Условия назначения пенсий гражданам, пострадавшим в результате радиационных или техногенных катастроф, и членам их семей
До вступления в действие нового пенсионного законодательства пенсионное обеспечение граждан, пострадавших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, и членов их семей, а также лиц, пострадавших в результате других радиационных или техногенных катастроф, регулировалось несколькими законодательными актами: Законом Российской Федерации от 15 мая 1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (далее – Закон № 1244-1), федеральными законами от 26 ноября 1998 года № 175-ФЗ «О социальной защите граждан Российской Федерации подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча» (далее – Закон № 175-ФЗ) и от 19 августа 1995 года № 149-ФЗ «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне», который утратил силу с 12 января 2002 года в связи с принятием Федерального закона от 10 января 2002 года № 2-ФЗ «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне» (далее – Закон № 2-ФЗ). Кроме того, действовало также Постановление Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 года № 2123-1 «О распространении действия Закона РСФСР «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» на граждан из подразделений особого риска».
В связи с вступлением в силу Закона № 166-ФЗ Закон № 1244-1 и перечисленные выше законодательные акты не утратили силу и применяются в той части, в которой они не противоречат законам № 166-ФЗ и № 173-ФЗ.
Принятый Закон № 166-ФЗ позволил несколько упорядочить пенсионное обеспечение граждан, пострадавших в результате радиационных или техногенных катастроф, закрепил круг лиц, обеспечиваемых государственными пенсиями в связи с радиационным воздействием, а также ввел такой термин, как «граждане, пострадавшие в результате радиационных или техногенных катастроф, и члены их семей», который объединил граждан, пострадавших в связи с радиационным воздействием вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС и в результате других радиационных или техногенных катастроф.
Однако в отношении граждан, пострадавших в результате других радиационных или техногенных катастроф, положения статьи 10 Закона № 166-ФЗ регулируют лишь общие вопросы пенсионного обеспечения, в связи с чем не могут применяться до принятия отдельного нормативного правового акта либо это должно быть оговорено в соответствующем федеральном законе.
Например, после 12.01.2002 пенсия по старости лицам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, может быть назначена лишь с применением общих нормам пенсионного законодательства Закона № 173, поскольку Закон № 2-ФЗ установил прямое действие пенсионной льготы в части снижения пенсионного возраста при назначении пенсии по старости на 10 лет, и не содержит отсылочных норм к другим федеральным законам.
Пенсия по старости по государственному пенсионному обеспечению в соответствии с нормами пункта 1 статьи 17 Закона № 166-ФЗ может быть назначена только тем «семипалатинцам», кто признан инвалидом в связи с воздействием радиации вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне.
Если гражданин не признан таким инвалидом, то право на пенсию по старости по государственному пенсионному обеспечению он не имеет.
Круг лиц имеющих право на пенсию по нормам статьи 10 Закона № 166‑ФЗ
Категории граждан, пострадавших в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, определяются в порядке, предусмотренном Законом № 1244-1.
Необходимо обратить внимание, что «чернобыльцы», перечисленные в комментируемой статье, подразделяются на четыре основных группы:
1) лица, получившие или перенесшие лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС или с работами по ликвидации последствий указанной катастрофы.
Названные граждане не обязательно должны быть инвалидами.
Установление причинной связи развившихся заболеваний с последствиями чернобыльской катастрофы осуществляется межведомственными экспертными советами, а также другими органами, определяемыми Правительством Российской Федерации;
2) инвалиды вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.
Указанные в этом подпункте инвалиды являются инвалидами, перечисленными в пункте 2 части 1 статьи 13 Законе № 1244-1, из числа:
- граждан (в том числе временно направленных или командированных), принимавших участие в ликвидации последствий катастрофы в пределах зоны отчуждения или занятых на эксплуатации или других работах на Чернобыльской АЭС;
- военнослужащих и военнообязанных, призванных на специальные сборы и привлеченных к выполнению работ, связанных с ликвидацией последствий чернобыльской катастрофы, независимо от места дислокации и выполнявшихся работ, а также лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, проходивших (проходящих) службу в зоне отчуждения;
- граждан, эвакуированных из зоны отчуждения и переселенных из зоны отселения либо выехавших в добровольном порядке из указанных зон после принятия решения об эвакуации;
- граждан, отдавших костный мозг для спасения жизни людей, пострадавших вследствие чернобыльской катастрофы, независимо от времени, прошедшего с момента трансплантации костного мозга, и времени развития у них в этой связи инвалидности.
Порядок и условия признания гражданина инвалидом утверждаются Правительством Российской Федерации.
3) участники ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в зоне отчуждения с 26 апреля 1986 года по 31 декабря 1990 года, которые подразделяются на две категории: участники 1986-1987 годов и участники 1988-1990 годов.
4) граждане, которые работают или проживают в различных зонах радиационного загрязнения: граждане, занятые на эксплуатации Чернобыльской АЭС и на работах в зоне отчуждения, эвакуированные из зоны отчуждения и переселенные (переселяемые) из зоны отселения, постоянно проживающие в зонах с правом на отселение, с льготным социально-экономическим статусом, из зоны отселения до их переселения в другие районы, занятые на работах в зоне отселения (не проживающие в этой зоне), выехавшие в добровольном порядке на новое место жительства из зоны с правом на отселение.
Пенсия по старости
Статьей 10 Закона № 166-ФЗ предусмотрено установление пенсий по старости, по инвалидности и по случаю потери кормильца. Условия их назначения отличаются как от условий назначения трудовых пенсий, так частично и от условий, закрепленных в Законе № 1244-1.
Следует отметить, что ряд норм статьи 10 носит отсылочный характер. Так, например, при назначении государственной пенсии по старости факт и продолжительность проживания или работы в соответствующей зоне радиоактивного загрязнения, как и сами зоны такого загрязнения определяются в порядке, предусмотренном Законом № 1244-1.
В соответствии с указанным Законом территории, подвергшиеся радиоактивному загрязнению вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, подразделяются на 4 зоны: зону отчуждения (в 1986-1987 годах именовалась 30-километровой зоной, с 1 января 1988 года до 15 мая 1991 года - зоной отселения); зону отселения; зону проживания с правом на отселение; зону проживания с льготным социально-экономическим статусом. Границы этих зон и перечень находящихся в них населенных пунктов устанавливаются и пересматриваются в зависимости от изменения радиационной обстановки и с учетом других факторов Правительством Российской Федерации не реже чем 1 раз в 5 лет (статья 7 Закона № 1244-1).
Государственная пенсия по старости с уменьшением общеустановленного пенсионного возраста назначается всем гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.
При этом условия назначения указанной пенсии по старости зависят от следующих обстоятельств:
- статуса лиц,
- характера выполняемых работ,
- продолжительности проживания (работы) в прошлое или в настоящее время на территориях, подвергшихся радиационному загрязнению,
- установления причинной связи развившихся заболеваний и инвалидности с последствиями чернобыльской катастрофы, с последствиями других радиационных или техногенных катастроф.
Статус граждан, пострадавших в результате чернобыльской катастрофы, устанавливается в зависимости от дозы облучения и уровня радиоактивного загрязнения территории. Подобная дифференциация основана на различиях и масштабах радиационного влияния на организм человека.
Кроме того, обязательным условием для установления пенсии по старости всем категориям граждан является наличие трудового стажа не менее 5 лет, т.е. продолжительность требуемого стажа в данном случае такая же, как и для назначения трудовой пенсии по старости, предусмотренной Законом № 173-ФЗ. В трудовой стаж для установления государственной пенсии по старости включаются те же периоды работы и иной общественно полезной деятельности, которые засчитываются в страховой стаж при определении права на трудовую пенсию в соответствии с Законом № 173-ФЗ.
В связи с этим еще одним необходимым условием назначения пенсии по старости гражданам, пострадавшим в результате чернобыльской катастрофы, является достижение лицом определенного возраста.
В зависимости от статуса граждан применяется различное уменьшение пенсионного возраста. В связи с этим можно выделить следующие группы получателей пенсии по старости:
1) общеустановленный пенсионный возраст уменьшается на 10 лет: участникам ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в зоне отчуждения в 1986-1987 годах; гражданам, ставшим инвалидами вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС; гражданам, эвакуированным из зоны отчуждения.
Для снижения пенсионного возраста участникам ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, которые были заняты на работах в 1986 - 1987 годах в зоне отчуждения, достаточно лишь факта работы в указанные годы в зоне отчуждения, независимо от продолжительности пребывания в указанной зоне, а лицам, эвакуированным (в том числе выехавшие добровольно) в 1986 году из зоны отчуждения – важен сам факт проживания в указанной зоне.
Новелла. Гражданам, ставшим инвалидами вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, законодатель установил норму, позволяющую назначить государственную пенсию по старости вместо пенсии по инвалидности с уменьшением пенсионного возраста на 10 лет или 5 лет. При этом право названных граждан на государственную пенсию по старости не зависит от группы инвалидности. Необходимым условием является достижение определенного возраста и наличие инвалидности, связанной с последствиями чернобыльской катастрофы;
2) возраст уменьшается на 5 лет:
участникам ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в зоне отчуждения в 1988-1990 годах; гражданам, получившим или перенесшим лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС или работами по ликвидации последствий указанной катастрофы; гражданам, занятым на эксплуатации Чернобыльской АЭС и работах в зоне отчуждения.
Новелла. С 1 января 2002 года лицам, получившим или перенесшим лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС или с работами по ликвидации последствий указанной катастрофы, а также гражданам, занятым на эксплуатации Чернобыльской АЭС и на работах в зоне отчуждения, впервые предоставлено право на пенсию по старости с уменьшением пенсионного возраста на 5 лет, зависящее только от перенесенного ранее заболевания, факта работы, а отсутствие заболевания на момент обращения за пенсией или продолжительность этой работы значения не имеет.
3) гражданам, переселенным (переселяемым) из зоны отселения, и гражданам, постоянно проживающим в зоне отселения до их переселения в другие районы, а также гражданам, занятым на работах в зоне отселения (не проживающим в этой зоне) возраст выхода на пенсию уменьшается на 3 года и, кроме того, дополнительно на полгода за каждый полный год проживания или работы в зоне отселения, но не более 7 лет в общей сложности;
4) гражданам, постоянно проживающим в зоне проживания с правом на отселение, и гражданам, выехавшим в добровольном порядке на новое место жительства из зоны проживания с правом на отселение, возраст выхода на пенсию уменьшается на 2 года и, кроме того, дополнительно на 1 год за каждые 3 года проживания или работы в зоне проживания с правом на отселение, но не более 5 лет в общей сложности;
5) гражданам, постоянно проживающим в зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом возраст выхода на пенсию уменьшается на 1 год и, кроме того, дополнительно на 1 год за каждые 4 года проживания или работы в зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом, но не более 3 лет в общей сложности.
При этом необходимо отметить, что практика снижения пенсионного возраста указанным лицам по Закону № 166-ФЗ аналогична ранее действовавшей.
Так, в соответствии с нормами статей 32 – 37 Закона № 1244-1 пенсионный возраст уменьшается на первоначальную и дополнительную величины, каждая из которых определяется самостоятельно независимо от другой в соответствии с условиями, предусмотренными этим Законом.
При этом льгота по уменьшению возраста на первоначальную величину предоставляется лицам, подтвердившим юридический факт проживания (работы) в период с 26 апреля 1986 года по 30 июня 1986 года в зоне радиоактивного загрязнения независимо от продолжительности такого проживания или работы и не зависит от места проживания их на дату, с которой назначается пенсия, или от изменения границы зон радиоактивного загрязнения по решению Правительства Российской Федерации.
Льгота по уменьшению пенсионного возраста на дополнительную величину зависит от продолжительности проживания на загрязненной территории и предоставляется гражданам Российской Федерации независимо от места проживания на момент обращения за назначением пенсии, в том числе и в случае проживания на «чистой» территории.
Гражданам, пострадавшим в результате катастрофы на Чернобыльской ЧАЭС, по их желанию может быть установлена вместо государственной пенсии по старости по Закону № 166-ФЗ пенсия по старости с уменьшением возраста в порядке, предусмотренном статьями 30-37 Закона № 1244-1, с применением норм Закона № 173-ФЗ. При этом указанная пенсия также является государственной и финансируется из средств федерального бюджета.
Законодательство Российской Федерации не содержит ограничений в отношении права граждан осуществить переход с пенсии назначенной по Закону № 166-ФЗ на пенсию по нормам и условиям Закона № 1244-1, а также любую другую пенсию. При этом правом выбора вида пенсии после 1 января 2002 года заявитель может воспользоваться в любое время и неоднократно. Выбор пенсионером той или другой пенсии зависит прежде всего от того, размер какой из них выше.
Размеры пенсий гражданам, пострадавшим в результате радиационных или техногенных катастроф, и членов из семей, установленных Законом № 166‑ФЗ, зависят от видов пенсий.
Пенсия по старости может быть установлена в размере 250% или 200% размера социальной пенсии, указанного в подпункте 1 пункта 1 статьи 18 Закона № 166-ФЗ.
Гражданам, на иждивении которых находятся нетрудоспособные члены семьи (указанные в подпунктах 1,3 и 4 пункта 2 и пункта 3 статьи 9 Закона № 173-ФЗ) размер пенсии по старости определяется исходя из размера социальной пенсии, увеличенного на 1441 рубль 25 копеек в месяц на каждого нетрудоспособного члена семьи, но не более чем на трех нетрудоспособных членов семьи.
Пенсия по инвалидности
Пенсия по инвалидности по государственному пенсионному обеспечению назначается инвалидам вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.
Право на государственную пенсию по инвалидности в соответствии с указанным пунктом обусловлено следующими юридическими фактами: а) признание гражданина инвалидом; б) причинная связь инвалидности с катастрофой на Чернобыльской АЭС. Продолжительность трудового стажа юридического значения в данном случае не имеет (т.е. возможно наличие трудового стажа любой продолжительности).
В соответствии со статьей 12 Закона № 166-ФЗ признание гражданина инвалидом и установление группы инвалидности производятся федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы.
Гражданам, ставшим инвалидами вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, вместо пенсии по инвалидности может устанавливаться пенсия по старости, предусмотренная настоящей статьей.
Одновременное получение пенсии по старости и пенсии по инвалидности, установленных в соответствии со статьей 10 Закона, не предусмотрено.
Пенсии по инвалидности гражданам, ставшим инвалидами вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС либо в результате других радиационных или техногенных катастроф, назначается в следующем размере 250% размера социальной пенсии.
Инвалидам I и II группы, на иждивении которых находятся нетрудоспособные члены семьи, указанные в подпунктах 1, 3 и 4 пункта 2 и пункте 3 статьи 9 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», размер пенсии по инвалидности определяется исходя их соответствующего размера социальной пенсии, предусмотренного пунктом 1 статьи 18 Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ, увеличенного на 1441 рубль 25 копеек в месяц на каждого нетрудоспособного члена семьи, но не более чем на трех нетрудоспособных членов семьи.
Инвалидам III группы, на иждивении которых находятся нетрудоспособные члены семьи, указанные в подпунктах 1, 3 и 4 пункта 2 и пункте 3 статьи 9 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», размер пенсии по инвалидности определяется в размере, равном разнице между 250 процентами размера социальной пенсии, предусмотренного подпунктом 1 пункта 1 статьи 18 Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ, в том числе увеличенного на 1441 рубль 25 копеек в месяц на каждого нетрудоспособного члена семьи, но не более чем на трех нетрудоспособных членов семьи, и 125 процентами указанной социальной пенсии.
С 1 апреля 2014 года размер социальной пенсии (п/п 2 п. 1 ст.18) – 8647,51 рубля, размер социальной пенсии (п/п 1 п. 1 ст.18) – 4323,74 рубля.