокандское ханства, а в 1875-76гг. в последнем было подавлено восстание местных фанатиков, вздумавших объявить газават Русскому Царю (а местные от их газаватов пострадали даже больше Русских).
[6] Зеравшан (тж. Зарявшан) – река близ Самарканда, через которую нашим войскам пришлось переправляться в 1868г., чтобы вступить в бой на Чупан-Атинских высотах, на которых и стоял Самарканд.
[7] Абрамов А.К. (1836-1886) – видный военный деятель времён Среднеазиатских походов Русского Воинства, в 1868 г. был полковником, к 1870 г. стал уже генералом.
[8] Головачёв Н.Н. (1823-1887) – генерал, видный участник туркестанских походов.
[9] Об Иканском бое будет подробнее рассказано в этой поэме дальше; В.Р. Серов – герой этого святого боя.
[10] http://www.e-samarkand.narod.ru/simonova.htm - описание штурма Самарканда со стороны бухарцев.
[11] Самарканд – «голова мусульманского мира», а его «сердце» – Мекка.
[12] Если бы эмирцы захватили русский город после событий в Туркестане, они перебили бы всех, даже младенцев. Это – объективное предположение, основанное на знании психологии восточных мусульманских народов. Они так делали друг с другом – чего же ожидать, если пошли бы они против иноверцев, да ещё и руководствуясь кровной местью? Да и времена тогда были куда более жестокие.
[13] Все даты в поэме даны по старому стилю. 1 июня самаркандцы хотели выманить нас из цитадели.
[14] Майор фон Штемпель Ф.К. (1829-1891) был тогда комендантом в Самарканде.
[15] Рай средь пустыни – Самарканд. Это был красивейший и богатейший город Средней Азии того времени, а учитывая то, что там контролировалась вся система водоснабжения Бухарского ханства, можно себе представить, какой это был хороший и стратегически важный город.
[16] Чужбина понимается русским человеком как земля далёкая, непредсказуемая, неприветливая и чаще всего просто опасная, враждебная. Поэтому слово «чужбина» даже звучит как-то отталкивающе.
[17] Иканская битва произошла в нынешнем южном Казахстане в 1864 г., с 4 по 6 декабря по старому стилю.
[18] Большинство киргизских племён боролось с Кокандским ханством в союзе с Российской Империей.
[19] 6 дек. (ныне: 19 дек.) – день Николая Чудотворца, который и помог казакам спастись.
[20] Черняев М.Г. (1828-1898) – генерал, герой Туркестана, взял Ташкент в 1865 г. малой силой.
[21] Алимкул – тот самый кокандский хан, под которым казаки убили коня в сражении под Иканом.
[22] «Горцы» – шахрисабзцы, сильнейшие в тех землях бойцы (после Русских Воинов, конечно). «Солдаты эмира» – ведомые Катта-Тюря, старшим сыном эмира Музаффара, части бухарских войск, коварно и злобно набросившиеся на небольшой гарнизон, когда основные части Русских Сил ушли. В организации заговора деятельно участвовали и шахрисабзские беки – Джура-бий и Баба-бий. Таким образом, наш противник был силён, вполне подготовлен и яр: его воодушевляла возможность лёгкой победы.
[23] Набаты – большие и громкие барабаны.
[24] В крепости сидели Назаров Н.Н.(1828-1907), тогда раненый подполковник, Верещагин-художник (1842-1904), Хлудов-купец и др. Как и другие Воины нашей Святой Руси, они храбро сражались с врагом.
[25] Действительно, имел место комический случай: в том бою солдаты эмира совершили это действо, думая, что именно оно помогло Русским занять Самарканд. См. http://militera.lib.ru/h/kersnovsky1/11.html
[26] Пистолькорс А.В. (1824-1879) – герой Туркестанских походов (в т.ч. Ирджара, Ходжента, Зерабулака).
[27] Н.Н. Каразин (1842-1908) – русский художник-баталист, принимавший активное участие в сражениях.
[28] Это не выдуманные, а реальные цифры: 600 против 60000, один против ста.
[29] Обидное солдатское прозвище для обитателей тех мест.
[30] Ур! – тюркский боевой клич. Переводится на русский язык как «Бей!». От подобного слова, возможно, и происходит наш клич «Ура!».
[31] Конечно, данные слова относятся к тем, кто честно и храбро сражался за нашу Родину, а не к любым русским – среди большого Народа нашего можно найти и негодяев, и предателей, и кого угодно.
[32] Подполковник (а позже генерал-лейтенант) Назаров Н.Н. (1828-1907) стал душой обороны: он ободрял солдат одним своим присутствием, ухитряясь шутить в этом аду.
[33] Майор Шеметилло Н.М. – герой Самаркандского сражения, в 1869г., будучи уже капитаном, стал кавалером Ордена Святого Георгия 4-ой степени (кстати, такой же орден получил и Штемпель Ф.К.)
[34] Хрущёв удерживал стену у Самаркандских ворот, которые сожгли на второй день битвы.
[35] Майор Шеметилло в тот день оборонялся на другом фронте, у садов, окружавших цитадель.
[36] Устаревший фразеологизм: «пойти на штыки» значит то же самое, что и «пойти в штыки».
[37] В цитадели было двое ворот – Бухарские и Самаркандские. Первые были сожжены в первый день битвы, а другие – во второй.
[38] Поручик Служенко (?-03.06.1868) – ещё один супергерой Самаркандского сражения. Был в плену у бухарцев, которые под пытками заставляли его учить их стрелять из орудий, но он ничему их не научил, хитро обманывая врагов. Смело погиб в бою, направляя пушку на шахрисабзцев.
[39] Тогда Верещагин и Назаров, воодушевив своим примером Русских Солдат, отбросили врага и отбили орудие.
[40] Джура-бий, бек китабский, «блудный сын»: до начала 1870-х гг. был противником Российской Империи, но потом перешёл на русскую службу и даже стал генерал-майором нашей армии. Участвовал в таких важных битвах, как Махрамский бой (1875) и штурм Андижана (1875), в которых со своими молодцами-джигитами истреблял фанатиков-газаватцев. Его жизнь – пример того, как враг становится другом, ибо Русская Держава всегда принимала всех желающих в своё братство народов. И многие шли.
[41] Как видим, есть в мире и правильные, хорошие мусульмане – и таких, слава Аллаху, большинство. Фанатиков же, согласитесь, не так много, да и не нужны они миру.
[42] Наши казаки действительно могли располовинить врага: удар шашки рассекал противника от плеча до пояса; могучий Я.П. Бакланов, донской казак, разрубал горцев-джихадистов от темени до луки седла.
[43] Базар был центром города и очень важным местом. Заметим, намеренно сожжён был именно базар, а не мечети или сакли. Хотя в пылу битвы тогда сожгли и разорили почти весь Самарканд.
[44] «Аман!» - крик, обозначающий «Пощады!»
[45] Сарбаз – «удалец» по-персидски; сарбазами назывались регулярные пехотинцы Бухарского эмирата.
[46] Эмир Музаффар (1834-1885) тоже принял непосредственное участие в коварном и грязном заговоре против Русских – в орде, штурмовавшей цитадель Самарканда, были и его подчинённые.
[47] Абрамов, в то время уже генерал и глава Зеравшанского округа, взял Шахрисабз в 1870г., под тем городом был ранен в живот.
[48] Наши Солдаты наступали с двух сторон: «правой» и «левой».
[49] Так как генерал Абрамов дорожил каждым часом, он решил пойти на приступ одной только правой колонной, которую левая должна была поддержать по готовности.
[50] Под «возду́хом» здесь стоит понимать во́здух, а не особый церковный покров. Суть пассажа в том, что истинный Русский крепок душою, но прозрачен ею, то есть доверчив, светел и чист, начисто лишён злобы и коварства.
[51] Мелькумов (Мелкумян) Я.А. (1885-1962) – видный участник священной войны против басмачества, громил исламистов-антисоветчиков в СССР и за его пределами (Афганистан-1930).
[52] Хаттаб (Самер Салех ас-Сувейлем) (1969-2002) – террорист родом из Саудовской Аравии, один из главнейших врагов всех народов РФ, полковник ВС незаконного исламистско-сепаратистского лжегосударственного образования – Чеченской Республики Ичкерии; к счастью, был убит в 2002 г. в Чечне.
[53] Запрещённая в России террористическая организация, которую я ни в коем случае не советую называть «государством»: получается, будто мы считаем их равными нам, настоящим государствам мира. Эта противная Аллаху орда фанатиков не имеет права называться государством по определению.
[54] Кстати, сравните с эпизодом с Керимом из прекрасного фильма «Офицеры»: как женщин похищать, так он удалец, а как «расстрелять!», так сразу в ноги и «не убивайте, всё расскажу!».
[55] По материалам «Правительственного Вестника» № 192 за 2 сентября 1892 г.
[56] Например, армия Карла XII или Наполеона заслуживала уважения как достойный противник, а вот ИГИЛ с его джихадчиной нужно безжалостно раздавить – так, как мы раздавили Третий Рейх с его фашистчиной.