Методы поощрения и принуждения в воспитании
Для закрепления положительных привычек и лучших качеств военнослужащего применяется оценочно-стимулирующий метод поощрения. Оно определяет меру педагогического воздействия, выраженную в положительной оценке воспитателями боевой учебы, службы, ратного труда, поведения военнослужащего, и побуждает его к дальнейшим успехам.
Прямое назначение мер поощрения состоит в том, чтобы подействовать на чувства военнослужащих и тем самым вызвать у них состояние удовлетворенности своими поступками и действиями, уверенность в своих силах, чувство радости и гордости. Поощрить военнослужащего – значит вызвать у него желание и дальше действовать правильно, умело, инициативно. С помощью различных мер поощрения командир, как правило, добивается закрепления положительных качеств у подчиненных. Если поощрения применяются умело, то под их влиянием у военнослужащих постепенно формируется устойчивая потребность всегда поступать правильно, совершать благородные поступки.
При применении командирами мер поощрения необходимо избегать ряда типичных ошибок. Основные из них таковы:
•слишком частые поощрения;
•формулировки основания для поощрения нередко бывают общими;
•низкая популяризация отдельными командирами отличившихся и поощренных военнослужащих.
Метод поощрения эффективен, если применяется правильно и сочетается с другими методами и приемами воспитательного воздействия.
Принуждение –метод воспитания, представляющий собой систему дисциплинарных педагогических воздействий на военнослужащих, недобросовестно относящихся к выполнению служебных обязанностей, нарушающих воинскую дисциплину и общественный порядок, с целью побудить их выполнять воинский долг и исправить свое поведение.
Принуждение может выражаться в форме приказа, категорического требования, предупреждения о привлечении к дисциплинарной ответственности, осуждения на собрании личного состава.
Назначение взыскания состоит в том, чтобы побудить военнослужащего, нарушившего дисциплину, глубоко прочувствовать свою вину, пережить угрызение совести и вызвать у него стремление исправиться. Наложение взыскания на одного военнослужащего должно предупреждать проступки со стороны других. Применять на практике метод принуждения – это не просто объявлять взыскания. Здесь требуется большое педагогическое искусство. При правильном применении принуждение:
•развивает у военнослужащих чувство долга, усиливает их ответственность за свои поступки и действия, за состояние дисциплины подразделения;
•приучает к самоконтролю, преодолению соблазнов, закаляет волю;
•порождает потребность устранить недостатки;
•подвигает к улучшению самодисциплины, формирует уважение к воинскому порядку;
•укрепляет авторитет командира и воинского коллектива.
Основные средства принуждения: осуждающий взгляд командира, замечание; упрек, напоминание об обязанностях службы; запрещение, категорическое требование; приказ и приказание (если они противоречат внутренней позиции военнослужащего); низкие оценки на занятиях, зачетах, проверках; осуждение командиром проступков нарушителя перед строем, на служебном совещании; критика нарушителей на собраниях личного состава, в стенной печати; отстранение от ответственного дела; предупреждение о наказании в дисциплинарном порядке; наложение дисциплинарного взыскания и др.
Требовательность и меры дисциплинарного воздействия командира должны поддерживаться коллективом подразделения. Также должна быть правильная постановка дисциплинарной практики. Во избежание ее искажений каждому командиру важно знать и руководствоваться следующими правилами:
•не надо спешить подвергать подчиненных дисциплинарным взысканиям, пока не исчерпаны другие меры принуждения;
•всякое взыскание должно соответствовать степени вины и тяжести совершенного проступка, объявляться с учетом прежнего поведения провинившегося, времени нахождения его на службе и знания им службы;
•частые взыскания становятся привычными для подчиненных;
•наложенное взыскание следует обязательно приводить в исполнение;
•к подчиненным, получившим взыскания, надо относиться особенно внимательно, замечать и поддерживать их стремление к исправлению.