Значение ленд-лиза в оснащении вооруженных сил СССР

Кроме поставок сырья и материалов в Советский Союз поступали различные виды вооружений, военной техники и снаряжения.

В довоенные годы в Советском Союзе преимущество отдавался созданию главных видов вооружений. В то же время было мало транспорта, средств связи, без которых не могут эффективно функционировать боевые подразделения. Поставленная США и Великобританией техника помогла решить данное затруднение.[41]

Особенно сложное положение в начале войны сложилось с изготовлением артиллерийских боеприпасов и патронов к стрелковому оружию. В конце 1941 года были приняты решительные меры для постоянных поставок из-за границы главных частей для взрывчатых веществ и порохов, а также оборудования для ежесуточного производства 10 миллионов 7,62-мм патронов. Весьма большими стали поставки разных видов пороха. Однако из-за высокой калорийности импортного пороха в орудийных и оружейных стволах появлялся нагар. Советские специалисты посоветовали соединять импортный и отечественный порох и только потом производить из него снаряды и патроны. Лишь при производстве реактивных снарядов английский нитроглицериновый порох мог быть использован почти без примесей. В СССР изготовление взрывчатых веществ в период с середины 1941 года по середину 1945 года составило около 600 тысяч тонн. Из США было поставлено 295,7 тысячи тонн, из Великобритании и Канады - 22,4 тысячи тонн. Таким образом, западные поставки взрывчатых веществ достигли 53% от общего объема советского производства.

Действительно огромное значение для ведения вооруженной борьбы имели поставки западными союзниками средств связи и систем управления огнем. В СССР было ввезено 956,6 тысячи миль полевого телефонного кабеля, 2101 миль морского кабеля и 1101 миль подводного кабеля. Кроме того, в СССР по ленд-лизу было ввезено 35,9 тысячи радиостанций (радиостанций, поставленных только в 1944-1945 годах, по военным нормам снабжения хватило бы для обеспечения 361 дивизий, а зарядных агрегатов - для укомплектования 1334 дивизий), 188 тысяч полевых телефонов (телефонных аппаратов, ввезенных в 1944-1945 годах, хватило бы для укомплектования 512 дивизий), 5898 приемников. Прочностью и простотой в использовании отличались поставленные в эти годы в страну радиостанции. В СССР не было аналогов станциям, подобным американским: междивизионной, полковой, а также межбатарейной. Их попытались повторить и организовать массовое производство. Но до конца войны отечественная промышленность не смогла наладить их серийный изготовление. На последнем этапе войны отдельный вес союзного имущества связи в Красной Армии и на флоте составлял 80%. Огромное количество ввозимого имущества связи распространялось на народное хозяйство. Вслед за 3-канальными системами высокочастотного телефонирования в страну стали ввозиться более сложные, 12-канальные. Если перед войной в Советском Союзе удалось создать экспериментальную 3-канальную станцию, то 12-канальных не было вообще. Не случайно она сразу же была принята на обслуживание самых центральных линий, связывавших Москву с крупнейшими городами страны - Ленинградом, Киевом и Харьковом.

В Красную Армию к середине 1945 г. поступило 312,5 тыс. автомобилей иностранного производства, в то время как было мобилизовано из народного хозяйства 256 тыс. и произведено на отечественных автозаводах 150,5 тыс. единиц. Еще примерно 100 тыс. импортных автомобилей принимало участие в восстановлении народного хозяйства после окончания войны. автомобили из США отличались высокой надежностью, проходимостью, огромной грузоподъемность. [42]

Краткий обзор автотехники ленд-лиза следует начать с краткой же характеристики автопарка советской армии до и динамики его развития в ходе Великой Отечественной войны.

К 1 июня 1941 года в СССР было 700 тысяч грузовых автомобилей. Техническое состояние автомобильного парка страны было на низком уровне. Только 55 % машин считались исправными. На 15 июня 1941 года в Красной армии имелось 272 500 автомобилей всех типов, что составляло 35 % от численности штата военного времени.

Главную часть автопарка армии СССР до Великой Отечественной войны составляли грузовые автомобили ГАЗ-АА и ГАЗ-ААА грузоподъёмностью в 1,6–2 т, ЗИС-5 и ЗИС-6 грузоподъёмностью в 3,5–4 т. В малых количествах имелись пятитонные автомобили Яг-4 и Яг-6 и восьмитонные Яг-10. Все эти машины являлись грузовиками коммерческого типа и по своим характеристикам они не сильно подходили для применения в войсках, особенно в условиях Великой отечественной войны. В противоположность от немецкой армии , накануне войны советская армия реально не имела автомобилей повышенной проходимости.

Считалось, что весь этот значительный неполный комплект в случае начала войны будет компенсирован за счет поступления автомашин из народного хозяйства, то есть по призыву. Однако в результате тяжелых поражений лета и осени 1941 года Красная армия навсегда потеряла 159 тыс. автомобилей (58,2 % от изначального состава). Эти потери и пришлось покрывать за счёт мобилизации (взято из народного хозяйства 166,4 тыс. автомашин), а некомплект не только сохранился, но и стал больше по причине создания новых частей и соединений. Поэтому огромное значение для советской армии играли поставки по союзников по программе ленд -лиз.

Ввозимые в СССР грузовые автомобили по принятой тогда классификации можно условно разделить на три группы:

— машины армейского образца: Chevrolet G-7107, Dodge Т-203-В, Sludebaker US6–4, International M-5–6, GMC CCKM-352, GMC ACWX-353, GMC AFW-354, Dodge WC, Ford W0T8, Bedford OXD, Bedford OYD, Austin K-3, Austin K-30, Albion BY3N, Scammel SY2S;

— машины коммерческого образца: Chevrolet 4409, Dodge WF-32, Ford 2G8T;

— машины переходного типа: Ford-Marmon-Harrington HH-6 COE-4.

К первой группе самых знаменитых американских машин можно отнести Dodge WC 51. Он являл собой армейский полноприводный многоцелевой автомобиль — «носитель оружия» (Weapons Carrier — WC). Имея грузоподъемность 0,75 т, «Додж» занимал промежуточное положение между легковыми автомобилями-джипами и грузовиками. Многие артиллерийские части и соединения, использовавшие автомобиль «Додж» для буксировки орудий, оценивали его хорошо. Так, в докладе командира 37-й истребительно-противотанковой артиллерийской бригады говорилось, что для буксировки 57- и 76-мм пушек самым лучшим тягачом являлся автомобиль «Додж s», отличающийся прекрасной проходимостью, безопасностью в работе, небольшими размерами, а, следовательно, и минимальной незащищенностью от атак неприятеля, высокой скоростью движения и большим запасом хода по горючему. Хотя грузоподъемность машины была невелика, все же при буксировке 57-мм противотанковой пушки, возможно, было перевозить на ней орудийный расчет и 0,3 боекомплекта.

В качестве главной слабости отмечалась высокая требовательность к качеству бензина. Двигатель машины очень плохо работал на отечественном автобензине, даже этилированном, в результате чего раньше времени изнашивалась поршневая группа. Самым хорошим топливом являлся дорогостоящий бензин Б-70 и КБ-70.

Самым распространенным в первой группе машин был грузовой автомобиль Studebaker US6. Это был трехосный армейский грузовой автомобиль, изобретенный в рамках программы по унификации автотранспорта армии США. Он изготовлялся с 1941 года фирмой Studebaker Corp. of America, a c 1943 года и фирмой Reo Motor Car главным образом для поставок по ленд-лизу. Производство машины было окончено в 1945 году. Всего было произведено 218 864 автомобиля 13 модификаций (от U1 до U13) с короткой и длинной базой, с полным приводом и неполным (U6, U7, U8), с лебедкой и без, с закрытой и открытой кабиной (U3, U7). Фирма Reo изготовила 22 205 машины варианта U3. Студебекер» был, бесспорно, самым знаменитым и самым многочисленным ленд-лизовским автомобилем в СССР. За годы войны в Советский Союз было привезено более 150 тыс. «студебекеров» разных модификаций. Значительная часть машин привозилась в разобранном виде — их сборкой занимался завод «ЗИС» в Москве, а с 1944 года — завод в Минске (будущий МАЗ). Студебекеры, собранные на сборочных предприятиях в Иране, перевозили своим ходом.

«Студебекеры», или, как их часто называли солдаты, «студеры», применялись как транспортные автомобили и в большей степени как тягачи для различных артиллерийских систем. Эти машины перевозили 76-мм пушки ЗИС-3, 100-мм пушки БС-3, 122- и 152-мм гаубицы. Как доказывают отчёты ряда артиллерийских частей и соединений, «Студебекер» при перевозе орудий во время войны показал отличную для колесных машин проходимость не только при движении по ужасным дорогам, но и по пересеченной местности, буксируя артиллерийские системы массой до 3,6 т. Установлены случаи, когда «Студебекер» буксировали орудия и большей массы. Так, например, во время сражений на подступах к Будапешту в 5-й артиллерийской дивизии прорыва из-за неимения запасных частей к ходовой части вышел из строя огромный объем тракторов. Между тем получившиеся ситуация предполагала немедленную перевод частей дивизии на другой участок фронта. В связи с этим было вынесено решение для буксировки 152-мм гаубиц-пушек обр. 1937 г. (МЛ-20) применить автомобили «Студебекер» 6x6. В итоге после 400 км пробега с орудием на прицепе ни одна из 19 использованных для этой цели автомашин не потеряла свою боеспособность. Важную роль сыграли «студебекеры» в снабжении гвардейских минометных частей. Как установленно, первые серийные установки БМ-13 устанавливались на шасси трёхосных грузовиков ЗИС-6. Многим позднее для этой цели применялись легкие танки Т-60, транспортные тракторы СТЗ-5, импортные грузовики GMC, Chevrolet, International и др. Чтобы покончить с несогласованностью, в апреле 1943 года был взят на вооружение унифицированный образец БМ-13Н (Н — нормализованный). Базой для него выбрали «Студебекер». На этих машинах установили и другие советские реактивные установки: 82-мм БМ-8–48, 132-мм БМ-13НС (со спиральными направляющими) и, наконец, 300-мм БМ-31–12.[43]

Огромную роль в годы Великой Отечественной войны сыграли самолеты, поставленные по ленд-лизу. Число поставленных союзниками истребителей составляет 16% от советского производства истребителей в годы войны, по поставкам бомбардировщиков это соотношение равно 20 %.[44]

Исходя из советской историографии, принято считать, что ВВС США и Великобритании поставляли нам самолеты с устаревшего типа, которые практически не применялись нашими союзниками. Самолетам Хоукер Харрикейн дали прозвище «летающие гробы» так как были истребителями старого типа и выводились из состава Военно-воздушных сил Великобритании. Харрикейн это истребитель перехватчик, который работал в связке со Спитфайрами, тогда как в Советских ВВС из-за недостатка истребителей новейших типов выполняли задачи истребительной авиации, а так же функции штурмовиков. По своим боевым характеристикам Харрикейны превосходили И-153, И-15, И-16, которые состояли на вооружении у советской армии. Советское руководство уделяло большое внимание изучению импортной матчасти что, например, подтверждает приказ Наркомата обороны № 338428с от 8 января 1942 г. об увеличение штатов технического персонала на 18 человек в полках, оснащенных самолетами Харрикейн и Томмахоук. Организовывали консультации с союзниками, работали над устранением дефектов. За май 1942 – май 1943 были найдены следующие дефекты: Харрикейн - 23 по самому самолету и по мотору - 42 дефект; по Аэрокобре - 10 и по мотору - 10 дефектов; по Томахоуку - 5 и 11; по Китиихоуку - 8 и 19 соответственно. В то же время на советских самолетах было найдено в основном по 3-5 дефектов. Но уже за 1944 год по самолету Як-9 НИИ ВВС выявил 55 дефектов, из которых наркомат авиапромышленности сумел убрать только 45; по Як-3 изжили 16 из 20 дефектов; по Ла-5 и Ла-7 - 79 из 81 к тому же в авиачастях было выявлено 170 дефектов, из которых устранено 15635. Таким образом, несмотря на значительные неисправности истребители Хоукер Харрикейн внесли значимый вклад в дело обороны СССР в начале войны. Такие самолеты как, Киттихоуки и Томахоуки (модификации Р-40) хоть и были хуже по ряду характеристик новым типам советских и немецких самолетов, были на вооружении ВВС США как основные истребители и по своим тактико-техническим характеристикам они были лучше Харрикейны.

Самолеты «Кобр» (истребителей Р-39 Аэрокобра и Р-63 Кингкобра) и «Бостонов» (бомбардировщиков Б-3 и А-20) зарекомендовали себя лучше на Восточном фронте, имели отличные результаты на средних и малых высотах. Несмотря на в целом хорошие характеристики Бостоны имели ряд недостатков так, например, не имели самозатягивающихся топливных баков. Советские летчики давали хорошую оценку истребителям Р-39 "Аэрокобра" и Р-63 "Кингкобра". Данные истребители обладали высокой скоростью и маневренностью. Именно эти самолеты были на вооружении у легендарной дивизии А.И. Покрышкина. В СССР они поставлялись как не соответствовавшие оперативным требованиям американских ВВС. Несмотря на положительную оценку в Советских ВВС данные истребители обладали рядом существенных производственных дефектов. Из-за слабости хвостового оперения эти самолеты не выдерживали даже расчетных нагрузок (происходила деформация фюзеляже и хвостового оперения). «Кобры» также имели тенденцию падать в плоский штопор. Советскими специалистами были созданы комплекты усиления хвостового оперения и фюзеляжа, которые и укреплялись на ввозимые самолеты. [45]

На 01.05.1942 г. в составе фронтовой авиации было 250 истребителей зарубежного производства, что от общего количества истребителей составило 14,3 %, а от общего количества всех боевых самолетов - 6.3 %. Важно зафиксировать, что даже эти, небольшие на первый взгляд объемы являлись на самом деле весьма значимыми, так как приходились на период сильного сокращения советского авиационного производства, вызванного эвакуацией предприятий. К началу октября 1941 г. из 138 советских авиационных заводов работали только 22; в первом квартале 1942 г. были отстроены заново только 72 из 118 эвакуируемых предприятий. С ноября производство самолетов сильно упало, а декабрь оказался вообще решающим для Наркомата авиационной промышленности, в этом месяце был установлен самый низкий уровень производства. Таким образом, именно поставки первых лет оказали важнейшее влияние на ход военных действий, предоставив возможность возместить снижение производства, вызванного эвакуацией предприятий.[46] На 19.11.42 в составе фронтовой авиации находилось 212 истребителей (12,9 %) и 115 бомбардировщиков (6,4 %), произведенных в США и Великобритании. К началу июня 1943г. на фронте действовало 373 истребителя (10 %) и 297 бомбардировщиков (15 %) иностранного производства. К 1 января 1945 г. в фронтовых частях советских ВВС находилось 1007 истребителей (17,2 %) и 560 бомбардировщиков (17,4 %), произведенных в США[47]. Авиационные поставки союзников, несмотря на большие недостатки и трудности в их использовании, сыграли важную роль в обороне СССР, особенно на первые годы войны. Следует также выделить и психологический фактор - английские и американские самолеты в советских подразделениях показывали, что СССР не один ведет боевые действия с Германией. Говоря о качестве ввозимой техники, не следует забывать, что продуктивность боевого использования самолета зависит не только от конструктивных особенностей, но и от уровня освоения матчасти летным и инженернотехническим составом. Важно также не забывать что продуктивность боевой работы зависит от условий боевого применения авиации, именно поэтому хороший, хоть и устаревший Харрикейн, символ победы в «битве за Британию» оказался в Советском Союзе «летающим гробом», а неоцененные на родине Аэро- и Кингкобры получили высокую оценку от советских летчиков.[48]

Хотя советский военно-морской флот играл второстепенную роль в годы Великой Отечественной войны, поставки кораблей и судов также помогли достижению победы. Осенью 1941 г. в системе снабжения ВМФ вооружениями, материалами и оборудованиями разразился кризис. В начале войны было эвакуированы ряд южных и Московских заводов занимающихся производством оборудования для судостроения. Производство судовых турбин главных и вспомогательных дизелей было прекращено. Главным источником поддержания высокой боеспособности отечественных ВМС в годы войны стали поставки отборных материалов странами союзниками по антигитлеровской коалиции. Полученное от союзников морское оборудование позволило компенсировать и нехватку, но и оказать огромное влияние на производство собственных подобных технологий. Например, на вооружении ВМФ не было авиационных неконтактных мин. В связи с чем, с началом войны было закуплено 2214 индукционных мин. Эти мины послужили образцом для разработки советских мин АМД-1. В ВМФ СССР наибольшее распространение получили иностранные тралы. По состоянию на 1945 г. в его наличии были 86 акустических тралов, 43 электромагнитных, 6 специализированных тралов «Оропеза», 3 береговых и 10 речных тралов «ЛАЛ», поставленных из-за границы по ленд-лизу. Как вспоминал адмирал Шибаев «По сравнению с теми тралами, что состоят на вооружении у ВМФ, тралы Оропеза имеют преимущество». США оказали огромную помощь в обеспечении аккомуляторными батареями. Производство аккомуляторных батарей было на низком уровне. Эксплутационные данные американских ОЛС-58 оценивались на одном уровне с советскими. Большими по объему и качественно ценными стали зарубежные поступления на флот пушечного и стрелкового вооружения. За все время мировой войны по линии Артиллерийского Управления Наркомата поставлено в Союз 145 пятидюймовых и 488 трехдюймовых американских морских артустановок, 41 двенадцатифунтовых и 36 четырехдюймовых английских морских орудий, двести 40 мм зенитных автоматов Бофорса, 2221 20 мм автоматическая пушка Эрликон. Пулеметное вооружение было представлено: 177 одинарными, 1809 спаренными и 300 спаренными турельными пулеметами Браунинг калибра 12,7 мм, 105 спаренными пулеметами Мерлин и 95 счетверенными установками 12,7 мм пулеметов Виккерс. Вместе с оружием ввозились запасные стволы, свободные трубы, боезапас. Большая часть систем иностранного образца высоко оценивалось специалистами. Так, в отчете по импортному вооружению сообщалось: «Установка Виккерса является мощным зенитным оружием против авиации... системы
Эрликон показали хорошие результаты и могут быть применены для вооружения всех типов кораблей».

Именно благодаря отличным характеристикам американским Эрликонам суждено было стать самым известным типом морского зенитного вооружения в СССР, обогнав по количеству выпущенные на советских заводах 25 мм автоматы 70-К. [49] В связи с эвакуацией заводов, выпускающих навигационно-штурманское вооружение, во время войны изготовление указанного типа оборудования в СССР почти прекратили, и содержание флотов в основном шло за счет иностранной техники. Поэтому получение с ленд-лиза таких ведущих видов навигационного вооружения, как: радиомаяки (40 компл.), маячные передвижные установки (39 компл.), маячные фонари (685 шт.) — сыграло огромную роль в обеспечении операций боевых кораблей.
К Весне 1945 г. в СССР было поставлено судовых дизелей (1310 шт.),
бензомоторов (4420 шт.), дизель-генераторов (561 шт.), турбо и бензогенераторов (154 шт.). Наряду с продукцией фирмы «Паккард» (моторы мощностью 2500 лошадиных сил), советскую кораблестроительную программу поддерживали американские моторы «Холл-Скотт» (мощностью 630 и 900 л. с.), двигатели «Керматч» (86 л. с.), «Крайслер» (94 и 116 л. с.), моторы «Геркулес» и «Континенталь»; дизели «Супе-риор» (129 л.с.), «Лоример» (171 л. с.), «Дженерал-Моторс» (45, 90, 500, 1200 л. с.) и т. д. Большую роль для развития военно-морского флота Советского Союза в годы войны сыграли поставки корабельной радиоэлектроники, отечественные аналоги, которой серьезно уступали зарубежным разработкам. Английские радиолокаторы «Аздик» дали возможность вооружить гидроакстической аппаратурой большое количество боевых кораблей, а также изобрести свои собственные образцы, которые в дальнейшем выпускала советская промышленность. Практически, проведенные сравнения «Тамира» с «Аздиками», наглядно показали преимущества последних. Приборы типа «Аздик», встроенное в корабли, отлично показали себя как точное средство по нахождению немецких подводных лодок.[50]

В конце войны были получены морские десантные суда, также не выпускающиеся советской промышленностью, которые были задействованы в Курильской десантной операции. Самым распространенным классом кораблей, прибывших по ленд-лизу, стали торпедные катера. 78 катеров типа "Хиггинс" и "Воспер" приняли непосредственное участие в боевых действиях на заключительном этапе войны.[51]

Таким образом, союзнические поставки в адрес отечественного флота периода 1941-1945 гг. положительно сказались на его боеспособности в условиях глобальной войны. В том числе благодаря ленд-лизу, военно-морской флот Советского Союза смог сильнее укрепить свою материально-техническую базу. Прежде всего, размещение заказов за границей предоставило возможность уменьшить влияние хронического недостатка ресурсов на боевую деятельность ВМС СССР. Во-вторых, многие технологии морского ленд-лиза (радиолокаторы, сонары, неконтактные мины и тралы) к началу Великой Отечественной войны в нашей стране фактически не производились. Таким образом, получение из Великобритании и США передовых образцов современных морских вооружений не только помогло увеличить эффективность борьбы с противником, но и позволило в дальнейшем сильно уменьшить отставание по ряду направлений военного производства.

Помимо боевых кораблей в СССР по ленд-лизу поступали транспортные суда. Самое большое количество американских судов, переданных в аренду, получило Дальневосточное государственное морское пароходство. Всего в годы войны моряки-дальневосточники в портах США приняли 18 судов, на которых через Тихий океан было отправлено 5,4 млн. дл. т грузов ленд-лиза, что составило более 30% от общего количества грузов, предназначавшихся СССР. [52]

Огромное значение для поддержания боеспособности Красной армии оказали поставки танков. Сложность в изучении данного вопроса заключается в том, что данные о поставках танков в СССР, указанные в различных источниках, имеют отличия друг от друга. Так, в книге Soviet Armour of the Great Patriotic War 1941–45 Стивен Залога пишет что, из США в Советский Союз поступило 7165 танка всех типов, из Великобритании — 5186. Сообщаются и сведения о технике, потерянной при транспортировке: 861 американских и 614 английских танков. Таким образом, всего в СССР был поставлен 12 351 танк и 1473 танков были потеряны. Правда, не совсем понятно, о чем идет речь, об отправленных или о прибывших танках. Если об отправленных, то с учетом потерь число прибывших танков выглядит несколько иначе — 6305 американских и 4571 английских и канадских. А всего — 10 876.[53] Схожие цифры приводит и М.Супрун. В СССР было поставлено 11 616 танков, что даже несколько больше, чем по американским источникам. Однако чтобы понять, сколько же в реальности танков прибыло в СССР, надо использовать дополнительные источники. Согласно сведениям приемных комиссий Главного бронетанкового управления Красной армии (ГБТУ) им в 1941–1945 годах из США в Советский Союз прибыло 5871 американских и 4524 английских и канадских танка. Всего же — 10 395 танков. [54]

Разница между данными ,которые приводятся в советских и зарубежных источниках составляет 481 машина. В большинстве иностранных источников данные превышают советские на 300–400 единиц. Это можно объясняется либо потерями при транспортировке, либо путаницей с заявками, данными по отправке и приемке. Часто данные советских заявок выдаются за данные по отправке.

Всё вышесказанное правдиво и по отношению к поставкам других видов бронетанковой техники. С 1941 по 1945 год в СССР поступили 5150 бронетранспортеров всех типов. Кроме того, Главному артиллерийскому управлению Красной армии для использования в качестве артиллерийских тягачей было передано еще 1083 бронетранспортера. Помимо этого в СССР доставили 1802 самоходно-артиллерийских установки разных типов и 127 бронированных ремонтно-эвакуационных машин (БРЭМ).

Если обобщить, то можно прийти к заключению, что в СССР прибыли 10 395 танков, 6242 бронетранспортёра, 1802 САУ и 127 БРЭМ. А всего — 18 566 единиц бронетанковой техники.

Если сравнить эти данные с данными С. Залоги можно будет сделать вывод, что в Советский Союз было прибыло 10 875 танков, 6665 бронетранспортеров, 1804 САУ, 116 БРЭМ и 26 танковых мостоукладчиков. Всего — 19 484 единицы бронетанковой техники. В целом эти данные соотносятся со сведениями советской военной приёмки. В СССР начиная со 2-го полугодия 1941 года (с 1 июля) и по 1 июня 1945 года было произведено 97 677 танков и САУ (по другим данным — 95 253), а вот принято военной приемкой от заводов промышленности с 1 июля 1941 года по 1 сентября 1945 года действительно 103 170 танков и САУ. В обоих случаях речь идет о танках и САУ, а с ленд-лизовской стороны в расчёт берутся только танки. Если учесть, что ленд-лизовская техника прибывала в СССР и летом 1945 года, то в расчет нужно брать число 78 355. Именно столько танков было принято военной приёмкой от советских заводов за указанный период времени. Количество принятых САУ составляло 24 815 машин. В итоге можно прийти к заключению, что ленд-лизовские танки составляли 13 % от советского производства, САУ — 7 %. Бронетранспортёры составили 100 % от советского производства, поскольку не производились в СССР. Если же проводить сравнение по критерию «легкие бронированные машины» и сравнить с выпуском бронеавтомобилей в СССР (8945 единицы), то получится 70 %. Стоит отметить, что из 1800 ленд-лизовских САУ 1100 были зенитными, которые у нас тоже практически не производились (75 ЗСУ-37, выпущенных в 1945–1946 годах, в боевых действиях участия не принимали). Если вести разговор о бронетанковой технике в целом, то ленд-лизовские поставки составили около 16 % от советского производства.

США также осуществляли так, называемые «ознакомительные поставки» в 1943-1945 для ознакомления поставлялась самая новейшая техника. Шесть легких танков М5 «Стюарт», три легких танка М -24 "Чаффи", новейший танк Т-26 "Генерал Першинг" и пять самоходных установок Т-70 «Ведьма». Вся поставленная техника была старательно исследована советскими специалистами. Данные испытания проводились для того, что бы выявить недостатки и преимущества поставляемой техники. По их результатам составлялся список предложений по усвоению тех или иных конструкторских решений. У «Валентайна», например, специалисты НИИБТ Полигона определили весьма важным американский двигатель GMC, гидравлические амортизаторы и синхронизированную коробку передач. Особый интерес советских специалистов вызвало установленное на «Черчилле» и «Кромвеле» соединение коробки передач с «дифференциально-планетарным механизмом поворота», на «Матильде» — гидравлический привод поворота башни. На всех английских танках приглянулись перископические приборы наблюдения Мк IV. Приглянулись настолько, что были освоены в несколько другом виде обозначением МК-4, начиная со второй половины 1943 года, укреплялись на всех советских танках.

Для того, что бы установить какую роль сыграли для Красной армии массовые поставки бронетанковой техники по программе ленд-лиз стоит подробнее изучить ее качество и количество поставляемой техники.

Лёгкий танк МЗ был принят на вооружение армии США 5 июля 1940 года. Этот танк стал широко узнаваем под названием «Генерал Стюарт», или просто «Стюарт». Имя собственное ему дали англичане, принявшие в 1941–1942 годах по программе ленд-лиза большинство боевых машин этого типа.

По программе ленд-лиза в СССР было получено 1232 боевые машины этого типа: 978 — в 1942 году и 254 — в 1943-м. Первые 45 «стюартов» были ввезены в СССР в январе 1942-го, а последние 16 — в апреле 1943-го. В советских документах тех лет нельзя найти ни обозначений МЗ или МЗА1, ни названия «Стюарт». В советской армии танк назывался МЗ «лёгкий», или сокращенно МЗл (МЗЛ). Лёгкий танк «Стюарт» самый популярный лёгкий танк Второй мировой войны — произведено 22 715 единиц.

По комплексу основных оценочных параметров МЗ был намного лучше главного советского легкий танка того периода — Т-70.

Можно процитировать оценку «Стюарта», данную в 1945 году генерал-майором инженерно-танковой службы Н. И. Груздевым в статье «Анализ развития зарубежной танковой техники за годы войны и перспективы дальнейшего совершенствования танков»:

«В 1940–1941 гг. США имели отработанными два танка: МЗл и МЗс, или, как их классифицировали американцы, — кавалерийский танк и артиллерийский танк. Если бы действительно требовался специально кавалерийский танк в смысле подвижности, то американцы создали полноценный танк. Подвижность танка МЗл и его работоспособность поистине изумительны. В районе боевых действий как при движении по дорогам, так и по местности танк МЗл наиболее быстроходный из всех известных колесных и гусеничных машин. Но так как танк должен гармонически сочетать броню, скорость и вооружение, то в этом смысле танк МЗл является неполноценным. Пушка 37-мм калибра — основное вооружение МЗл — несомненно, слабое вооружение, и это основная причина, почему танк не мог продолжительное время продержаться на поле боя».

Несомненно, верная оценка, причем не только для «Стюарта», но и вообще для всех легких танков. Как установленно, Вторая мировая война поставила крест на существовании этих боевых машин в их классическом виде.

По американским данным, в Советский Союз было ввезено 4064 танка М4А2 разных вариантов и два танка М4А4. Поскольку танки М4А2 составляли более трети всех танков, полученных нашей страной от союзников по ленд-лизу во время войны, то на устройство этих танков стоит рассмотреть основательно. Первые «шерманы» ввезены в СССР в ноябре 1942 года. Эта модификация была взята не случайно. Советским военным, с которыми обговаривалась перечень поставляемой техники, были отлично известны сложности, появившиеся при эксплуатации танков МЗс и МЗл в СССР, бензиновые моторы которых могли работать только на импортном высокооктановом бензине.

Стоит отметить, что приведённое выше количество отправленных машин не совпадает с количеством полученных. Так, по данным приемных комиссий ГБТУ Красной армии, в 1942 году в СССР прибыли 37 танков М4А2, в 1943 году — 468, в 1944–2346, в 1945 — 813. Всего же за четыре года — 3664 машины.

Новые танки были прекрасно приняты в бронетанковых частях советской армии. Например, в отчёте 5-й гвардейской танковой бригады, датированном 23 октября 1943 года, отмечалось:

«Благодаря большой скорости танк М4А2 очень удобен для преследования, имеет большую маневренность. Вооружение вполне соответствует его конструкции, так как имеет осколочные и бронебойные снаряды (болванки), пробивная способность которых очень высокая. 75-мм пушка и два пулемёта „Браунинг“ в работе безотказны. К недостаткам танка относится огромная высота, что является мишенью на поле боя. Броня, несмотря на огромную толщину (60 мм), отвратительного качества, так как были случаи, когда на дистанции 80 метров она пробивалась из ПТР. Кроме того, был ряд случаев, когда Ю-87 при бомбёжке обстреливали танки из 20-мм пушек и пробивали боковую броню башни и бортовую броню, в результате чего были потери среди экипажей. По сравнению с Т-34 М4А2 более удобен в управлении, более выносливы при совершении длительных маршей, так как двигатели не требуют частой регулировки. В бою эти танки работают хорошо». [55]

По отзывам из войск, при обстреле танков даже осколочными боеприпасами имели место отколы мелких осколков с внутренней стороны брони. Это случалось не на всех танках, но об этом недостатке тем не менее американцы были поставлены в известность уже в апреле — мае 1943 года. Почти сразу после этого отгрузка М4А2 в СССР была приостановлена, а машины, поступавшие с ноября 1943 года, имели броню хорошего качества.

Перечень массовых поставок бронетанковой техники в СССР по ленд-лизу и список машин, отправленных для ознакомления, опровергает от общепризнанные мнения о том, что союзники специально отправляли нам технику со слабыми боевыми характеристиками. Англичане и американцы поставляли нам те же самые машины, на которых воевали сами. Другой вопрос, что они не совсем соответствовали нашим климатическим условиям и не всегда использовались правильно. [56]

Сталин, как во время, так и после войны упорно не желал придавать огласки помощь союзников СССР, что бы лавры победителя досталась только ему. В послевоенные годы, в условиях мирового противостояния СССР и США, в официальных выступлениях политических и военных руководителей Советского Союза и, соответственно, в “научных” трудах историков-марксистов роль поставок по ленд-лизу оценивалась как незначительная. Уже в 1947 году Николай Вознесенский, заместитель председателя СНК СССР и председатель Госплана СССР, определил, что общий вес поставок по ленд-лизу составил всего лишь 4% от общего промышленного производства СССР.[57] С тех пор в течение десятилетий эта цифра, не подвергаясь ни малейшему сомнению, фигурировала в советских энциклопедиях и бесчисленных монографиях как единственно верная.

Вот какую оценку американским поставкам дает маршал Г.К. Жуков:

«Сейчас говорят, что союзники никогда нам не помогали... Но ведь нельзя отрицать, что американцы нам гнали столько материалов, без которых мы бы не могли формировать свои резервы и не могли бы продолжать войну... Получили 350 тысяч автомашин, да каких машин!.. У нас не было взрывчатки, пороха. Не было чем снаряжать патроны. А сколько они нам гнали листовой стали. Разве мы могли бы быстро наладить производство танков, если бы не американская помощь сталью. А сейчас представляют дело так, что у нас все это было свое в изобилии».[58]

Все вышеизложенное позволяет сделать вывод, что союзнические поставки положительно сказались на его боеспособности Красной армии, позволили компенсировать недостаток транспорта, средств связи, а также ряда невоенных товаров: станков, пороха, авиабензина, продовольствия.

Заключение

Американские источники утверждают, что военной техники и других грузов нам было поставлено на сумму около 11 миллиардов долларов. Это вклад США. Американцы поставили нам 358000 грузовиков, 45000 джипов и 3700000 шин. Отчет Наркомата военной торговли, помещенный в газете "Правде" от 11 июня 1944 года, в деталях устанавливает помощь каждой из стран: США, Великобритании и Канады. Хотя грузы продолжали поступать еще целый год, можно представить себе их объемы. Так, Великобритания на 30 апреля 1944 года успела поставить 5238 автомобилей и бронетранспортеров, Канада - 3410 . Американцы за это время дали несравнимо больше - 207000 автомобилей. Многого в советской армии до ленд-лиза просто не было: разведывательных и грузовых автомобилей-амфибий, тяжелых тягачей с прицепами для перевозки танков, бронетранспортеров, сонаров и радиолокаторов, 200 станций высокочастотного телефонирования.

Во многом благодаря поставкам железнодорожных рельсов было воссоздано железнодорожное полотно в западной части страны. В 1943 г. было поставлено 108 тыс. т, что составило 95% к отечественному производству рельсов в этом году, в следующем году - 268 тыс. т, в 3 раза больше железнодорожных рельсов, чем произвела советская индустрия.

После завершения войны большая часть техники, прибывшей по ленд-лизу, задействовалась в народном хозяйстве. Советские специалисты получили возможность изучить с современные конструкции, некоторые технические решения стали основой для отечественных разработок.

Отвечая на вопрос о роли ленд-лиза в Великой Отечественной войне, А. И. Микоян сказал:«— Военно-экономические поставки нам со стороны наших западных союзников, главным образом американские поставки по ленд-лизу, я оцениваю очень высоко, хотя иное такой степени, как некоторые западные авторы.

И, поясняя свое утверждение, добавил:

— Представьте, например, армию, оснащённую всем необходимым вооружением, хорошо обученную, но воины которой недостаточно накормлены или того хуже. Какие это будут вояки? И вот когда к нам стали поступать американская тушенка, комбижир, яичный порошок, мука, другие продукты, какие сразу весомые дополнительные калории получили наши солдаты! И не только солдаты: кое-что перепадало и тылу.

Или возьмём поставки автомобилей. Ведь мы получили с учетом потерь в пути около 400 тысяч первоклассных по тому времени машин типа „С

Наши рекомендации