Обсуждение тестов и консультация
Обсуждение тестов создает особую проблему. Невозможно помочь родителям, которые обратились к нам в своей беде и надеются на помощь, прибегая лишь к общим фор-
мулировкам и непонятному профессиональному жаргону. Такая, к сожалению, часто встречающаяся практика является для родителей в высокой степени разочаровывающей. Вместе с тем было бы довольно безответственным просто предоставить в их распоряжение результаты обследования, содержащие как для родителей, так и для исследователей обремененные конфликтами взаимосвязи, и это не могло бы быть воспринято без переживания значительного урона. (Недаром вопрос, когда, чем и как из тех мнений, которые создались у аналитика, следует поделиться с анализантом, относится к труднейшим проблемам аналитической толковательной работы в терапии.) Риск немал: он простирается от простого сопротивления через оборону и обрыв контакта до чреватых последствиями потрясений душевного равновесия родителей. Во всех этих случаях исследователь теряет возможность конструктивно воздействовать на выводы обследования, поскольку урон может оказаться больше, чем польза — также и в отношении ребенка.
Исходя из сказанного, мы пришли к выводу о "функциональном значении" обсуждения тестов. Получается, что основным критерием для организации такого обсуждения должна быть не охватывающая информация о результатах обследования, а вопрос: каким образом можно достигнуть прежде всего того, чтобы беседа эта мотивировала родителей продолжить или углубить контакт, возникший в ходе обследования в форме дальнейшей психоаналитически-педагогической консультации. Подробные обсуждения регуляр-цо проводились в заключение коллективного обсуждения, из которого (преходяще) вырисовывался окончательный психологический профиль.
Нам еще предстоит в ближайшем будущем описать одно из этих правил обязательной тестовой беседы, а также методов заключительной консультации. До сих пор это доверялось "аналитическому чутью" каждого исследователя.
По необходимости с членами исследовательского коллектива могут быть проведены собеседования на эту тему.
* Тестовая беседа должна начинаться с вопроса, ответ на который или объяснение по поводу которого в настоящий момент особенно необходимы родителям (одному из родителей). С одной стороны, таким образом можно избежать упомянутого выше разочарования и, с другой стороны, можно предположить, что родители прекрасно понимают свои проблемы в этой области и поэтому в состоянии выдержать искреннее и прямое объяснение.
* Поскольку в ходе беседы по данному вопросу самые существенные результаты обследования, имеющие тем не менее большое значение для мнения о необходимости дальнейшей консультации, остаются неупомянутыми, обследователь все же должен о них поговорить. При этом у него есть возможность придерживаться правил терапевтической толковательной работы. Или если сказать иначе, объяснение должно даваться только в той степени, в какой оно связано с материалом, предоставленным родителями в ходе обследования, так сказать, только слегка перешагнуть за их осознание проблемы.
* По правилам, ведение беседы должно руководствоваться теми соображениями, что чувство вины и прежде всего перед ребенком не может оказать помощи ни в преодолении проблемы, ни в развитии отношений с консультантом. Поэтому исследователь должен особенно чутко обращать внимание на возникновение чувства вины и по возможности освобождать родителей от такового посредством сочувственных (эмпатических) замечаний или психологических объяснений.
* Вот что руководит последним ориентировочным принципом: несмотря на то что объективно в ходе обследования, а также в тестовой беседе и заключительной
консультации речь идет о благополучии ребенка, обследователь тем не менее обязан рассматривать родителей (одного из родителей) как клиентов. Это значит, что с родителями следует разговаривать не как с личностями, выступающими здесь в родительской функции, а как с людьми, ищущими совета, которые сами обременены проблемами. Эта позиция, требующая от исследователя строгого контроля над собственными противоперенесе-ниями, которыми руководит его идентификация со страдающим ребенком, соответствует главному правилу психоаналитической педагогики: родители могут помочь своим детям в преодолении психических конфликтов только в том случае, если им самим удастся достигнуть новой ступени в преодолении собственных внутренних конфликтов.
ЛИТЕРАТУРА
Abelin, E.L.
1971 Role of the Father in the separation-individuation process. In: McDevitt, J. B./Settlage, C.F. (Hrsg.): Separation — Individuation. Essays in Honor of Margaret S. Mahler. New York (Int. Univ. Press) 1971
1975 Some further observations and comments on the earliest role of the father. In: Int. J. Psycho-Anal. 56, 293-302
Amendt, G./Schwarz, M.
1990 Das Leben unerwiinschter Kinder. Bremen (Univ. Bremen) 1990
Balloff, R./Walter, E.
1989 Alleinerziehung und gemeinsame elterliche Sorge nach Trennung und Scheidung — Eine theoretische und empirische Vergleichsstudie. Teil A (Balloff) und В (Walter). Berlin (unv. Diss./FU Berlin) VerMf. in Vorb.
1990 Gemeinsame elterliche Sorge als Regelfall? Einige theoretische und empirische Grundannahmen. In: Z. f. d. gesamte Familienrecht 37, 445 — 454
Bendkower, J./Oggenfuss, F.
1980 Scheidungskinder und Schule. In: Familiendynamik 5, 242 — 271 Bernhardt, H.
1986 Eltem-Kind-Beziehungen in Scheidungsfamilien. In: Fragmente 22,
99-114 Bittner, G. (Hrsg.)
1981 Selbstwerden des Kindes. Eine neues tiefenpsychologisches Konzept. Fellbach (Bonz)
Burgner, M.
1985 Effects on development of an absent father. In: The Int. Journ. ofPsa.
66, 311-320 Biihler, H./Kachele, St. 1978 Die Ehesoheidung als pathogener Faktor — eine kinder — und
jugendpsychiatrische Untersuchung. In: Praxis der Kinderpsychologie und Kinderpsychiatrie 27/8, 296 - 298 Clingempeel, W.G./Ievoli, R./Brand, E.F.:
1984 Structural complexity and the quality of stepfather-stepchild relationships. In: Fam. Process 24/'4, 547 — 560
Darde, M.
1983 L'embrouille. In: Soins Gynecologie — Obstetrique — Pueric — Pediatric
25/26, 39-41 Datler, W.
1985 Psychoanalytische Reprasentanzenlehre und padagogisches Handeln. Eine Anmerkung zu Zulligers Methode der "deutungsfreien Kinderpsychotherapie" und deren moglicher Relevanz fiir Padagogik. In: Bittner, G./Ertle, Ch. (Hrsg.): Padagogik und Psychoanalyse, Wiirzburg (Konigshausen und Neumann) 1985
Doust, M.
1983 Family breakdown. In: Nursing 20/2, 584 - 585
Erikson, E.H.
1959 Identitat und Lebenszyklus. Frankfurt/M. (Suhrkamp) 1973
Figdor, H.
1988 Zwischen Trauma und Hoffnung. Eine psychoanalytische Untersuchung iiber Scheidungskinder. In: Sigmund Freud House-Bulletin 12/1, 1-20
1989 Konnen neurotische Kinder "padagogisch geheilt" werden? Padagogisch relevante Anmerkungen zum theoretischen Verhaltnis von Trieb-, Struktur- und Objektbeziehungstheorie. In: Sasse, O./Stoellger, N. (Hrsg.): Offene Sonderpadagoglk — Innovationen in sonderpadagogischer Theorie und Praxis. Frankfurt/M. (P. Lang) 1989
1990a Sorgepflicht — Besuchsrecht — Aber was hilft dem Kind? In: Der
Osterr. Amtsvormund 97, 3 — 7 und 98, 44 — 45. Wiederabgedruckt in:
Buttner, Ch./Ende, A. (Hrsg.): Jahrbuch der Kindheit 7. Weinheim und
Basel (Beltz) 1990 1990b Scheidung als Katastrophe oder Chance fiir die Kinder? In: Achter
Deutscher Familiengerichtstag. Bielefeld (Gieseking) 1990 Fraiberg, S. 1959 Die magischen Jahre in der Personlichkeitsentwicklung des
Vorschulkindes. Reinbek (Rowohlt) 1972 Freud, A. 1962/1964 MaBstabe zur Bewertung der pathologischen Kinderentwicklung,
Teil I und II. In: Die Schriften der Anna Freud, Bd. VI. Munchen (Kindler)
1965 Wege und Irrwege in der Kinderentwicklung. In: Die Schriften der
Anna Freud, Bd. VIII. Munchen (Kindler) 1980 1967 Anmerkungen zum psychischen Trauma. In: Die Schriften der Anna
Freud, Bd. VI. Munchen (Kindler) 1980 Freud, S. 1905d Drei Abhandlungen zur Sexualtheorie. GW Bd. 5; Sigmund Freud -
Studienausgabe Bd. V. Frankfurt/M. (Fischer) 1972 1916d Einige Charaktertypen aus der psychoanalytischen Arbeit. GW
Bd. 10; Studienausgabe Bd. X. Frankfurt/M. (Fischer) 1972 Fthenakis, W.E.
1985 Vater. 2 Biinde. Munchen (dtv) 1988 1990 Gemeinsame elterliche Sorge — nach Trennung und Scheidung.
(Unter Mitarbeit von Kunze, H.-R./Griebel, W./Obemdorfer, R.) Vortrag,
gehalten am 28.6.1990 im Rahmen eines Symposiums des BM f.
Umwelt, Jugend und Familie, Wien. Fthenakis, W.E./Niesel, R./Kunze, H.-R. 1982 Ehescheidung. Konsequenzen fur Eltern und Kinder. Miinchen-Wien-
Baltimore (U&S) Furman, E. 1957 Behandlung von Kleinkindern durch Miitterberatung. In: Biermann, G.
(Hrsg.): Handbuch der Kinderpsychotherapie, Bd. II. Munchen (Rein-
hardt) 1969 Goldstein, J./Freud, A./Solnit, A.J.
1973 Jenseits des Kindeswohls. Frankfurt/M. (Suhrkamp) 1974 Goldstein, S./Solnit, A.J.
1984 Wenn Eltern sich trennen: Was wird aus den Kindern? Stuttgart (Klett-Cotta) 1989
Guidubaldi, J./Perry, J.D.
1985 Divorce and mental health sequilae for children: A two-year follow-up of a nationwide sample. In: Journ. of the Am. Academy of Child Psychiatry 24, 531 - 537
Horvath, M./Scheidl-Trummer, E.
1989 Psychoanalytische Padagogik seit 1983. In: Trescher, H.G./Buttner,
Ch.: Jahrbuch fur Psychoanalytische Padagogik 1. Mainz (Grunewald)
1989 IMAS-Institut 1988 Situation von und Hilfe fur Trennungswaisen. Reprasentativerhebung
im Auftrag des BM f. Umwelt, Jug. u. Fam. Wien. Irving, H.H./Benjamin, M./Trocme, N.
1984 Shared Parenting: Ал empirical analysis utilizing a large data base. In: Fam. Process 23/'A, 561 - 569
Jacobs, L.
1949 Methoden der Mutterberatung. In: Cremerius, J. (Hrsg.): Psychoanalyse und Erziehungspraxis. Frankfurt/M. (Fischer) 1971
Kaltenborn, K.-F.
1986 Das kommunikative Verhalten des Scheidungskindes in der kinderpsychiartischen Exploration. In: Fragmente 22, 149—166
Kalter, N./Plunkett, J.W.
1984 Children's perceptions of the causes and consequences of divorce. In: Journal of the Am. Acad, of Child Psychiatry 23, 326 — 334
Kalter, N./Pickar; J./Lesowitz, M.
1984 Scool-based developmental facilitation groups for children of divorce: a preventive intervention. In: Am. Journal of Orthopsychiatry 54/4, 613-623
Knapp, I./Verzetnitsch, F. (Hrsg.)
1983 J.o.B-Report. Jugendliche ohne Berufsbildung. Wien (Bohlau) Laplanche, J./Pontalis, J.-B.
1967 Das Vokabular der Psychoanalyse. Frankfurt/M. (Suhrkamp) 1973 Leahy, M.
1984 Findings from research on divorce: Implications for professio-nals'skill development. In: Am. Journal of Orthopsychiatry 54/2, 298 — 317
Limbach, J.
1986 Die Existenzsicherung von Muttern. In: Fragmente 22, 181-202
Loidl, J.
1985 Scheidung. Ursachen und Hintergrundo. Wien-Koln-Graz (Bohlau) Mahler, M.S.
1968 Symbiose und Individuation. Stuttgart (Klett-Cotta) 31983
1975 Die psychische Geburt des Menschen. Frankfurt/M. (Fischer) 1980
1979 Studien iiber die drei ersten Lebensjahre. Stuttgart (Klett-Cotta) 1985 Napp-Peters, A.
1985 Ein-EIternteil-Familien. Soziale Randgruppe oder neues familiales
Selbstverstandnis? Weinheim-Munchen (Juventa) 21987 Nostlinger, Ch.
1985 Haushaltsschnecken leben langer. Munchen (DTV) 31988 Paul, N.L.
1980 Die Scheidung als auperer und innerer Prozep. In: Familiendynamik 5, 229-241
Pedro-Carroll, J./Cowen, E./Hightower, A.D./Guare, J.D.
1986 Preventive intervention with latency-aged children of divorce. In: Am.
Journal of Community Psychology 14/3, 277 - 290 Psychoanalytic inferences concerning children of divorced parents. Panel
report. In: Journal Am. Psychoanalytic Assoc. 31/1, 1984, 247 — 258 Rotmann, M. 1978 Uber die Bedeutung des Vaters in der "Wiederannaherungsphase". In:
Psyche 12, 1105-1147 1981 Der Vater der friihen Kindheit — ein strukturbildendes drittes Objekt.
In: Bittner, G. (Hrsg.): Selbstwerden des Kindes. Ein neues
tiefenpsychologisches Konzept. Fellbach (Bonz) 1981 Rudin, J. 1983 L'aide aux systemes familiaux en ruputure. In: Soins Gynecologie —
Obstdtrique - Pueric - Pediatric 25/26, 51 - 54 SchKfer, G.E.
1986 Spiel, Spielraum und Verstandigung. Weinheim — Munchen (Juventa) Schweitzer, J./Weber, G. 1985 Familientherapie mit Scheidungsfamilien: Ein Uberblick. In: Praxis
der Kinderpsychologie und Kinderpsychiartie 34, 96— 100 Spiel, W. 1967 Therapie in der Kinder- und Jugendpsychiatrie. Stuttgart (Thieme)
21976 Spitz, R.
1957 Die Entstehung der ersten Objektbeziehungen. Stuttgart (Klett) Stary, J. 1989 Was Zahlen sagen. Statistische Darstellung, wieviele Kinder in
Osterreich in welcher Weise durch Ehescheidung personlich betroffen
sind. Vortrag vom 16.4.1989 auf dem Fachtag der kath. Jungschar d.
Erzdioz. Wien Stierlin, H. 1974 Eltern und Kinder. Das Drama von Trennung und Versohnung im
Jugendalter. Frankfurt/M. (Suhrkamp) 1980 Trescher, H.-G.
1985 Theorie und Praxis der Psychoanalytischen Padagogik. Mainz (Grunewald) 1990
Trescher, H.-G./Buttner, Ch.
1989 Jahrbuch fur Psychoanalytische Padagogik 1. Mainz (Grunewald)
Troje, H.J.
1986 Zum Begriff des "Fehlverhaltens" als Ankniipfungspunkt fur Scheidungsfolgen. In: Fragmente 22, 49 — 72
Wagner-Winterhage, L.
1988 Erziehung durch Alleinerziehende. In: Z. /. Pad. 5, 641 — 656 Wallerstein, J./Blakeslee, S.
1989 Gewinner und Verlierer. Miinchen (Droemer Knaur) Wallerstein, J.S./Kelly, J.B.
1980 Surviving the breakup. New York (Basic Book) 1980
Wille, A.
1985a Scheidungskinder. In: Schweizer Archiv fur Neurologie, Neurochirurgie
und Psychiatrie 136/6, 91 -93 1985b Loyalitatskonflikte bei Scheidungskindern. In: Helv. Paediat. Acta
40/5, 341-348 Winnicott, D.W.
1971 Vom Spiel zur Kreativitat. Stuttgart (Klett-Cotta) 21979 Wolchik, S./Sandler, I.N./Brauer, S./Fogas, B. 1985 Events of parental divorce: Stressfulness ratings by children, parents
and clinicians. In: Am. Journal of Community Psychology 14/1, 59 — 74 Zulliger, H. 1952 Heilende Krafte im kindlichen Spiel. Stuttgart (Klett-Cotta) 61979
Издательство
приносит благодарность
спонсору издания
фирме "J&DWIEDRA", Австрия,
благодаря пожертвованию которой
настоящее издание
оказалось возможным
ФигдорГельмут