Гражданские дела подсудные военным судам
Вступивший в силу Федеральный конституционный закон "О военных судах Российской Федерации" создал солидную правовую базу для деятельности военных судов в Российской Федерации. С принятием этого акта на законодательном уровне завершено создание самостоятельной и независимой от органов исполнительной власти силы, способной быть гарантом законности и справедливости в одном из важнейших государственных механизмов России – Вооруженных Силах.
Военные суды, как органы правосудия, выполняют единые задачи для всех судов общей юрисдикции.
Основными задачами военных судов при рассмотрении дел являются обеспечение и защита:
нарушенных и (или) оспариваемых прав, свобод и охраняемых законом интересов человека и гражданина, юридических лиц и их объединений;
нарушенных и (или) оспариваемых прав и охраняемых законом интересов местного самоуправления;
нарушенных и (или) оспариваемых прав и охраняемых законом интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации.[35]
Но немаловажно понимать, что осуществление правосудия в войсках требует хорошего знания жизнедеятельности войск, военного законодательства, воинских уставов, наставлений и приказов, конкретных условий. В законах "О судебной системе Российской Федерации" и "О военных судах" очень понятно и ясно сказано, что военные суды являются судами общей юрисдикции. Они не образуют какую-то самостоятельную и обособленную ветвь судебной власти, а наравне с районными, городскими, областными и другими судами входят в единую систему, возглавляемую Верховным судом РФ.[36] Военные суды создаются по территориальному признаку и могут быть упразднены только федеральным законом. В своей деятельности они руководствуются теми же законодательными нормами, что и другие суды общей юрисдикции, а их решения могут быть обжалованы, также как и решения иных судов. Они ни в коем случае не зависимы от военного командования. Военные суды не входят в состав Вооруженных Сил, их материально-техническое обеспечение и финансирование полностью осуществляются Судебным департаментом при Верховном суде РФ. Судьи и работники аппаратов военных судов не проходят военную службу в составе Вооруженных Сил РФ или иных воинских формирований.
В Федеральном конституционном законе "О военных судах Российской Федерации" несколько изменена существовавшая ранее подсудность дел военным судам.
1. Военным судам подсудны:
1) гражданские и административные дела о защите нарушенных и (или) оспариваемых прав, свобод и охраняемых законом интересов военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов (далее - военнослужащие), граждан, проходящих военные сборы, от действий (бездействия) органов военного управления, воинских должностных лиц и принятых ими решений;
2) дела о всех преступлениях, совершенных военнослужащими и гражданами, проходящими военные сборы, дела о преступлениях, совершенных гражданами (иностранными гражданами) в период прохождения ими военной службы, военных сборов, а также дела, отнесенные к компетенции военных судов Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации;
3) дела об административных правонарушениях, совершенных военнослужащими, гражданами, проходящими военные сборы;
4) дела по заявлениям о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок по делам, подсудным военным судам.
2. Граждане, уволенные с военной службы, граждане, прошедшие военные сборы, вправе обжаловать в военный суд действия (бездействие) органов военного управления, воинских должностных лиц и принятые ими решения, нарушившие права, свободы и охраняемые законом интересы указанных граждан в период прохождения ими военной службы, военных сборов.
2.1. Если дела о преступлениях, совершенных группой лиц, группой лиц по предварительному сговору, организованной группой или преступным сообществом, подсудны военному суду в отношении хотя бы одного из соучастников, а выделение уголовного дела в отношении остальных лиц невозможно, указанные дела в отношении всех лиц рассматриваются соответствующим военным судом.
3. Военные суды в случаях и порядке, которые установлены федеральным законом, рассматривают материалы о совершении военнослужащими, гражданами, проходящими военные сборы, грубых дисциплинарных проступков, за совершение которых может быть назначен дисциплинарный арест.
4. Военным судам, дислоцирующимся за пределами территории Российской Федерации, подсудны все гражданские, административные и уголовные дела, подлежащие рассмотрению федеральными судами общей юрисдикции, если иное не установлено международным договором Российской Федерации.
6. Военные суды правомочны принимать решения, предусмотренные частями второй и третьей статьи 29 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, по делам, отнесенным к их подсудности.
7. Подсудность дел военным судам, а также порядок осуществления ими правосудия в период мобилизации и в военное время определяются соответствующими федеральными конституционными законами.[37]
В нормах ч. 1 и 2 ст. 7 Закона закреплено, что военным судам подсудны только те гражданские дела, которые возбуждаются по жалобам военнослужащих и граждан, проходящих военные сборы, на действия (бездействие) и решения органов военного управления и воинских должностных лиц, а также дела по аналогичным жалобам граждан, уволенных с военной службы или прошедших военные сборы, если нарушение их прав, свобод и интересов произошло в период прохождения ими военной службы, военных сборов. Другие гражданские дела военным судам на территории Российской Федерации неподсудны.[38]
Лишь с момента внесения изменений в федеральные процессуальные законы, военным судам так же стали подсудны дела об административных правонарушениях, совершенных военнослужащими, гражданами, проходящими военные сборы.
Согласно ч. 4 ст. 7 Закона возможность рассматривать все гражданские, административные и уголовные дела, подлежащие рассмотрению федеральными судами общей юрисдикции, сохранено лишь за военными судами, находящимися за пределами территории Российской Федерации, если иное не установлено международным договором Российской Федерации.
К сожалению, положение о рассмотрении военными судами всех дел в местностях, где не действуют иные суды общей юрисдикции, утратило силу.
В ст. 22 Закона сказано, гарнизонный военный суд в пределах, установленных настоящим Федеральным конституционным законом, рассматривает в первой инстанции не отнесенные федеральным конституционным законом и (или) федеральным законом к подсудности Судебной коллегии по делам военнослужащих или окружного (флотского) военного суда гражданские, административные и уголовные дела, а также материалы о совершении военнослужащими, гражданами, проходящими военные сборы, грубых дисциплинарных проступков, за совершение которых может быть назначен дисциплинарный арест.
Гарнизонный военный суд рассматривает дела по новым и вновь открывшимся обстоятельствам в отношении решений, определений и постановлений по гражданским и административным делам, принятых им и вступивших в законную силу.
В соответствии со ст. 14 Закона окружной военный суд рассматривает в первой инстанции гражданские дела, связанные с государственной тайной, и дела о преступлениях, за совершение которых может быть назначено наказание в виде лишения свободы на срок свыше 15 лет, пожизненного лишения свободы или смертной казни. Он также в пределах, установленных настоящим Федеральным конституционным законом, рассматривает дела по жалобам и протестам на решения, приговоры, определения и постановления гарнизонных военных судов, принятые ими в первой инстанции и не вступившие в силу. Окружной военный суд рассматривает дела по протестам на решения, приговоры, определения и постановления гарнизонных военных судов, вступившие в силу, а также на определения и постановления, принятые окружным военным судом во второй инстанции. Кроме того, окружной военный суд рассматривает дела по вновь открывшимся обстоятельствам в отношении решений, приговоров, определений и постановлений окружного военного суда, вступивших в силу.[39]
Впервые предусмотрена возможность рассмотрения окружным военным судом дел с участием присяжных заседателей. В настоящий момент правовых оснований для рассмотрения окружными военными судами уголовных дел в указанном составе не имеется до внесения соответствующих изменений в процессуальное законодательство.
Дела об оспаривании ненормативных актов Президента РФ, нормативных актов Правительства РФ, Министерства обороны РФ, Министерства внутренних дел РФ, иных федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, касающихся прав, свобод и охраняемых законом интересов военнослужащих, граждан, проходящих военные сборы; дела о преступлениях, в совершении которых обвиняется судья военного суда, если им заявлено соответствующее ходатайство, а также дела о преступлениях особой сложности или особого общественного значения, рассматривает в первой инстанции судебная коллегия по делам военнослужащих Верховного Суда РФ.
Судебная коллегия по делам военнослужащих Верховного Суда РФ также рассматривает дела по жалобам и протестам на решения, приговоры, определения и постановления окружных военных судов, принятые ими в первой инстанции и не вступившие в силу, а также дела по протестам на решения, приговоры, определения и постановления военных судов, вступившие в силу; дела по вновь открывшимся обстоятельствам в отношении решений и приговоров Судебной коллегии по делам военнослужащих Верховного Суда РФ, вступивших в силу.
Кассационная коллегия Верховного Суда РФ рассматривает дела по жалобам и протестам на решения, приговоры, определения и постановления Судебной коллегии по делам военнослужащих Верховного Суда РФ, принятые ею в первой инстанции и не вступившие в силу.
Дела по протестам на решения, приговоры, определения и постановления Судебной коллегии по делам военнослужащих Верховного Суда РФ и военных судов, вступившие в силу, рассматривает судебная коллегия по делам военнослужащих Верховного Суда РФ в первой инстанции.
Судебная коллегия по делам военнослужащих действует в составе Верховного Суда Российской Федерации и является непосредственно вышестоящей судебной инстанцией по отношению к окружным (флотским) военным судам.
Судебная коллегия по делам военнослужащих формируется в составе заместителя Председателя Верховного Суда Российской Федерации - председателя Судебной коллегии по делам военнослужащих Верховного Суда Российской Федерации и судей этой коллегии (далее также - судьи Судебной коллегии по делам военнослужащих).
Судебная коллегия по делам военнослужащих рассматривает дела, подсудные военным судам, в следующем составе:
1) в первой инстанции административные дела в соответствии с федеральным законом рассматривает судья единолично либо коллегия, состоящая из трех судей;
2) дела по жалобам и представлениям на решения, приговоры, определения и постановления окружных (флотских) военных судов, принятые ими в первой инстанции и не вступившие в законную силу, рассматривает коллегия, состоящая из трех судей, или в случаях, предусмотренных федеральным законом, судья единолично;
3) дела по представлениям на решения, приговоры, определения и постановления военных судов, вступившие в законную силу, рассматривает коллегия, состоящая из трех судей.
Судебная коллегия по делам военнослужащих издает информационный бюллетень военных судов, в котором публикуются решения военных судов по гражданским, административным и уголовным делам, обзоры судебной практики, аналитические материалы и статистические данные о работе военных судов, а также другие материалы.[40]
Заместитель Председателя Верховного Суда Российской Федерации - председатель Судебной коллегии по делам военнослужащих Верховного Суда Российской Федерации:
1) принимает предусмотренные законом решения по жалобам и представлениям на вступившие в законную силу решения военных судов и Судебной коллегии по делам военнослужащих;
2) вправе участвовать в рассмотрении дел Судебной коллегией по делам военнослужащих и председательствовать в судебных заседаниях;
3) организует деятельность Судебной коллегии по делам военнослужащих;
4) осуществляет иные полномочия, предусмотренные федеральным законом, и исполняет обязанности, возложенные на него Председателем Верховного Суда Российской Федерации.[41]
Итак, важно отметить, что осуществление правосудия в военных организациях и воинских формированиях требует хорошего знания жизнедеятельности войск, военного законодательства, воинских уставов, наставлений и приказов, и более конкретных условий. Судьи военных судов, как и другие военнослужащие, должны быть готовы действовать надлежащим образом в чрезвычайных условиях, в том числе в боевой обстановке, иметь для этого знания и соответствующую военную подготовку.
Необходимость осуществления своей деятельности непосредственно в выполняющих боевые задачи войсках, в особой обстановке во время военных действий объективно требует создания судебных органов, особенности организации и комплектования которых позволяли бы эффективно решать задачи осуществления правосудия в таких специфических условиях, при которых деятельность других судов общей юрисдикции была бы невозможной.[42]