Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности»
-Требования к уровню подготовки учащихся, обучающихся по данной Программе:
Личностными результатами обучения ОБЖ в 11 классе являются:
- развитие личностных, в том числе духовных и физических, качеств, обеспечивающих защищенность жизненно важных интересов личности от внешних и внутренних угроз;
-формирование потребности соблюдать нормы здорового образа жизни, осознанно выполнять правила безопасности жизнедеятельности;
- воспитание ответственного отношения к сохранению
окружающей природной среды, личному здоровью как к индивидуальной и общественной ценности, признание высокой ценности жизни во всех её проявлениях; знание основных принципов и правил отношения к природе; знание основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий; правил поведения в чрезвычайных ситуациях, экологическое сознание. (
Метапредметными результатами обучения основам безопасности жизнедеятельности в основной школе являются:
- овладение умениями формулировать личные понятия о безопасности; анализировать причины возникновения опасных и чрезвычайных ситуаций; обобщать и сравнивать по следствия опасных и чрезвычайных ситуаций; выявлять причинно-следственные связи опасных ситуаций и их влияние на безопасность жизнедеятельности человека;
- овладение обучающимися навыками самостоятельно определять цели и задачи по безопасному поведению в повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях, выбирать средства реализации поставленных целей, оценивать результаты своей деятельности в обеспечении личной безопасности;
- формирование умения воспринимать и перерабатывать информацию, генерировать идеи, моделировать индивидуальные подходы к обеспечению личной безопасности в повседневной жизни и в чрезвычайных ситуациях;
- приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации в области безопасности жизнедеятельности с использованием различных источников и новых информационных технологий;
- развитие умения выражать свои мысли и способности слушать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;
- освоение приемов действий в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера;
- формирование умений взаимодействовать с окружающими, выполнять различные социальные роли во время и при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.
Предметные результатыучащихся 11 класса состоят в следующем:
Знать/понимать
- правила личной гигиены;
- связь гигиены и физической культуры;
- роль нравственности в обеспечении безопасных взаимоотношений полов и профилактики заболеваний, передаваемых половым путём;
- основные положения законодательства о семье и браке;
- заболевания, передающиеся половым путем, симптомы и их профилактика;
- первая помощь при кровотечениях, виды кровотечений, способы остановки кровотечений;
- правила оказания первой помощи при ранениях, растяжениях связок, переломах и вывихах;
- правила оказания первой помощи при черепно-мозговой травме и повреждении позвоночника;
- правила оказания первой помощи при травмах груди, живота и области таза;
- правила оказания первой помощи при острой сердечной недостаточности и инсульте;
- признаки остановки сердца и порядок действий при сердечно-лёгочной реанимации;
- патриотизм, дружба, войсковое товарищество, боевое знамя, ритуалы ВС;
- символы воинской чести: боевое знамя, ордена, ритуалы ВС РФ;
- особенности увольнения с военной службы и пребывание в запасе;
- правовые основы военной службы;
- общевоинские уставы ВС РФ;
- принятие военной присяги;
- организацию призыва на военную службу;
- порядок поступления на военную службу по контракту и её прохождения;
- особенности альтернативной гражданской службы по сравнению с военной службой;
- воинские звания и военная форма одежды;
- права и ответственность военнослужащих;
- понятия патриотизм, воинский долг, воинская дисциплина;
- требования к военнослужащему-специалисту;
- порядок подготовки по воинским специальностям;
- понятие и значение психологической готовности, способы её формирования;
- требования, предъявляемые к офицеру военной службой;
- международная (миротворческая) деятельность ВС РФ, важнейшие положения международного права войны;
- психологические основы подготовки к военной службы.
Уметь:
- правильно ухаживать за зубами, волосами, , кожей, организмом;
- анализировать взаимоотношения в семье, находить компромиссы во взаимоотношениях в семье;
- различать симптомы ЗППП и ВИЧ-инфекции;
- оказывать первую помощь при кровотечениях, виды кровотечений, способы остановки кровотечений;
- оказывать первую помощь при ранениях, растяжениях связок, переломах и вывихах;
- оказывать первую помощь при черепно-мозговой травме и повреждении позвоночника;
- оказывать первую помощь при травмах груди, живота и области таза;
- оказывать первую помощь при травматическом шоке, при попадании в полости носа, глотку, пищевод и верхние дыхательные пути инородных тел;
- оказывать первую помощь при острой сердечной недостаточности и инсульте;
- оказывать первую помощь при остановке сердца, проводить сердечно-лёгочную реанимацию;
- определять звания военнослужащих по знакам отличия;
- определять порядок увольнения с военной службы и прохождение службы в запасе.
- работать с правовыми документами;
использовать полученные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- ведения личной гигиены;
- оказания первой медицинской помощи в неотложных состояниях;
- подготовки граждан к военной службе;
- подготовки к профессиональной деятельности.
Содержание учебного предмета
- содержание учебных разделов и с указанием количества часов по разделам
За основу проектирования структуры и содержания примерной программы принят модульный принцип ее построения и комплексный подход к наполнению содержания для формирования у учащихся современного уровня культуры безопасности жизнедеятельности, индивидуальной системы здорового образа жизни и антитеррористического поведения.
При изучении курса ОБЖ возможна интеграция со следующими предметами: историей (при изучении истории государственной символики страны, истории ВС, историческими событиями ЧС и т.д.); биологией (при изучении модуля «Основы медицинских знаний и здоровый образ жизни»); экологией (при изучении темы «Экологическая безопасность»); географией (при изучении чрезвычайных ситуаций природного характера); химией и физикой (при изучении чрезвычайных ситуаций техногенного характера) и т.д.
Использование Интернет ресурсов, медиаресурсов, компьютерной технике в учебном процессе способствует процессу развитию ИКТ - компетентности учащихся
Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса
- перечень компонентов учебно-методического комплекса (УМК),
обеспечивающего реализацию Программы: учебник и дополнительная литература для учителя и учащихся;
11 класс - Вангородский С.Н., Кузнецов М.И., Латчук В.Н. и др. Основы безопасности жизнедеятельности, издательство «Дрофа», 2013 год.
технические и электронные средства обучения, демонстрационный и раздаточный, дидактический материал
Планируемые результаты изучения учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности»
- предметные результаты дифференцируются по уровням требований к подготовке учащихся по предмету: ученик научится и получит возможность научиться.