Реконструкция процесса развития из отдельных обследований
Причисляя каждый случай к определенной тестовой группе, мы получили для каждой фазы развода те картины психодинамики упомянутых детей, которые приближались к первому предположению о том, какие проблемы и конфликты могут являться характерными для каждой фазы.
Но этот метод обработки результатов исследований не является действительно удовлетворительным:
* При определенных обстоятельствах отсутствуют объяснения особых видов переживаний и способа преодоления развода данным особенным ребенком в каждой из других фаз.
* Если мы охватим отдельные результаты обследований только "точечно", то откажемся от познания психодинамики "между" отдельными фазами. Но это означает, что мы не в состоянии установить связи между происходящим процессом с определенными (как внутренними, так и внешними) переменными.
* Наконец, это еще вопрос, можно ли вообще, имея в виду какие бы то ни было виды процессов, говорить о "характерных" проблемах или конфликтах. Собственно, если отсутствует легитимация психодинамической связи условий между профилем личности (в одной фазе) и психическими, а также и социально-психологическими переменными путем доказательств, то ее можно подтвердить лишь статистически. Но сделать это нам не позволяет, с одной стороны, ограниченное число обследованных случаев и, с другой — малочисленность наших бесед. Поэтому перед нами задание — дополнить обследование психического состояния детей групп II и III реконструкцией предыдущего протекания переживаний развода в широком смысле слова.
12. Г. Фигдор
Возможность получить познания о прошлом развитии предлагает анамнез. Обследователь родителей обязан описать историю ребенка, установить потенциально детерминированные переменные, а также истолковать индивидуальное развитие ребенка из полученного материала (см. Дополнение 5). Точный симптомоанамнез, т.е. описание развившихся, изменившихся, исчезнувших под влиянием обстоятельств реакций черт характера, свойств, симптомов в узком понимании дает, однако, обследователю ребенка возможность произвести оценку детской психодинамики за пределами момента теста, т.е. его прошлого, особенно тогда, когда ему удается опознать структуру обороны ребенка.
Тестотеоретическая рабочая гипотеза может облегчить обследователю ребенка реконструкционную работу. При этом мы исходим из того, что различные тесты охватывают не только всевозможные, действующие одновременно аспекты детской личности ("горизонтальное измерение"), но и промеряют разные виды глубин душевной структуры, таких, как ранние объектоотношения, отраженные конфликты, латентные фиксации ("вертикальное измерение").
Мы предполагаем, что такие тесты, при помощи которых обследуемая персона может свободно обращаться с материалом, (прежде всего) делают видимыми актуальные объектоотношения и виды переживаний (А); напротив, те тесты, при помощи которых обследуемая персона должна интерпретировать заданные вопросы, картины и т.д. (Б), могут — на основе располагающего к размышлениям характера материала теста — сделать видимыми глубокие, биографически уходящие в прошлое или же константные душевные констелляции. После первого этапа обследования следует определить, является ли данная рабочая гипотеза жизненной. В качестве критериев используются:
а) соответствие между тестами каждой из двух групп А и Б, поскольку из каждой группы берется более одного теста;
б) убедительность, с которой становится понятным развитие данных А из данных Б;
в) соответствие установленного путем тестового обследования — на основе изложенной выше гипотезы — развития обследуемой персоны с картиной развития той же персоны, реконструируемой из бесед с родителями.
В любом случае ожидается систематическая проверка гипотезы. Обзор первой фазы исследования доказал тем не менее ее теоретическую убедительность настолько, что мы решили использовать ее как инструмент реконструкции развития — с осторожной "отметкой" (3/?).
Таким образом, для нас оказалось возможным представить как ход развития, так и — при помощи актуальной психодинамики и возникшей со временем взаимосвязи условий видов переживаний и отражений с определенными внешними переменными — создать прогнозы для каждого отдельного случая, которыми могла бы руководствоваться наша консультация. Итак, в конце работы каждый ребенок приобрел профиль протекания, охватывающий все три фазы независимо от того, обследовался ли он перед (I), во время (II) или спустя долгое время (III) после развода:
12* • 355
Тестовая | Создание фазоспецифического проф | иля следовало | |
группа | на основе: | ||
в фазе I | в фазе II | в фазе III | |
ТП | Нормативная оценка | Прогноз | Прогноз |
TTTI | Реконструкция | Нормативная оценка | Прогноз |
тгш | Реконструкция | Реконструкция | Нормативная оценка |
Система категорий
4.1. Конфликт, оборона, объектоотношения и "внешние" данные
Поскольку с позиции психоанализа в основе психического конфликта лежит не только невротическое образование симптомов в узком смысле слова, но и психическое развитие в общем, то наше внимание в данном случае должно быть в основном направлено на либидинозные, агрессивные и (или) нарцисстические конфликты и способы их переработки, т.е. на доминантные желания (влечения), противостоящие им тенденции [противостоящие желания, страхи), предпочитаемые механизмы обороны и результирующую из этого (психо)логику образования симптомов.
Каждое событие конфликта заключено в совершенно определенные объектоотношения, которые, с одной стороны, содетерминированы по отношению к одному из психических конфликтов и которые, с другой стороны, сами изменяются в ходе преодоления конфликта. Поэтому мы стремимся распознать или реконструировать на каждом шагу развития релевантную само- и объекторепрезентацию, ее конфликтный материал, как и ее (обусловленное конфликтом) изменение в ходе процесса обороны.
Наш исследовательский интерес был направлен, однако, на вопрос: какие "внешние" изменяемые переменные влияют на преодоление конфликта и каким образом. Поэтому следовало попытаться определить взаимозависимость между такими (на взгляд ребенка внешними) данными, как история семьи, личность родителей, семейная динамика, информация, реакции, мероприятия и т.д. окружающих по отношению к ребенку и само- и объекторепрезентация или динамика конфликтов ребенка.
4.2. Оценочный профиль
Из этих размышлений — после множества модификаций первого этапа исследования (май —июнь 1987 г.) — родился следующий категориальный профиль, который должен был руководить оценкой как бесед с родителями, так и тестовых обследований.