Общая характеристика процесса воспитания военнослужащих
Воспитание военнослужащих– это целенаправленная и планомерная деятельность государства и общества, ведомственных, общественных и иных организаций, а также органов военного управления и должностных лиц Вооруженных Сил по формированию и развитию личности военнослужащих в соответствии с требованиями функционирования современной военной организации государства, обеспечения готовности военнослужащих к выполнению задач по предназначению в интересах обеспечения обороны и безопасности личности, общества и государства.
Воспитание военнослужащих осуществляется на основе Конституции Российской Федерации, законов Российской Федерации, указов президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов Министерства обороны и Концепции воспитания военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации.
Оно осуществляется на основе многовековых нравственных устоев, воинских традиций, патриотизма и уважительного отношения к народам и народностям многонационального Российского государства, общечеловеческих ценностей, лучших образцов отечественной и мировой культуры. При этом учитываются исторический опыт, современное состояние, проблемы и тенденции развития российского общества.
Воспитание военнослужащих – приоритетное направление служебной деятельности всех должностных лиц Вооруженных Сил . Как сложное социально-педагогическое явление и процесс оно имеет определенную структуру , основными элементами которой выступают цель воспитания, его субъекты и объекты, их взаимодействие, закономерности, содержание, принципы, формы, методы, средства и приемы воспитания, оценка и самооценка результатов.
Важнейший системообразующий структурный элемент процесса воспитания – его цель . Это определяется тем, что она пронизывает весь процесс, определяет его направленность и тесно связана со всеми другими элементами. Цель воспитания служит исходным началом, выступает в качестве идеала, модели личности военнослужащего, составным элементом каждого воспитательного воздействия и конечным его результатом. Под ней понимается желаемая, запланированная личность военнослужащего с соответствующими качествами.
В подходах к рассмотрению целевых установок воспитания российских граждан и воинов в науке и практике пока нет единства. Приемлемым с теоретической и прикладной точки зрения представляется предложение считать целью воспитания всестороннее развитие личности. Это идеал, к которому надо стремиться. Также правомерно полагать ею всестороннее развитие личности военнослужащего, обладающего высокими морально-боевыми качествами.
Таким образом, основная цель воспитания военнослужащих – формирование и развитие у военнослужащих качеств и отношений гражданина-патриота, военного профессионала и высоконравственной разносторонне развитой личности.
Цель определяет задачи, содержание воспитания, выбор форм, методов, средств и приемов, служит ориентиром для самовоспитания воинов.
Содержание воспитательной работы на всех уровнях воспитания военнослужащих определяется государственной политикой в духовно-нравственной сфере общества.
Центральные элементы процесса воспитания военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации – это его субъекты и объекты.
Если субъект представляет собой ведущую сторону воспитательного процесса, то объект – главную. Перед армейскими (флотскими) воспитателями стоит задача подготовить надежного вооруженного защитника Отечества, побудить его к самосовершенствованию, помочь стать активным участником этого двустороннего процесса.
Во взаимодействии военнослужащих формируется их отношение к деятельности. Любое общение воспитателя с воспитанником проходит через внутренний мир, сознание и чувства. Именно в этом взаимодействии происходит формирование и развитие личности военнослужащего, которое зависит от того, насколько педагогически грамотно осуществляется воспитательная деятельность, насколько она гармонично сочетается с интересами личности и коллектива, их потребностями, убеждениями, стремлениями.
Объекты воспитания – это различные категории военнослужащих и воинские коллективы. Ими выступают:
•проходящие военную службу офицеры, прапорщики, мичманы;
•проходящие военную службу по контракту и по призыву сержанты (старшины), солдаты (матросы), курсанты, женщины-военнослужащие;
•суворовцы, нахимовцы, кадеты, а также воспитанники воинских частей и военных оркестров;
•воинские коллективы.
Достижение целей воспитания включает комплексное решение следующих задач – с офицерами:
•формирование готовности беспрекословно выполнить приказ старшего начальника и ответственности за отданный приказ подчиненным;
•развитие чувства офицерского долга, чести, гордости за профессию офицера и службу в Вооруженных Силах;
•развитие мотивации к повышению профессионального мастерства и самосовершенствованию;
•повышение уровня педагогической культуры, формирование личной ответственности за обучение и воспитание военнослужащих, заботливое и уважительное отношение к ним;
•формирование личной ответственности за выполнение должностных обязанностей;
с прапорщиками (мичманами):
•формирование личной ответственности за беспрекословное выполнение приказов командиров (начальников), воинского долга, требований уставов Вооруженных Сил;
•развитие стремления к повышению профессионализма, компетентности и личной примерности в выполнении должностных обязанностей, педагогического мастерства, заботливого отношения к подчиненным;
•формирование бережного отношения к сохранности государственного имущества;
•привитие навыков и умений самообучения, самовоспитания;
с солдатами, матросами, сержантами и старшинами, проходящими военную службу по призыву:
•формирование готовности к защите Родины, верности военной присяге, готовности беспрекословно выполнить приказ командира (начальника);
•формирование гордости за службу в Вооруженных Силах, высокой дисциплинированности и личной ответственности за повышение профессионального мастерства;
•развитие стремления к преодолению трудностей военной службы, добросовестному освоению воинской специальности;
•формирование уважительного отношения к командирам (начальникам), войскового товарищества и войскового братства;
с сержантами и старшинами, солдатами, матросами, проходящими военную службу по контракту:
•формирование готовности к беспрекословному выполнению приказа, положительной мотивации и осознанного отношения к службе в Вооруженных Силах;
•формирование высокой дисциплинированности и личной ответственности за повышение профессионального мастерства, грамотную эксплуатацию и сбережение вооружения и военной техники;
•формирование уважительного отношения к командирам (начальникам), войскового товарищества и войскового братства;
с военнослужащими-женщинами:
•формирование готовности к беспрекословному выполнению приказа командиров (начальников), положительной мотивации и осознанного отношения к службе в Вооруженных Силах;
•развитие гордости за избранную специальность, высоких морально-нравственных качеств, трудолюбия и умения работать в воинском коллективе;
•формирование ответственности за исполнение должностных обязанностей, повышение профессионального мастерства.
Взаимодействие субъектов и объектов в воспитательном процессе выступает как целостная система. Субъекты воспитания в процессе своей деятельности решают воспитательные задачи, соответствующие своему уровню.
Субъектами воспитания выступают:
•государство;
•органы местного самоуправления;
•средства массовой информации;
•семьи и родственники военнослужащих;
•командиры и начальники всех степеней;
•штабы, службы, другие органы военного управления;
•органы воспитательной работы;
•воинские коллективы;
•военные учреждения культуры;
•общественные организации.
На социальном (социально-культурном) уровне основные аспекты жизнедеятельности общества, Вооруженных Сил, обладающих огромным воспитательным потенциалом, становятся объектом общественно-государственного управления, в том числе и целенаправленного – в интересах укрепления морального духа граждан в целом и военнослужащих в частности.
На этом уровне первым и важным субъектом воспитания выступает государство. Оно осуществляет консолидацию деятельности органов государственной власти всех уровней, ведомственных, общественных и иных организаций по решению широкого комплекса проблем воспитания на основе программных методов и единой государственной политики.
На институциональном уровне вопросы воспитания решаются организациями, специально созданными для решения воспитательных задач или выполняющими функции воспитания (воинские части, военно-учебные заведения, культурно-досуговые учреждения и т. п.).
На социально-психологическом уровне в качестве субъекта воспитания выступают воинские коллективы, офицерские собрания, женсоветы и другие общественные организации.
На межличностном уровне воспитание рассматривается как практика межличностного взаимодействия, субъекта и объекта системы воспитания.
На личностном уровне субъектом воспитания становится сам объект (самовоспитание). Настоящее воспитание то, которое превращается в самовоспитание.
Общество, государство определяют общую цель и задачи в данной сфере; руководят и управляют процессом воспитания; создают нормативно-правовую базу, условия и предпосылки для формирования и развития личности каждого гражданина; готовят кадры; поддерживают на должном уровне статус этого процесса и определяют общественное мнение по важнейшим вопросам жизни страны и Вооруженных Сил. Государственные и общественные институты, должностные лица и деятели показывают пример в соблюдении законности и правопорядка, личном поведении, отношении к исполнению долга.
Они также конкретизируют общие цели и задачи воспитания, издают соответствующие акты, устанавливают порядок и организацию воспитательного процесса с учетом профессиональной деятельности и иных условий. Так, например, Министерство обороны РФ уточняет общие цели и задачи применительно к особенностям воспитания военнослужащих, решает все другие вопросы с учетом армейской (флотской) специфики, а также общих положений и требований к воспитанию граждан. На этой основе должностные лица, принимая во внимание общие цели и задачи, единую организацию и воспитательную стратегию, психолого-педагогическую подготовленность, решают конкретные воспитательные задачи в рамках исполнения своих служебных обязанностей.
Понимая воспитание как социально-педагогическое явление, с точки зрения которого все имеет воспитательный аспект, должностные лица на личном примере, в педагогически целесообразной организации службы, административной деятельности, с использованием воспитательных возможностей обучения, уставной дисциплинарной практики, индивидуальной работы и др. решают многочисленные задачи воспитания.
Такая их деятельность не исключает активного участия в традиционных воспитательных мероприятиях: проведении занятий по общественно-гуманитарной подготовке, информировании личного состава, беседах, в культурно-досуговой и спортивной работе и др.
Органы и специалисты воспитательной работы не только сами участвуют в этом процессе, но и оказывают квалифицированную педагогическую и методическую помощь всем должностным лицам. Другими словами, все субъекты воспитания вместе и каждый на своем участке решают весь комплекс соответствующих задач.
Воспитательное влияние деятельности субъекта может быть непосредственным (прямым) или опосредованным (косвенным).
Непосредственное (прямое) – это такое влияние, которое осуществляется в контакте воспитателя с воспитанниками, а опосредованное (косвенное), – через педагогическую освоенную среду (образцовый порядок, уставные взаимоотношения, удовлетворение материальных и духовных потребностей военнослужащих и др.).
Как самостоятельную разновидность непосредственного и опосредованного влияния выделяют личный пример воспитателей. Их авторитет, высокая квалификация, образцовый внешний вид, стиль взаимоотношений, уважительное отношение к людям и др. служат эффективными средствами и методами формирования и развития соответствующих качеств военнослужащих.
Повышению эффективности системы воспитания военнослужащих способствуют :
•наличие государственных подходов к государственно-патриотическому воспитанию граждан Российской Федерации, основанных на развитии традиционных российских ценностей, таких как патриотизм, защита Отечества, долг, честь, совесть, ответственность;
•объединение усилий средств массовой информации, ведомственных, общественных и иных организаций в интересах государственно-патриотического воспитания граждан России;
•осуществление целенаправленной государственной социальной политики в отношении военнослужащих и членов их семей;
•соответствующее современным требованиям кадровое, финансовое и материально-техническое обеспечение воспитательного процесса в войсках;
•совершенствование подготовки субъектов воспитания;
•оптимизация организационно-штатной структуры органов воспитательной работы, уточнение их функций и задач;
•повышение личной ответственности командиров (начальников) за воспитание подчиненных, совершенствование стиля их педагогической деятельности.
Процесс воспитания имеет объективную природу и осуществляется по определенным закономерностям, многократно подтвержденным и проверенным жизнью. Глубокое познание наиболее существенных связей и отношений процесса воспитания дает ключ к пониманию сущности этого социально-педагогического явления, определению его содержания, принципов, форм, методов, средств и приемов.
Во-первых, в сфере воспитания проявляются наиболее общие законы развития природы, общества и человека : закон единства и борьбы противоположностей, перехода количественных изменений в качественные, закон отрицания отрицания.
Во-вторых, в процессе воспитания как социальной сфере проявляются общесоциологические закономерности, такие как зависимость содержания воспитания от характера общественного строя, господствующей идеологии, специфики Вооруженных Сил и военной политики и др.
В-третьих, в воспитании сказываются законы функционирования психики человека, психологии личности и воинского коллектива.
В-четвертых, в процессе воспитания действуют собственно социально-педагогические закономерности : единство воспитания, обучения, психологической подготовки, деятельности и развития; целостность воспитания личности; моделирование жизненных ситуаций и др.
В-пятых, существуют специфические закономерности процесса воспитания военнослужащих : соответствие его целей и задач современным требованиям жизни, военного дела; соответствие содержания, методов и средств целям и задачам воспитания; соответствие воспитательных мер, средств индивидуальным особенностям военнослужащих и уровню их воспитанности и др.
Особенность закономерностей в сфере воспитания военнослужащих состоит в том, что они проявляются как основные тенденции, что дает основание для творческого учета этой специфики в практической работе с личным составом частей (кораблей).
Подобно любому другому процессу, в воспитании военнослужащих источником развития служат противоречия . Основное из них – между постоянно возрастающими требованиями к личности военнослужащего, воинского коллектива и уровнем их развития, воспитанности, сплоченности.
Это основное противоречие отражается в частных фактах процесса воспитания – противоречиях более низкого уровня: между новыми требованиями к воспитанию и возможностями полного создания всех материальных, социальных и иных предпосылок для их реализации; между характером и содержанием общественного, гражданского и воинского воспитания; между требованиями воинского воспитания и личными интересами, стремлениями воина; между возросшими требованиями и уровнем психолого-педагогической, методической подготовки должностных лиц и др.
Противоречия, разрешаясь, постоянно воспроизводятся на новом витке развития, поэтому они считаются источником его развития, что позволяет не путать их с недостатками и трудностями. Хотя они взаимосвязаны и в жизни тесно переплетены, в воспитании следует иметь в виду, что недостатки и трудности снимаются относительно легко и поэтому не подталкивают развитие процесса воспитания. Трудности и недостатки устраняются, а противоречия разрешаются.
Законы и противоречия процесса воспитания представляют собой проблемы теории, которые необходимо знать.
Приоритетными направлениями в совершенствовании воспитания военнослужащих признаются:
•приведение системы воспитания, морально-психологического и информационного обеспечения Вооруженных Сил в соответствие с требованиями современного этапа и перспективами государственного и военного строительства в Российской Федерации;
•целенаправленная работа по укреплению морально-психологического состояния и воинской дисциплины военнослужащих, создание условий для поддержания психического здоровья военнослужащих;
•совершенствование военно-социальной работы, правового воспитания, культурно-досуговой работы, системы военно-социологических исследований, совершенствование обеспечения войск техническими средствами воспитания, научное и методическое обеспечение воспитательной работы;
•развитие средств массовой информации Вооруженных Сил;
•совершенствование системы морально-психологического обеспечения боевой и мобилизационной готовности, подготовки и применения Вооруженных Сил;
•расширение связей с общественными и религиозными объединениями в интересах воспитания военнослужащих;
•совершенствование системы управления органами воспитательной работы, системы подготовки, профессиональной переподготовки и повышения квалификации, подбора и расстановки кадров органов воспитательной работы.
Организация воспитания военнослужащих включает:
•определение объекта воспитания;
•оценку воспитательной ситуации;
•уяснение субъектом воспитания целей и задач воспитания;
•планирование воспитательной работы;
•осуществление прогноза результатов воспитательного воздействия;
•подбор, расстановку кадров;
•постановку задач воспитателям;
•организацию управления системой воспитания;
•определение оптимальных средств, приемов, методов и форм решения воспитательных задач;
•изучение особенностей воспитуемых и условий воспитания в ходе воспитательного процесса с учетом уровня организации боевой подготовки, морально-психологического состояния, воинской дисциплины и социально-правовой защищенности военнослужащих;
•организацию контроля и коррекцию исходных установок воспитания;
•закрепление положительного опыта;
•оценку результатов воспитания.
Управление системой воспитания направлено на обеспечение ее оптимального функционирования и достижение желаемых целей воспитания. Это достигается уяснением субъектами воспитания целей воспитательной работы; изучением исходного состояния управляемой системы воспитания; четким планированием воспитательной работы; продуманной постановкой задач; подбором, обучением, расстановкой кадров; организацией строгой ответственности за состояние воспитательной работы на порученном участке; вооружением воспитателей всех уровней передовыми методикой и формами, методами, видами воспитательной работы с учетом категорий личного состава; научной организацией труда воспитателей; оценкой состояния и действенности воспитательной работы; систематическим контролем и корректированием воспитательных воздействий.
Содержание, виды и направления воспитания военнослужащих
Важный элемент процесса воспитания, в определенной степени его основа – его содержание, включающее идеи, теории, концепции, научные положения, точки зрения, факты по различным аспектам жизни личности, общества, государства, Вооруженных Сил, воинской службы; в целом все то, благодаря чему формируется и совершенствуется военнослужащий.
Вопрос о содержании воспитания в современных условиях один из сложных, поскольку Российское государство отказалось от прежней, коммунистической идеологии, а новая совокупность идей находится в стадии разработки. Однако в последние годы на государственном уровне сделаны существенные шаги в этом направлении. Также определение содержания воспитания зависит от состояния развития всех наук и прежде всего общественных, гуманитарных, социально-экономических и психолого-педагогических. Кроме того, задача военной педагогики, теории воспитания военнослужащих заключается в обосновании и продуманном использовании содержания, разработанного педагогикой, другими науками.
Содержание воспитания военнослужащих находит отражение в планах и программах общественно-гуманитарной подготовки, во всех других воспитательных мероприятиях и действиях субъектов воспитания.
Поскольку в теории воспитания понятие «содержание» употребляется для обозначения комплекса идей и положений, на основе которых развивается личность воина, постольку в этом случае используются такие термины, как «виды и направления воспитания».
Все виды и направления воспитания способствуют реализации общей и частных целей развития личности военнослужащих, которые обладают высокими морально-боевыми и физическими качествами, необходимыми для вооруженного защитника Родины.
Содержание воспитания военнослужащих Вооруженных Сил раскрывается через совокупность основных его видов: государственно-патриотическое, воинское, нравственное, правовое, экономическое, эстетическое, физическое и экологическое воспитание. Данные виды включают ряд направлений.
Государственно-патриотическое воспитание –оказание воздействия на военнослужащих в целях формирования и развития личности, обладающей качествами гражданина-патриота России, способного активно участвовать в укреплении и совершенствовании основ общества, подготовленного к успешному выполнению задач, связанных с обеспечением обороны и безопасности личности, общества и государства.
Основные направления государственно-патриотического воспитания военнослужащих таковы:
•формирование активной гражданской позиции личности военнослужащего, позволяющей ему эффективно решать государственные задачи в мирное и военное время;
•наращивание морального духа Вооруженных Сил на основе героических традиций народов России и Вооруженных Сил;
•творческое использование воспитательного потенциала различных религиозных конфессий;
•совершенствование интернационального воспитания военнослужащих в духе дружбы народов.
Воинское воспитание – процесс систематического и целеустремленного воздействия на духовное и физическое развитие военнослужащих в целях подготовки его к вооруженной защите Отечества.
Основные направления воинского воспитания:
•создание условий и мотивации роста профессионализма военнослужащих в процессе перехода Вооруженных Сил на контрактную систему комплектования;
•обеспечение соответствия профессиональной и морально-психологической подготовки военнослужащих решаемым ими задачам;
•моделирование реальных условий обстановки современного боя в ходе учебно-воспитательного процесса;
•поддержание строгого уставного порядка в организации службы войск, быта и повседневной деятельности в воинских частях (подразделениях);
•создание условий по обеспечению безопасности военной службы;
•обеспечение личной примерности должностных лиц всех категорий военнослужащих в выполнении воинского долга;
•использование в воспитательных целях системы воинских традиций и ритуалов.
Нравственное воспитание –оказание воздействия на сознание, чувства и волю военнослужащих с целью формирования у них необходимых духовно-нравственных черт и качеств.
Основными направлениями нравственного воспитания выступают:
•вооружение военнослужащих знаниями о предъявляемых требованиях со стороны общества к их профессиональному и нравственному облику;
•разъяснение военнослужащим социальной значимости военной службы;
•стимулирование потребности военнослужащих в моральном самосовершенствовании;
•применение воспитательных влияний в соответствии с достигнутым уровнем нравственной зрелости военнослужащих;
•целенаправленная организация нравственно-значимой деятельности военнослужащих, в процессе которой формируется, осознается и переживается личностный смысл моральных принципов и норм, предотвращаются негативные действия и поступки, формируются нравственные чувства, такие как ответственность, гордость и доблесть;
•изучение и использование в воспитательных целях индивидуальных особенностей военнослужащих, влияния общественного мнения и здорового социально-психологического климата в воинских коллективах;
•использование духовно-нравственного потенциала общественных объединений в интересах воспитания военнослужащих.
Правовое воспитание– целеустремленное и систематическое влияние на сознание, чувства и психологию военнослужащих с целью формирования у них устойчивых правовых представлений, убеждений и чувств, привития им высокой правовой культуры, навыков и привычек активного правомерного поведения.
Основные направления правового воспитания:
•организация правовой пропаганды;
•повышение теоретической и методической подготовки военнослужащих по правовым вопросам;
•мобилизация воинских коллективов и войсковой общественности на активное участие в данном процессе;
•обобщение и распространение передового опыта правового воспитания;
•контроль над соблюдением законности и правопорядка, воинской дисциплины и дисциплинарной практики;
•организация правовой защиты интересов военнослужащих и членов их семей.
Экономическое воспитание– воздействие на военнослужащих в целях формирования у них экономических знаний, навыков, умений и личностных качеств, необходимых для успешного выполнения должностных обязанностей.
Основными направлениями экономического воспитания военнослужащих признаются:
•создание условий для успешного развития экономических отношений в Вооруженных Силах;
•формирование бережного отношения к государственному имуществу, рационального использования материально-технических и учебно-методических средств;
•использование в воспитательной работе с военнослужащими экономических стимулов;
•создание в воинских частях школ экономических знаний для военнослужащих для проведения экономического всеобуча;
•пропаганда экономических знаний по хозяйственным вопросам жизнедеятельности воинской части (подразделения);
•обучение военнослужащих умению предвидеть и оценивать экономические последствия своей деятельности.
Эстетическое воспитание– воздействие на военнослужащих в целях разностороннего развития эмоционально-чувственной сферы их духовного мира.
Основные направления эстетического воспитания военнослужащих:
•формирование эстетического отношения к военной службе, воинскому долгу, воинской среде, субъектам и объектам профессиональной деятельности;
•привитие эстетического отношения к военной форме одежды;
•повышение эстетического содержания воинских ритуалов; развитие героико-патриотической и военной тематики в современном искусстве;
•знакомство с художественно-творческой жизнью Вооруженных Сил, творчеством военных художников, писателей, композиторов и поэтов;
•приобщение к военной проблематике в театре, кино, литературе, живописи.
Физическое воспитание– воздействие на военнослужащих в целях совершенствования их физической культуры, организации активного досуга, укрепления здоровья и закаливания, формирования морально-волевых, боевых и психологических качеств, необходимых для выполнения боевых (учебно-боевых и иных) задач.
Основными направлениями физического воспитания военнослужащих считаются:
•организация плановой физической подготовки различных категорий военнослужащих в соответствии с задачами видов Вооруженных Сил и родов войск Вооруженных Сил;
•проведение спортивно-массовых мероприятий;
•организация активного досуга личного состава в выходные и праздничные дни;
•пропаганда здорового образа жизни;
•популяризация лучших спортивных достижений.
Экологическое воспитание– воздействие на военнослужащих в целях формирования у них экологического мышления необходимых экономических, юридических, нравственных, эстетических взглядов на природу, роль и место человека в обеспечении охраны окружающей среды.
Основные направления экологического воспитания военнослужащих:
•разъяснение причин негативных экологических последствий воинской деятельности и возможностей их предотвращения;
•вовлечение военнослужащих в практические мероприятия по охране природы; осуществление экологического обучения военнослужащих.
Основные виды и направления воспитания военнослужащих взаимообусловлены и имеют свою специфику. Реализация содержания воспитания предполагает комплексный подход, единство и согласованность всех его составных частей.
В содержательном плане процесс воспитания военнослужащих включает следующие компоненты:
•информационно-воспитательную работу;
•работу по укреплению правопорядка и воинской дисциплины;
•военно-социальную работу;
•психологическую работу;
•культурно-досуговую работу.