Сообщение от Катады и Зейда ибн Асляма, да помилует их Аллах.
Что касается сообщений от Катады и Зейда ибн Асляма, да помилует их Аллах, то их привел ибн Джарир [ат-Табари] в своём толковании Корана, (2/529), с достоверной цепочкой передатчиков. [Следовательно, мнение о том, что этот аят отменен, достоверно установлено от Катады ибн Ди‘амы ас-Садуси и Зейда ибн Асляма, да помилует их Аллах].
Ибн Джарир [ат-Табари] указал на то, что мнение Катады и Зейда ибн Асляма указывает на то, что Аллах ниспослал аят «куда бы вы ни повернулись, там будет Лик Аллаха»Своему пророку, да благословит его Аллах и приветствует, дабы указать ему и его сподвижникам, что во время молитвы они могут поворачиваться лицом туда, куда желают. Затем Аллах Всевышний отменил это постановление и обязал людей поворачиваться во время молитвы в сторону Заповедной мечети в Мекке.
Следует заметить, что некоторые обладатели знания сказали, что аят «куда бы вы ни повернулись, там будет Лик Аллаха»не является отмененным. Однако он касается того, кто не знает, в какой стороне находится Кааба. [Например, человек находится в пустыне или в лесу, где невозможно определить направление на Каабу и не у кого спросить об этом]. Такой человек должен постараться определить правильное направление и совершить молитву в этом направлении. Ибн Джарир [ат-Табари] упомянул, что это мнение целой группы обладателей знания, но не назвал их по именам. Также это мнение упомянули ибн Аби Хатим и аль-Куртуби.
На правильность этого мнения указывают хадисы, которые передаются со слов ‘Амира ибн Раби‘а, Джабира ибн ‘Абдуллаха и ‘Абдуллаха ибн ‘Аббаса.
Хадис, передаваемый со слов ‘Амира ибн Раби‘а.
Передали ат-Тирмизи (343), (4033); ибн Маджах (1020), ибн Джарир [ат-Табари] в своём толковании Корана, (1841, 1843); ибн Аби Хатим в своём толковании Корана, (1120); ад-Даракутни (1/272), со следующей цепочкой передатчиков: Абу Раби‘ Аш‘ас ибн Са‘ид ас-Самман от ‘Асыма ибн ‘Убейдуллаха от ‘Абдуллаха ибн ‘Амира ибн Раби‘а от ‘Амира ибн Раби‘а, который сказал:
― Однажды, в очень темную ночь мы вместе с пророком, да благословит его Аллах и приветствует, остановились на привал, а один из людей начал выставлять камни, чтобы подготовить место для совершения молитвы. Но когда наступило утро, мы поняли, что совершали молитву не в сторону Каабы. Тогда мы сказали: «О, посланник Аллаха, поистине, в эту ночь мы совершили молитву не в сторону Каабы». После этого Аллах Всевышний ниспослал аят, в котором сказано: «(И только) Аллаху принадлежат восток и запад. Куда бы вы ни повернулись, там будет Лик Аллаха. Воистину, Аллах - Объемлющий, Знающий».[Сура аль-Бакара, аят 115].
Но у этой цепочки передатчиков две проблемы:
Во-первых, Аш‘ас ибн Са‘ид ас-Самман – это оставленный передатчик (матрук).
Во-вторых, ‘Асым ибн ‘Убейдуллах аль-‘Умари является близким к тому, чтобы назвать его сильно слабым (шадиду да‘ф). Об этом станет известно тому, кто прочтет его биографию в книге «Тахзиб ут-Тахзиб».
Но у Аш‘аса ибн Са‘ида есть поддерживающая цепочка. Его поддержал ‘Умар ибн Кайс, как это приводится у ат-Тайалиси (№ 1145) и аль-Бейхакы (2/11).
Однако ‘Умар ибн Кайс по прозвищу «Сандаль» - это также оставленный передатчик (матрук), и его поддержка не приносит никакой пользы. [Следовательно, этот хадис не является достоверным и не может служить доводом в этом вопросе].
Хадис, передаваемый со слов Джабира ибн ‘Абдуллаха.
Передали ад-Даракутни (1/271), ибн Мардауейх (см. «Тафсир ибн Касир»), аль-Бейхакы (2/11-12) со следующей цепочкой передатчиков: Ахмад ибн ‘Убейдуллах ибн аль-Хасан аль-‘Анбари сказал: «Я нашел в книге своего отца, что ему рассказал ‘Абд уль-Малик аль-‘Арзами от ‘Ата ибн Аби Рабаха от Джабира ибн ‘Абдуллаха, который сказал:
― Однажды, посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, отправил военный отряд, в котором был и я, и (когда мы были в пути) наступила темная ночь, по причине которой мы не смогли определить направление на Каабу. Группа людей сказала: «Кааба там», указав в сторону севера. Они помолились (в эту сторону), (а после молитвы) начертили линию, (чтобы утром проверить верность своих утверждений). Другие же сказали: «Кааба там», указав в сторону юга и начертив линию, (чтобы утром проверить верность своих утверждений). Когда же наступило утро и солнце взошло, оказалось, что никто из них не был прав. Когда мы вернулись к пророку, да благословит его Аллах и приветствует, то спросили его об этом, а он промолчал. Тогда Аллах Всевышний ниспослал аят, в котором сказано: «(И только) Аллаху принадлежат восток и запад. Куда бы вы ни повернулись, там будет Лик Аллаха. Воистину, Аллах - Объемлющий, Знающий».[Сура аль-Бакара, аят 115].
Сказал ибну-ль-Каттан: «Проблема этого хадиса в том, что существует пропуск между Ахмадом [ибн ‘Убейдуллах ибн аль-Хасан аль-‘Анбари] и его отцом, а также в том, что ничего неизвестно о положении этого Ахмада (маджхуль аль-халь)». [См. «Байану-ль-Уахм уа-ль-Иихам», 3/359].
Что касается Ахмада ибн ‘Убейдуллаха аль-‘Анбари, то его биография присутствует в книге «Лисан аль-Мизан», но о его положении в хадисоведении ничего неизвестно (маджхуль аль-халь).
Сказал имам аль-Бейхакы: «Цепочка передатчиков до ‘Абд уль-Малика аль-‘Арзами неясна, так как Ахмад ибн ‘Убейдуллах аль-‘Анбари перенял хадис из книги (уиджада). [Проблема в том, что Ахмад ибн ‘Убейдуллах аль-‘Анбари не слышал этот хадис непосредственно, но перенял хадис из книги своего отца и существует опасность, что эта книга могла быть изменена кем-то, и так далее. Подробнее этот вопрос разбирается в книгах о хадисоведении].
К тому же в хадисе сказано, что аят был ниспослан именно из-за этого случая, хотя достоверно известно иное.
Передается от ‘Абд уль-Малика ибн Аби Сулеймана аль-‘Арзами, который передал от Са‘ида ибн Джубейра, а тот передал от ‘Абдуллаха ибн ‘Умара ибн аль-Хаттаба, да будет доволен Аллах им и его отцом, что этот аят был ниспослан только относительно дополнительных молитв, совершаемых на верблюдах». [См. «ас-Сунан», 2/12].
Но у хадиса Джабира, да будет доволен им Аллах, есть еще две цепочки передатчиков, которые приводятся у ад-Даракутни и аль-Бейхакы, однако они обе являются сильно слабыми (шадид ад-да‘ф).
Хадис, передаваемый со слов ‘Абдуллаха ибн ‘Аббаса.
Передал ибн Мардауейх (см. «Тафсир ибн Касир») со следующей цепочкой передатчиков: аль-Кальби передает от Абу Салиха, а тот – от ибн ‘Аббаса, да будет доволен Аллах им и его отцом, от пророка, да благословит его Аллах и приветствует, нечто подобное двум прошлым хадисам.
Но аль-Кальби – это Мухаммад ибн ас-Саиб, который является лжецом (каззаб).
Также Абу Салих – это Базам, который был вольноотпущенником Умму Хани. Он является слабым передатчиком (да‘иф).
Следовательно, ни один из этих трёх хадисов не является достоверным.
Но относительно разъяснения этого аята существует и иное мнение (уже третье мнение).
Сказал Муджахид насчет слов Всевышнего «куда бы вы ни повернулись, там будет Лик Аллаха»: ― То есть: где вы ни были, вы должны обращаться (во время молитв) в сторону Каабы.
Эти слова передали ат-Тирмизи (2958); ибн Аби Хатим (1122); с хорошей цепочкой передатчиков. Также подобное разъяснение передается от аль-Хасана [аль-Басри] и ад-Даххака. Об этом сказано в толкованиях Корана, написанных ибн Аби Хатимом и аль-Куртуби.
Четвертое мнение относительно этого аята заключается в том, что он не является отмененным и касается дополнительной молитвы на верховом животном во время путешествия.
Передали Муслим (1612); ат-Тирмизи (2958); ибн Джарир (1839); ибн Аби Хатим (1121) со следующей цепочкой передатчиков: Абд уль-Малик ибн Аби Сулейман аль-‘Арзами передал от Са‘ида ибн Джубейра от ибн ‘Умара, да будет доволен Аллах им и его отцом, который сказал:
― Однажды, посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, совершал молитву на верховом животном, которое направлялось из Мекки в Медину. И относительно этого случая был ниспослан аят, в котором сказано:
«Куда бы вы ни повернулись, там будет Лик Аллаха».[Сура аль-Бакара, аят 115].
Относительно разъяснения этого аята существуют и иные мнения. аль-Куртуби, да помилует его Аллах, в своём толковании Корана упомянул десять мнений, некоторые из которых являются слабыми, а некоторые – схожи с теми мнениями, которые мы привели.
Заключение.*
*[Следовательно, относительно этого аята существует четыре мнения.
1 Аят аннулирован аятом: «Обрати же свое лицо в сторону Заповедной мечети [мечети аль-Харам в Мекке]». (Сура аль-Бакара, аят 144).
2 Аят не аннулирован, но разрешает совершать молитву не в сторону Каабы тому, кто не знает, где она и не может ее найти.
3 Аят не аннулирован и его смысл: где вы ни были, вы должны обращаться (во время молитв) в сторону Каабы.
4 Он не является отмененным и касается дополнительной молитвы на верховом животном во время путешествия.
Правильным является четвёртое мнение. А доказательством является хадис, который передаётся со слов ‘Абдуллаха ибн ‘Умара, да будет доволен Аллах им и его отцом. Этот хадис был приведен немного выше.
Что касается доказательств второго мнения, то все они недостоверные].
Мне кажется правильным – а Аллах знает лучше – что правильным мнением в этом вопросе является именно четвёртое мнение. Оно заключается в том, что этот аят не является отмененным и в нём имеется в виду дополнительная молитва на верховом животном во время путешествия. Ведь, это мнение достоверно передается от ибн ‘Умара, да будет доволен Аллах им и его отцом. А мнение сподвижника в вопросах причин ниспослания аятов у обладателей знания подобно словам самого посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует. На это указал ибн ас-Салях в «‘Улюму-ль-Хадис», последовав в этом вопросе за аль-Хатыбом.
[См. «ан-Нукат ‘аля ибни-с-Салях», (2/530), хафиза ибн Хаджара, да помилует его Аллах].
А Аллах знает лучше!
Второй аят: «Сура аль-Бакара, аят 180». (Является отмененным).
Аллах Всевышний сказал: «Когда смерть приближается к кому-либо из вас и он оставляет после себя добро[имущество], то ему предписано оставить завещание родителям и ближайшим родственникам в соответствии с обычаями(людей). Такова обязанность остерегающихся(наказания Аллаха)».[Сура аль-Бакара, аят 180].
Ас-Суюты сказал: «Этот аят отменен (мансух). Некоторые сказали, что этот аят отменен аятом о наследстве. Другие же сказали, что этот аят отменен хадисом, в котором сказано: «Нет завещания для тех, кто итак получает наследство».[Хадис достоверный. См. «Ируа уль-Гъалиль», 6/87-99].
Третьи же сказали, что этот аят отменен в соответствии с единогласным мнением мусульман (иджма‘). Это единогласное мнение передал ибн уль-‘Араби». [См. «аль-Иткан», 2/63].
Ученые, заявившие об отмене этого аята, разногласили в том, отменен ли он полностью или частично.
Некоторые обладатели знания посчитали, что этот аят отменён полностью. Это – мнение ибн ‘Аббаса, ибн ‘Умара и ‘Абду-р-Рахмана ибн Зейда ибн Асляма. Все эти мнения передал ибн Джарир [ат-Табари] в своём толковании Корана.
Сказал аль-Куртуби: «Это – мнение Малика. А ибн ан-Нуххас передал это мнение от аш-Ша‘би и ан-Наха‘и». [См. «Тафсир аль-Куртуби», 2/263].
Но группа ученых посчитала, что этот аят отменен только относительно родителей и родственников, которые уже итак получают от него наследство [в соответствии с аятами о наследстве]. Но этот аят действует в отношении тех родителей и родственников, которые не получают наследство [в соответствии с аятами о наследстве],
[Например, если родители или родственники придерживаются иной религии, то они не получают наследство от сына-мусульманина в соответствии с аятами о наследстве, но могут получить по завещанию. Передают со слов Усамы ибн Зайда, да будет доволен Аллах им и его отцом, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Мусульманин не [должен становиться] наследником неверного, а неверный — наследником мусульманина».аль-Бухари, 6764; Муслим, 1614.
Так вот эти ученые посчитали, что этот аят остался действительным в отношении таких родителей и они могут получить наследство только по завещанию. Следовательно, согласно мнению этих ученых, сын обязан оставить завещание неверующим родителям. Что же касается верующих родителей, то завещание относительно них не оставляют, ибо они уже итак получают наследство в соответствии с аятами о наследстве].
Это мнение достоверно передаётся от Катады и аль-Хасана [аль-Басри]. Также это мнение передаётся от ибн ‘Аббаса, да будет доволен Аллах им и его отцом.
Сказал ибн Аби Хатим: «Это мнение передаётся от Са‘ида ибн Джубейра, аль-Хасана [аль-Басри], ар-Раби‘а ибн Анаса, ад-Даххака, Мукатиля ибн Хаяна, аз-Зухри и Катады». [См. «Тафсир ибн Аби Хатим», 1/200].
Сказал аль-Куртуби: «Это – мнение аш-Шафи‘и, большинства маликитов и еще целой группы обладателей знания». [См. «Тафсир аль-Куртуби», 2/263].
Другие ученые посчитали, что этот аят вообще не является отмененным. Они заявили, что он изначально касался только тех родителей, которые не наследуют [в соответствии с аятами о наследстве]. Например, два неверующих родителя. Также этот аят касается тех родственников, которые не упомянуты в аятах о наследстве.
[Это мнение очень похоже на мнение тех ученые, которые заявили, что аят отменен частично, и разногласие между ними только теоретическое.
Ученые, которые заявили, что этот аят отменен частично, говорят, что этот аят изначально касался всех ситуацией, а затем был частично отменен, и остался действительным только относительно определенных ситуаций, например, в отношении родителей-неверующих.
Но другие ученые посчитали, что этот аят вообще не является отмененным, так как он изначально касался только конкретных ситуаций.
Следовательно, суть обоих мнений одинакова, однако они разногласят лишь в том, как было в начале: в начале Ислама этот аят касался всех ситуаций, или же он изначально был ниспослан только в отношении конкретных ситуаций].
Об этом сказал ад-Даххак, Тауус, аль-Хасан [аль-Басри], и это мнение выбрал ибн Джарир [ат-Табари]. Более правильно – а Аллах знает лучше – что этот аят является отменённым (мансух).
Большинство ученых посчитало, что этот аят отменен аятами о наследствами, [которые были ниспосланы позже]. [С этого момента начинается разбор отдельной темы: что именно отменяет разбираемый нами аят?!].
Но имам Абу ‘Абдуллах аль-Куртуби, да помилует его Аллах, сказал: «Некоторые сказали, что аяты о наследстве сами по себе не отменяют [этот] аят. Аяты о наследстве отменяют [этот] аят только вместе с другими [шариатскими текстами]. Они имеют в виду слова посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует: ″Поистине, Аллах уже даровал право каждому, кто имеет это право, поэтому не следует составлять завещания для того, кто уже итак наследует″.[Ахмад, 5/267; ат-Тирмизи, 2120. Шейх аль-Альбани назвал хадис достоверным. См. «Сахих аль-Джами‘», 1789].
Следовательно, [этот] аят был отменен этим хадисом, а не аятами о наследстве, по более верному мнению из мнений ученых». [См. «Тафсир аль-Куртуби», 2/263].
Наш шейх Мукбиль ибн Хади аль-Уади‘и, делая примечания на книгу «Тафсир ибн Кясир», выбрал мнение о том, что этот аят отменён именно хадисом.
Также мнение, которое выбрал Абу ‘Абдуллах аль-Куртуби в своём толковании Корана, соответствует мнению Абу-ль-‘Аббаса аль-Куртуби в книге «аль-Муфхим», (4/440-441).
[Следует знать, что существует двое ученых, известных как аль-Куртуби:
·Абу ‛Абдуллах аль-Куртуби – это автор известного толкования Корана «аль-Джами‛ ли-Ахкам аль-Къуран».
·Абу-ль-‛Аббас аль-Куртуби – это автор известного толкования на книгу «ас-Сахих» имам Муслима. Его толкование известно как «аль-Муфхим шарх Сахих Муслим»].
Что касается хадиса ″поистине, Аллах уже даровал право каждому, кто имеет это право, поэтому не следует составлять завещания для того, кто уже итак наследует″, то он передаётся примерно от десяти сподвижников. Этот хадис передается от Абу Умамы аль-Бахили, от ‘Абдуллаха ибн ‘Аббаса, от ‘Амра ибн Хариджы, от Анаса ибн Малика, от ‘Абдуллаха ибн ‘Амра, от Джабира ибн ‘Абдуллаха, от ‘Али ибн Аби Талиба, от ‘Абдуллаха ибн ‘Умара, от аль-Бары ибн ‘Азиба и от Зейда ибн Аркама. [См. «Насб ар-Райа», 4/403-407; «аль-Ируа», 1655].
Хотя в некоторых цепочках этого хадиса есть проблемы, но если человек посмотрит во все цепочки передатчиков, то твердо заявит о его достоверности. А имам аш-Шафи‘и, да помилует его Аллах, даже сказал: «Мы обнаружили, что люди, дающие фетвы, а также обладатели знания о жизнеописании пророка, да благословит его Аллах и приветствует, из курайшитов и некурайшитов не разногласят в том, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал в день открытия Мекки: ″Нет завещания для того, кто уже итак наследует″». [См. «аль-Фатх», 2747].
Сказал шейх аль-Альбани, да помилует его Аллах: «В заключении можно сказать, что этот хадис достоверный (сахих), в чём нет сомнения. Можно даже сказать, что он передаётся по многочисленным путям (мутаватир). Об этом сказал ас-Суюты и другие ученые из числа последних поколений». [См. «аль-Ируа», 6/95].
В этом хадисе указание на две вещи:
Во-первых, [разбираемый нами] аят отменен полностью даже в отношении тех родственников, которые не получают наследство в соответствии с аятами о наследстве. Ведь, в хадисе сказано: «Поистине, Аллах уже даровал право каждому, кто имеет это право».
Поистине, Аллах Всевышний в аятах о наследстве уже разъяснил права родственников умершего. А у тех родственников, о которых Он умолчал, нет никаких обязательных прав на наследство умершего. [Все эти вопросы будут более подробно разобраны в будущем в книге о наследстве, если пожелает Аллах. Однако данная книга касается только отмененных аятов, потому мы не будем разбирать вопросы наследства подробно].
Во-вторых, можно сделать вывод, что [разбираемый нами] аят отменён именно аятами о наследстве. В таком случае, упомянутый нами хадис не отменяет аят сам по себе, а лишь разъясняет, что аят уже был отменен. Это мнение является верным и его придерживается большинство толкователей Корана.
Также это мнение посчитал верным шейх аль-Альбани, да помилует его Аллах, который сказал: «Этот аят отменен аятами о наследстве. А хадис всего лишь разъясняет, что аят [о завещании] уже был отменен, как мы уже говорили. Это явно видно из слов пророка, да благословит его Аллах и приветствует, хотя многие ученые и придерживаются обратного мнения». [См. «Хашия Ахкаму-ль-Джанаиз», 7].
Заключение.*
*[Следовательно, относительно этого аята существует два мнения:
1 Аят отменен.
2 Аят не отменен, но под родителями и родственниками имеются в виду те, которые не имеют право на долю в наследстве (как отец неверующие и т.п.).
Правильным является первое мнение.
Обладатели знания, которые заявили об отмене этого аята, в свою очередь, разделились на две группы:
Первая группа скзала, что аят отменен полностью – получается, что человек не обязан оставлять завещание.
Вторая группа сказала, что аят отменен только относительно тех родственников, которые имеют право на долю в наследстве, и остается обязанность оставить наследство остальным родственникам.
Правильным здесь является первое мнение.
Затем те, кто придерживается этого мнения, разошлись ещё на три мнения в вопросе относительно того, чем именно был отменен этот аят.
Первая группа сказала, что аят отменен единогласным мнением обладателей знания, хотя это не соответствует действительности, так как разногласие всё-таки существует.
Вторая группа сказала, что аят отменен аятами о наследстве.
Третья группа сказала, что аят отменен пророческим хадисом, который был приведён выше.
Правильным здесь является второе мнение].
Аят [о завещании] [Сура аль-Бакара, аят 180]является отмененным (мансух), как на это указал ас-Суюты. Более правильное мнение заключается в том, что этот аят отменен полностью, а не частично, а также в том, что этот аят отменён именно аятами о наследстве. А Аллах знает лучше!
Затем я обнаружил, что имам Мухаммад аль-Амин аш-Шинкыти, да помилует его Аллах, выбрал именно то мнение, на которое указал я. Он сказал в книге «аль-Музаккира фи Усули-ль-Фикх»: «Более правильное мнение заключается в том, что аят о завещании родителям и родственникам отменен аятами о наследстве, а хадис всего лишь разъясняет то, что аят уже отменен». [См. «аль-Музаккира фи Усули-ль-Фикх», стр. 154].
Третий аят: «Сура аль-Бакара, аят 183». (На самом деле не является отмененным).
Аллах Всевышний сказал: «О те, которые уверовали! Вам предписан пост, который подобен тому посту, который был предписан вашим предшественникам, - быть может, вы устрашитесь».[Сура аль-Бакара, аят 183].
Ас-Суюты в книге «аль-Иткан» указал на то, что этот аят отменен (мансух) другим аятом, где Аллах Всевышний сказал: «Вам дозволено вступать в близость с вашими женами в ночь поста[в месяц Рамадан]».[Сура аль-Бакара, аят 187].
Ведь, первый аят указывает [согласно мнению ас-Суюты] на то, что в нашем посте и в посте наших предшественников присутствует общая черта: запрет принимать пищу и вступать в половую близость с супругами после сна*. Об этом сказал ибн уль-‘Араби.
*[В начале ислама человек соблюдал пост до захода солнца, как и сейчас. Но существовало одно отличие: в начале ислама человек мог есть, пить и вступать в половую близость после захода солнца только вплоть до ночной обязательной молитвы (‘иша). А новый пост начинался уже после этой ночной обязательной молитвы (‘иша). Следовательно, пост длился почти сутки.
И было еще одно тяжелое отличие от нашего поста: если человек уснул и встал уже после захода солнца, то ему вообще запрещалось есть, пить и вступать в половую близость, даже если время ночной обязательной молитвы (‘иша) еще не наступило.
Сообщается, что аль-Бара, да будет доволен им Аллах, сказал: «Обычно, когда кто-нибудь из сподвижников Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует, постился и наступало время разговения, а он засыпал, не разговевшись, то он уже не ел ни этой ночью, ни весь (следующий) день до вечера. И (однажды) Кайс ибн Сырма аль-Ансари постился, когда же наступило время разговения, он пришёл к своей жене и спросил её: “Есть ли у тебя какая-нибудь еда?” Она сказала: “Нет, но я пойду и поищу что-нибудь для тебя”. Он весь день работал, и поэтому его одолел сон, а через некоторое время его жена вернулась к нему и, увидев его, сказала: “Горе тебе!” А к середине (следующего) дня он упал в обморок и об этом сообщили пророку, да благословит его Аллах и да приветствует, после чего был ниспослан этот аят: “Разрешается вам в ночь поста близость с вашими жёнами…”. И они очень обрадовались этому, а затем было ниспослано следующее: “…и ешьте и пейте, пока заря не позволит вам отличить белую нить от чёрной…”». Передал аль-Бухари, 1915].
Однако обладатели знания разногласили в этом вопросе.
Первое мнение ― аят указывает на то, что пост [о котором говорится в аяте] абсолютно подобен посту предшествующих поколений, ибо тем из них, кто проспал время разговения, было запрещено принимать пищу и питье, а также вступать в половую близость.
Ибн Аби Хатим в своём толковании передал это мнение по следующей цепочке передатчиков: рассказал мне мой отец [Абу Хатим], которому рассказал ‘Иса ибн Зияд ар-Рази, которому рассказал Яхъя ибн ад-Дарис, которому рассказал Абу Джа‘фар ар-Рази от ар-Раби‘а ибн Анаса, который передал от того, кто рассказывал от ибн ‘Умара, да будет доволен Аллах им и его отцом.
Так вот передается, что ибн ‘Умар сказал насчет слов Всевышнего «вам предписан пост, который подобен тому посту, который был предписан вашим предшественникам»:«Предшествующим поколениям было предписано следующее: если кто-то из них совершил вечернюю молитву, а затем заснул, то для него становились запретными еда, питье и супруга до вечерней молитвы следующего дня».
Цепочка передатчиков этого сообщения является слабой. Что касается Абу Джа‘фара ар-Рази, то ученые разногласят относительно него, но более правильное мнение состоит в том, что он является слабым передатчиком. К тому же передатчик от ибн ‘Умара неизвестен. [Так как ар-Раби‘а ибн Анас не назвал того человека, который передал ему слова ибн ‘Умара, да будет доволен Аллах им и его отцом].
Сказал ибн Аби Хатим: «Это мнение передаётся также от [‘Абдуллаха] ибн ‘Аббаса, Абу аль-‘Алии, ‘Абду-р-Рахмана ибн Аби Лейли, Муджахида, Са‘ида ибн Джубейра, Мукатиля ибн Хаяна, ар-Раби‘а ибн Анаса и ‘Ата [ибн Аби Муслима] аль-Хурасани». [См. «Тафсир ибн Аби Хатим». 1/305].
Второе мнение ― аят указывает на то, что пост [о котором говорится в аяте] подобен посту предшествующих поколений по времени и количеству дней. Это мнение заключается в том, что предшествующие поколения так же обязаны были соблюдать пост в месяце Рамадан.
Ибн Аби Хатим передал в своём толковании Корана (№ 1625) со слов ибн ‘Умара, да будет доволен Аллах им и его отцом, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Аллах предписал пост в месяце Рамадан и тем общинам, которые были до вас».
Но среди передатчиков этого хадиса Абу ар-Раби‘ – один из жителей Медины, который является неизвестным (маджхуль). Также среди передатчиков этого хадиса ‘Абдуллах ибн аль-Уалид ат-Туджиби аль-Мисри, хадисы которого являются слабыми. [Следовательно, хадис не является достоверным].
Это мнение передаётся также от аш-Ша‘би, Катады, аль-Хасана [аль-Басри] и ас-Судди, и именно это мнение посчитал верным ибн Джарир [ат-Табари].
Сказал аль-Куртуби: «Это мнение выбрал (также) ан-Нуххас». [См. «Тафсир аль-Куртуби», 2/274].
Третье мнение ― аят указывает на то, что предшествующие общины обязаны были соблюдать пост так же, как обязана соблюдать пост наша община*. Речь не идёт о схожести во времени поста или в формах его соблюдения.
*[В таком случае аят следует переводить следующим образом: «О те, которые уверовали! Вам предписан пост, подобно тому, как он был предписан и вашим предшественникам»].
Сказал аль-Хафиз [ибн Хаджар]: «Это – мнение большинства ученых». [См. «Фатх уль-Бари», 4501].
Сказал Абу Бакр ибн уль-‘Араби: «Точно можно утверждать лишь о том, что в аяте идёт сравнение только относительно обязательности поста. [То есть: пост обязателен для нашей общины так же, как он был обязателен для предшествующих общин].
Что же касается остальных возможных толкований, то относительно их правильности знает только Аллах». [См. «Ахкаму-ль-Куран», 1/75].
Сказал ибн уль-Джаузи: «Слова Всевышнего [вам предписан пост, подобно тому, как он был предписан и вашим предшественникам] не указывают на сравнение количества дней, или формы соблюдения поста, или времени его соблюдения. Поистине, аят указывает только лишь на сам пост. А, значит, аят следует понимать так: вам предписано соблюдать пост так же, как было предписано соблюдать пост и им.
Такое понимание передаётся от ибн Аби Лейли, а также на него указал ас-Судди, аз-Заджадж и аль-Кады абу Йа‘ля. И я не видел ни одного глубокого знатока толкования Корана (тафсира), который выбрал бы иное мнение. И именно это мнение является правильным. Именно поэтому, аят ни в коем случае не является отменённым». [См. «ан-Насих уа-ль-Мансух», стр. 202-203].
[Заключение.
Относительно этого аята существует три мнения:
Первое мнение – аят указывает на то, что пост [о котором говорится в аяте] абсолютно подобен посту предшествующих поколений. Приверженцы этого мнения заявили, что аят был отменен.
Второе мнение – аят указывает на то, что пост [о котором говорится в аяте] подобен посту предшествующих поколений по времени и количеству дней.
Третье мнение – аят указывает на то, что предшествующие общины обязаны были соблюдать пост так же, как обязана соблюдать пост наша община.
Правильным является третье мнение].
Четвертый аят: «Сура аль-Бакара, аят 184». (Является отменённым).
Аллах Всевышний сказал:
«А тем, которые способны поститься с трудом, следует во искупление накормить(одного)бедняка(за каждый пропущенный день)».[Сура аль-Бакара, аят 184].
Этот аят отменен словами Всевышнего: «Тот из вас, кого застанет этот месяц[Рамадан], должен поститься(в дневное время)».[Сура аль-Бакара, аят 185].
Дело в том, что первый аят предоставлял человеку выбор – любой человек мог либо соблюдать пост в месяц Рамадан, либо кормить бедняков за каждый пропущенный день поста. А во втором аяте, [отменяющем первый аят], указание на обязательность поста без предоставления человеку выбора.
Большинство обладателей знания посчитало, что этот аят [аят № 184 из суры «аль-Бакара»] отменен. На это указали аль-Хафиз ибн Хаджар в книге «Фатх уль-Бари», (4505); аш-Шаукани в «Фатх уль-Кадир», 1/180; Абу Бакр аль-Джассас в «Ахкаму-ль-Куран», 1/219; ан-Науауи в «Шарх Сахих Муслим», 8/21; аль-Багауи в «Ма‘алим ут-Танзиль», 1/215.
Это мнение подкрепляет хадис, передающийся со слов Салямы ибн аль-Акуа‘, да будет доволен им Аллах, который сказал: «После того как был ниспослан аят, в котором сказано: «А тем, которые способны поститься с трудом, следует во искупление накормить(одного)бедняка(за каждый пропущенный день)».[Сура аль-Бакара, аят 184],[каждый], кто не хотел соблюдать пост и [намеревался] искупить [это, так и делал, что продолжалось] до тех пор, пока не был ниспослан [следующий] аят, который отменил [это установление]». [аль-Бухари, 4507; Муслим, 1145].
Под «следующим аятом» он имеет в виду слова Всевышнего: «Тот из вас, кого застанет этот месяц[Рамадан], должен поститься(в дневное время)».[Сура аль-Бакара, аят 185].
Также сообщается, что [‘Абдуллах] ибн ‘Умар, да будет доволен Аллах им и его отцом, прочитал аят: «А тем, которые способны поститься с трудом, следует во искупление накормить(одного)бедняка(за каждый пропущенный день)».[Сура аль-Бакара, аят 184],а затем сказал: «Этот аят отменен (мансух)».[аль-Бухари, 4506].
Ибн Аби Хатим сначала передал это мнение со слабой цепочкой передатчиков от [‘Абдуллаха] ибн ‘Аббаса, да будет доволен Аллах им и его отцом, а затем сказал: «Также это мнение передаётся от Салямы ибн аль-Акуа‘, от ‘Алькамы, от ‘Абиды ас-Сальмани, от аш-Ша‘би, от ‘Ата аль-Хурасани, от Зейда ибн Асляма и от аз-Зухри».
Также подобное мнение от большинства из них передал ибн Джарир [ат-Табари] в своём толковании Корана [том 3, стр. 419-424].
Также имам Абу Джа‘фар ибн Джарир [ат-Табари] сказал: «Самое правильное мнение относительно слов Всевышнего [«а тем, которые способны поститься с трудом, следует во искупление накормить(одного)бедняка(за каждый пропущенный день)»]заключается в том, что данный аят отменён словами Всевышнего: «Тот из вас, кого застанет этот месяц[Рамадан], должен поститься(в дневное время)».[Сура аль-Бакара, аят 185].
Ведь, все мусульмане единогласны в том, что [в наши дни] каждый здоровый мужчина, находящийся в своём городе, а не в пути, обязан соблюдать пост в месяц Рамадан. Ему запрещено не соблюдать пост [без веской причины] в месяц Рамадан, выбрав вместо этого кормление бедняка. Следовательно, становится понятно, что аят является отмененным (мансух)». [См. «Тафсир ибн Джарир», 3/424].
Также мнение об отмене этого аята посчитали правильным Абу Бакр ибн уль-‘Араби в книге «Ахкаму-ль-Куран», 1/79; ан-Науауи в «Шарх Сахих Муслим», 8/20; аль-Хафиз [ибн Хаджар] в «Фатх уль-Бари», 4505.
Второе мнение относительно этого аята заключается в том, что он касался только старика и старухи, которые могли соблюдать пост только с большим трудом. Согласно этому аяту, только они могли не соблюдать пост и накормить одного бедняка за каждый пропущенный день.
А затем этот аят был отменен словами Всевышнего: «Тот из вас, кого застанет этот месяц[Рамадан], должен поститься(в дневное время)». [Сура аль-Бакара, аят 185].
После ниспослания этого аята старики и старухи были обязаны соблюдать пост до тех пор, пока они способны на это, так же, как юноши. Если же они уже никак неспособны соблюдать пост из-за старости, то только в таком случае они имеют право накормить одного бедняка за каждый пропущенный день.
Ибн Джарир [ат-Табари] передал это мнение от [‘Абдуллаха] ибн ‘Аббаса, да будет доволен Аллах им и его отцом, и от Катады с достоверными цепочками передатчиков.
Следует заметить, что в этом вопросе от ибн ‘Аббаса, да будет доволен Аллах им и его отцом, передаются разные мнения, которые противоречат друг другу. Однако самое достоверное из того, что передаётся от него в этом вопросе, следующее:
Передал Са‘ид ибн Аби ‘Аруба от Катады, а тот – от ‘Азары, а тот – от Са‘ида ибн Джубейра, который передал от ибн ‘Аббаса, который сказал: «Старик и старуха, которые были способны соблюдать пост, могли не соблюдать его, если желали этого. Вместо этого они кормили (одного) бедняка за каждый пропущенный день поста. Затем это постановление было отменено словами Всевышнего: ″Тот из вас, кого застанет этот месяц[Рамадан], должен поститься(в дневное время)″.
А слова Всевышнего [«а тем, которые способны поститься с трудом, следует во искупление накормить(одного)бедняка(за каждый пропущенный день)»]остались действительными, но касались уже только старика и старухи, которые совсем не могли соблюдать пост, а также касались беременных женщин и кормящих грудью матерей, если они боялись [потерять ребенка или молоко]».
Эти слова передал ат-Табари в своём толковании Корана под № 2752 [том 3, стр. 425], а также под № 2753 [том 3, стр. 425]. Также эти слова передал аль-Бейхакы в «аль-Кубра», [том 4, стр. 230].
Это мнение достоверно передаётся от [‘Абдуллаха] ибн ‘Аббаса, да будет доволен Аллах им и его отцом. А все остальные мнения, которые передают от него в этом вопросе, либо являются недостоверными, либо похожими на это мнение. А Аллах знает лучше!
Третье мнение относительно этого аята заключается в том, что он не является отменённым. Согласно этому мнению, аят следует понимать так: «А тем, которые[были]способны поститься [в молодости, но не могут делать этого в старости], следует во искупление накормить(одного)бедняка(за каждый пропущенный день)».
[Ибн Джарир] ат-Табари, да помилует его Аллах, передал это мнение от ас-Судди. А аль-Багауи отнёс это мнение к Са‘иду ибн Джубейру. [См. «Ма‘алим ат-Танзиль», 1/216].
Правильным мнением в этом вопросе является первое мнение из-за хадиса [хадис был приведён выше], который передается со слов Салямы ибн аль-Акуа‘, да будет доволен им Аллах. Этот хадис передаётся в двух достоверных сборниках – у аль-Бу