Издательская деятельность Радищева: «Житие Ф.В. Ушакова» и «Путешествие из Петербурга в Москву»

Ра­ди­щев – это че­ло­век уже сле­ду­ю­ще­го по­ко­ле­ния, для ко­то­ро­го ре­ли­ги­оз­ные пред­став­ле­ния ухо­дят на вто­рой план и не так су­ще­ствен­ны. Его за­ни­ма­ет то, что сей­час при­ня­то на­зы­вать чув­ства­ми, то, что сей­час под­ра­зу­ме­ва­ют под внут­рен­ним миром че­ло­ве­ка. И это, надо ска­зать, про­ис­хо­ди­ло впер­вые в рус­ской ли­те­ра­ту­ре. По­это­му Ра­ди­ще­ва в рав­ной сте­пе­ни смело можно на­зы­вать и про­све­ти­те­лем, и сен­ти­мен­та­ли­стом. Ра­ди­щев был пер­вым из рус­ских пи­са­те­лей, ко­то­рый об­ра­тил­ся ко внут­рен­не­му миру че­ло­ве­ка. Био­гра­фи­че­ская ис­то­рия Ра­ди­ще­ва не так и слож­на, да го­раз­до важ­нее неё та ис­то­рия, ко­то­рая свя­за­на с его кни­гой и тем ре­зуль­та­том, к ко­то­ро­му при­ве­ло по­яв­ле­ние этой книги (и в жизни Ра­ди­ще­ва, и, в зна­чи­тель­ной сте­пе­ни, в жизни всей стра­ны). Это был пер­вый слу­чай, когда по­яв­ле­ние книги по­вли­я­ло не толь­ко на судь­бу её ав­то­ра, но и на бу­ду­щее всей стра­ны.

Су­ма­ро­ков

Го­во­ря о пи­са­те­лях конца XVIII века, нель­зя не упо­мя­нуть имя Алек­сандра Пет­ро­ви­ча Су­ма­ро­ко­ва – ав­то­ра и об­ще­ствен­но­го де­я­те­ля, ко­то­рый в зна­чи­тель­ной сте­пе­ни по­вли­ял на Дер­жа­ви­на, на Ра­ди­ще­ва, на Фон­ви­зи­на, да и на Пуш­ки­на. Су­ма­ро­ков ока­зал­ся пер­вым рус­ским дра­ма­тур­гом, ав­то­ром пьес, ко­то­рые ви­де­ли на сцене пи­са­те­ли конца XVIII-на­ча­ла XIX века. Более того, он был ещё и об­ще­ствен­ным де­я­те­лем, он был ди­рек­то­ром Им­пе­ра­тор­ско­го те­ат­ра. Бла­го­да­ря тому, что делал Су­ма­ро­ков, ав­то­ры ли­те­ра­тур­ных про­из­ве­де­ний XIX века (про­из­ве­де­ний, в зна­чи­тель­ной сте­пе­ни важ­ных для нас и се­год­ня) смог­ли сде­лать то, что они сде­ла­ли.

Дело в том, что Дер­жа­вин, Ра­ди­щев, Фон­ви­зин за­ча­стую ори­ен­ти­ро­ва­лись на то, что про­ис­хо­ди­ло в конце XVIII века на сце­нах Им­пе­ра­тор­ских те­ат­ров. В свою оче­редь, Им­пе­ра­тор­ский театр был ме­стом обя­за­тель­но­го при­сут­ствия всего выс­ше­го слоя дво­рян­ской ин­тел­ли­ген­ции, жив­шей в Москве и Пе­тер­бур­ге. По­се­ще­ние те­ат­ра было непре­мен­ной обя­зан­но­стью каж­до­го дво­ря­ни­на. Что ка­са­ет­ся при­двор­ных (тех, кто слу­жил при дворе), то по­се­ще­ние те­ат­ра прямо и ди­рек­тив­но, в при­каз­ном по­ряд­ке вме­ня­лось им в обя­зан­ность. Что же ка­са­ет­ся тех людей, ко­то­рые не слу­жи­ли, – они ис­пы­ты­ва­ли есте­ствен­ную по­треб­ность в по­се­ще­нии те­ат­ра.

Не толь­ко книги, ко­то­рые сто­я­ли на пол­ках; не толь­ко те книги, ко­то­рые при­сы­ла­ли из Ев­ро­пы; не толь­ко те книги, ко­то­ры­ми об­ме­ни­ва­лись со­вре­мен­ни­ки, очень часто пе­ре­пи­сы­вая их от руки (как это было с «Пу­те­ше­стви­ем из Пе­тер­бур­га в Моск­ву», когда оно было за­пре­ще­но в пе­ча­ти) – не толь­ко всё то, что можно было про­чи­тать, но и то, что можно было уви­деть на сцене – слу­жи­ло ис­точ­ни­ком для бу­ду­щей ли­те­ра­ту­ры. По­это­му за­бы­вать имя Су­ма­ро­ко­ва не сле­ду­ет. А чтобы по­зна­ко­мить­ся с ко­рот­кой справ­кой о его жизни и твор­че­стве – до­ста­точ­но прой­ти по ссыл­ке, ука­зан­ной в конце дан­но­го урока.

4. Аналогия «Путешествия…» Радищева с «Сентиментальным путешествием…» Стерна и «Хожением за три моря» Никитина

В 1790 году, вос­поль­зо­вав­шись ука­зом Ека­те­ри­ны о воз­мож­но­сти со­зда­ния част­ных ти­по­гра­фий, Ра­ди­щев начал свою из­да­тель­скую де­я­тель­ность. Годом ранее он издал «Житие Фё­до­ра Ва­си­лье­ви­ча Уша­ко­ва», сво­е­го друга. На­ру­шая цер­ков­ные ка­но­ны, враз­рез про­то­по­пу Ав­ва­ку­му, ко­то­рый на­пи­сал ере­ти­че­ское в своей ос­но­ве соб­ствен­ное житие, Ра­ди­щев на­пи­сал книгу вос­по­ми­на­ний о своём друге и сам издал её в своей ти­по­гра­фии. Годом позже Ра­ди­щев из­да­ёт «Пу­те­ше­ствие из Пе­тер­бур­га в Моск­ву», ко­то­рое вос­при­ни­ма­ет­ся со­вре­мен­ни­ка­ми в одном ряду с «Сен­ти­мен­таль­ным пу­те­ше­стви­ем по Фран­ции и Ита­лии» Ло­рен­са Стер­на.

Сход­ство на­зва­ний со­всем неслу­чай­но. Сход­ство кон­струк­ции (по­стро­е­ние книги) толь­ко под­чёр­ки­ва­ет тот факт, что Ра­ди­щев сле­ду­ет об­раз­цу. Жанр пу­те­ше­ствия – рас­про­стра­нён­ный жанр ев­ро­пей­ской ли­те­ра­ту­ры в эпоху гео­гра­фи­че­ских от­кры­тий. Рас­ска­зы­вая о своих пу­те­ше­стви­ях в дру­гие стра­ны, ав­то­ры де­ли­лись с со­вре­мен­ни­ка­ми сво­и­ми впе­чат­ле­ни­я­ми. Но, в от­ли­чие от Афа­на­сия Ни­ки­ти­на, ко­то­рый в своём «Хо­же­нии за три моря» рас­ска­зы­ва­ет об уви­ден­ных чу­де­сах в дру­гих стра­нах, Ра­ди­щев рас­ска­зы­ва­ет со­всем о дру­гом. Он рас­ска­зы­ва­ет о своих пе­ре­жи­ва­ни­ях; он рас­ска­зы­ва­ет о том, как эти пе­ре­жи­ва­ния вли­я­ют на его по­ве­де­ние; он рас­ска­зы­ва­ет о том, как пе­ре­жи­ва­ния за­став­ля­ют че­ло­ве­ка из­ме­нить свою жизнь. И в этом смыс­ле он не толь­ко ухо­дит от жанра ев­ро­пей­ских пу­те­ше­ствий, не толь­ко от об­раз­цов рус­ской ли­те­ра­ту­ры – он да­ле­ко ухо­дит впе­рёд в самом от­но­ше­нии к че­ло­ве­ку и к ли­те­ра­ту­ре.

Издательская деятельность Радищева: «Житие Ф.В. Ушакова» и «Путешествие из Петербурга в Москву» - student2.ru

Рис. 2. А.Н. Ра­ди­щев. «Пу­те­ше­ствие из Пе­тер­бур­га в Моск­ву».Ти­туль­ный лист, изд. 1790 г. (Ис­точ­ник)

В пре­ди­сло­вии к «Пу­те­ше­ствию» (Ра­ди­щев ад­ре­су­ет свою книгу другу Алек­сею Ми­хай­ло­ви­чу Ку­ту­зо­ву) по­яв­ля­ют­ся слова, ко­то­рые в зна­чи­тель­ной сте­пе­ни пред­опре­де­ля­ют со­вер­шен­но иное от­но­ше­ние к ли­те­ра­ту­ре, к сво­е­му месту в ли­те­ра­ту­ре. Иное, по срав­не­нию с тем, к чему мы при­вык­ли. По­свя­ще­ние лю­без­ней­ше­му другу А.М. Ку­ту­зо­ву Ра­ди­щев на­чи­на­ет со слов: «Я взгля­нул окрест меня – душа моя, стра­да­ни­я­ми че­ло­ве­че­ски­ми уязв­лен­на стала». Сле­ду­ет об­ра­тить вни­ма­ние, что на этом автор не об­ры­ва­ет свою мысль, он про­дол­жа­ет: «Об­ра­тил взоры мои во внут­рен­ность мою – и узрел, что бед­ствия че­ло­ве­ка про­ис­хо­дят от че­ло­ве­ка». Можно пред­по­ло­жить, что это новое и неожи­дан­ное слово, новый, неожи­дан­ный ход для ли­те­ра­ту­ры XVIII века. Че­ло­век живёт не толь­ко впе­чат­ле­ни­я­ми об окру­жа­ю­щем его мире, а че­ло­век живёт и тем, что он на­хо­дит в самом себе: «взгля­нул окрест себя», а сле­ду­ю­щий взгляд – «взгля­нул внутрь себя». Впер­вые ли­те­ра­ту­ра ста­но­вит­ся не про­сто от­ра­же­ни­ем окру­жа­ю­щих об­сто­я­тельств, не про­сто изоб­ра­же­ни­ем того, что про­ис­хо­дит во­круг че­ло­ве­ка, – ли­те­ра­ту­ра ста­но­вит­ся от­ра­же­ни­ем того, что про­ис­хо­дит внут­ри че­ло­ве­ка.

5. «Путешествие…» Радищева – первая в русской литературе книга, отражающая внутренние переживания человека

1790-й (год, когда вышла книга Ра­ди­ще­ва «Пу­те­ше­ствие из Пе­тер­бур­га в Моск­ву») был осо­бым годом для всей Ев­ро­пы. Если бы книга Ра­ди­ще­ва вышла на год рань­ше или на несколь­ко лет позже, она, может быть, и не при­влек­ла та­ко­го вни­ма­ния, и не вы­зва­ла бы таких по­след­ствий. Дело в том, что в 1789 году на­ча­лась Ве­ли­кая фран­цуз­ская ре­во­лю­ция, и все взгля­ды были при­ко­ва­ны к Па­ри­жу, где бун­тов­щи­ки штур­мом взяли Ба­сти­лию, где были про­воз­гла­ше­ны Ге­не­раль­ные штаты, где был аре­сто­ван ко­роль, где шла кре­стьян­ская война. В Рос­сии впе­чат­ле­ния от Па­ри­жа усу­губ­ля­лись тем, что ещё не так давно за­кон­чи­лась Пу­га­чёв­ская ис­то­рия, Пу­га­чёв­ский бунт, Пу­га­чёв­ская война. И когда Ека­те­рине были пред­став­ле­ны книги Ра­ди­ще­ва, и она смог­ла со­по­ста­вить то, о чём пишет Ра­ди­щев, с тем, что пи­са­ли в до­не­се­ни­ях ди­пло­ма­ты из Па­ри­жа, с тем, что пи­са­ли га­зе­ты, ко­то­рые уже вы­хо­ди­ли в Ев­ро­пе, с тем, что на самом деле про­ис­хо­ди­ло в мире, Ека­те­ри­на при­ш­ла в него­до­ва­ние.

Издательская деятельность Радищева: «Житие Ф.В. Ушакова» и «Путешествие из Петербурга в Москву» - student2.ru

Рис. 3. А.Н. Ра­ди­щев и Ека­те­ри­на ІІ (Ис­точ­ник)

Наши рекомендации