Военнослужащие, удостоенные государственных наград

Удостоены звания Героя Российской Федерации

Герой Российской Федерации Ахметшин, Марат Радикович — капитан, указом Президента РФ 23 июня 2016 года удостоен звания Герой Российской Федерации (посмертно).

Герой Российской Федерации Байкулов Вадим Владимирович — полковник Главного управления Генерального штаба ВС РФ, указом Президента РФ 17 марта 2016 года удостоен звания Герой Российской Федерации.

Герой Российской Федерации Булгаков Дмитрий Витальевич — генерал армии, заместитель Министра обороны РФ.

Герой Российской Федерации Герасимов Валерий Васильевич — генерал армии, начальник Генерального штаба ВС РФ — первый заместитель Министра обороны РФ.

Герой Российской Федерации Дворников Александр Владимирович — генерал-полковник, начальник штаба — первый заместитель командующего войсками Центрального военного округа. Командующий группировкой ВС РФ в Сирии. Указом Президента России 17 марта 2016 года удостоен звания Герой Российской Федерации.

Герой Российской Федерации Дьяченко Андрей Александрович — майор, заместитель командира авиационной эскадрильи 47-го смешанного авиационного полка 105-й гвардейской смешанной авиационной дивизии 6-й армии ВВС и ПВО. Указом Президента России 17 марта 2016 года удостоен звания Герой Российской Федерации.

Герой Российской Федерации Пешков Олег Анатольевич — подполковник, командир экипажа самолёта Су-24 из состава авиационной группы ВКС России в Сирии: за мужество, отвагу и самоотверженность, проявленные при исполнении воинского долга. Указом Президента РФ № 574 от 25 ноября 2015 года удостоен звания Герой Российской Федерации (посмертно).

Герой Российской Федерации Прохоренко Александр Александрович — старший лейтенант Сил специальных операций ВС России. Указом Президента России 11 апреля 2016 года удостоен звания Герой Российской Федерации (посмертно).

Герой Российской Федерации Романов Виктор Михайлович — полковник, старший штурман-испытатель лётно-испытательного центра 929-го ГЛИЦ. Указом Президента России 17 марта 2016 года удостоен звания Герой Российской Федерации.

Герой Российской Федерации Хабибуллин Ряфагать Махмутович — полковник. Указом Президента РФ № 382 от 28 июля 2016 года удостоен звания Герой Российской Федерации (посмертно).

Герой Российской Федерации Даниил — подполковник, командир группы Сил специальных операций. Закрытым Указом Президента РФ в мае 2017 года удостоен звания Герой Российской Федерации.


На 4 сентября 2017 года по данным официальных публикаций Минобороны РФ и представителей российских региональных властей, безвозвратные боевые потери личного состава Вооруженных сил РФ в ходе военной операции в Сирии, начавшейся 30 сентября 2015 г., составили 35 человек, кроме того 1 — небоевая потеря. По данным на 4 ноября 2016 года 11 человек было ранено. По неофициальным данным, источником которых являются в основном иностранные информационные агентства, на 22 марта 2017 года, в Сирии погибло 36 работников ЧВК, а общие потери за время операции — 67 погибших.

В ходе конфликта турецким истребителем был сбит российский бомбардировщик Су-24, инцидент повлек временное ухудшение российско-турецких отношений. Также морской группировкой ВМФ РФ в Сирии были потеряны: Су-33 (из-за обрыва троса аэрофинишёра выкатился за пределы палубы и упал в воду) и Миг-29 (по официальной версии разбился над морем из-за технической неисправности, по неофициальной — упал в море после выработки топлива в ожидании починки аэрофинишёра на авианосце[186]). В обоих случаях летчики катапультировались и остались живы, потерянные военные самолёты было решено оставить в местах их гибели.

Также в ходе боевых действий были уничтожены российские вертолёты Ми-8АМТШ-В, Ми-8АМТШ и 2 Ми-35М. Ещё один Ми-28 был потерян ввиду неисправности. Кроме того, было потеряно 3 БПЛА — Элерон-3 и 2 Орлан-10.

По заявлению Министра обороны РФ Сергея Шойгу, сделанному 22 декабря 2016 года на заседании коллегии Минобороны, Воздушно-космические силы России ликвидировали 35 тысяч боевиков за время операции в Сирии. По его данным, с начала операции российская авиация выполнила 18,8 тысячи вылетов и нанесла 71 тысячу ударов по инфраструктуре террористов. Это позволило уничтожить 725 тренировочных лагерей боевиков, более 400 заводов и мастерских, где производились боеприпасы, а также полторы тысячи единиц военной техники террористов. Среди ликвидированных боевиков было 204 полевых командира, уточнил Шойгу.

По данным британского проекта «Syrian Observatory for Human Rights» (SOHR) на 30 ноября 2016 года, в результате российских бомбардировок были уничтожены свыше 6 тысяч боевиков «Исламского государства» и других группировок, включая «Джебхат-ан-Нусру». При этом, по данным SOHR, погибли более 4 тысяч мирных жителей. По словам представителей международной неправительственной организации «Amnesty International», за три месяца (с декабря 2015 по февраль 2016 года) российские ВКС и правительственные войска Сирии как минимум шесть раз «целенаправленно атаковали» больницы, медицинские центры и клиники на севере сельской части провинции Алеппо, в результате чего погибли не менее трёх мирных жителей. Кроме того, в декабре 2015 года они заявили о наличии доказательств, позволяющих подозревать российскую авиацию в использовании неуправляемых бомб в густонаселённых районах, а также применении кассетных бомб.

Российские власти утверждения о гибели мирных жителей и об атаках на госпитали неизменно опровергали; официальный представитель генсека ООН Фархан Хак 23 декабря 2015 года заявил, что ООН не может независимо подтвердить информацию о случаях, которые перечислены в докладе «Amnesty International». При этом российскими властями отрицался сам факт наличия кассетных бомб на российской авиабазе Хмеймим, однако видеорепортаж российского телеканала RT в июне 2016 года засвидетельствовал наличие таковых.


Россия, Сирия, Иран и Ирак согласовывают действия через расположенный в Багдаде «Международный координационный центр по борьбе с ИГИЛ». По информации Минобороны России, удары наносятся после проведения воздушной разведки и уточнения данных, полученных от штаба сирийской армии, и при координации с ней для прикрытия её наземных боевых действий.

Военные контакты России и США, по состоянию на сентябрь 2015 года, не были восстановлены после их разрыва в связи с присоединением Крыма к России. Однако возобновление контактов по Сирии произошло после прошедших 28 сентября 2015 года переговоров президентов России и США — во избежание конфликтов и в целях исключения взаимных помех операциям в Сирии. Россия отказалась присоединиться к действующей под эгидой США коалиции, сославшись на то, что коалиция работает без мандата Совета Безопасности ООН и без обращения правительства Сирии. Вместе с тем российское руководство заявило, что «как минимум» стремится избегать недопонимания с коалицией, а «как максимум» — сотрудничать, чтобы «борьба против терроризма велась более эффективно». В ходе проводимых с 1 октября 2015 года переговоров представителями военных ведомств России и США согласован меморандум о безопасности полётов над Сирией, 20 октября он вступил в силу. Документ регламентирует полёты самолётов и БПЛА над Сирией, определяет каналы связи между военными России и США, а также механизм взаимодействия при кризисных ситуациях, но не предполагает обмена разведданными и координации целей ударов. Достигнуты соглашения о минимальных безопасных расстояниях между самолётами России и США. До того, 5 и 10 октября в небе над Сирией происходило сближение российских и американских самолётов до зрительного контакта (расстояние между самолётами оценивалось в 10—20 миль.

По заявлениям властей Турции, за период с 3 по 10 октября произошло два нарушения российскими самолётами воздушного пространства Турции в районе сирийско-турецкой границы и 13 «опасных сближений» российской и турецкой военной авиации. 6 октября Турция предложила России создать рабочую группу по согласованию действий в Сирии на уровне министерств обороны двух стран. 17 октября премьер-министр республики Ахмет Давутоглу заявил, что турецкие войска будут сбивать самолёты, нарушившие воздушное пространство страны. 20 октября была организована прямая телефонная линия между министерствами обороны РФ и Турции по вопросам предотвращения воздушных происшествий в небе над Сирией. 24 ноября, в ответ на сбитие российского самолёта, Минобороны России объявило о прекращении военных контактов с Турцией, сама Турция отказалась присоединяться к созданной Россией коалиции.

С 23 февраля 2016 года Минобороны России открыло на территории авиабазы Хмеймим Координационный центр по примирению враждующих сторон на территории Сирийской Арабской Республики (начальник центра — генерал-лейтенант Сергей Кураленко), в состав которого входят группы: анализа и планирования; ведения переговоров; заключения соглашений и взаимодействия с зарубежными организациями; информационной поддержки; оказания гуманитарной помощи населению Сирии. В задачи центра входит содействие переговорному процессу о примирении между представителями правительства Башара Асада и противоборствующими ему формированиями (кроме «ИГ», «Фронта ан-Нусра» и других организаций, признанных террористическими Совбезом ООН), заключение соглашений о прекращении огня, взаимодействие с международными организациями по вопросам доставки населению Сирии гуманитарной помощи и возвращению беженцев.

17 июня 2016 года министр обороны США Эштон Картер обвинил Россию в игнорировании просьб не бомбить отряды сирийской оппозиции, которые действуют при поддержке США на юге Сирии. По данным CNN, 16 июня два истребителя-бомбардировщика Су-34 в районе Аль-Таниф сбросили на позиции боевиков бомбы и кассетные боеприпасы. По словам Картера, в тот же день американцы направили свою просьбу по каналу экстренной связи, однако после этого был нанесён ещё один удар. Он предположил, что Россия либо сознательно игнорирует американские просьбы, либо у неё проблемы с разведкой. Российская сторона, комментируя этот инцидент, заявила, что российским силам трудно различать отряды умеренной оппозиции, поддерживаемые США, и отряды «Фронта ан-Нусры», считающиеся террористическими. Официальный представитель Минобороны РФ генерал-майор Игорь Конашенков подчеркнул, что российское оборонное ведомство в течение нескольких месяцев безуспешно предлагало американским коллегам составить единую карту мест расположения действующих в Сирии сил.

14 ноября 2016 года, в первом телефонном разговоре Президента РФ Владимира Путина с избранным президентом США Дональдом Трампом, была достигнута договорённость «о необходимости объединения усилий в борьбе с общим врагом номер один — международным терроризмом и экстремизмом» и обсуждались вопросы совместного урегулирования кризиса в Сирии.

18 января 2017 года ВКС России впервые в истории начали наносить удары по террористическим группировкам совместно с ВВС Турции, страной — членом НАТО.


В 2015 году Правительство РФ выделило на оказание Сирии гуманитарной помощи 2 млн долларов. В январе 2016 года Россия поставила 22 тонны гуманитарной помощи для нескольких сирийских городов. В середине февраля 2016 года сирийские военно-транспортные самолёты при поддержке российских истребителей Су-30 сбросили гуманитарную помощь жителям осажденного боевиками города Дейр-эз-Зор. Грузовой парашют крепился к платформе P-7 и был заброшен с высоты 4 км в контролируемые правительством районы. Общий вес гуманитарной помощи составил более 50 тонн.

Гуманитарная помощь поставляется ежедневно гуманитарными конвоями и с использованием парашютных платформ. Помощь идёт через Координационный центр по примирению враждующих сторон на территории Сирийской Арабской Республики, в составе которого работает Группа оказания гуманитарной помощи населению Сирии. Отчёты отражаются в ежедневных информационных бюллетенях центра.

Летом 2016 года Россия и Сирия развернули широкомасштабную гуманитарную операцию в Алеппо.

Помимо государства, помощь Сирии оказывается российскими политическими партиями КПРФ, ЛДПР, Справедливой России. Любая организация может подать заявку на оказание гуманитарной помощи мирному населению продовольственными товарами, одеждой и товарами для детей, отправив заявку в Национальный центр управления обороной Российской Федерации на официальном сайте Минобороны России.

По линии МЧС России гуманитарная помощь гражданам Сирии оказывается начиная с 2012 года по настоящее время.

Медики ВС России оказывают сирийским врачам помощь в лечении гражданского населения. Дети, страдающие тяжёлыми заболеваниями, доставляются для лечения в Военно-медицинскую академию имени С. М. Кирова. С конца ноября 2016 года в Сирии развёрнуты мобильные госпитали Минобороны России (МОСН) и МЧС, направлены врачи Центроспаса.

После освобождения Пальмиры весной 2016 года в ней развёрнут полевой госпиталь для местных жителей и механизированный хлебозавод.

Личный состав госпиталя был развёрнут из медицинского отряда специального назначения в количестве 50 медиков-военнослужащих, прибывших из Восточного военного округа. МОСН работал в Сирии с апреля по июнь 2016 года. За это время медпомощь была оказана более чем 200 пациентам.

В конце ноября 2016 года в Сирию по поручению президента России Владимира Путина был переброшен 697-й медицинский отряд специального назначения Восточного военного округа, дислоцированный в Хабаровске. 17 января 2017 года отряд выведен в Россию. За время работы оказана медицинская помощь более чем 5 тысячам жителей Сирии, 415 человек прошли лечение в стационаре, 100 человек прооперированы. Военные медики также сопровождали гуманитарные колонны и осматривали больных в составе выездных бригад. На смену 697 МОСНу был направлен 35-й отдельный медицинский отряд (ОМО) ВДВ из Пскова. Далее, на основе ротации, по три месяца в Сирии работают различные медицинские отряды ВС России составом около 100 военных врачей и младших медицинских специалистов.

5 декабря 2016 г. был произведён "умеренной оппозицией" миномётный обстрел по развёрнутому для оказания медицинской помощи населению МОСНу. В результате прямого попадания мины в приёмное отделение погибли 2 медсёстры и был ранен врач-педиатр.

Официальные данные по стоимости операции засекречены. Председатель Правительства РФ Дмитрий Медведев в декабре 2015 года заявил, что расходы на действия России в Сирии полностью укладываются в параметры бюджета Минобороны. 19 января 2016 года это подтвердила заместитель Министра обороны РФ Татьяна Шевцова.

По оценкам Jane’s Information Group, возможные затраты России составляют от $2,3—4 млн в день. Оценка затрат не включает стоимости 26 крылатых ракет, запущенных по целям в Сирии 7 октября 2015 года. По оценке РосБизнесКонсалтинга (РБК), пуск этих ракет стоит $20—60 млн. По подсчётам РБК, затраты Минобороны России на операцию составляют $2,5 млн в день. По мнению специалистов Jane’s Information Group, сравнительно низкий уровень затрат России на военную операцию объясняется налаживанием морского снабжения, невысокими выплатами военнослужащим, более низкими расходами на медицинское обслуживание и снабжение продовольствием военного контингента, а также компактным расположением воинского контингента. По мнению бывшего министра финансов РФ Алексея Кудрина, «в среднесрочном периоде Сирия не является сильным обременением». Другие российские и зарубежные эксперты указывают на невозможность достоверно установить стоимость операции, но согласны с незначительной долей расходов в военном бюджете. По мнению специалистов, одним из источников финансирования операции может быть сокращение затрат на техническое переоснащение ВС России; кроме того, Россия может снижать расходы на операцию за счёт использования боеприпасов с истекающим сроком хранения, а также возлагая оплату части авиатоплива на сирийскую сторону.

На весь 2016 год Россия первоначально зарезервировала на сирийскую кампанию только порядка $1,2 млрд, сообщил знакомый с ситуацией чиновник. По оценке лондонского института военных исследований Royal United Services Institute, Сирия обходилась бюджету примерно в $4 млн в день до середины ноября, когда Россия резко нарастила присутствие военной техники и живой силы в зоне конфликта, что удвоило издержки до $8 млн в день, или почти $3 млрд в год.

В марте 2016 года пресс-секретарь Президента РФ Дмитрий Песков опроверг оценку стоимости операции Военно-космических сил в Сирии, названную РБК, Bloomberg и иными источниками.

Военный эксперт, член Общественного совета при Министерстве обороны России Игорь Коротченко заявил, что операция России в Сирии проводится в рамках выделенного военного бюджета, без привлечения дополнительных средств.

В конце 2015 года аналитики Пентагона оценили эту операцию как успешную, отметив, что Россия может проводить в Сирии операции на нынешнем уровне в течение многих лет без каких-либо существенных затрат.

17 марта 2016 года Президент РФ Владимир Путин заявил, что на проведение военной операции в Сирии было выделено 33 млрд рублей, которые сначала были заложены в бюджет министерства обороны РФ на проведение учений и боеподготовку в 2015 году. По словам Путина, расходы на операцию ВКС РФ были оправданы и необходимы. По мнению экспертов, ещё около 10 млрд рублей могут потребоваться для пополнения арсеналов и ремонта авиатехники.

Однако ожидается, что Россия сможет намного больше заработать на сирийской операции: c её началом ФСВТС зафиксировала увеличение спроса на оружие и технику, которыми велись боевые действия. Сумма потенциальных экспортных контрактов (по прогнозам человека предположительно не связанного с вооруженными силами РФ, и работающего журналистом в журнале "Коммерсант") в ближайшие годы оценивается в 6—7 млрд долларов или 420—490 млрд рублей.

Наши рекомендации