Современные проблемы военнослужащих
По данным журнала "Российская Федерация сегодня", встречаясь с руководством Совета Федерации 08.01.2008 г., В.В. Путин отметил, что приоритетом государственной политики в области обороны и безопасности является обеспечение высокого престижа службы в Вооруженных силах и социального статуса военнослужащих.[44]
Особое место в рамках военного реформирования занимает социальная сфера, и прежде всего социальное обеспечение человека с ружьем, уволенных с военной службы. Это ярко отражает и поток писем, идущий в Комитет Совета Федерации по обороне и безопасности. Большинство из них касается проекта Федерального закона Российской Федерации "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросам денежного довольствия военнослужащих и предоставления им отдельных льгот”.
"Уже сегодня финансовое положение военнослужащих непрестижно и непривлекательно для молодежи, - отмечается в обращении Общероссийского профессионального союза военнослужащих, - но многие молодые военнослужащие продолжают служить только потому, что пока еще остается моральный стимул чувствовать свой особый статус, особое отношение к себе со стороны Родины”.
Основными социальными проблемами являются:
- малообеспеченность;
- проблемы с образованием и воспитанием детей;
- проблемы со здоровьем самого военнослужащего и членов его семьи;
- проблемы с жильем;
- проблемы с работой и социальным положением жены военнослужащего.
Эффективность решения проблем социальной адаптации граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей в большей степени зависит от их урегулированности нормами права.
Только на основе права в современных условиях возможно обеспечение прав и свобод военнослужащих, предоставление им положенных льгот и эффективная защита их прав и интересов от любых нарушений.
Модернизация ключевых компонентов формирования и функционирования Вооруженных Сил, включая комплектование, профессиональную подготовку личного состава, техническое оснащение и материальное обеспечение, предъявляет новые требования ко всей военно-социальной сфере и направленности социального развития Вооруженных Сил.[4]
В настоящее время государством уделяется все большее внимание вопросам социального развития Вооруженных Сил, повышению уровня социальной защищенности военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей. Вместе с тем остаются нерешенными многие проблемы в военно-социальной сфере, в том числе вытекающие из новых задач военного строительства. [30]
Так, размеры денежного довольствия военнослужащих и заработной платы лиц гражданского персонала Вооруженных Сил и тенденции их изменения обусловливают усиление социальной напряженности, снижение мотивации к военной службе, отток кадров, особенно молодых специалистов. Средние темпы роста денежных доходов семей военнослужащих в 1,2 раза ниже, а доля семей военнослужащих, имеющих денежные доходы на одного члена семьи меньше прожиточного минимума, в 1,6 раза выше, чем в целом по Российской Федерации. Вследствие этого не удовлетворены своим материальным положением свыше 60% военнослужащих. Несовершенство существующей системы исчисления военных пенсий ведет к увеличению разрыва между темпами роста пенсионного обеспечения лиц, проходивших военную службу, и денежного довольствия военнослужащих.
Другая острейшая проблема - денежное содержание военнослужащих. Сегодня оно не обеспечивает достойного уровня жизни. Вплоть до начала 90-х годов прошлого века денежное довольствие военнослужащих всегда было выше заработной платы работников народного хозяйства и государственных чиновников.[40] И, как правило, денежное довольствие генералов и офицеров существенно превышало величину прожиточного минимума. Ситуация коренным образом изменилась в конце 90-х годов, так как денежное довольствие основной массы офицеров стало ниже прожиточного минимума. Более того, по уровню совокупных ежемесячных денежных доходов семьи военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, отстают от среднего по стране. В качестве примера следует привести США. Общая оплата ратного труда военнослужащих в этой стране более чем в 2 раза превышает оплату труда гражданских служащих.[26]
Рассматриваемый в настоящее время законопроект "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросам денежного довольствия военнослужащих и предоставления им отдельных льгот" позволит привести порядок начисления и выплат денежного содержания военнослужащих в соответствие с начислением зарплат государственным служащим, что в перспективе значительно увеличит размеры денежного содержания и пенсий военнослужащих. [43]Однако пока не совсем ясно, какая категория военнослужащих к какому уровню государственных служащих будет приравнена.
Одна из главных проблем военнослужащих - жилищная. Положение в этой сфере критическое. Ведь как упоминалось ранее, по закону военнослужащим и членам их семей должно предоставляться жилье. Создание различных государственных жилищных программ, организационно-накопительных фондов и т.п. не дало желаемых результатов. Право военнослужащих на бесплатное жилье от государства после 10 лет службы заменено правом получения государственного жилищного сертификата. А это не одно и то же. За последние годы принималось несколько государственных жилищных программ по обеспечению военнослужащих жильем. [48] Однако результаты оказались плачевными. Сегодня 94 тысячи военнослужащих вообще не имеют жилья (каждая пятая офицерская семья), 147 тысяч семей нуждаются в улучшении жилищных условий. Число граждан, уволенных с военной службы и состоящих на учете, нуждающихся в улучшении жилищных условий, составляет около 158 тысяч.
В настоящее время военнослужащие стоят в очереди на жилье более 10 лет (для сравнения: в 70-х годах офицер или прапорщик получал жилье через год). Расчеты показывают, что для обеспечения жильем данной категории граждан, если не изменить сложившееся положение, понадобится 50-60 лет, то есть многие из сегодняшних очередников просто не дождутся своего жилья. Свыше 122 тысяч военнослужащих и членов их семей нуждаются в жилье. Почти тридцать процентов семей офицеров и прапорщиков не обеспечены служебным жильем. [16]Главная причина этого – отсутствие собственного жилья. Семьи военнослужащих находятся в очереди на получение жилья пять-шесть лет. Денежная компенсация за поднаем (найм) жилья военнослужащим не покрывает в полном объеме их фактические затраты на эти цели по всей территории дислокации воинских частей и учреждений Министерства обороны. Нерешенность жилищной проблемы военнослужащих приводит к их досрочному увольнению с военной службы и снижает привлекательность военной профессии. [20]
Более половины военнослужащих не удовлетворены доступностью, полнотой и качеством медицинских услуг и медицинского обеспечения в целом. Свыше четверти военнослужащих отмечают изношенность материально-технической базы военно-медицинских учреждений, нехватку современного медицинского оборудования. Треть военнослужащих и более 40 процентов лиц гражданского персонала сталкиваются с отсутствием нужных медикаментов и лекарств, а также завышенными ценами на них. До сих пор не сформирована и не функционирует система медико-психологической реабилитации отдельных категорий военнослужащих после выполнения ими сложных и опасных учебных и боевых задач. Менее половины военнослужащих, оценивают свое здоровье как удовлетворительное, что свидетельствует о недостаточности мер по профилактике заболеваний и охране здоровья военнослужащих. [31]
Условия прохождения военной службы не соответствуют государственным стандартам, нормам и требованиям безопасности, вследствие чего ежегодно в Вооруженных Силах отмечается высокий уровень гибели и травматизма военнослужащих при исполнении ими обязанностей воинской службы. [17]
Продолжает снижаться уровень военно-профессиональной подготовки военнослужащих. Система военно-профессиональной ориентации молодежи является неэффективной, а сеть военно-учебных заведений - неоптимальной и высоко затратной. Устаревшая учебно-материальная база и недостаточный уровень научно-педагогического потенциала большинства военных ВУЗов снижают качество подготовки выпускников. Более 45% из них завершают обучение на «удовлетворительно», а около 15% отчисляются в процессе учебы или в первые годы военной службы.[5]
Не отвечает современным требованиям и система дополнительного профессионального образования. Отсутствие заинтересованности военнослужащих в повышении своей квалификации привели к тому, что более 30% офицеров не соответствуют требованиям к занимаемой воинской должности. Стабильно низкой остается доля военнослужащих, имеющих повышенную классную квалификацию.[42]
В Вооруженных Силах отмечается низкий уровень удовлетворенности качеством и доступностью предоставляемых культурно-досуговых и информационных услуг. Многие услуги сферы культуры остаются недоступными в отдаленных и закрытых военных городках. При этом недостаточно эффективно используются возможности, предоставляемые глобальной информационной сетью Интернет. На чрезвычайно низком уровне находится материально-техническая обеспеченность культурно-досуговых учреждений. Только 8% из них оснащены современными техническими средствами (кинопроката, звуковещания и др.), около половины учреждений находятся в аварийном состоянии и требуют капитального ремонта. В войсковых библиотеках до 80% книжного фонда устарело. Как следствие сложившейся ситуации, оказываемые культурно-досуговые и информационные услуги не отвечают возрастающим потребностям военнослужащих, гражданского персонала и членов их семей, а у значительной части военнослужащих практически отсутствует возможность заполнения своего свободного времени культурным досугом.
Результаты проверок воинских частей и военно-учебных заведений Министерства обороны свидетельствуют о низком уровне физической подготовленности военнослужащих, проходящих военную службу, как по призыву, так и по контракту. Так, средний уровень физической подготовленности военнослужащих в 12% управлений и воинских частей, участвовавших в данных проверках, оценивается как «неудовлетворительный», в 65.5% – лишь как «удовлетворительный. [6]
На предприятиях военной торговли во многих случаях отмечаются как недостаточный ассортимент реализуемых товаров и услуг, так и превышение цен на отдельные их виды в сравнении с иными торговыми организациями. Это приводит к неудовлетворенности военнослужащих и членов их семей качеством предоставляемого торгово-бытового обслуживания.
Граждане, уволенные с военной службы, а также члены их семей испытывают трудности в социальной адаптации к условиям гражданской жизни. Не в полной мере удовлетворяется постоянно растущая потребность увольняемых военнослужащих в переподготовке по гражданским специальностям и содействии в трудоустройстве.[35]
Сохранение негативных тенденций, сложившихся в социальной сфере Вооруженных Сил, может повлечь за собой:
- в ближайшей перспективе – ухудшение морально-психологического состояния военнослужащих, снижение уровня воинской дисциплины, значительное снижение престижа и привлекательности военного образования, рост социальной напряженности в семьях военнослужащих, увеличение числа чрезвычайных происшествий, связанных с гибелью военнослужащих в мирное время;[18]
- в среднесрочной перспективе – рост численности увольняемых до истечения срока службы (контракта), отсутствие желающих заключать контракты, поступать в военно-учебные заведения, суворовские и нахимовское военные училища, и кадетские корпуса, снижение укомплектованности воинских частей и учреждений до критического уровня;
- в долгосрочной перспективе – снижение боеспособности и боеготовности Вооруженных Сил ниже критического уровня, усиление угрозы потери суверенитета и территориальной целостности России.
Нестабильный уровень социально-психологического настроя отмечался у офицерского состава, прапорщиков (мичманов) только после начала действия нормативно-правовых норм, предусмотренных Федеральным законом от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ по замене ряда социальных льгот военнослужащих их денежными выплатами.
Следующий вопрос - это проблемы, связанные с социальной адаптацией и реабилитацией военнослужащих, уволенных с военной службы, и сотрудников правоохранительных органов. Массовое сокращение Вооруженных сил породило острейшую социальную проблему, связанную с адаптацией к новым условиям жизни и деятельности граждан, уволенных с военной службы и оказавшихся на рынке труда без должной поддержки со стороны государства. Положение усугубляется нерешенностью многих социальных проблем военнослужащих в условиях военной службы, несовершенством существующей системы законодательства по социальной защите.
Наибольшее число нарушений закона связано с незаконным призывом на службу юношей, имеющих законные права на отсрочку или негодных к воинской службе по состоянию здоровья. Прослужив в тяжелых условиях в некоторых случаях происходит у молодых людей необратимые процессы ухудшения физического и психического здоровья.[7]
Кроме этого, актуальна проблема несвоевременной диагностики предболезненных, донозологических форм патологий у офицеров российской армии. Деятельность офицеров проходит в условиях повышенных социо-психологических требований и связана с умственным и психоэмоциональным перенапряжением. Военные представляют одну из самых массовых профессий, связанных с многочисленными повседневными ситуациями, провоцирующими нарушения психической адаптации. Таким образом, военных можно рассматривать как модель напряженной психоэмоциональной и интеллектуальной профессиональной деятельности в социально - экономических условиях.
Некоторыми подразделениями командуют офицеры, имеющие нарушение психической адаптации и пограничные состояния, и при этом продолжающие выполнять свои профессиональные обязанности. Это является угрозой жизни и здоровью подчиненных ему солдат. В военных подразделениях, вверенных таким офицерам, дедовщина не только процветает, однако и принимает чудовищные формы.
Войны непосредственно и опосредованно отрицательно отражаются на многих сторонах жизни общественного организма: политической, экономической, правовой, культурной, психологической и т.д., влекут за собой существенные социальные отклонения. Одно из негативных последствий ряда, происходивших и продолжающихся в настоящее время войн - распространение немедицинского потребления наркотических средств и психотропных веществ военнослужащими, принимавшими участие в боевых действиях. Учитывая то, что в армии и на флоте эта форма девиантного поведения представляет большую опасность, особенно в условиях доступа к современным видам вооружений, боевой техники, в том числе к оружию массового поражения, к иным источникам повышенной опасности, тенденция прогрессирующей наркотизации военного контингента является крайне тревожным признаком, вызывающим обоснованную тревогу у практических и особое внимание у научных работников.
Анализируя специфические причины распространения немедицинского потребления наркотических средств и психотропных веществ в военной среде, следует исходить из того, что вооруженный конфликт для военнослужащего, принимающего в нем участие, - это, прежде всего, совокупность экстремальных условий, в которых он оказался. Непосредственное участие в боевых действиях представляет собой серьезное испытание даже для хорошо подготовленного профессионального военного. Между тем, необходимым для военной специальности набором профессионально важных качеств обладает, как правило, далеко не каждый. Естественно, практически все военнослужащие, кто-то в большей, кто-то в меньшей степени, испытывают на себе значительные физические и психические перегрузки - результат интенсивного воздействия комплекса стрессорных факторов боевой обстановки. Наиболее суровым (с позиции субъективного восприятия) испытаниям подвергаются военнослужащие срочной службы - по сути, те же подростки, которые мало того, что в одночасье становятся военными людьми, но еще и попадают в жесткие условия вооруженного противостояния.[8] Для них фоном стрессорного воздействия боевых условий являются такие объективные и субъективные трудности военной службы, как максимальная регламентация служебной деятельности и быта, оторванность от своих близких, привычных условий жизни, труда и отдыха, вынужденное нахождение в однополой замкнутой социальной группе, проблемы межличностного общения в воинском коллективе и некоторые другие.
Результаты социальных и медицинских исследований убеждают нас в том, что чрезмерная нагрузка, особенно нервная перегрузка, снижает порог сопротивляемости личности опасным формам снятия напряжения, одной из которых является злоупотребление наркотическими средствами, алкоголем и психотропными веществами. Пребывание в состоянии перманентного перенапряжения обуславливает формирование мотивации к потреблению психоактивных веществ, способствующих, с одной стороны, повышению физической и умственной работоспособности, мобилизации психофизиологических ресурсов, утолению голода и жажды в периоды активных военных операций, а с другой - снятию излишнего психоэмоционального напряжения, купированию болевого синдрома в периоды отдыха, лечения. Соответственно, в первом случае, как правило, интенсифицируется немедицинское потребление стимулирующих наркотических средств или психотропных веществ, во втором - депрессантов, анальгетиков.
Проблема не является новой. Массовая психическая травма имела место и во время участия советских солдат в боевых действиях в Республике Афганистан (1979-1989 гг.), о чем достоверно свидетельствуют результаты проведенных социологических исследований. Для российской армии после вывода ограниченного контингента советских войск из Афганистана перечень вооруженных конфликтов, в которых она принимала участие, остался открытым. Афганистан сменили Таджикистан, Северная Осетия, Ингушетия, Нагорный Карабах, Чечня и т.д. По некоторым данным, до 10 % хронических наркоманов начали злоупотреблять наркотическими средствами на военной службе в горячих точках. Демобилизованные воины, познавшие вкус наркотиков, возвращаясь на "гражданку”, несут с собой и этот горький опыт, от которого невозможно избавиться в одночасье.
Особое внимание хочется обратить на то, что многие прошедшие войну военнослужащие, даже если не столкнулись с наркотиками во время боевых действий, нередко попадают в группу "риска" уже после возвращения к гражданской жизни. Как мы отметили выше, в качестве одной из причин можно назвать негативные последствия психической травмы, которые проявляются на протяжении достаточно длительного периода "мирной” жизни. Кроме того, здесь уместно говорить о более широком понятии - так называемой профессиональной деформации личности, признаки которой наиболее рельефно проявляются при непосредственном участии в боевых событиях.
Проблема социальной адаптации военнослужащих должна решаться комплексно, включая переобучение по специальностям, пользующимся успехом на рынке труда, трудоустройство, оказание психологической и моральной помощи, поддержку индивидуального предпринимательства, для чего целесообразно использовать здания и сооружения бывших военных городков.[9]
Прежде, чем перейти к рассмотрению самого вопроса необходимо разобраться с используемой терминологией. Вызывающие озабоченность "нарушения правил взаимоотношений", называемые "дедовщиной”, "неуставными отношениями" представляют собой правонарушения в сфере межличностных отношений среди военнослужащих, которые проявляются как совокупность устойчивых социально-негативных деяний криминального характера, основанных на отрицательных традициях армейской действительности и уходящих в историческое прошлое. Они связаны с глумлением, издевательством и насилием одних военнослужащих над другими, с целью подчинить их своему влиянию и безнаказанно совершать в их отношении насильственные действия корыстной направленности. Термин "дедовщина" не приемлем из-за юридической бессодержательности, а "неуставные отношения" слишком широкое и расплывчатое название, ибо любое отступление от требований устава является, по сути, неуставным отношением к порученным обязанностям.[22] Кроме того, эти действия иногда совершаются в форме досконального соблюдения уставов. В этой связи рассматриваемые проявления было бы более правильным и точным назвать нарушением в сфере межличностных отношений в армии (пограничных войсках), а более конкретизировано - глумлением, издевательством и насилием над военнослужащими.
Причины этого явления лежат в двух плоскостях. Во-первых, они находятся за пределами действия пограничных войск (в обществе) и, во-вторых, кроются в самой службе. При этом причины находятся между собой в диалектической взаимосвязи, взаимозависимости и взаимообусловленности. К первому уровню причин и условий относятся общие недостатки и противоречия социально-экономического, идеологического, культурного, политического, национального, психологического, организационно-управленческого и медико-биологического характера.
Общие недостатки экономической сферы жизни общества. Федеральная пограничная служба, как и все государственные структуры, находится на государственном бюджете, а он в настоящее время достаточно скуден и подразделения пограничных войск в настоящее время вынуждены в некоторой степени заниматься обеспечением самих себя. [25]Это приводит к:
- снижению уровня эффективности охраны государственной границы;
- падению воинской дисциплины (большинство правонарушений происходят в условиях бесконтрольности);
- увеличению случаев травматизма и гибели военнослужащих, а также гибели гражданского населения по вине военнослужащих;
- усилению социального расслоения в пограничных войсках и недовольства значительной части офицерского состава тем, что им приходится заниматься не совсем "своим делом”;
- падению престижа службы на государственной границе и др.
Бедность культурной жизни нашего общества хорошо известна. Если центральные города и областные центры еще могут предложить своим жителям какие-либо культурные ценности, то в местностях, где, как правило, дислоцируются пограничные войска военнослужащим зачастую просто нечем заняться в свободное от службы время. Между тем, как правило, лица, отличающиеся особой жестокостью при совершении рассматриваемых преступлений, страдают отставанием в своем культурном и духовном развитии.[10]
В результате значительного социального расслоения общества в пограничные войска призываются только юноши, которые не смогли или не имели возможности поступить в институт или колледж. Это приводит к: снижению интеллектуального потенциала военнослужащих и превращению армии (в т. ч. пограничных войск) в институт социального аутсайдерства.
После выделения пограничных войск из ФСК (в настоящее время ФСБ) военкоматы направляют в наши части и подразделения большое количество лиц:
- "психопатического круга" ранее имевших приводы в милицию;
- отягощенных неблагоприятной наследственностью;
- снятых с различных профилактических учетов (например, лиц, употребляющих наркотики и др.).
Завоевывают ложный авторитет люди с девиантным (негативно-отклоняющимся) поведением, склонные к хулиганским действиям и умеющие навязать свою волю слабым физически или психологически солдатам.
Ко второму уровню причин и условий правонарушений и преступлений, совершающих военнослужащими пограничных войск, относятся непосредственно связанные с пограничной и армейской спецификой.
Специфические условия жизни, взаимоотношения военнослужащих, старших и младших, начальников и подчиненных, коллектив пограничной заставы, малые социальные группы оказывают существенное влияние на формирование личности военнослужащего пограничных войск. Отступления от уставных требований при организации деятельности и быта военнослужащих, живучесть негативных традиций, слабая борьба с пьянством и наркоманией, формализм, бюрократизм отдельных начальников сказываются на продолжении неправильного формирования личности и закреплении антиобщественных ориентаций у некоторых военнослужащих.
Нигде так не проявляются возрастные различия, как в армии. Связано это с тем, что:
- призывники - это вчерашние школьники, среди которых возрастные различия культивируются с первого класса;
- сама военная служба в современном виде наносит юношам, у которых еще нет психологической устойчивости, сильный психотравмирующий удар;
- возрастные различия проявляются не только в среде рядового состава, но также и среди офицеров.
На психологию молодых солдат серьезное влияние оказывает принудительное включение в однополые социальные группы. Характерно, что почти все правонарушения совершаются военнослужащими во время второй половины срока службы. Статистика показывает, что военнослужащие, воспитывавшиеся без одного или обоих родителей, совершают преступления в четыре раза чаще, чем солдаты, воспитывавшиеся в полной семье. Около половины правонарушителей отрицательно характеризовались до призыва. Большое количество правонарушений солдаты совершают в состоянии опьянения.
Военнослужащие, проходящие службу по контракту, составляют основу Пограничных войск. От них зависит качественная охрана государственной границы и совершение ими проступков, правонарушений или преступлений представляет повышенную общественную опасность.
Этих лиц (для краткости их представляется возможным объединить одним термином - контрактники) мы можем представить в трех аспектах:
- как лица, непосредственно связанные с правонарушениями (активные сторонники, а подчас и участники неформальной структуры);
- как лица, не связанные с правонарушениями, но и не борющиеся с ними (пассивные участники);
- как лица, пытающиеся активно бороться с противоправными нарушениями.
Среди факторов, отражающихся на личности контрактника - правонарушителя можно выделить следующие:
- социальные (отсутствие в военной службе социальной справедливости, протекционизм, трудности служебного роста, сложившаяся тенденция - не брать ответственность на себя), отвлечение на различные хозяйственные работы, пьянство, социально-негативные установки, вынесенные - из военных училищ, службы по призыву; [19]
- правовые (наличие низкой правовой культуры, которая выражается или в незнании права или сознательном нарушении его норм);
- психолого-педагогические (о низкой психолого-педагогической подготовке контрактников говорит высокий уровень самоубийств среди подчиненных).
Контрактникам, совершающим правонарушения, присущи следующие черты:
- возраст от 21 года и старше;
- агрессивно-насильственный опыт, приобретенный в военных училищах или на службе по призыву;
- низкая общая и правовая культура;
- отсутствие хорошей психолого-педагогической подготовки;
- боязнь принятия ответственных личных решений;
- существующая система "накачек”, выражающаяся в оскорблении и унижении начальниками подчиненных за проступки военнослужащих по призыву;
- отвлечение контрактников на хозяйственные работы и потеря ими воинского статуса и боевых навыков;
- распространенность бытового пьянства;
- переложение обязанностей по воспитанию новобранцев на старослужащих солдат.