Принцип гуманного, воспитывающего и развивающего характера обучения военнослужащих
Принцип гуманного, воспитывающего и развивающего характера обучения отражает объективную закономерность данного процесса. Не может быть обучения вне воспитания и развития. Даже если командир не ставит специальной цели оказывать воспитывающее воздействие на военнослужащих, он это делает через содержание учебного материала, применяемые методы организации познавательной деятельности, благодаря своим личностным качествам, отношению к сообщаемым знаниям. Такое воздействие значительно усиливается, если командир ставит соответствующую задачу, стремится эффективно использовать все имеющиеся в его распоряжении средства. Всякое обучение можно назвать развивающим, но организованное соответствующим образом способствует наиболее успешному развитию личности.
Таким образом, этот принцип направлен именно на разностороннее развитие личности и индивидуальности военнослужащего, на формирование не только знаний и умений, но и определенных нравственных и интеллектуальных качеств, которые служат основой выбора жизненных идеалов и форм социального поведения. Он органично связан со всеми предыдущими принципами и выражается в следующих дидактических требованиях:
•тщательно продумывать, готовясь к проведению занятий, конкретные образовательные и воспитательные задачи, которые требуется решать;
•подбирать фактический материал и методы обучения, позволяющие глубоко осмысливать знания, развивать и активизировать мышление и творческие способности, формировать мировоззренческую и духовно-нравственную культуру военнослужащих;
•добиваться, чтобы за понятиями, определениями, законами, символами обучаемые понимали явления природы и общества, реальное содержание объективного мира, видели за явлениями – сущность, за внешними признаками – внутреннее состояние материального и духовного мира;
•тесно связывать теорию с практикой;
•уважительно относиться к личности военнослужащего и одновременно проявлять разумную требовательность к нему. Требовательность, не основанная на уважении, вызывает недовольство и агрессивность; доброжелательность без требовательности приводит к нарушению дисциплины, к неорганизованности;
•проявлять гуманность, не унижать обучаемых, тактично поправлять ошибки, стимулировать на преодоление трудностей.
Таким образом, рассмотрены содержание принципов обучения военнослужащих и основные пути их реализации в процессе учебы, боевой и общественно-государственной подготовки. Большое разнообразие принципов обучения требует от военного педагога высокого педагогического мастерства, поскольку каждый из них выражает какую-либо одну сторону обучения или его закономерность. Следует учитывать, что дидактические требования принципов, как и они сами, не есть что-что вечное, неизменное. Они постоянно развиваются.
Принципы обучения взаимозависимы и органично дополняют друг друга, так как обучение – это единый, целостный процесс, и все его стороны и звенья взаимосвязаны. Для того чтобы успешно решать задачи в процессе обучения, необходимо ориентироваться не на отдельные принципы, а на их систему, обеспечивая научнообоснованный выбор целей, отбор определенного материала, методов и средств организации деятельности обучаемых и создание благоприятных условий обучения.
В военно-педагогической деятельности также необходимо помнить о взаимосвязи принципов обучения и воспитания. Только использование их в системе способствует образовательному, воспитывающему и развивающему характеру учебного процесса в подразделении, обеспечивает успешную военно-профессиональную и морально-психологическую подготовку военнослужащих к выполнению своего долга по защите Отечества.
Контрольные вопросы
1. Раскройте сущность понятия «принципы обучения».
2. Укажите главные отличия правила обучения от принципа обучения.
3. Охарактеризуйте принцип практической направленности в современном военно-педагогическом процессе.
4. Охарактеризуйте педагогические правила реализации принципа прочности усвоения в обучении военнослужащих.
5. Охарактеризуйте виды наглядности, используемые в процессе обучения военнослужащих.
Рекомендуемая литература
Афоризмы и мысли генералиссимуса князя Италийского графа Суворова-Рымникского. СПб.: ООО «Селекта», 2003.
Военная педагогика и психология / Под ред. А. В. Барабанщикова. М., 1986.
Военная психология и педагогика. М.: Совершенство, 1998.
Драгомиров М. И. Избранные труды. Вопросы воспитания и обучения войск. М.: Воениздат, 1956.
Коменский Я. А. Избранные педагогические сочинения: в 2 т. Т.1. М., 1982.
Сластенин В. А., Исаев И. Ф., Мищенко А. И., Шиянов Е. Н. Педагогика. М.: Школа-Пресс, 2005.
Ситаров В. А. Дидактика. М., 2004.
Ушинский К. Д. Собр. соч.: в 8 т. Т. 5. М.: АПН, 1969.
Энгельс Ф. Избранные военные произведения. М., 1956.