Понятие о взрыве и причины аварийных взрывов на ОПО
Практическое занятие 0
1 Цели и задачи дисциплины «Защита в чрезвычайных ситуациях»
Цель изучения дисциплины - получение теоретических и научно-практических знаний об основных направлениях государственной политики РФ в области защиты населения от опасностей, возникающих при ведение военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении ЧС природного и техногенного характера.
Основные задачи дисциплины:
1) изучить нормативно-правовую базу в области ГО и РСЧС;
2) изучить способы защиты населения от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий;
3) изучить способы защиты населения от опасностей, возникающих при ЧС природного и техногенного характера.
2 Объём дисциплины
Вид занятий | Всего (час./ зач.ед. ) | С е м е с т р ы | |||||||
Всего аудиторных занятий: | |||||||||
Лекции | |||||||||
Практические занятия | |||||||||
Самостоятельная работа: | |||||||||
Самостоятельное изучение материала дисциплины и подготовка к тестам | |||||||||
Домашнее задание | |||||||||
Всего по дисциплине | 144/4 | 144/4 | |||||||
Вид аттестации за семестр (зачет) | зачет | зачет |
3 Содержание дисциплины по модулям и видам учебных занятий
Содержание дисциплины по модулям:
1 Правовые основы защиты населения и территорий при ЧС
2Защита мирного населения в военное время
3 Особенности защита населения и территории при ЧС природного и техногенного
характера
Наименование лекций | |
Модуль 1. Правовые основы защиты населения и территорий при ЧС | |
Лекция 1. Нормативно-правовая база планирования мероприятий в области ГО и РСЧС | |
Лекция 2. Основные положения типовой структуры РСЧС и ГО объектового уровня | |
Лекция 3.Устойчивость функционирования объектов экономики в чрезвычайных ситуациях и мероприятия по ее повышению | |
Модуль 2. Защита мирного населения в военное время | |
Лекция 4. Основы перевода гражданской обороны с мирного на военное положение | |
Лекция 5.Организация оповещения населения о возникновении ЧС военного и их укрытия в ЗС ГО | |
Лекция 6.Защита населения в военное время путем эвакуации в загородную зону | |
Модуль 3.Особенности защита населения и территории при ЧС природного и техногенного характера | |
Лекция 7. Особенности защита населения и территорий при наводнениях на реках, лесных пожаров и сильном ветре | |
Лекция 8. Особенности защиты персонала и материальных ценностей при аварийных взрывах на опасных производственных объектах | |
Лекция 9. Особенности защиты персонала и материальных ценностей при пожарах на опасных производственных объектах |
Содержание практических занятий
Цель практических занятий – закрепление теоретического материала дисциплины, овладение способами защиты населения при ЧС мирного и военного времени.
Содержание курса практических занятий |
Модуль 1. Правовые основы защиты населения и территорий при ЧС |
Практическое занятие 1.Нормативно-правовая база и способы защиты населения от опасностей, возникающих в военное и мирное время |
Практическое занятие 2.Организационная структура и задачи объектового звена РСЧС и ГО |
Практическое занятие 3.Мероприятия, обеспечивающие устойчивое функционирование объекта экономики в мирное и военное время |
Модуль 2.Защита мирного населения в военное время |
Практическое занятие 4. Основы перевода гражданской обороны с мирного на военное положение |
Практическое занятие 5. Оповещение населения в военное время и организации укрытия в ЗС ГО |
Практическое занятие 6. Планирование и организация эвакуации персонала объекта экономики в безопасный район загородной зоны |
Модуль 3.Особенности защита населения и территории при ЧС природного и техногенного характера |
Практическое занятие 7. Основные способы защиты населения и территорий при наводнениях на реках, лесных пожарах и сильном ветре |
Практическое занятие 8. Прогнозирование инженерной обстановки при аварийных взрывах на ОПО и действия рабочих и служащих при взрывах |
Практическое занятие 9. Прогнозирование пожарной обстановки на ОПО и действия рабочих и служащих при обнаружении и пожаре |
Домашнее задание.
Задание по модулю 1.
Домашнее задание 1 Способы защиты населения от опасностей, возникающих в военное
и мирное время
Домашнее задание 2 Организационная структура объектового звена РСЧС и ГО
Домашнее задание 3 Мероприятия, обеспечивающие устойчивость функционирования
объекта экономики при ЧС
Задание по модулю 2.
Домашнее задание 4 Степени готовности ГО и основные мероприятия по эвакуации
населения в мирное и военное время
Домашнее задание 5 Действия населения по сигналам оповещения в военное
и мирное время
Домашнее задание 6 Порядок планирования и укрытия персонала объекта экономики
в ЗС ГО.
Планирование и организация эвакуации персонала объекта
экономики в безопасный район загородной зоны
Задание по модулю 3.
Домашнее задание 7 Способы защиты населения и территорий от затопления
при наводнениях на реках и действие населения при затоплениях
Способы защиты населения и территории при лесных пожарах
и действие населения при лесных пожарах
Способы защиты населения и территорий от сильных ветров
и действия населения при сильного ветра
Домашнее задание 8 Способы защиты персонала и населения при аварийных взрывов
на ОПО и их действия при аварийных взрывах
Домашнее задание 9 Способы защиты персонала и населения при пожаре на ОПО
и их действия при обнаружении и при пожаре.
Контрольные вопросы по дисциплине
Модуль 1.
1 Основные задачи, организационная структура и руководство ГО РФ
2 Рабочие органы управления ГО, полномочия организаций и граждан в области ГО
3 Основные задачи, организационная структура и руководство РСЧС
4 Структура и состава объектового звена РСЧС и ГО
5 Способы защиты населения от ЧС в военное и мирное время
6 Понятие об устойчивости и повышения устойчивости функционирования объекта экономики
7 Внешние и внешние факторы влияющие на устойчивость функционирования объекта экономики
8 Цель и этапы исследования устойчивости функционирования объекта экономики
9 Мероприятия, включаемые в план основных мероприятий по повышению устойчивости функционирования объекта на текущий год и перспективу
10 Мероприятия, включаемые в план-графика наращивания мероприятий по повышению устойчивости функционирования объекта при угрозе возникновения ЧС.
Модуль 2.
11 Понятия «военное временя и военное положение» и основные периоды защиты населения и территорий от военных опасностей.
12 Цель и основное содержание перевода ГО с мирного на военное.
13 Степени готовности ГО и возможные варианты перевода ГО с мирного и военное положение.
14 Основные определения в области оповещения населения и система оповещения населения РФ
15 Общий порядок оповещения населения в военное и мирное время
16 Порядок распределения ЗС ГО между подразделениями предприятия и определение степени укрытия рабочих и служащих
17 Порядок выбора маршрутов движения к ЗС ГО и расчет общего времени укрытия НРС
18 Мероприятия по подготовке ЗС ГО к приему укрываемых
19 Порядок заполнения и вывода укрываемых из ЗС ГО
20 Общий порядок эвакуации населения в военное время
21 Действия населения при оповещение об эвакуации
Модуль 3.
22 Классификация наводнений и основные поражающие факторы наводнения на реках
23 Основные характеристики зоны наводнения на реках и способы защиты населения и территорий от затопления
24 Действия населения в зоне затопления при наводнениях на реках
25 Общие сведения о лесных пожарах и их категории
26 Классификация лесных пожаров от скорости и высоты распространения
27 Основные элементы и классы лесных пожаров
28 Последовательность прогнозирования последствий лесных пожаров
29 Тактические операции по тушению лесных пожаров
30 Основные способы защиты населения и территорий от лесных пожаров
31 Действия населения в зоне лесных пожаров
32 Определения сильных ветров и их основные характеристик
33 Основные способы защиты и действия населения при сильном ветре
Требования к ДЗ
Домашнее задание следует классифицировать как исследование прикладного характера,так как она выполняется с целью разрешения выявленной проблемы в области защиты населения от опасностей, возникающих при ведение военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении ЧС природного и техногенного характера.
Считается, что основными требованиями к ДЗ являются [2, 4, 11]:
- единоличное (самостоятельное) написание на актуальную тему;
- авторская самостоятельность и внутреннее единство;
- грамотное изложение, правильное оформление;
- апробирование основных результатов исследования.
Рассмотрим кратко содержание общих требований, предъявляемых
к ДЗ в целом.
1.1 ДЗ пишется единолично (самостоятельно) и на актуальную тему.
ДЗ пишется единолично (самостоятельно), как правило, по теме, предложенной выпускающей кафедрой, заявленной организацией либо предложенной самим выпускником. Темадолжнасоответствовать образовательной программе подготовки бакалавров.
Актуальность темыдоказывается тем, что на основе анализа фактического материала выявлено противоречие и сформулирована проблема, определена цели и выбраны задачи.
1.2 ДЗ имеет авторскую самостоятельность.
Авторская самостоятельность проявляетсяввидеанализафактического материала по теме исследования с целью решения выбранных задач.
Основная часть
В основной части ДЗ излагаются результаты решения поставленных задач, обеспечивающие разработку выявленной проблемы в области защиты населения и территорий от ЧС.
Основная часть ДЗ, как правило, разбивается на три раздела.
– первый раздел – аналитический, раскрывающий проблему, цель и задачу исследования, объемом до 3-х листов;
- второй раздел – описание задачи и ее решение, объем до 3-4 листов;
- третий – описание практической значимости решенной задачи, объем до 3-4 листов.
Заключительная часть ДЗ должна содержать:
- общие выводы по результатам выполненного исследования;
- предложения по использованию результатов исследования на практике.
Следует отметить, что хорошо написанное заключение дает четкое представление о качестве проведенного исследования, круге рассматриваемых вопросов, методах и результатах исследования.
Объём заключения к ВКР составляет до 2 страниц.
Список использованных источников.
В список использованных источников включают всю литературу, на которую имеются ссылки в ДЗ. При этом количество источников должно быть не менее 6 и нумеруются они арабскими цифрами без точки, в порядке их упоминания в тексте ПЗ. Сведения об использованных источниках приводят в соответствии с требованиями ГОСТ 7.1-2003 [20].
3 Общие требования к оформлению текста ДЗ
Наиболее трудоемким по содержанию документомДЗявляется ПЗ, которая излагается в виде сочетания текста с таблицами, формулами и рисунками. При этом основным стандартом по оформлению текста ПЗ считается ГОСТ 2.105-2001. «Общие требования
к текстовым документам».
Текст ПЗ выполняется на компьютере и распечатывается на одной стороне листа белой бумаги форматом А4 через 1,5 межстрочных интервала, шрифт Times New Roman, высота букв и цифр не менее 12 пт, цвет шрифта черный.
Каждый лист ПЗ (начиная с первого листа «Содержание») имеет условную рамку с отступлением от границ листа: слева – 30 мм; справа – 10 см;, снизу и сверху – 20 мм.
Внутри рамки текст ПЗ должен к ее границам. Абзацный отступ в тексте ПЗ должен быть одинаковым по всему документу и равняться 3…5 знакам.
Вне зависимости от способа печатания текста ПЗ он должен удовлетворять таким требованиям, как равномерная плотность, контрастность и четкость изображения на каждом листе; текст должен быть кратким, точным, не вызывающим различных толкований, с применением научно-технических терминов, установленных действующими стандартами; не рекомендуется использовать техницизмы, профессионализмы и обороты разговорной речи; текст пояснительной записки ДЗ должен быть выровнен по ширине.
Нумерация страниц текста ПЗ должна быть сквозной, выполняться арабскими цифрами без точки и располагаться в правом нижнем углу страницы. При этом нумерация страниц текста ПЗ начинается с листа «Содержание» с учетом титульного листа, которое входит в число страниц ПЗ, но номер на нем не проставляют.
Известно, что ПЗ включает в себяструктурные элементы и основную часть (разделы и подразделы),которые имеют свои особенности оформления [2, 7].
Так, к структурным элементам ПЗ относятся содержание, введение, заключение и список использованных источников. Каждый из них имеет соответствующий заголовок – «Содержание», «Введение», «Заключение» и «Список использованных источников», который располагается по центру первой строки листа и записывается строчными буквами с первой прописной без точки в конце, подчеркивания и выделения. При этом текст каждого структурного элемента ПЗ следует начинать с нового листа (страницы).
Заголовки структурных элементов ПЗ отделяются от текста одной пропущенной строкой (1,5 межстрочных интервала).
В структурный элемент ПЗ«Содержание» включают заголовки всех структурных элементов, а также разделов и подразделов основной части ПЗ. Они должны повторять заголовки в тексте ПЗ, сокращать их или давать в другой формулировке, а также осуществлять перенос или подчеркивание не допускается.
Содержание
Введение…………………………………………………………………………………….. 2
1 Наименование 1-го вопроса……………………………………………………………….3
2 Наименование 2-го вопроса……………………………………………………………….6
3 Наименование 3-го вопроса……………………………………………………………….9
Заключение…………………………………………………………………………………..11
Список используемых источников…………………………………………………………13
Как отмечалось ранее, основная часть ПЗ делится на разделы (вопроса).При этом каждый раздел начинается с нового листа.
Наименование каждого раздела основной части ПЗ включает порядковый номер и заголовок, которые выполняются с абзацного отступа, равного 3–5 знакам от границы рамки листа. При этом разделы последовательно нумеруются арабскими цифрами в пределах ПЗ, например: 1, 2 и 3.
Между номероми заголовком раздела точка не ставится, делается один пробел и заголовок раздела печатается строчными буквами, начиная с первой прописной, без точки в конце, подчеркивания и выделения.
Если часть заголовка раздела переходит на вторую строчку, то первую его букву следует размещать под первой буквой предыдущей строки.
Если заголовок раздела или подраздела состоит из двух предложений, то их разделяют точкой. Переносы в заголовках разделов не допускаются.
Дополнительный интервал вводится между заголовком раздела и текстом.
Любой заголовок должен быть точен и соответствовать содержанию помещенной под ним информации.
Заголовки разделов, как правило, должен занимать не более двух машинописных строк (иначе надо читать заголовок несколько раз подряд, чтобы его осмыслить).
Заголовок должен состоять по возможности из ключевых слов (т. е. слов, несущих основную смысловую нагрузку). Чаще такие слова отражают предмет исследования, о котором идет речь, или излагают общие характеристики этого предмета. При этом в заголовки не включают сокращенные слова и аббревиатуры.
Внутри подразделов могут быть приведены перечисления. При этом перед каждым перечислением следует ставить тире, если отсутствует необходимость на их ссылки по тексту, например:
– ……………………………. ;
– ……………………………. .
При необходимости ссылки в тексте ПЗ на один из элементов перечисления вместо тире следует ставить строчные буквы со скобкой в порядке русского алфавита, начиная с буквы а (за исключением ё, з, й, о, ч, ъ, ы, ъ), или последовательно обозначать цифрами со скобкой или без скобки, например:
а) ………………………… ; 1) …………………. ;
б) ………………………… . 2) …………………. .
В тексте ПЗ обязательны ссылки на формулы, таблицы и рисунки и на используемую литературу.
При ссылке на формулы следует порядковый номер формулы в тексте ПЗ приводить в круглых скобках, например: «… согласно формуле (2.1)…», «… как следует из выражения (2.5)…», «… в формуле (4.2) приведены коэффициенты для расчета…».
Ссылки в тексте ПЗ на таблицы указываются в круглых скобках или без них, например: «… (таблица 3.3)…»; «… в таблице 2.1…».
Ссылки в тексте ПЗ на иллюстрации оформляют аналогично ссылкам на таблицы по типу: «… (рисунок 2.1)…»; «… в соответствии с рисунком 1.2»; «… как показано на рисунке 3.3…».
При повторных ссылках в круглых скобках указывается сокращенно слово смотри, например: (см. подраздел 3.2), (см. рисунок 2.1).
Ссылки на используемые источники следует приводить в целом. При этом используемые источники указываются в квадратных скобках, например: «Аналогичные сведения приведены в работах [3, 5, 7] », «… как указано в монографии [1]…», «… в работах [1 и 2]…». Рекомендуется приводить номера, под которыми документы помещены в списке используемых источников, в порядке их возрастания.
Иллюстрации (наглядное изображение, разъясняющая текст в виде рисунка, чертежа детали или, узла, схемы, графика и т.п.), приводимые в тексте основной части ПЗ, следует оформлять, соблюдая требования нормативных документов.
Рекомендуется размещать иллюстрацию после и ближе к первому упоминанию о ней или на отдельном листе.
Изображение иллюстраций допускается выполнять вручную или компьютерным способом. При этом качество изображения иллюстраций должно обеспечивать их четкое воспроятие.
Каждая иллюстрация должна иметь номер и заголовок, а при необходимости и поясняющие данные к ее изображению.
Номер иллюстрации содержит номер раздела и порядковый номер
в пределах раздела, отделенные точкой, например: Рисунок 2.2.
Заголовок иллюстрации должен быть кратким, точным; не рекомендуется в названии иллюстрации приводить условные буквенные обозначения.
Номер и заголовок иллюстрации записывают под ее графическим изображением в одну строку через дефис. При этом заголовок выполняют строчными буквами с первой прописной, например: Рисунок 1.3 – Принципиальная схема защитного заземления. В конце заголовка иллюстрации точка не ставится.
При необходимости между изображением иллюстрации и ее номером с заголовком помещают поясняющие данные, которые объясняют условные обозначения, приведенные на изображении иллюстрации (рис. 3.1).
1 -монтажная площадка; 2 - гибкий воздуховод; 3 - консольная балка;
4 - вытяжная катушка
Рисунок 3.1 – Консольно-поворотный механизм
Цифровой материал основной части ПЗ следует оформлять в виде таблиц. На все таблицы в тексте должны быть приведены ссылки. Рекомендуется приводить таблицу после и ближе к первому упоминанию о ней.
Каждая таблица имеет порядковый номер в пределах раздела и заголовок, которые записываются с абзаца слева над таблицей.
При этом номер таблицы включает номер раздела и порядковый номер в пределах раздела, разделенные точкой, например: Таблица 2.1.
Таблица должна иметь заголовок, который записывают строчными буквами с первой прописной через тире после номера таблицы, например:
Таблица 3.1 - Характеристика средств индивидуальной защиты.
В конце заголовка таблицы точка не ставится.
Целесообразно таблицу размещать на одном листе (странице).
Законченную таблицу закрывают снизу горизонтальной чертой.
Пример оформления таблицы:
Таблица 3.1 - Техническая характеристика передвижного
электростатического фильтра EMK-1600С
Наименование показателя | Значение показателя |
1 Напряжение, В | |
2 Частота, Гц | |
3 Эффективность очистки, % | более 92% |
4 Производительность, м3 | |
5 Активная площадь кассет, м2 | 16,4 |
Формулы, включенные в текст основной части ПЗ, необходимо выделять из текста в отдельную строку, оставляя сверху и снизу по одной пустой строке.
Формулы целесообразно выполнять на компьютере машинописным способом с применением обозначений, установленных стандартами. Применять одновременно машинописные и рукописные символы и знаки в одной формуле не допускается.
При наборе формул рекомендуется использовать шрифт Times New Roman текстового редактора фирмы Microsoft – MS Word. При этом размер знаков, входящих в формулу, должен совпадать с размером шрифта основного текста, а нижний и верхний индексы должны быть не менее 8 пт.
Пояснения символов и числовых коэффициентов должны быть приведены непосредственно после формулы. Расшифровку символов начинают от левой границы текстового поля словом «где» без двоеточия после него, записывая с новой строки символ, а после тире – расшифровку символа в той последовательности, как они приведены в формуле. Начало последующих строк выравнивают по символу первой строки. При повторном использовании символа его не расшифровывают.
Обозначение единицы физической величины следует указывать после числового значения в одну строку с ним (без переноса на следующую) через пробел, например: 100 Вт, 15 %, 25 °С.
Все формулы должны быть пронумерованы. Номер формулы включает номер раздела и ее порядковый номер в пределах раздела, разделенные точкой. При этом номер проставляется в одной строке с формулой справа в круглых скобках, например:
tу = tрз + a (H – 2) , (3.1) где tу - температура воздуха, удаляемого из помещения, оС;
tрз - температура в рабочей зоне, оС;
а – температурный градиент по высоте помещения, оС / м;
Н – высота от пола до центра вытяжных отверстий, м.
Список использованных источников.
В список использованных источников включают всю литературу, на которую имеются ссылки в ДЗ. При этом количество источников должно быть не менее 6 и нумеруются они арабскими цифрами без точки, в порядке их упоминания в тексте ПЗ. Сведения об использованных источниках приводят в соответствии с требованиями ГОСТ 7.1-2003.
Каждое описание начинают с абзаца и выполняют строчными буквами с первой прописной.
1 Конституция Российской Федерации // Сборник нормативных документов по охране труда.[Электронный ресурс]. Документ представлен КонсультантПлюс. – Режим доступа: http: // www.consultant.ru.
2 Трудовой кодекс Российской Федерации // Сборник нормативных документов по охране труда. [Электронный ресурс]. Документ представлен КонсультантПлюс. – Режим доступа: http: // www.consultant.ru.
3 Беляков Г.И. Безопасность жизнедеятельности. Охрана труда: Учебник для бакалавров / Г.И. Беляков. - М.: Юрайт, 2013. - 572 c.
4 Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 12 февраля 2014 года № 96 «Об утверждении рекомендаций по организации службы охраны труда в организации (с изменениями на 12 февраля 2014 года). [Электронный ресурс]. Документ представлен КонсультантПлюс. – Режим доступа: http: // www.consultant.ru.
5 Средства индивидуальной защиты: Учебное пособие / Коллектив авторов; Серия: Охрана труда. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: «Золотой теленок», 2007. – 288 с.
Библиографический список
1 ГОСТ 2.105-2001. Межгосударственный стандарт. ЕСКД. Общие требования к текстовым документам. – М. : Изд-во стандартов, 2001. –26 с.
2 ГОСТ 7.12–93. Сокращения русских слов и словосочетаний в библиографическом описании произведений печати.
3 ГОСТ 7.1-2003. Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления. – М. : ИПК Изд-во стандартов, 2004. – 76 с.
4 ГОСТ Р 50-77-88. Рекомендации. ЕСКД. Правила выполнения диаграмм.– М. : Государственный комитет СССР по стандартам, 1989. – 11 с.
4 ГОСТ 2.701-84. ЕСКД. Схемы. Виды и типы. Общие требования к выполнению. – М. : Изд-во стандартов, 1984. – 12 с.
5 ГОСТ 8.417-81. Государственная система обеспечения единства измерений. Единицы физических величин.
Практическое занятие 0
1 Цели и задачи дисциплины «Защита в чрезвычайных ситуациях»
Цель изучения дисциплины - получение теоретических и научно-практических знаний об основных направлениях государственной политики РФ в области защиты населения от опасностей, возникающих при ведение военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении ЧС природного и техногенного характера.
Основные задачи дисциплины:
1) изучить нормативно-правовую базу в области ГО и РСЧС;
2) изучить способы защиты населения от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий;
3) изучить способы защиты населения от опасностей, возникающих при ЧС природного и техногенного характера.
2 Объём дисциплины
Вид занятий | Всего (час./ зач.ед. ) | С е м е с т р ы | |||||||
Всего аудиторных занятий: | |||||||||
Лекции | |||||||||
Практические занятия | |||||||||
Самостоятельная работа: | |||||||||
Самостоятельное изучение материала дисциплины и подготовка к тестам | |||||||||
Домашнее задание | |||||||||
Всего по дисциплине | 144/4 | 144/4 | |||||||
Вид аттестации за семестр (зачет) | зачет | зачет |
3 Содержание дисциплины по модулям и видам учебных занятий
Содержание дисциплины по модулям:
1 Правовые основы защиты населения и территорий при ЧС
2Защита мирного населения в военное время
3 Особенности защита населения и территории при ЧС природного и техногенного
характера
Наименование лекций | |
Модуль 1. Правовые основы защиты населения и территорий при ЧС | |
Лекция 1. Нормативно-правовая база планирования мероприятий в области ГО и РСЧС | |
Лекция 2. Основные положения типовой структуры РСЧС и ГО объектового уровня | |
Лекция 3.Устойчивость функционирования объектов экономики в чрезвычайных ситуациях и мероприятия по ее повышению | |
Модуль 2. Защита мирного населения в военное время | |
Лекция 4. Основы перевода гражданской обороны с мирного на военное положение | |
Лекция 5.Организация оповещения населения о возникновении ЧС военного и их укрытия в ЗС ГО | |
Лекция 6.Защита населения в военное время путем эвакуации в загородную зону | |
Модуль 3.Особенности защита населения и территории при ЧС природного и техногенного характера | |
Лекция 7. Особенности защита населения и территорий при наводнениях на реках, лесных пожаров и сильном ветре | |
Лекция 8. Особенности защиты персонала и материальных ценностей при аварийных взрывах на опасных производственных объектах | |
Лекция 9. Особенности защиты персонала и материальных ценностей при пожарах на опасных производственных объектах |
Содержание практических занятий
Цель практических занятий – закрепление теоретического материала дисциплины, овладение способами защиты населения при ЧС мирного и военного времени.
Содержание курса практических занятий |
Модуль 1. Правовые основы защиты населения и территорий при ЧС |
Практическое занятие 1.Нормативно-правовая база и способы защиты населения от опасностей, возникающих в военное и мирное время |
Практическое занятие 2.Организационная структура и задачи объектового звена РСЧС и ГО |
Практическое занятие 3.Мероприятия, обеспечивающие устойчивое функционирование объекта экономики в мирное и военное время |
Модуль 2.Защита мирного населения в военное время |
Практическое занятие 4. Основы перевода гражданской обороны с мирного на военное положение |
Практическое занятие 5. Оповещение населения в военное время и организации укрытия в ЗС ГО |
Практическое занятие 6. Планирование и организация эвакуации персонала объекта экономики в безопасный район загородной зоны |
Модуль 3.Особенности защита населения и территории при ЧС природного и техногенного характера |
Практическое занятие 7. Основные способы защиты населения и территорий при наводнениях на реках, лесных пожарах и сильном ветре |
Практическое занятие 8. Прогнозирование инженерной обстановки при аварийных взрывах на ОПО и действия рабочих и служащих при взрывах |
Практическое занятие 9. Прогнозирование пожарной обстановки на ОПО и действия рабочих и служащих при обнаружении и пожаре |
Домашнее задание.
Задание по модулю 1.
Домашнее задание 1 Способы защиты населения от опасностей, возникающих в военное
и мирное время
Домашнее задание 2 Организационная структура объектового звена РСЧС и ГО
Домашнее задание 3 Мероприятия, обеспечивающие устойчивость функционирования
объекта экономики при ЧС
Задание по модулю 2.
Домашнее задание 4 Степени готовности ГО и основные мероприятия по эвакуации
населения в мирное и военное время
Домашнее задание 5 Действия населения по сигналам оповещения в военное
и мирное время
Домашнее задание 6 Порядок планирования и укрытия персонала объекта экономики
в ЗС ГО.
Планирование и организация эвакуации персонала объекта
экономики в безопасный район загородной зоны
Задание по модулю 3.
Домашнее задание 7 Способы защиты населения и территорий от затопления
при наводнениях на реках и действие населения при затоплениях
Способы защиты населения и территории при лесных пожарах
и действие населения при лесных пожарах
Способы защиты населения и территорий от сильных ветров
и действия населения при сильного ветра
Домашнее задание 8 Способы защиты персонала и населения при аварийных взрывов
на ОПО и их действия при аварийных взрывах
Домашнее задание 9 Способы защиты персонала и населения при пожаре на ОПО
и их действия при обнаружении и при пожаре.
Контрольные вопросы по дисциплине
Модуль 1.
1 Основные задачи, организационная структура и руководство ГО РФ
2 Рабочие органы управления ГО, полномочия организаций и граждан в области ГО
3 Основные задачи, организационная структура и руководство РСЧС
4 Структура и состава объектового звена РСЧС и ГО
5 Способы защиты населения от ЧС в военное и мирное время
6 Понятие об устойчивости и повышения устойчивости функционирования объекта экономики
7 Внешние и внешние факторы влияющие на устойчивость функционирования объекта экономики
8 Цель и этапы исследования устойчивости функционирования объекта экономики
9 Мероприятия, включаемые в план основных мероприятий по повышению устойчивости функционирования объекта на текущий год и перспективу
10 Мероприятия, включаемые в план-графика наращивания мероприятий по повышению устойчивости функционирования объекта при угрозе возникновения ЧС.
Модуль 2.
11 Понятия «военное временя и военное положение» и основные периоды защиты населения и территорий от военных опасностей.
12 Цель и основное содержание перевода ГО с мирного на военное.
13 Степени готовности ГО и возможные варианты перевода ГО с мирного и военное положение.
14 Основные определения в области оповещения населения и система оповещения населения РФ
15 Общий порядок оповещения населения в военное и мирное время
16 Порядок распределения ЗС ГО между подразделениями предприятия и определение степени укрытия рабочих и служащих
17 Порядок выбора маршрутов движения к ЗС ГО и расчет общего времени укрытия НРС
18 Мероприятия по подготовке ЗС ГО к приему укрываемых
19 Порядок заполнения и вывода укрываемых из ЗС ГО
20 Общий порядок эвакуации населения в военное время
21 Действия населения при оповещение об эвакуации
Модуль 3.
22 Классификация наводнений и основные поражающие факторы наводнения на реках
23 Основные характеристики зоны наводнения на реках и способы защиты населения и территорий от затопления
24 Действия населения в зоне затопления при наводнениях на реках
25 Общие сведения о лесных пожарах и их категории
26 Классификация лесных пожаров от скорости и высоты распространения
27 Основные элементы и классы лесных пожаров
28 Последовательность прогнозирования последствий лесных пожаров
29 Тактические операции по тушению лесных пожаров
30 Основные способы защиты населения и территорий от лесных пожаров
31 Действия населения в зоне лесных пожаров
32 Определения сильных ветров и их основные характеристик
33 Основные способы защиты и действия населения при сильном ветре
Понятие о взрыве и причины аварийных взрывов на ОПО
35 Зоны действия аварийного взрыва и основные поражающие факторы взрыва
36 Порядок прогнозирования инженерной обстановки при взрыве ГПВ