Достоевский «Преступление и наказание»

Нельзя все просчитать в жизни. Случайности показывают, что Раскольников совершает не то

Булгаков «Мастер и Маргарита»

Встреча поменяла их жизнь. Настоящая любовь властно вторгается в жизнь любящих и преображает ее! Все будничное, обыденное становится ярким и значительным. Когда Маргарита появилась в подвальчике мастера , все мелочи его скудного быта начинали как будто бы светиться изнутри, и все меркло, когда она уходила. Для Маргариты все материальные блага оказываются ничтожными по сравнению с возможностью быть рядом с любимым человеком.

Свобода выбора

В.Закруткин "Матерь Человеческая"

Главная героиня Мария, встретив раненого врага(немца) предстала перед нравственным выбором, убить его или не убить? за все совершенные их злодеяния, но это был мальчик, его крик "мама" остановил ее, героиня не смогла пойти на отчаяный шаг, сумела вовремя остановиться, поняв что ненависть, которая перехлестнула ее, ни к чему хорошему бы и

не привела

В.Распутин "Прощание с Матёрой"

На берегу Ангару власти собрались строить платину, которая затопит близ лежащий остров, поэтому население должно было переехать в другое место. Главной героине старушке Дарье

представляется право нравственного выбора: уехать, или же отстаивать свое право на счастье, на жизнь на родной земле.

Воспитание

А.С.Пушкин повесть «Капитанская дочка»

То нравственное воспитание, которое Гринев получает в своей семье, он проносит через всю жизнь.

Л.Н.Толстой повесть «Детство»

Почти каждый эпизод показывает, как воспитывался главный герой. Главное, что оказало влияние – атмосфера любви, заботы друг о друге, которая царила в доме. Николенька следит за собой и исправляет свой характер.

Обучение

А.С. Грибоедов «Горе от ума»

А.С. Грибоедов в комедии «Горе от ума» ставит проблему ума, обучения, образования. Чацкий утверждает право молодых людей заниматься наукой, искусст­вом. Фамусова пугает такое направление ума и занятий молодого человека. Он пытается «вразумить», «наставить на путь истинный». Но, получив удар, Чацкий, страдая, переживая личную драму, отстоял своё право быть собой. Тяга к познанию, к развитию в человеке неистребима.

Комедия Фонвизина «Недоросль».

В комедии положительные умные герои (Правдин и Стародум) говорили, что быть умным, образованным человеком важнее, чем богатым дворянином. Учителя, нанятые Простаковой, не давали недорослю хорошего образования. Они были такими же недоучившимися, как и он сам. Кутейкин и Цифиркин не перечили и не заставляли недоросля учиться. Три года он уже учился, а нового ничего не узнал. Вральман же — простой конюх, который тоже никогда ничего не заставляет и отпускал Митрофана, если тот очень «устал».

Дети хотят казаться взрослее

Толстой «Война и мир»

Петя Ростов идет на войну и остается в партизанском отряде

Марк Твен «Приключения Тома Сойера»

Том Сойер хочет стать независимым и свободным

Детство и становление человека

Л.Н. Толстой «Война и мир»

Петя Ростов накануне своей трагической гибели в отноше­ниях с товарищами проявляет все лучшие черты «ростовской породы», унаследованные им в родном доме: доброту, откры­тость, желание помочь в лю­бую минуту.

Л.Н.Толстой «Детство»

Почти каждый эпизод показывает, как воспитывался главный герой. Главное, что оказало влияние – атмосфера любви, заботы друг о друге, которая царила в доме. Николенька следит за собой и исправляет свой характер.

Взросление

А. Лиханов «Обман»

У главного героя, Серёжи, умерла мать. Все его дальнейшие беды связаны с этой, главной. На него обрушивается целая череда обманов: выясняется, что родной отец, оставивший семью, живет в их городе, отчим и его мать, Сережина учительница, припугнув бабушку, что им с Сережей не прожить на пенсию, переселяют их из двухкомнатной квартиры в жалкую комнатушку. Тяжело переживает мальчик и свалившееся на него одиночество: от него фактически отказались и отец, и отчим. Сложный путь прошел герой, пока не понял, что невозможно жить во лжи. В свои четырнадцать лет Сережа Воробьев приходит к убеждению о необходимости самому принимать решения.

Л.Н.Толстой повесть «Детство»

Толстой описывает взросление дворянского мальчика. Великий писатель показывает, как происходит становление личности и характера.

Наши рекомендации