Воссоединение с УССР Закарпатской Украины.
28 октября 1944 г. Красная Армия освободила от фашистских оккупантов Закарпатскую Украину. На освобожденной территории развернулось массовое движение за выход Закарпатской Украины из Чехословацкой Республики и присоединение ее к УССР. На местах создавались народные комитеты, которые стали временными органами государственной власти.
26 ноября 1944 г. в Мукачево состоялся I съезд Народных Комитетов Закарпатской Украины. В повестке дня стояли такие вопросы: 1) освобождение Закарпатской Украины от немецко-венгерских оккупантов; 2) воссоединение Закарпатской Украины с Украиной; 3) наделение крестьян, рабочих и служащих землей и лесом; 4) выборы Народной Рады Закарпатской Украины.
Съезд принял Манифест о воссоединении Закарпатской Украины с Украиной и выходе из состава Чехословакии. Избранная на съезде Народная Рада Закарпатской Украины 27 ноября 1944 г. сформировала свое правительство в составе Президиума Народной Рады и ее уполномоченных по следующим вопросам: внутренних дел и государственной безопасности; коммунального хозяйства; финансов; земледелия; промышленности и торговли; юстиции; образования; коммуникации; народного здравоохранения; социальной опеки.
Местными органами государственной власти в соответствии с административно-территориальным разделением были окружные, городские и сельские народные комитеты.
Сельские и городские народные комитеты избирались непосредственно жителями села или города на общем собрании, окружные– делегатами сельских народных комитетов данного округа. Исполнительным органом местного народного комитетастал егопрезидиум.
Народная Рада и народные комитеты избирались на срок до окончательного решения вопроса о воссоединении Закарпатья с Украиной. Местные народные комитеты были органами государственной власти и одновременно органами местного управления.
В компетенции народных комитетов находились все вопросы хозяйственного, политического и культурного строительства, а также вопросы, относящиеся к проблеме общего благосостояния населения. Для поддержания общественного порядка и обеспечения охраны народного добра и прав граждан народные комитеты создали народную милицию, народную дружину, которые стали своеобразными вооруженными силами Закарпатской Украины.
18 декабря 1944 г., при Народной Раде был основан Специальный суд для борьбы с враждебными элементами, которые старались не допустить воссоединения Закарпатья с УССР. К таким лицам суд был вправе применить тюремное заключение до 20 лет или расстрел.
Во всех административных округах и городах Закарпатья были созданы народные суды – основное звено судебной системы края. Они избирались соответствующими народными комитетами и утверждались Народной Радой сроком на три года. Как гражданские, так и уголовные дела рассматривались коллегиально с участием народных заседателей.
Высшую судебную инстанцию – Высший народный суд – избирала Народная Рада. Для надзора за соблюдением законности создавались органы прокуратурыво главе с главным прокурором Закарпатской Украины. Всех прокуроров назначала Народная Рада. Арест граждан допускался только по санкции прокурора, чем гарантировалось право неприкосновенности личности.
Для проведения предварительного следствия по особо важным и сложным уголовным делам при прокуратурах создавались следственные органы.При Главной прокуратуре Закарпатской Украины работали старший следователь и следователь по особо важным делам, а при окружных и городских прокуратурах – следователи. Они назначались главным прокурором.
Органы прокуратуры строились по принципу строгой централизации, были подотчетны только Народной Раде и не имели права вмешиваться в работу народных комитетов.
Была организована народная адвокатура (институт адвокатуры в западноукраинских земляк был впервые создан австрийским правительством в 1781 г.) и государственные нотариальные конторы.
После освобождения Чехословакии от немецких войск ее новое правительство выразило полную готовность поддержать стремление закарпатских украинцев к воссоединению с Украиной.
29 июня 1945 г. был подписан договор между СССР и Чехословакией о Закарпатской Украине, который впоследствии был ратифицирован Временным Национальным собранием Чехословакии и Президиумом Верховного Совета СССР.
На основании Указа Президиума Верховного Совета СССР 22 января 1946 г. в составе УССР была создана Закарпатская область с разделением на 13 округов (округа Закарпатской области были превращены в 1954 г. в районы).
Правоохранительные органы.
22 июня 1941 г. Президиум Верховного Совета СССР издал указ «О военных трибуналах в местностях, объявленных на военном положении и в районах военных действий», которым устанавливался порядок организации военных трибуналов и порядок ведения ими дел. Трибуналы создавались при армиях, корпусах, дивизиях, гарнизонах, бригадах на железной дороге и в речных (морских) бассейнах.
Надзорными инстанциями для этих трибуналов были военная, военно-железнодорожная, военная воднотранспортная коллегии Верховного Суда СССР и Пленум Верховного Суда СССР.
Наркомюст СССР осуществлял организационную работу. Часть территориальных судов и прокуратур (в местностях, где было введено положение осады) также превращались в военные. Были также созданы окружные и областные военные трибуналы НКВД.
До 1943 г. трибуналы действовали в составе трех постоянных членов, а впоследствии – с участием заседателей. Сроки рассмотрения дел были сжатыми. Постановления трибуналов не подлежали обжалованию; слушание дел было закрытым.
Командующие армиями и округами и военные советы могли приостановить исполнение смертных приговоров, которые, как правило, исполнялись немедленно после их вынесения. Трибуналынаделялись широкой подсудностью и были вправе рассматривать все преступные деяния, включая спекуляцию и хулиганство. Военная власть сама определяла подсудность конкретного дела и передавала его или общим судам, или трибуналам.
В местностях, находившихся на положении осады, к «провокаторам, шпионам и другим агентам врага, которые призывали к нарушению порядка», расстрел применялся без судебного разбирательства.
С введением военного положения были военизированы все звенья прокуратуры. Районные, городские и областные прокуратуры были превращены в соответствующие военные прокуратуры.
Военные условия вызвали необходимость еще большей централизации руководства службами государственной безопасности и охраны общественного порядка.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 20 июля 1941 г. НКГБ и НКВД СССР были объединены в общий НКВД СССР.
В августе 1941 г. были объединены наркоматы государственной безопасности и внутренних дел УССР. Структура органов милиции не испытала существенных изменений, но появились новые направления работы, такие как борьба с организованным бандитизмом, дезертирами, изъятие оружия у населения.
Более репрессивной стала деятельность органов государственной безопасности. В Приказе № 227 от 28 июля 1942 г. органам НКВД было предоставлено право расстрела «во внесудебном порядке», право применения заградительных отрядов и штрафных батальонов. Устанавливалась уголовная ответственность близких родственников репрессированных.
Сразу же после освобождения Украины восстановили свою работу областные и народные суды, органы прокуратуры.
Много времени уделяли органы прокуратуры работе Чрезвычайной государственной комиссии по выявлению и расследованию преступлений немецко-фашистских захватчиков и их союзников, утвержденной 2 ноября 1942 г. В УССР были созданы республиканская, областные и городские чрезвычайные комиссии.
Организационные формы деятельности советской милиции в освобожденных районах оставались такими же, как и до войны. В областях восстановили свою работу областные управление НКВД, в районах – райотделы НКВД. В состав областных управлений входили следующие отделы: политический, уголовного розыска, оперативный, борьбы с разворовыванием социалистической собственности, паспортный, государственной автоинспекции и секретариат.
Право УССР.
Гражданское право.
Условия военного времени выдвинули на первый план вопрос защиты права собственности, которое временно выходило из владения как физических, так и юридических лиц. Были расширены права наркоматов и упрощен порядок передачи имущества между государственными предприятиями и учреждениями. Неизменным оставался порядок передачи продукции в собственность потребителя, основанный на плановых актах и договорах.
Постановлением СНК УССР «О сохранении жилой площади за военнослужащими и о порядке оплаты жилой площади семьями военнослужащих в военное время» от 4 сентября 1941 г. устанавливалось, что на период войны жилая площадь сохраняется за всеми категориями военнослужащих. В тех случаях, когда эта жилая площадь остается незаселенной, квартплата за нее не взимается. Жильцы, которые поселились на площади указанных лиц, обязывались после возврата военнослужащего немедленно ее освободить, в противном случае они подлежали выселению в административном порядке. В таком же порядке возвращалась жилая площадь эвакуированным.
Порядок административного выселения граждан был определен постановлением СНК СССР «О порядке административного выселения лиц, которые самовольно заняли жилую площадь» от 1 июля 1943 г. Если жилая площадь эвакуированного была заселена в соответствии с ордером городского Совета, дело о ее возврате рассматривалось судом.
Ряд изменений был внесен в институт исковой давности. С целью обеспечения прав лиц, которые находились на фронте, сроки исковой давности в делах этих лиц считались продолженными на весь период нахождения в Вооруженных силах СССР. Был упразднен шестимесячный срок для принятия наследства отсутствующими в месте его открытия наследниками. Указ от 14 марта 1945 г. расширил круг наследников и позволил завещать имущество в пользу постороннего лица при отсутствии наследников по закону.
Семейное право.
Война оставила многих детей сиротами. На решение этой проблемы был направлен ряд нормативных актов: постановление Совнаркома УССР от 15 февраля 1942 г. «Об устройстве детей, которые остались без родителей», постановление Совнаркома СССР от 15 июня 1943 г. «Об усилении мер борьбы с детской бесприютностью, беспризорностью и хулиганством», постановление Совнаркома УССР от 27 марта 1943 г. «Об организации помощи детям-сиротам, родители которых погибли в боях с фашистскими оккупантами, замучены или расстреляны фашистскими захватчиками во время оккупации районов УССР», постановление Совнаркома СССР от 30 июля 1944 г. «О мерах борьбы с беспризорностью и бесприютностью детей в Украинской ССР».
В соответствии с этими правовыми актами на органы государственной власти и управления возлагалась работа по устройству детей-сирот, созданию справочной системы при НКВД, детских домов, трудовых воспитательных колоний, созданию чрезвычайных комиссий при исполкомах и института общественных инспекторов.
Указом Президиума Верховного Совета УССР от 24 сентября 1943 г. «Об изменении ст. 44 Кодекса законов о семье, опеке, браке и актах общественного положения Украинской ССР» был усовершенствован порядок усыновления. 8 июля 1944 г. был принят Указ Президиума Верховного Совета СССР об увеличении государственной помощи беременным женщинам, многодетным и одиноким матерям, усилении охраны материнства и детства, об установлении почетного звания «Мать-героиня» и основании ордена «Материнская слава» и медали «Медаль материнства», который увеличил государственную помощь беременным женщинам, многодетным и одиноким матерям.
Права и обязанности супружеской пары порождал только зарегистрированный брак. Расторжение брака осуществлялось только через суд.
Трудовое право.
Потребности обороны привели к необходимости введения трудовых мобилизаций и трудовой повинности. Трудовой мобилизации подлежало трудоспособное население городов из числа тех, кто не работал в государственных учреждениях и на предприятиях. Мобилизованныенаправлялись на важные производства и строительства по месту жительства. Трудовая повинность использовалась для выполнения строительных работ на оборонных сооружениях, заготовки топлива, охраны путей сообщения, связи, электростанций и других важных объектов, которые имели оборонное значение. Трудовая повинность распространялась на мужчин от 16 до 55 лет, а на женщин – от 16 до 50 лет.
Произошли значительные изменения в действующем трудовом законодательстве. Указом Президиума Верховного Совета СССР «О режиме рабочего времени рабочих и служащих на период войны» от 26 июня 1941 г. директорам предприятий разрешалось устанавливать обязательные сверхурочные работы продолжительностью до трех часов в день. Согласно указам от 9 апреля 1942 г. и 9 января 1943 г. отменялись очередные и дополнительные отпуска. Они заменялись денежной компенсацией, выплата которой была временно приостановлена. Отпуск предоставлялся только подросткам до 16 лет.
В условиях военного времени большое значение имела трудовая дисциплина.Вместе с поощрением добросовестных работников росло применение принудительных мер к нарушителям трудовой дисциплины. За ряд нарушений трудовой дисциплины вместе с дисциплинарной ответственностью применялась уголовная.
Колхозное и земельное законодательство военного времени было направлено на дальнейшее ограничение прав крестьян и значительно ухудшало их положение. 13 апреля 1942 г. СНК СССР и ЦК ВКП(б) приняли постановление «О повышении для колхозников обязательного минимума трудодней». В 1944-1945 гг. к моменту сбора урожая был установлен обязательный выход на работу всех трудоспособных колхозников и даже подростков в возрасте с 14 лет независимо от того, выполнили они минимум трудодней или нет.
Уголовное право.
В годы войны существенные изменения произошли в сфере уголовного права. 6 июля 1941 г. принимается Указ Президиума Верховного Совета СССР «Об ответственности за распространение в военное время ложных слухов, которые вызывают тревогу среди населения».Он устанавливал строгую ответственность в виде тюремного заключения сроком от 2 до 5 лет, если преступление по характеру не требовало более тяжелого наказания. Антисоветские слухи квалифицировались как контрреволюционная агитация. 15 ноября 1943 г. был подписан указ «Об ответственности за разглашение государственной тайны или за потерю документов, содержащих государственную тайну», который предусматривал наказание за указанные действия в виде лишения свободы сроком до 5 лет. За те же действия, если они привели или могли привести к нежелательным последствиям, применялось лишение свободы сроком до 10 лет. С 19 апреля 1943 г. в соответствии с указом «Об ответственности гитлеровцев за совершенные злодеяния» для специальных субъектов уголовного права (так называли фашистских преступников и их пособников) вводятся особые меры наказания – казнь через повешение и каторжные работы сроком от 15 до 20 лет.
В декабре 1942 г. расширяется состав такого преступления, как спекуляция(к нему причисляются продажа махорки и самогона в больших количествах). В январе 1942 г. воровство личного имущества при отягчающих обстоятельствах (во время воздушного налета, нападения врага и др.) приравнивалось по аналогии к бандитизму.
Много внимания в законодательстве уделяется борьбе с воровством. Преступные посягательства на государственную и колхозную собственность квалифицировались по Закону от 7 августа 1932 г. Указом от 23 августа 1942 г. «Об ответственности за разворовывание горючего в МТС и совхозах» устанавливалось наказание до 5 лет тюремного заключения.
Возросла также ответственность за посягательство на личную собственность граждан.Появился ряд новых составов преступлений: самовольный уход с работы (декабрь 1941 г.), уклонение от военного учета (январь 1942 г.), сокрытие трофейного оружия (январь 1942 г.) и т.д. Был расширен круг деяний, входящих в понятие «спекуляция». Уголовная ответственность стала применяться за действия, которые ранее наказывались в соответствии с административным законодательством.
В условиях войны широко использовались условное осуждение, а также отсрочка исполнения приговора до окончания военных действий с направлением приговоренного в штрафной батальон.