Управление в чрезвычайных ситуациях. Законные и подзаконные акты
Основные нормативно-технические документы по чрезвычайным ситуациям объединены в комплекс стандартов "Безопасность в ЧС" (БЧС).
Основные цели комплекса стандартов:
- повышение эффективности мероприятий по предупреждению и ликвидации ЧС на федеральном, региональном, местном и объектовом уровнях для обеспечения безопасности населения и объектов народного хозяйства в природных, техногенных, биолого-социальных и военных ЧС; предотвращение или снижение ущерба в ЧС;
- эффективное использование и экономия материальных и трудовых ресурсов при проведении мероприятий по предупреждению и ликвидации ЧС.
Комплекс стандартов направлен на решение следующих задач:
- установление терминологии в области обеспечения ЧС; классификация ЧС и их поражающих факторов;
- разработка основных положений по мониторингу, прогнозированию и предотвращению ЧС;
- определение уровней поражающих воздействий;
- планирование способов обеспечения безопасности населения и объектов народного хозяйства.
Управление ЧC обеспечивается единой государственной системой предупреждения и ликвидации ЧС (РСЧС), которая объединяет органы государственного управления РФ всех уровней, различные общественные организации, в компетенцию которых входят функции, связанные с обеспечением безопасности и защиты населения.
РСЧС включает территориальные и функциональные подсистемы и имеет пять уровней объектовый, местный, территориальный, региональный и федеральный (раздел 3.4.1).
Единая система предупреждения и ликвидации ЧС на федеральном уровне объединяет силы постоянной готовности следующих ведомств:
- МЧС;
- Минатома;
- МВД;
- Минсельхозпрода;
- МПС;
- Минздрав;
- Росгидромета;
- Рослесхоза и др.
Законодательные акты по ЧС приведены в таблицу 5.1.8.
Таблица 5.1.8.
Законодательные акты
Причины основных законодательных актов | Год издания |
1. Постановление Совета Министров РСФСР " Об образовании Российского корпуса спасателей" | № 606 от 27.12.90 |
2. Указ Президента РСФСР "О Государственном комитете при Президенте РСФСР по делам ГО, ЧС и ликвидации последствий стихийных бедствий" | № 305 от 18.12.91 |
3. Постановление правительства РФ "О создании Российской системы предупреждения и действий в ЧС" | № 261 от 18.04.92 |
4. Указ Президента РФ 2О гражданской обороне" | № 643 от 08.05.93 |
5. Закон РФ "О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера" | № 68-Ф3 от 21.12.94 |
6. Закон РФ "О пожарной безопасности" | № 69-Ф3 от 21.12.94 |
7. Постановление Правительства РФ "О порядке подготовки населения в области защиты от ЧС" | № 738 от 24.07.95 |
8. Закон РФ "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей" | № 151-Ф3 от 22.08.95 |
9. Постановление Правительства РФ "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации ЧС" | № 1113 от 05.11.95 |
10. Закон РФ "О радиационной безопасности населения" | № 3-Ф3 от 09.01.96 |
11. Закон РФ "Об обороне" | № 61-Ф3 от 31.05.96 |
12. Постановление Правительства РФ "О силах и средствах единой государственной системы предупреждения и ликвидации ЧС" | № 924 от 03.08.96 |
13. Постановление Правительства РФ "О классификации ЧС природного и техногенного характера" | № 1094 от 13.09.96 |
14. Постановление Правительства РФ "О порядке создания и использования резервов материальных ресурсов для ликвидации ЧС" | № 1340 от 10.11.96 |
15. Постановление Правительства РФ "О создании Российского центра подготовки спасателей" | № 26 от 09.01.97 |
16. Закон РФ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов'' | № 116-Ф3 от 21.07.97 |
17. Закон РФ "О безопасности гидротехнических сооружений" | № 117-Ф3 от 21.07.97 |
==============================================================
ЛЕКЦИЯ№ 6
Тема 2.2.1 Социально-экономические факторы обеспечения БЖД. (6 часов)
- Охрана труда и техника безопасности. (1 час)
- Аттестация рабочих мест по условиям труда (1 час)
Охрана труда. Аттестация рабочих мест
Охрана труда- система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально- экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия.
Трудовой кодекс РФ от 30.12.2001 г. № 197-ФЗ
Введение
С древних времен человечество приспосабливалось к различного рода опасностям природного происхождения - землетрясениям, извержениям вулканов, тайфунам, цунами, смерчам, пожарам, наводнениям, снежным лавинам, грязевым селям и др.
С развитием цивилизации природные катастрофы пополнились опасностями, созданными деятельностью человека:
покорение природы, океанских глубин, открытие космоса, освоение недр, создаваемое в результате войн оружие - водородная бомба, атомное и химическое оружие, запасы которого способны многократно уничтожить все живое на земле. Стремительное развитие современного человечества, его разум определяют проблему безопасной деятельности человечества в современном мире как приоритетную.
Развитие и обеспечение безопасности жизнедеятельности в учебных заведениях осуществляется путем изучения дисциплины — «Безопасность жизнедеятельности» (БЖД). Цель изучения безопасности жизнедеятельности - это безопасность.
Дисциплина БЖД изучает труд с точки зрения практической, научной информации об опасностях и способах защиты от них. Таким образом, в ней отводится особое место изучению охраны труда. В свою очередь, охрана труда включает в себя изучение следующих направлений:
1) правовая охрана труда (организационно-правовые основы, законодательные, нормативно-правовые акты по безопасности труда);
2)санитарная охрана труда - производственная санитария (система организационных, гигиенических, санитарно - технических мероприятий, направленных на исключение воздействия на человека вредных производственных факторов);
3)техническая охрана труда - техника безопасности (мероприятия, исключающие воздействие на человека опасных производственных факторов);
4)пожарная профилактика - пожарная безопасность (организационные и технические мероприятия, направленные на исключение пожаров).
В настоящем пособии в изучение дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» включены правовые вопросы охраны труда. В последние годы (1992—2005 гг.), в период становления рыночной экономики, социальная нестабильность оголила проблемы соблюдения прав работников на безопасные условия и охрану труда. Практически во всех отраслях наблюдаются условия труда, не соответствующие нормативным требованиям, что приводит к производственному травматизму, профессиональным заболеваниям, сокращению продолжительности жизни.
Преобразования в стране вызвали необходимость принятия и ввода нормативно-правовых документов в области охраны труда, изменений и дополнений в Кодекс законов о труде (1992 г.). Конституция РФ (1993 г.), Основы законодательства РФ об охране труда от 06.08.93г. № 5600 — 1 (далее - Основы) положили начало новому этапу охраны труда в государстве.
Основы явились первым в истории России законом, в котором был установлен приоритет жизни и здоровья работников относительно результатов труда, установлен единый порядок регулирования отношений между работодателем и работником вне зависимости от формы собственности предприятия.
Функции управления охраной труда передавались государственному органу. Отраслевым министерствам, ведомствам,
предприятиям вменено в обязанности создание службы охраны труда. Минтруд, которому было поручено осуществлять государственное управление охраной труда на начальном этапе, принял и ввел ряд документов, ставших основополагающими в государственном управлении охраны труда. Нормативная база продолжает пополняться, совершенствоваться.
Так, 17.07.99 г. принят Федеральный закон № 181-ФЗ «Об основах охраны труда в РФ» и отменены Основы законодательства РФ (1993 г.). С октября 1999 г. были определены полномочия РФ по формированию системы государственного управления труда. Минтрудом России был представлен в Правительство пакет документов системы государственного управления охраной труда. Таким образом, определилась политика, цели, задачи, система федерального управления охраной труда в Российской Федерации, которые основываются на Конституции РФ, Федеральном конституционном законе о Правительстве РФ, Федеральном законе «Об основах охраны труда в РФ». Но трудовые отношения между работником и работодателем в организациях всех форм собственности по - прежнему регулировались (несмотря на все поправки и дополнения) безнадежно устаревшим Кодексом законов о труде Российской Федерации (КЗоТ РФ), утвержденным Верховным Советом РСФСР 9 декабря 1971 г. Принятый 30 декабря 2001 г. Трудовой кодекс Российской Федерации № 197, введенный в действие с 01. 02. 2000 г., признал утратившим силу КЗоТ, других его многочисленных поправок, нормативно-правовых документов РФ и субъектов РФ.
Трудовой кодекс рассматривает ряд вопросов регулирования трудовых отношений. Особое место отведено вопросам охраны труда.
Охрана труда, базирующаяся на конвенциях и рекомендациях Международной организации труда (МОТ), Конституции Российской Федерации и действующих государственных нормативно-правовых актах, в этих отношениях рассматривается как система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности. Государственные требования с 1 февраля 2002 г. обязывают работодателя обеспечивать свою деятельность с учетом выполнения требований охраны труда в соответствии с принятым Трудовым кодексом РФ и нормативно-правовыми актами (ст. Кодекса 211) и Федеральным законом «Об основах охраны труда в Российской Федерации» от 17.07.99 № 181-ФЗ с изменениями и дополнениями от 20. 05. 02 г., 10. 01. 03 г. Текст Закона приведен в приложении 1.
В пособии предложены основные нормативно-правовые основы регулирования отношений в области охраны труда между работодателями и работниками, не противоречащие Трудовому кодексу РФ, вопросы, введенные Трудовым кодексом и связанные с обеспечением государственных нормативных требований охраны труда.
Основные понятия, используемые в сфере охраны труда
Охрана труда - система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия.
Условия труда - совокупность факторов производственной среды и трудового процесса, оказывающих влияние на работоспособность и здоровье работника.
Вредный производственный фактор - производственный фактор, воздействие которого на работника может привести к его заболеванию.
Опасный производственный фактор - производственный фактор, воздействие которого на работника может привести к его травме.
Безопасные условия труда — условия, при которых воздействие на работающих вредных и (или) опасных производственных факторов исключено, и уровни их воздействия не превышают установленных нормативов.
Рабочее место - место, где работник должен находиться или куда ему необходимо прибыть в связи с его работой и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя.
Средства индивидуальной и коллективной защиты работников - технические средства, используемые для предотвращения или уменьшения воздействия на работников вредных и (или) опасных производственных факторов, а также для защиты от загрязнения.
Сертификат соответствия работ по охране труда (сертификат безопасности) — документ, удостоверяющий соответствие работ по охране труда (сертификат безопасности) - документ, удостоверяющий соответствие проводимых в организации работ по охране труда установленным государственным нормативным требованиям охраны труда.
Производственная деятельность — совокупность действий работников с применением средств труда, необходимых для превращения ресурсов в готовую продукцию, включающих в себя производство и переработку различных видов сырья, оказание различных видов услуг.