Блокирование и прочесывание зеленой зоны реки Аргандаб

( схема )

Подполковник ЗЕЛЕНСКИЙ С.В. В сентябре 1982 г. севернее Кандагара в зеленой зоне реки Аргандаб разведкой было вскрыто около 10 вооруженных бандформирований противника общей численностью до 350 человек. Местность в этом районе представляла собой практически непроходимую для техники зону садов и виноградников с разветвленной сетью арыков, простиравшуюся вдоль северного берега реки на 15-20 км и шириной до 7 км. Было принято решение на уничтожение мятежников. Общий замысел командования состоял в следующем: блокировать "зеленую зону" бронегруппами трех батальонов с севера, а парами боевых вертолетов в районах барражирования с юга и востока; двумя мотострелковыми и одним десантно-штурмовым батальонами при поддержке артиллерийского дивизиона осуществить прочесывание района с задачей выявления и уничтожения противника.

Выдвижение подразделений для занятия указанных исходных районов и рубежей осуществлялось ночью. К 5 часам 6 октября бронегруппы батальонов заняли указанные рубежи, личный состав занял исходные районы, артиллерийский дивизион развернулся на огневых позициях в готовности к открытию огня, а вертолеты вышли в районы барражирования.

В 5 час.30 мин.по общему сигналу войска приступили к прочесыванию на широком фронте: слева - 3-й мотострелковый, в центре боевого порядка - 1-й мотострелковый, а на правом фланге - десантно-штурмовой батальон. С началом прочесывания, противник разрозненными группами по 5-7 человек,ведя огонь с дальних дистанций,начал отход в северо-восточном направлении. Подразделения приступили к его преследования.

В 16 часов 2-я десантно-штурмовая рота завязала бой с мятежниками (порядка 40 человек), перешедшими к организованной обороне на фронте до 1 км. Командиром батальона была поставлена задача командиру 1-й десантно-штурмовой роты,действовавшей на правом фланге:"Обойти противника,обороняющегося перед фронтом 2-й роты справа, блокировать пути отхода в северо-восточном направлении и во взаимодействии со 2-й ротой уничтожить его".

30 минут понадобилось командиру 1-й десантно-штурмовой роты на то, чтобы собрать взводы для осуществления маневра. 2-я рота за это время понесла потери, а противник начал отход. В 17 часов 1-я десантно-штурмовая рота закончила блокирование возможных путей отхода мятежников в северо-восточном направлении. Командир роты лично руководил последовательным размещением взводов вдоль дувалов с юго-востока на север, в результате чего КНП роты разместился на ее правом фланге. На нем находилось 7 человек.

Противник численностью до 70 человек вышел на КНП роты,завязался бой. Связь с командирами взводов и командиром батальона прервалась. На связь вышел командир бригады, затребовавший координаты для поддержки огнем артиллерии. Но командир роты определить координаты с точностью до 50 м не смог, в связи с чем от артиллерийской поддержки пришлось отказаться.

В ходе третьей атаки противника, когда боеприпасы обороняющихся были на исходе, после одновременного броска гранат командиру роты с группой удалось оторваться от мятежников и отойти в расположение 1-го взвода. От преследования противника пришлось отказаться, так как его превосходство, даже с учетом прибывшего взвода, было очевидным.

Потери противника составили 20 человек убитыми. В 1-й десантно-штурмовой роте потерь не было.

Из этого частного боевого эпизода на общем фоне операции по блокированию и прочесыванию можно выделить следующие характерные черты:

- привлечение к блокированию вертолетов;

- отлаженное взаимодействие между подразделениями;

- умелое руководство и принятие правильных решений в ходе боя;

- инициатива и стойкость наших военнослужащих на КНП десантно-штурмовой роты;

- отсутствие связи;

- отсутствие инициативы у командиров взводов (справа идет сильный бой, а взвода оставались на позициях, указанных командиром роты);

- обман со стороны противника (отход не от фронта, а вдоль фронта на север).

Последовательное блокирование и прочесывание горного ущелья близ

Анушелла

( схема )

Майор СКОВОРОДНИКОВ П.А. В феврале-марте 1986 г.отмечалась активизация действий бандформирований в районах Кандагара, Калата,Шахри-Сафы, выразившаяся в нападении на советские и афганские транспортные колонны, минировании дорог, обстрелах военных городков и сторожевых застав, в проводке караванов с оружием и боеприпасами из Пакистана.

Командир десантно-штурмового батальона получил задачу: через несколько дней быть в готовности во взаимодействии с 1-м мотострелковым батальоном (без роты) блокировать и разгромить противника в ущелье вблизи Анушелла.

При подготовке к боевым действиям, начавшейся 16 марта, в ходе плановых занятий особое внимание уделялось подготовке войск для действий в горах, в условиях широкого применения минно-взрывных заграждений; подготовке к ночным действиям; блокированию пещер и уничтожению в них противника; эвакуации раненых в условиях горной местности; уничтожению складов взрывным способом нештатными подразделениями саперов ( в каждой роте - отделение саперов). Завершилась подготовка проведением батальонного тактического учения.

Боевая задача была уточнена командиру батальона в 20 часов 24 марта,а уже в 22 часа он довел боевые задачи подразделениям.

1-му мотострелковому батальону (без 3-й роты) предстояло последовательным блокированием западных скатов ущелья не допустить прорыва противника в восточном направлении. Время начала блокирования определялось на 6 часов 25 марта. Поддерживать батальонов должно было звено Ми-24.

3-й десантно-штурмовой роте ставилась задача последовательным блокированием, также с юга на север,восточных скатов ущелья не допустить прорыва противника в западном направлении. Время начала блокирования возможного отхода противника также определялось на 6 часов 25 марта.

Десантно-штурмовому батальону (без роты) с танковым взводом, противотанковой батареей, взводом огнеметов, инженерно-саперным взводом предстояло блокировать выход из ущелья с юга. В 6 часов 30 мин.25 марта при поддержке двух артиллерийских дивизионов самоходных гаубиц, батареи РСЗО "Ураган", эскадрильи СУ-25, звена Ми-24 он должен должен был начать прочесывание ущелья в северном направлении с задачей обнаружения и разгрома противника, захвата складов с боеприпасами.

В назначенное время подразделения вышли на свои направления.После 25-минутной огневой подготовки, в ходе которой было произведено и дистанционное минирование ущелья, воспрещавшее отход мятежников в северном направлении, они приступили к выполнению поставленных задач.

Мотострелковый батальон и 3-я десантно-штурмовая рота, имея в каждой роте артиллерийского корректировщика, а в батальоне представителя ГБУ, последовательно захватывали господствующие высоты. Частью сил они закреплялись на них, блокируя тропы, а остальными -наступали в северном направлении, обеспечивая действия десантно-штурмового батальона по прочесыванию ущелья.

В 14 часов 30 мин. поставленная задача была выполнена. В ходе боя было уничтожено до 20 мятежников, захвачены склады с оружием, уничтожены склады с боеприпасами.

Для боевых действий подразделений, проводивших блокирование и прочесывание ущелья, были характерны: организованное совершение марша ночью и своевременный выход в указанные районы; поддержание тесного взаимодействия между подразделениями блокирования и прочесывания в интересах последних и высокие темпы продвижения.

Вместе с тем, в их действиях имели место и недочеты. Так, недостаточно эффективно осуществлялось огневое поражение противника артиллерией и авиацией. Причин тому несколько: много времени затрачивалось на открытие огня по вызову; мятежники во время огневых налетов укрывались в пещерах, оставляя на позициях только наблюдателей; противник вводил авиацию в заблуждение, подавая ложный сигнал "Здесь свои войска". Неточное дистанционное минирование позволило значительной части мятежников отойти в северном направлении. Кроме того, противник своевременно обнаружил выдвижение советских подразделений. Хорошо зная местность, он умело заминировал вход в ущелье и перевалы.

Как показывает анализ данного примера, продолжает развиваться тенденция привлечения к блокированию и уничтожению противника все большего количества разнородных сил, в том числе наиболее современных и высокоэффективных. Обращает на себя внимание проведение боевых действий лишь советскими подразделениями без участия афганских войск.

Наши рекомендации