Условия назначения пенсий военнослужащим и членам их семей
План лекции
1. Общие положения по государственному пенсионному обеспечению
2. Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» как самостоятельный закон в системе пенсионного законодательства Российской Федерации
2.1. Условия назначения пенсий военнослужащим и членам их семей
2.2. Условия назначения пенсии по инвалидности участникам Великой Отечественной войны и гражданам, награжденным знаком «Жителю блокадного Ленинграда»
2.3. Условия назначения пенсий гражданам, пострадавшим в результате радиационных или техногенных катастроф, и членам их семей
2.4. Условия назначения социальных пенсии
3. Заключение
Одним из основных законов, входящих в систему пенсионного обеспечения и являющихся составляющей частью пенсионной реформы, проводимой в России с 1 января 2002 года, является Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» (далее – Закон № 166-ФЗ).
Пенсии, которые выплачиваются в соответствии с указанным Законом, являются государственными пенсиями и источником их финансирования является федеральный бюджет.
Законом установлено, что изменение условий и норм назначения и выплаты пенсий по государственному пенсионному обеспечению осуществляется исключительно путем внесения изменений и дополнений в настоящий Закон. Указанная норма является общепринятой и содержится во всех действующих и вновь принимаемых федеральных законах, касающихся всех областей нормотворческой деятельности, включая и законодательство о пенсионном обеспечении граждан в Российской Федерации. Она является необходимой и оправданной, поскольку предотвращает правовые ошибки в применении законодательства и нагромождение законодательных и нормативных актов, упрощает и систематизирует нормотворчество.
Так, Закон № 166-ФЗ предусматривает следующие общие положения, касающиеся назначения пенсии по государственному пенсионному обеспечению, а именно:
- указанная пенсия назначается и выплачивается в соответствии с Законом № 166-ФЗ. Однако если пенсионное обеспечение отдельных категорий граждан не регламентировано данным Законом, то оно осуществляется в соответствии с другими федеральными законами.
Например, пенсионное обеспечение членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации регламентируется Федеральным законом от 8 мая 1994 г. № 3-ФЗ «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации». Закон РФ от 12 февраля 1993 г. № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» (далее – Закон № 4468-1) регламентирует пенсионное обеспечение указанных военнослужащих.
-устанавливает приоритет международных договоров в правоотношениях, возникающих при назначении государственных пенсий. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные Законом, то применяются правила международного договора.
- определены полномочия Правительства РФ по установлению порядка реализации права на пенсии по государственному пенсионному обеспечению и условия назначения этих пенсий отдельным категориям граждан в случаях, прямо предусмотренных в комментируемом Законе.
Например, в компетенцию Правительства РФ входит: определение условий назначения пенсий гражданам, пострадавшим в результате радиационных или техногенных катастроф, а также членам их семей (статья 10); определение Перечня малочисленных народов Севера и перечня районов проживания малочисленных народов Севера (редакция статья 11 вступит в силу с 01.01.2015 года); определение порядка включения в стаж государственной гражданской службы для назначения пенсии за выслугу лет федеральным государственным гражданским служащим периодов службы (работы) в должностях федеральной государственной гражданской службы и других должностях, определяемых Президентом РФ (статья 19); определение органа, осуществляющего назначение, перерасчет размера, выплату и организацию доставки пенсии по государственному пенсионному обеспечению (статья 24).
С 1 января 2015 года в России вводится новый порядок формирования и расчета пенсии по линии Пенсионного фонда России. Из законодательства уходит понятие «трудовая пенсия». Она трансформируется в страховую пенсию, назначение которой будет осуществляться по новой пенсионной формуле.
Вступающий в действие с 1 января 2015 года Федеральный закон от 21.07.2014 № 216-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О страховых пенсиях» и «О накопительной пенсии» (далее – Закон № 216-ФЗ) направлен на приведение норм отдельных законодательных актов Российской Федерации в соответствие с федеральными законами от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее – Закон № 400-ФЗ) и от 28.12.2013 № 424-ФЗ «О накопительной пенсии».
Вносимые изменения в основном носят юридико-технический характер, связанный с терминологической заменой наименования видов пенсий и их составных частей (например, накопительная пенсия и фиксированная выплата к страховой пенсии вместо соответственно накопительной части трудовой пенсии по старости и фиксированного базового размера трудовой пенсии).
Вместе с тем ряд положений Закона № 216-ФЗ направлен на урегулирование вопросов установления и выплаты пенсий отдельным категориям граждан.Так статьей 16 Закона № 216-ФЗ внесены изменения в Закон № 166-ФЗ.
Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» как самостоятельный закон в системе пенсионного законодательства Российской Федерации
Рассмотрим подробнее возникновение права на пенсию по Закону № 166-ФЗ в том числе с учетом изменений, вносимых Законом № 216-ФЗ.
Положениями Закона № 166-ФЗ установлены категории лиц, имеющих право на пенсию в соответствии с данным Законом, основания возникновения права на пенсию по государственному пенсионному обеспечению, порядок ее назначения, определения размера и выплаты.
Право на государственную пенсию по указанному Закону возникает по различным обстоятельствам:
- в связи с длительным выполнением гражданином особых функций на государственной службе;
- в связи с необходимостью компенсации государством вреда, нанесенного здоровью граждан при прохождении военной службы или в результате радиационных или техногенных катастроф.
- в целях компенсации утраченного заработка гражданам из числа космонавтов или из числа работников летно-испытательного состава в связи с выходом на пенсию за выслугу лет;
- в связи с необходимостью предоставления нетрудоспособным гражданам средств к существованию, материальной поддержки при наступлении престарелого возраста, инвалидности или в случае потери кормильца;
- в связи с необходимостью выделения отдельных категорий граждан, имеющих особые заслуги перед государством, с целью дополнительного пенсионного обеспечения этих граждан - в частности, пенсии по государственному пенсионному обеспечению предоставляются участникам Великой Отечественной войны из числа инвалидов, жителям блокадного Ленинграда.
Право на пенсию в соответствии с Законом № 166-ФЗ имеют:
- граждане Российской Федерации при соблюдении условий, предусмотренных настоящим Федеральным законом для различных видов пенсий по государственному пенсионному обеспечению;
- иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие на территории Российской Федерации, - на тех же основаниях, что и граждане Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом или международными договорами Российской Федерации.
Согласно Федеральному закону от 25.10.2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», право иностранных граждан и лиц без гражданства на постоянное проживание на территории РФ подтверждается видом на жительство.
Без документального подтверждения постоянного проживания на территории Российской Федерации у иностранного гражданина (лица без гражданства) право на государственное пенсионное обеспечение по законодательству Российской Федерации не возникает.
Общий принцип пенсионного законодательства Российской Федерации, заключается в том, что при наличии у граждан одновременно права на получение пенсий различных видов устанавливается одна пенсия по выбору, если не предусмотрено иное.
Указанная норма содержится как Законе № 166-ФЗ, так и в других законодательных актах.
Право выбора вида пенсии принадлежит лицу, обратившемуся за ней, и обычно критерием для выбора той или иной пенсии является ее размер.
При этом Закон № 166-ФЗ содержит исключение из общего правила для отдельных категорий граждан, установив для них право на одновременное получение двух пенсий.
К таким гражданам относятся:
- инвалиды вследствие военной травмы;
- участники Великой Отечественной войны;
- родители военнослужащих, проходивших военную службу по призыву и погибших (умерших) в период ее прохождения либо умерших вследствие военной травмы после увольнения с военной службы;
- вдовы военнослужащих, погибших в период прохождения военной службы по призыву вследствие военной травмы, не вступившие в новый брак.
- нетрудоспособные члены семьи отдельных категорий граждан, пострадавших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС;
- граждане, награжденные знаком «Жителю блокадного Ленинграда»;
- члены семей погибших (умерших) граждан из числа космонавтов.
В первоначальной редакции Закона № 166-ФЗ круг лиц, имеющих право на одновременное получение двух пенсий, состоял из пяти категорий. Позднее этот круг был дополнен гражданами, награжденными знаком «Жителю блокадного Ленинграда», и членами семей погибших (умерших) граждан из числа космонавтов.
В отличие от ранее действовавшего законодательства в Законе № 166-ФЗ прямо указано, какие виды пенсий можно получать одновременно.
Так, участники ВОВ, инвалиды вследствие военной травмы и граждане, награжденные знаком «Жителю блокадного Ленинграда», имеют право на одновременное получение двух пенсий – трудовой пенсии по старости и государственной пенсии по инвалидности, которая устанавливается в твердом размере в зависимости от группы инвалидности.
Родителям военнослужащих, проходивших военную службу по призыву и погибших (умерших) в период ее прохождения либо умерших вследствие военной травмы после увольнения с военной службы, вдовам военнослужащих, погибших в период прохождения военной службы по призыву вследствие военной травмы, не вступившим в новый брак, членам семей некоторых категорий граждан, пострадавших в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, одновременно с пенсией по случаю потери кормильца могут устанавливаться либо трудовая пенсия по старости (инвалидности), либо социальная пенсия (за исключением социальной пенсии по случаю потери кормильца).
Членам семей погибших (умерших) граждан из числа космонавтов одновременно с пенсией по случаю потери кормильца может устанавливаться любая другая пенсия, установленная в соответствии с законодательством Российской Федерации (за исключением пенсии по случаю потери кормильца или социальной пенсии по случаю потери кормильца).
Таким образом, Закон № 166-ФЗ определяет, что гражданин в предусмотренных законом случаях вправе получать:
- одну пенсию по государственному пенсионному обеспечению;
- одновременно две пенсии, одна из которых является трудовой (по старости или по инвалидности), а вторая - соответствующей пенсией по государственному пенсионному обеспечению;
- одновременно получать две пенсии по государственному пенсионному обеспечению, например, государственную пенсию по случаю потери кормильца и социальную пенсию по старости (инвалидности);
- две пенсии по государственному пенсионному обеспечению от разных ведомств: по случаю потери кормильца по Закону № 4468-1 и пенсию по Закону № 166-ФЗ (по инвалидности (ст.8, 9 и 10), по старости (ст.10), либо социальную (ст.11)).
Возможность получения одновременно двух трудовых пенсий различных видов законодательством не предусмотрена.
Пенсии по государственному пенсионному обеспечению устанавливаются следующим категориям граждан:
1) федеральные государственные гражданские служащие;
2) военнослужащие;
3) участники Великой Отечественной войны;
4) граждане, награжденные знаком «Жителю блокадного Ленинграда»;
5) граждане, пострадавшие в результате радиационных или техногенных катастроф;
6) граждане из числа космонавтов;
7) граждане из числа работников летно-испытательного состава;
8) нетрудоспособные граждане.
В соответствии с Законом № 166-ФЗ назначаются следующие виды пенсий по государственному пенсионному обеспечению в зависимости от категории граждан:
1) пенсия за выслугу лет: федеральным государственным гражданским служащим, военнослужащим, гражданам из числа космонавтов, гражданам из числа работников летно-испытательного состава (эти пенсии не являются предметом данной лекции);
2) пенсия по старости: гражданам, пострадавшим в результате радиационных или техногенных катастроф;
3) пенсия по инвалидности: военнослужащим, участникам Великой Отечественной войны, гражданам, награжденным знаком «Жителю блокадного Ленинграда», гражданам, пострадавшим в результате радиационных или техногенных катастроф, космонавтам;
4) пенсия по случаю потери кормильца: в случае смерти военнослужащих, граждан, пострадавших в результате радиационных или техногенных катастроф, и космонавтов нетрудоспособным членам их семей;
5) социальная пенсия (по старости, инвалидности, по случаю потери кормильца) - нетрудоспособным гражданам, к которым относятся инвалиды, в том числе инвалиды с детства, дети-инвалиды, дети, потерявшие одного или обоих родителей, граждане из числа малочисленных народов Севера, достигшие возраста 55 и 50 лет (мужчины и женщины), граждане, достигшие возраста 65 и 60 лет (мужчины и женщины).
Пенсия по инвалидности.
Пенсия по инвалидности устанавливается, если инвалидность у военнослужащего наступила в период прохождения военной службы по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин или не позднее трех месяцев после увольнения с военной службы, либо если инвалидность наступила позднее трех месяцев после увольнения с военной службы, но вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, которые получены в период прохождения военной службы.
Причина инвалидности в этих случаях определяется федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы.
При этом причина инвалидности не зависит от времени ее установления. Содержание устанавливаемых военнослужащим причин инвалидности – «военная травма» или «заболевание, полученное в период прохождения военной службы» - раскрывается в статье 15 данного Закона.
Инвалидностью вследствие военной травмы считается инвалидность, наступившая вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных при защите Родины, в том числе в связи с пребыванием на фронте, прохождением военной службы на территориях других государств, где велись боевые действия, или при исполнении иных обязанностей военной службы.
Инвалидностью вследствие заболевания, полученного в период военной службы, считается инвалидность, наступившая вследствие увечья, полученного в результате несчастного случая, не связанного с исполнением обязанностей военной службы (служебных обязанностей), либо заболевания, не связанного с исполнением обязанностей военной службы (служебных обязанностей).
Пенсия по инвалидности военнослужащим, проходившим военную службу по призыву, назначается в зависимости от категории инвалида, группы инвалидности и причины инвалидности в процентном отношении от соответствующих размеров социальных пенсий и увеличивается при индексации размеров социальных пенсий. В результате размеры пенсий определяются следующим образом.
1) при наступлении инвалидности вследствие военной травмы:
инвалидам I, II,III группы - соответственно в размере 300, 250, 175 процентов размера социальной пенсии, указанного в подпункте 1 пункта 1 статьи 18 Закона № 166-ФЗ;
2) при наступлении инвалидности вследствие заболевания, полученного в период военной службы:
инвалидам I, II, III группы – соответственно в размере 250, 200, 150 процентов размера социальной пенсии, указанного в подпункте 1 пункта 1 статьи 18 Закона № 166-ФЗ.
Инвалидам, на иждивении которых находятся нетрудоспособные члены семьи (указанные в подпунктах 1,3-5 пункта 3 статьи 8 Закона № 166-ФЗ) размер пенсии по инвалидности определяется исходя из размера социальной пенсии, увеличенного на 1441 рубль 25 копеек в месяц на каждого нетрудоспособного члена семьи, но не более чем на трех нетрудоспособных членов семьи.
Размер пенсии для граждан, проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в районах с тяжелыми климатическими условиями, увеличивается на соответствующий районный коэффициент.
Например, Инвалид вследствие военной травмы I группы, на иждивении которого находятся два человека, проживает в г. Мурманске. Районный коэффициент в г. Мурманске - 1,4.
Размер его государственной пенсии по инвалидности вследствие военной травмы с учетом двух иждивенцев и «северного» коэффициента составит:
(4323,74+ 2882,50) х 300% х 1,4 = 30266,21 рублей.
Пенсия по старости
Статьей 10 Закона № 166-ФЗ предусмотрено установление пенсий по старости, по инвалидности и по случаю потери кормильца. Условия их назначения отличаются как от условий назначения трудовых пенсий, так частично и от условий, закрепленных в Законе № 1244-1.
Следует отметить, что ряд норм статьи 10 носит отсылочный характер. Так, например, при назначении государственной пенсии по старости факт и продолжительность проживания или работы в соответствующей зоне радиоактивного загрязнения, как и сами зоны такого загрязнения определяются в порядке, предусмотренном Законом № 1244-1.
В соответствии с указанным Законом территории, подвергшиеся радиоактивному загрязнению вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, подразделяются на 4 зоны: зону отчуждения (в 1986-1987 годах именовалась 30-километровой зоной, с 1 января 1988 года до 15 мая 1991 года - зоной отселения); зону отселения; зону проживания с правом на отселение; зону проживания с льготным социально-экономическим статусом. Границы этих зон и перечень находящихся в них населенных пунктов устанавливаются и пересматриваются в зависимости от изменения радиационной обстановки и с учетом других факторов Правительством Российской Федерации не реже чем 1 раз в 5 лет (статья 7 Закона № 1244-1).
Государственная пенсия по старости с уменьшением общеустановленного пенсионного возраста назначается всем гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.
При этом условия назначения указанной пенсии по старости зависят от следующих обстоятельств:
- статуса лиц,
- характера выполняемых работ,
- продолжительности проживания (работы) в прошлое или в настоящее время на территориях, подвергшихся радиационному загрязнению,
- установления причинной связи развившихся заболеваний и инвалидности с последствиями чернобыльской катастрофы, с последствиями других радиационных или техногенных катастроф.
Статус граждан, пострадавших в результате чернобыльской катастрофы, устанавливается в зависимости от дозы облучения и уровня радиоактивного загрязнения территории. Подобная дифференциация основана на различиях и масштабах радиационного влияния на организм человека.
Кроме того, обязательным условием для установления пенсии по старости всем категориям граждан является наличие трудового стажа не менее 5 лет, т.е. продолжительность требуемого стажа в данном случае такая же, как и для назначения трудовой пенсии по старости, предусмотренной Законом № 173-ФЗ. В трудовой стаж для установления государственной пенсии по старости включаются те же периоды работы и иной общественно полезной деятельности, которые засчитываются в страховой стаж при определении права на трудовую пенсию в соответствии с Законом № 173-ФЗ.
В связи с этим еще одним необходимым условием назначения пенсии по старости гражданам, пострадавшим в результате чернобыльской катастрофы, является достижение лицом определенного возраста.
В зависимости от статуса граждан применяется различное уменьшение пенсионного возраста. В связи с этим можно выделить следующие группы получателей пенсии по старости:
1) общеустановленный пенсионный возраст уменьшается на 10 лет: участникам ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в зоне отчуждения в 1986-1987 годах; гражданам, ставшим инвалидами вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС; гражданам, эвакуированным из зоны отчуждения.
Для снижения пенсионного возраста участникам ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, которые были заняты на работах в 1986 - 1987 годах в зоне отчуждения, достаточно лишь факта работы в указанные годы в зоне отчуждения, независимо от продолжительности пребывания в указанной зоне, а лицам, эвакуированным (в том числе выехавшие добровольно) в 1986 году из зоны отчуждения – важен сам факт проживания в указанной зоне.
Новелла. Гражданам, ставшим инвалидами вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, законодатель установил норму, позволяющую назначить государственную пенсию по старости вместо пенсии по инвалидности с уменьшением пенсионного возраста на 10 лет или 5 лет. При этом право названных граждан на государственную пенсию по старости не зависит от группы инвалидности. Необходимым условием является достижение определенного возраста и наличие инвалидности, связанной с последствиями чернобыльской катастрофы;
2) возраст уменьшается на 5 лет:
участникам ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в зоне отчуждения в 1988-1990 годах; гражданам, получившим или перенесшим лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС или работами по ликвидации последствий указанной катастрофы; гражданам, занятым на эксплуатации Чернобыльской АЭС и работах в зоне отчуждения.
Новелла. С 1 января 2002 года лицам, получившим или перенесшим лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС или с работами по ликвидации последствий указанной катастрофы, а также гражданам, занятым на эксплуатации Чернобыльской АЭС и на работах в зоне отчуждения, впервые предоставлено право на пенсию по старости с уменьшением пенсионного возраста на 5 лет, зависящее только от перенесенного ранее заболевания, факта работы, а отсутствие заболевания на момент обращения за пенсией или продолжительность этой работы значения не имеет.
3) гражданам, переселенным (переселяемым) из зоны отселения, и гражданам, постоянно проживающим в зоне отселения до их переселения в другие районы, а также гражданам, занятым на работах в зоне отселения (не проживающим в этой зоне) возраст выхода на пенсию уменьшается на 3 года и, кроме того, дополнительно на полгода за каждый полный год проживания или работы в зоне отселения, но не более 7 лет в общей сложности;
4) гражданам, постоянно проживающим в зоне проживания с правом на отселение, и гражданам, выехавшим в добровольном порядке на новое место жительства из зоны проживания с правом на отселение, возраст выхода на пенсию уменьшается на 2 года и, кроме того, дополнительно на 1 год за каждые 3 года проживания или работы в зоне проживания с правом на отселение, но не более 5 лет в общей сложности;
5) гражданам, постоянно проживающим в зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом возраст выхода на пенсию уменьшается на 1 год и, кроме того, дополнительно на 1 год за каждые 4 года проживания или работы в зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом, но не более 3 лет в общей сложности.
При этом необходимо отметить, что практика снижения пенсионного возраста указанным лицам по Закону № 166-ФЗ аналогична ранее действовавшей.
Так, в соответствии с нормами статей 32 – 37 Закона № 1244-1 пенсионный возраст уменьшается на первоначальную и дополнительную величины, каждая из которых определяется самостоятельно независимо от другой в соответствии с условиями, предусмотренными этим Законом.
При этом льгота по уменьшению возраста на первоначальную величину предоставляется лицам, подтвердившим юридический факт проживания (работы) в период с 26 апреля 1986 года по 30 июня 1986 года в зоне радиоактивного загрязнения независимо от продолжительности такого проживания или работы и не зависит от места проживания их на дату, с которой назначается пенсия, или от изменения границы зон радиоактивного загрязнения по решению Правительства Российской Федерации.
Льгота по уменьшению пенсионного возраста на дополнительную величину зависит от продолжительности проживания на загрязненной территории и предоставляется гражданам Российской Федерации независимо от места проживания на момент обращения за назначением пенсии, в том числе и в случае проживания на «чистой» территории.
Гражданам, пострадавшим в результате катастрофы на Чернобыльской ЧАЭС, по их желанию может быть установлена вместо государственной пенсии по старости по Закону № 166-ФЗ пенсия по старости с уменьшением возраста в порядке, предусмотренном статьями 30-37 Закона № 1244-1, с применением норм Закона № 173-ФЗ. При этом указанная пенсия также является государственной и финансируется из средств федерального бюджета.
Законодательство Российской Федерации не содержит ограничений в отношении права граждан осуществить переход с пенсии назначенной по Закону № 166-ФЗ на пенсию по нормам и условиям Закона № 1244-1, а также любую другую пенсию. При этом правом выбора вида пенсии после 1 января 2002 года заявитель может воспользоваться в любое время и неоднократно. Выбор пенсионером той или другой пенсии зависит прежде всего от того, размер какой из них выше.
Размеры пенсий гражданам, пострадавшим в результате радиационных или техногенных катастроф, и членов из семей, установленных Законом № 166‑ФЗ, зависят от видов пенсий.
Пенсия по старости может быть установлена в размере 250% или 200% размера социальной пенсии, указанного в подпункте 1 пункта 1 статьи 18 Закона № 166-ФЗ.
Гражданам, на иждивении которых находятся нетрудоспособные члены семьи (указанные в подпунктах 1,3 и 4 пункта 2 и пункта 3 статьи 9 Закона № 173-ФЗ) размер пенсии по старости определяется исходя из размера социальной пенсии, увеличенного на 1441 рубль 25 копеек в месяц на каждого нетрудоспособного члена семьи, но не более чем на трех нетрудоспособных членов семьи.
Пенсия по инвалидности
Пенсия по инвалидности по государственному пенсионному обеспечению назначается инвалидам вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.
Право на государственную пенсию по инвалидности в соответствии с указанным пунктом обусловлено следующими юридическими фактами: а) признание гражданина инвалидом; б) причинная связь инвалидности с катастрофой на Чернобыльской АЭС. Продолжительность трудового стажа юридического значения в данном случае не имеет (т.е. возможно наличие трудового стажа любой продолжительности).
В соответствии со статьей 12 Закона № 166-ФЗ признание гражданина инвалидом и установление группы инвалидности производятся федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы.
Гражданам, ставшим инвалидами вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, вместо пенсии по инвалидности может устанавливаться пенсия по старости, предусмотренная настоящей статьей.
Одновременное получение пенсии по старости и пенсии по инвалидности, установленных в соответствии со статьей 10 Закона, не предусмотрено.
Пенсии по инвалидности гражданам, ставшим инвалидами вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС либо в результате других радиационных или техногенных катастроф, назначается в следующем размере 250% размера социальной пенсии.
Инвалидам I и II группы, на иждивении которых находятся нетрудоспособные члены семьи, указанные в подпунктах 1, 3 и 4 пункта 2 и пункте 3 статьи 9 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», размер пенсии по инвалидности определяется исходя их соответствующего размера социальной пенсии, предусмотренного пунктом 1 статьи 18 Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ, увеличенного на 1441 рубль 25 копеек в месяц на каждого нетрудоспособного члена семьи, но не более чем на трех нетрудоспособных членов семьи.
Инвалидам III группы, на иждивении которых находятся нетрудоспособные члены семьи, указанные в подпунктах 1, 3 и 4 пункта 2 и пункте 3 статьи 9 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», размер пенсии по инвалидности определяется в размере, равном разнице между 250 процентами размера социальной пенсии, предусмотренного подпунктом 1 пункта 1 статьи 18 Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ, в том числе увеличенного на 1441 рубль 25 копеек в месяц на каждого нетрудоспособного члена семьи, но не более чем на трех нетрудоспособных членов семьи, и 125 процентами указанной социальной пенсии.
С 1 апреля 2014 года размер социальной пенсии (п/п 2 п. 1 ст.18) – 8647,51 рубля, размер социальной пенсии (п/п 1 п. 1 ст.18) – 4323,74 рубля.
СОЦИАЛЬНЫЕ ПЕНСИИ
Институт социальных пенсий является необходимым условием полноценной реализации в отечественном законодательстве конституционного принципа всеобщности пенсионного обеспечения.
Для установления социальных пенсий используется понятие «нетрудоспособные граждане».
Нетрудоспособными применительно к праву на социальную пенсию законодатель признает:
инвалидов 1, 2 и 3 группы, в том числе инвалидов с детства,
детей-инвалидов,
детей в возрасте до 18 лет, а также старше этого возраста, обучающихся по очной форме по основным образовательным программам в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, до окончания ими такого обучения, но не дольше чем до достижения ими возраста 23 лет, потерявших одного или обоих родителей, и детей умершей одинокой матери;
граждан из числа малочисленных народов Севера, достигших возраста 55 и 50 лет (соответственно мужчины и женщины),
граждан, достигших возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины), не имеющие права на трудовую пенсию (статья 2 Федерального закона 166-ФЗ в действующей редакции).
Закон № 216-ФЗ, вступающий в силу с 1 января 2015 года, в указанной норме исключает слова «не имеющие права на пенсию, предусмотренную Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». Таким образом, законодательно закреплено право гражданина на социальную пенсию независимо от наличия у него права на страховую пенсию.
Социальные пенсии устанавливаются указанным гражданам независимо от выполнения трудовой и (или) иной общественно полезной деятельности, а также уплаты законодательно установленных платежей на цели пенсионного обеспечения. Данный вид пенсионных выплат является государственной гарантией материального обеспечения нетрудоспособных граждан при наступлении социально значимых обстоятельств (достижение преклонного возраста, инвалидность, потеря кормильца).
Необходимо отметить, что условия назначения социальных пенсий нетрудоспособным гражданам являются более жесткими, чем условия назначения трудовых пенсий, а также других видов пенсий по государственному пенсионному обеспечению, что обусловлено особой правовой природой социальной пенсии как выплаты, не связанной с трудовой и (или) иной общественнополезной деятельностью.
При этом, право на социальную пенсию имеют постоянно проживающие в Российской Федерации нетрудоспособные граждане.
Условие постоянного проживания на территории Российской Федерации, закрепленное в Законе № 166-ФЗ, является основополагающим и распространяется на все категории граждан, имеющих право на социальную пенсию, в том числе на детей при определении их права на социальную пенсию по инвалидности или по случаю потери кормильца.
Кроме того, указанное условие постоянного проживания граждан на территории Российской Федерации распространяется в равной степени как на граждан Российской Федерации, так и на иностранных граждан и лиц без гражданства.
Вместе с тем граждане, в том числе граждане Российской Федерации, получающие социальную пенсию, выехавшие за ее пределы, утрачивают право на установленную социальную пенсию, поскольку выплата указанной пенсии за границу не осуществляется.
При возвращении этих граждан вновь в Российскую Федерацию социальная пенсия может быть установлена в случае надлежащего подтверждения прежних обстоятельств, дающих право на установление социальной пенсии (факт постоянного проживания в Российской Федерации и другие условия в зависимости от вида социальной пенсии).
Социальные пенсии являются одним из видов пенсий по государственному пенсионному обеспечению, и могут устанавливаются нетрудоспособным гражданам по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца.
Так, социальная пенсия по инвалидности назначается инвалидам 1,2 и 3 группы, в том числе инвалидам с детства, а также детям-инвалидам.
Необходимым условием для установления этой пенсии является признание гражданина инвалидом, а также основополагающим условием для права на социальную пенсию постоянное проживание в РФ.
Например:
1) Гражданин Российской Федерации, прибывший из Республики Киргизия, является инвалидом с детства. Постоянной регистрации по месту жительства в РФ не имеет. Обращается за назначением социальной пенсии по инвалидности.
Право на социальную пенсию возникнет при условии регистрации по месту жительства на территории РФ.
2) Гражданин Российской Федерации постоянно проживал на территории России и получал социальную пенсию по инвалидности. В 2008 г. он снялся с регистрационного учета и выбыл в Казахстан (утрата права на социальную пенсию). В феврале 2013 зарегистрирован по месту пребывания на территории Российской Федерации, в июле 2013 зарегистрирован по месту жительства в Российской Федерации.
Право на социальную пенсию возникает только с момента регистрации по месту жительства на территории Российской Федерации.
При невозможности подтверждения факта постоянного проживания в установленном законодательством порядке, юридический факт постоянного проживания на территории РФ может быть установлен в судебном порядке.
Социальная пенсия по случаю пот