Смирнов А.Т., Шахраманьян М.А., Дурнев Р.А., Крючек Н.А.
Смирнов А.Т., Шахраманьян М.А., Дурнев Р.А., Крючек Н.А.
Безопасность жизнедеятельности.
Учебное пособие
Издательство: Дрофа; 2009 г., 375 стр.
Учебное пособие предназначено для студентов всех форм обучения, всех видов и типов образовательных учреждений среднего профессионального образования.
Пособие разработано в соответствии с государственным образовательным стандартом, государственными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников, Примерной программой учебной дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» для средних специальных учебных заведений, утвержденной Управлением среднего профессионального образования Минобразования России.
Оглавление
Введение
Раздел I Чрезвычайные ситуации мирного и военного времени, организация защиты населения
Глава 1. Чрезвычайные ситуации природного, техногенного и военного характера
1.1. Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера, их возможные последствия
1.2. Классификация чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера
1.3. Чрезвычайные ситуации военного характера
1.4. Мероприятия по предупреждению возникновения и развития чрезвычайных ситуаций
Глава 2. Организационные основы защиты населения от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени
2.1. МЧС России – федеральный орган управления в области гражданской обороны и защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций
2.2. Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС)
2.3. Гражданская оборона – важная составляющая национальной безопасности и обороноспособности страны
Глава 3. Организация защиты населения от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени
3.1. Основные принципы и нормативная правовая база защиты населения от чрезвычайных ситуаций
3.2. Основные мероприятия, проводимые в Российской Федерации по защите населения от чрезвычайных ситуаций
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА
СЕМИНАР
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА
Глава 4. Обеспечение устойчивости функционирования объектов экономики
4.1. Порядок оценки устойчивости функционирования объектов экономики при воздействии поражающих факторов
4.2. Мероприятия по повышению устойчивости функционирования объекта экономики в условиях чрезвычайной ситуации
Раздел II Основы военной службы
Глава 5. Основы обороны государства
5.1. Национальная безопасность и национальные интересы России
5.2. Военная организация Российской Федерации
5.3. Вооруженные Силы Российской Федерации – основа обороны нашего государства
5.4. Виды и рода войск Вооруженных Сил Российской Федерации, их состав и предназначение
СЕМИНАР
Глава 6. Военная служба – особый вид федеральной государственной службы
6.1. Правовые основы военной службы
СЕМИНАР
СЕМИНАР
6.2. Воинская обязанность и ее содержание. Понятие о воинской обязанности
6.3. Прохождение военной службы
6.4. Обеспечение безопасности военной службы | Общие требования к безопасности военной службы
6.5. Порядок подготовки и поступления в военные образовательные учреждения
СОБЕСЕДОВАНИЕ ПО ТЕМЕ
Глава 7. Военно–патриотическое воспитание молодежи
7.1. Боевые традиции Вооруженных Сил Российской Федерации
7.2. Воинские символы и ритуалы
Раздел III Основы медицинских знаний и здорового образа жизни
Глава 8. Здоровый образ жизни как одно из условий успешной профессиональной деятельности и благополучной жизни
8.1. Здоровье человека и общества
8.2. Здоровый образ жизни и его составляющие
8.3. Факторы, разрушающие здоровье, и их профилактика
Глава 9. Оказание первой медицинской помощи
9.1. Общие правила оказания первой медицинской помощи
9.2. Оказание первой медицинской помощи при кровотечениях
9.3. Оказание первой медицинской помощи при травмах опорно–двигательного аппарата
9.4. Оказание первой медицинской помощи при отравлении
9.5. Оказание первой медицинской помощи при термических ожогах
Приложение
Военные образовательные учреждения Министерства обороны Российской Федерации
Сухопутные войска (мотострелковые и танковые)
Сухопутные войска (ракетные войска и артиллерия)
Сухопутные войска (войсковая противовоздушная оборона)
Военно–воздушные войска
Ракетные войска стратегического назначении
Воздушно–десантные войска
Военно–учебные заведения, не входящие в виды и рода Вооруженных Сил РФ
Инженерные войска
Войска радиационной, химической и биологической защиты
Главное автобронетанковое управление
Тыл Вооруженных Сил Российской Федерации
Строительство и расквартирование
Военно–учебные заведения Генерального штаба Вооруженных Сил
Терминологический словарь
Литература
Введение
Уважаемые студенты!
В настоящее время проблема обеспечения безопасности жизнедеятельности становится все более актуальной. Наше общество начинает осознавать, что дальнейшее развитие человечества и технический прогресс требуют от каждого человека более высокого уровня знаний и культуры в указанной области. Постепенно формируется потребность в организации целенаправленного непрерывного обучения граждан основам безопасного поведения с целью снижения отрицательного влияния так называемого человеческого фактора во всех сферах жизнедеятельности.
Эти вопросы имеют большое значение для нашей страны, так как Россия в настоящее время находится на новом этапе своего исторического развития: реформируются основы государственного устройства и управления, осуществляется процесс переоценки национальных ценностей и согласования интересов личности, общества и государства, совершенствуются социально–экономические и политические связи и отношения. В обществе изменяются подходы к обеспечению национальной безопасности, что позволяет по–новому рассматривать место и роль России в современном мире.
Настоящее учебное пособие разработано в полном соответствии с государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования и Примерной программой дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» и предназначено для реализации государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников образовательных учреждений среднего профессионального образования по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности» на базовом уровне.
При подготовке пособия были учтены содержание и требования Концепции национальной безопасности Российской Федерации, «Основ единой государственной политики в области гражданской обороны», «Положения о Единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций», Военной доктрины России и «Основ государственной политики по военному строительству».
Пособие состоит из трех разделов и девяти глав.
В первом разделе «Чрезвычайные ситуации мирного и военного времени, организация защиты населения» представлены четыре главы:
• «Чрезвычайные ситуации природного, техногенного и военного характера»;
• «Организационные основы защиты населения от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени»;
• «Организация защиты населения от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени»;
• «Обеспечение устойчивости функционирования объектов экономики».
Изучив материал раздела, вы получите знания об основных мероприятиях, проводимых в Российской Федерации по защите населения и обеспечению устойчивого функционирования объектов экономики в условиях чрезвычайных ситуаций.
Второй раздел пособия «Основы военной службы» познакомит вас с основами обороны государства и обеспечения национальной безопасности России в современном мире, а также с правовыми аспектами и содержанием воинской обязанности и военной службы и некоторыми направлениями военно–патриотического воспитания молодежи.
Раздел состоит из трех глав:
• «Основы обороны государства»;
• «Военная служба – особый вид федеральной государственной службы»;
• «Военно–патриотическое воспитание молодежи».
Из содержания третьего раздела «Основы медицинских знаний и здорового образа жизни» вы узнаете, что такое здоровье и здоровый образ жизни, как они важны для успешной профессиональной деятельности, благополучной и счастливой жизни, а также как оказывать первую медицинскую помощь в неотложных случаях.
Материалы пособия помогут вам лучше подготовиться к профессиональной деятельности, важным аспектом которой является безопасное взаимодействие человека со средой обитания, прежде всего производственной.
Радиационно опасные объекты
В России действует 10 атомных электростанций (АЭС), 113 исследовательских ядерных установок, 12 промышленных предприятий топливного цикла, 8 научно–исследовательских организаций, работающих с ядерными материалами, 9 атомных судов с объектами их обеспечения, а также около 13 тыс. других предприятий и организаций, осуществляющих свою деятельность с использованием радиоактивных веществ и изделий на их основе. Практически все АЭС расположены в густонаселенной европейской части страны. В их 30–километровых зонах проживает более 4 млн человек. Кроме того, большую опасность для населения представляет система утилизации ядерных отходов, получаемых на этих объектах.
Химически опасные объекты
В Российской Федерации функционирует более 3,3 тыс. объектов экономики, располагающих значительными количествами аварийно химически опасных веществ (АХОВ). Более 50 % из них используют аммиак, около 35 % – хлор, 5 % – соляную кислоту. На отдельных объектах одновременно может находиться до нескольких тысяч АХОВ. Суммарный запас АХОВ на предприятиях страны достигает 700 тыс. т. Многие из этих предприятий располагаются в крупных городах с населением свыше 100 тыс. человек или вблизи них. Это прежде всего предприятия химической, нефтехимической и нефтеперерабатывающей промышленности.
Газо–и нефтепроводы
В настоящее время на предприятиях нефтяной и газовой промышленности, в геологоразведочных организациях находится в эксплуатации более 200 тыс. км магистральных нефтепроводов, около 350 тыс. км промысловых трубопроводов, 800 компрессорных и нефтеперекачивающих станций. Большая часть магистральных газопроводов, нефтепроводов и неф–тепродуктопроводов введена в строй в 60—70–е гг. прошлого века. Поэтому сегодня доля нефтепроводов со сроком эксплуатации более 20 лет составляет 73 %, из них значительная часть эксплуатируется более 30 лет. Из этого следует, что существующая сеть нефтепроводов в значительной степени выработала свой ресурс и требует серьезной реконструкции. Основными причинами аварий на трубопроводах являются подземная коррозия металла (21 %), брак строительно–монтажных работ (21), дефекты труб и оборудования (14), механические повреждения (19 %).
Транспорт
Ежегодно в Российской Федерации различными видами транспорта перевозится более 3,5 млрд т грузов, в том числе железнодорожным – около 50 %, автомобильным – 39, внутренним водным – 8, морским – 3 %. Ежесуточные перевозки людей превышают 100 млн человек: по железной дороге – 47 %, автотранспортом – 37, авиацией – 15, речными и морскими судами – 1 %. Наиболее опасен автомобильный транспорт, при эксплуатации которого погибает в среднем 33,415 чел. на 1 млрд пассажирокилометров. Для сравнения, в авиации этот показатель равен 1,065 чел. В железнодорожных авариях людские потери значительно ниже. Следует также отметить, что транспорт является серьезным источником опасности не только для пассажиров, но и для населения, проживающего в зонах транспортных магистралей, поскольку по ним перевозится большое количество легковоспламеняющихся, химических, радиоактивных, взрывчатых и других веществ, представляющих при аварии угрозу жизни и здоровью людей. Такие вещества составляют в общем объеме грузоперевозок около 12 %.
Гидротехнические сооружения
В настоящее время на территории Российской Федерации эксплуатируется более 30 тыс. водохранилищ (в том числе 60 крупных водохранилищ емкостью более 1 млрд м3) и несколько сотен накопителей промышленных стоков и отходов. Гидротехнические сооружения на 200 водохранилищах и 56 накопителях отходов находятся в аварийном состоянии (эксплуатируются без реконструкции более 50 лет), что может создать немало проблем. Они расположены, как правило, в черте или выше по течению крупных населенных пунктов и все являются объектами повышенного риска. Их разрушение может привести к катастрофическому затоплению обширных территорий, множества городов, сел и объектов экономики, к длительному прекращению судоходства, сельскохозяйственного и рыбопромыслового производства.
Вопросы
1. Какие основные принципы определяют содержание государственной политики в области защиты населения от чрезвычайных ситуаций?
2. В каких законах и других нормативных правовых актах определены основные положения по защите населения от чрезвычайных ситуаций?
3. Какова роль государства в создании Российской системы защиты населения от чрезвычайных ситуаций?
4. В каком направлении идет развитие систем РСЧС и гражданской обороны?
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА
Подготовка данных для определения порядка использования защитных сооружений гражданской обороны для укрытия персонала объекта в случае чрезвычайной ситуации
Цель: познакомиться с порядком подготовки защитных сооружении гражданской обороны к укрытию персонала объекта от поражающих факторов чрезвычайных ситуаций мирного и военного характера и выполнением необходимых при этом расчетов.
Учебные вопросы
1. Выполнение расчета потребного количества защитных сооружений гражданской обороны для укрытия персонала объекта.
2. Разработка плана приведения защитного сооружения в готовность к приему укрываемых.
3. Выполнение расчета приведения в готовность защитных сооружений гражданской обороны.
Пример расчета потребного количества защитных сооружений гражданской обороны для укрытия наибольшей работающей смены объекта
Исходные данные для расчета
Количество наибольшей работающей смены (КНРС) на данном объекте составляет 185 чел. На объекте имеется:
убежище № 1 вместимостью (С1) 25 чел.;
убежище № 2 вместимостью (С2) 30 чел.;
одно противорадиационное укрытие вместимостью (С3) 30 чел.;
подвалов (заглубленных помещений), пригодных для дооборудования под защитные сооружения гражданской обороны – 3 шт.: подвал № 1 вместимостью (С4) 20 чел., подвал № 2 вместимостью (С5) 20 чел., подвал № 3 вместимостью (С6) 20 чел.
Решение
Вместимость существующих (С), строящихся и планируемых к построению (Спл) защитных сооружений гражданской обороны должна позволить укрывать наибольшую работающую смену, т. е.
KНРС ≤ C + Спл= Соб
Теперь определяем количество людей, которых можно укрыть во всех защитных сооружениях гражданской обороны (убежищах, противорадиационном укрытии и подвалах), имеющихся на объекте (Соб):
Соб= С1 + С2+ С3+ С4+ С5 + С6;
Соб = 25 + 30 + 30 + 20 + 20 + 20 = 145 чел.
После этого определяем количество людей, не обеспеченных защитными сооружениями гражданской обороны:
KНРС _ Соб = 185–145 = 40 чел.
Затем по таблице 3 выбираем быстровозводимое убежище, которое необходимо построить для укрытия этих 40 чел. Наиболее подходящим является убежище из лесоматериалов вместимостью (Соб пл) 50 чел.
В этом случае количество мест для укрытия будет превышать численность наибольшей работающей смены (185 < 145 P 50), и будет обеспечено ее укрытие в защитных сооружениях гражданской обороны.
Таблица 3
Исходные данные для расчета
• Количество убежищ и ПРУ, имеющихся на объекте, их вместимость и время приведения в готовность;
• количество подвалов, сроки и объемы работ по их дооборудованию;
• план строительства убежищ и ПРУ в текущем году;
• планируемое количество быстровозводимых убежищ, нормативы по их строительству (табл. 3);
• планируемое количество простейших укрытий, нормативы по их строительству.
Пример выполнения расчета на приведение в готовность защитных сооружений
Возьмем исходные данные из примера расчета на потребное количество защитных сооружений гражданской обороны для укрытия персонала объекта.
Решение
1. Работы по приведению в готовность существующих убежищ и ПРУ выполняются группой (звеном) по обслуживанию защитных сооружений.
Таблица 4
Примерный план приведения убежища в готовность к приему укрываемых
В первые сутки приводятся в готовность 3 убежища общей вместимостью (С) 85 чел.
С = С + С2 + С3 = 25 + 30 + 30 = 85 чел.
2. Из опыта проведения учений на объекте определено, что трудоемкость работ по приспособлению одного подвала каменного дома под укрытие вместимостью 20 чел. (Tп) составляет 90 чел./ч. Одна бригада численностью 9 чел. (Kр,) затратит на дооборудование одного подвала 10 ч:
Tп/Kр=90/ 9=10ч
На объекте три таких подвала общей вместимостью 60 чел.
Планируем работу трех бригад численностью (Ар,) 9 чел. В этом случае в первые сутки будут приспособлены все три подвала.
3. Время на достройку защитных сооружений гражданской обороны берется из проектной документации. В данном примере такая достройка не предусмотрена.
4. На объекте планируется строительство одного быстровозводимого убежища, выполненного из лесоматериалов, вместимостью 50 чел. Трудоемкость его строительства (TБВУ) согласно таблице 3 составит 36 чел./дней. Выделяем на строительство бригаду численностью (KБВУр) 18 чел. Время строительства убежища составит 2 дня.
TБВУ/KБВУр = 36/18=2 дня.
5. Строительство простейших укрытий в данном случае не требуется. Результаты проведенных расчетов оформляем в виде таблицы 5 (с. 80).
СЕМИНАР
Планирование и организация выполнения эвакуационных мероприятий на объектах экономики
Цель: систематизировать и расширить знания студентов по вопросам подготовки и проведения эвакуационных мероприятий и работы эвакуационной комиссии объекта.
Вопросы для обсуждения
1. Организация эвакуации населения в мирное и военное время.
2. Исходные данные, которые необходимо учитывать при планировании эвакуационных мероприятий.
3. Примерная структура эвакуационной комиссии объекта экономики и ее задачи в мирное и военное время.
Таблица 5
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА
Планирование мероприятий по организации и проведению аварийно–спасательный работ на объекте экономики
Исходные данные
В результате нарушения технологического процесса на предприятии произошел взрыв. Общий объем образовавшегося завала разрушенного здания (W составил около 42 000 м1. Под завалами предположительно оказалось 150 чел. Наибольшая высота завала разрушенного здания составляет 4,5 м.
Необходимо определить:
1. Объем завала, который надо разобрать для извлечения пострадавших.
2. Общее количество личного состава, необходимого для комплектования спасательных механизированных групп разборки завала.
1. Состав средств технического оснащения, необходимых для проведения работ по извлечению пострадавших из завала.
СЕМИНАР
Вопросы для обсуждения
1. Понятие о национальной безопасности и национальных интересах Российской Федерации.
2. Структура и задачи военной организации нашего государства.
3. Военная доктрина Российской Федерации.
4. Другие войска и их основные задачи.
5. Предназначение и структура Вооруженных Сил Российской Федерации.
6. Состав и задачи видов и родов Вооруженных Сил Российской Федерации.
Глава 6. Военная служба – особый вид федеральной государственной службы
СЕМИНАР
Вопросы для обсуждения
1. Положения Конституции и федеральных законов России, в которых определены правовые основы военной службы.
2. Общевоинские уставы Вооруженных Сил РФ – законы воинской жизни.
3. Статус военнослужащих как совокупность их прав, свобод, обязанностей и ответственности.
СЕМИНАР
Содержание воинской обязанности
В соответствии с Федеральным законом РФ «Об обороне» Президент Российской Федерации, являясь Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами РФ, в случае агрессии или непосредственной угрозы агрессии против Российской Федерации, возникновения вооруженных конфликтов, направленных против нашей страны, объявляет общую или частичную мобилизацию, вводит на территории страны или в отдельных ее местностях военное положение, отдает приказ о ведении военных действий.
ОРГАНИЗАЦИЯ ВОИНСКОГО УЧЕТА
Воинский учет – это составная часть воинской обязанности граждан. Воинскому учету подлежат все граждане мужского пола, достигшие призывного возраста, а также военнообязанные по месту жительства.
Не обязаны состоять на воинском учете следующие категории граждан:
• освобожденные от исполнения воинских обязанностей в соответствии с Федеральным законом РФ «О воинской обязанности и военной службе»;
• проходящие военную службу или альтернативную гражданскую службу;
• отбывающие наказание в виде лишения свободы;
• женщины, не имеющие военно–учетной специальности;
• постоянно проживающие за пределами Российской Федерации.
Воинский учет граждан Российской Федерации осуществляется в соответствии с Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе» по месту жительства военными комиссариатами. В населенных пунктах, где нет военных комиссариатов, первичный воинский учет осуществляется органами местного самоуправления.
В документах воинского учетапредусматриваются следующие сведения на каждого военнообязанного:
• фамилия, имя, отчество;
• дата рождения;
• место жительства;
• семейное положение;
• образование;
• место работы;
• годность к военной службе по состоянию здоровья;
• профессиональная пригодность к подготовке по военно–учетным специальностям и к военной службе на воинских должностях;
• основные антропометрические данные (окружность грудной клетки, масса тела, мышечная сила кисти, жизненная емкость легких);
• прохождение военной службы или альтернативной гражданской службы;
• прохождение военных сборов;
• владение иностранными языками;
• наличие военно–учетных и гражданских специальностей;
• наличие первого спортивного разряда или спортивного звания;
• возбуждение или прекращение в отношении гражданина уголовного дела;
• наличие судимости;
• бронирование гражданина, пребывающего в запасе, за органом государственной власти, органом самоуправления или организацией на период мобилизации и в военное время.
ПЕРВОНАЧАЛЬНАЯ ПОСТАНОВКА ГРАЖДАН НА ВОИНСКИЙ УЧЕТ
Первоначальная постановка на воинский учет граждан мужского пола осуществляется с 2 января по 32 марта в год достижения ими возраста 17 лет. Ее осуществляет специальная комиссия по постановке граждан на воинский учет, создаваемая в районе, городе или другом административном образовании.
Должностные лица организаций или образовательных учреждений обязаны обеспечивать гражданам, работающим или обучающимся в этих организациях или учреждениях, возможность своевременной явки по повестке военного комиссариата для постановки на воинский учет. Если граждане, подлежащие постановке на воинский учет, не работают и не учатся, они при получении повестки военного комиссариата обязаны лично прибыть в военный комиссариат по месту жительства. Первоначальная постановка на воинский учет граждан женского пола после получения ими военно–учетной специальности, а также лиц, получивших гражданство Российской Федерации, осуществляется военным комиссариатом в течение всего календарного года.
При первоначальной постановке гражданина на воинский учет проводятся мероприятия профессионального психологического отбора с целью определения годности его к обучению по военно–учетным специальностям и постановке на воинский учет, либо внесения на рассмотрение вопроса о зачислении его в запас или освобождения от воинской службы.
После проведения всех мероприятий, связанных с первоначальной постановкой граждан на воинский учет, председатель комиссии (или по его поручению секретарь комиссии) объявляет гражданам решение комиссии и разъясняет их обязанности по воинскому учету.
ОБЯЗАННОСТИ ГРАЖДАН ПО ВОИНСКОМУ УЧЕТУ
В целях обеспечения воинского учета граждане обязаны:
• состоять на воинском учете по месту жительства в военном комиссариате, а в населенном пункте, где нет военкомата, – в органах местного самоуправления;
• являться в установленное время и место по вызову (повестке) в военный комиссариат или иной орган, осуществляющий воинский учет, по месту жительства или месту временного пребывания;
• при увольнении с военной службы в запас прибыть в двухнедельный срок со дня исключения их из списков части в военный комиссариат или иной орган, осуществляющий воинский учет, для постановки на воинский учет;
• сообщить в двухнедельный срок в военный комиссариат или иной орган, осуществляющий воинский учет, об изменении семейного положения, образования, места работы или должности, места жительства в пределах района, города без районного деления;
• сняться с воинского учета при переезде на новое место жительства или место временного пребывания (на срок более трех месяцев), а также при выезде из страны на срок свыше шести месяцев и встать на воинский учет в двухнедельный срок по прибытии на новое место жительства, место временного пребывания или при возвращении в Российскую Федерацию;
• бережно хранить военный билет (удостоверение гражданина, подлежащего призыву на военную службу); в случае утраты этих документов в двухнедельный срок обратиться в военный комиссариат или иной орган, осуществляющий воинский учет, для решения вопроса о получении новых документов взамен утраченных;
• гражданин, подлежащий призыву на военную службу и выезжающий в период проведения призыва на срок более трех месяцев с места жительства, должен лично сообщить об этом в военный комиссариат или иной орган, осуществляющий воинский учет.
ОРГАНИЗАЦИЯ МЕДИЦИНСКОГО ОСВИДЕТЕЛЬСТВОВАНИЯ И МЕДИЦИНСКОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ ГРАЖДАН ПРИ ПОСТАНОВКЕ ИХ НА ВОИНСКИЙ УЧЕТ И ПРИ ПРИЗЫВЕ НА ВОЕННУЮ СЛУЖБУ
В соответствии с Федеральным законом РФ «О воинской обязанности и военной службе» гражданин при первоначальной постановке на воинский учет подлежит медицинскому освидетельствованию врачами–специалистами: терапевтом, хирургом, невропатологом, психиатром, окулистом, отоларингологом, стоматологом, а в случае необходимости врачами других специальностей.
Перед медицинским освидетельствованием, но не ранее чем за 30 дней, у всех граждан, подлежащих первоначальной постановке на воинский учет, проводится флюорографическое исследование органов грудной клетки, анализ мочи, анализ крови, а в день освидетельствования – измерение роста и массы тела.
При проведении медицинского освидетельствования врачи–специалисты, изучив представленные медицинские документы и обследовав гражданина, оценивают состояние его здоровья, физическое развитие и выносят заключение о соответствии его одной из категорий годности к военной службе:
«А» – годен к военной службе;
«Б» – годен к военной службе с незначительными ограничениями;
«В» – ограниченно годен к военной службе;
«Г» – временно не годен к военной службе;
«Д» – не годен к военной службе.
Граждане, признанные при медицинском освидетельствовании годными к военной службе (категория «А») или годными к военной службе с незначительными ограничениями (категория «Б»), подлежат призыву на военную службу. При этом граждане, признанные годными к военной службе с незначительными ограничениями, не могут направляться для прохождения военной службы в Воздушно–десантные войска, морскую пехоту и Военно–Морской Флот (плавающий состав). Гражданам, признанным временно негодными к военной службе (категория «Г»), предоставляется отсрочка от призыва на 6 или 12 месяцев для обследования и лечения. Граждане, признанные ограниченно годными к военной службе (категория «В»), зачисляются в запас Вооруженных Сил РФ и подлежат периодическому (один раз в 3 года) освидетельствованию до достижения ими 27–летнего возраста, а признанные негодными к военной службе (категория «Д») исключаются с воинского учета.
Граждане, признанные при первоначальной постановке на воинский учет нуждающимися в обследовании и лечении, военным комиссариатом направляются в медицинские учреждения. Направление на обследование выдается им при объявлении решения комиссии по постановке на воинский учет. В направлении указывается наименование медицинского учреждения, диагноз, цель обследования и срок повторной явки на освидетельствование. Контроль за своевременностью обследования (лечения) и повторного освидетельствования осуществляет военный комиссариат.
Граждане, желающие поступить в военное учебное заведение, проходят предварительное освидетельствование при военном комиссариате, а окончательное – в военно–учебном заведении. На предварительное освидетельствование направляются граждане, имеющие нормальное цветоощущение, остроту зрения не ниже 1,0 на каждый глаз без коррекции, артериальное давление не выше 130/80 и не ниже 105/50 мм рт. ст.
Комиссия по постановке граждан на воинский учет, кроме медицинского освидетельствования для определения их годности к военной службе по состоянию здоровья, проводит мероприятия по профессиональному психологическому отбору. Этот отбор представляет собой комплекс мероприятий, направленных на качественное комплектование воинских должностей на основе обеспечения соответствия профессионально важных индивидуально–психологических качеств и способностей граждан, поступающих на военную службу, требованиям военно–профессиональной деятельности. В военных комиссариатах этот отбор проводится группой профотбора, которая по данным социально–психологического изучения и результатам психологического и психофизиологического обследования определяет профессиональную пригодность гражданина к обучению в военно–учебных заведениях или к подготовке по военно–учетным специальностям в государственных и общественных организациях.
По результатам отбора выносится одно из четырех заключений о профессиональной пригодности гражданина к военной службе на конкретных воинских должностях:
а) рекомендуется в первую очередь – первая категория;отнесенные к этой категории граждане по уровню развития профессионально важных качеств полностью соответствуют требованиям воинских должностей;
б) рекомендуется – вторая категория;отнесенные к этой категории граждане в основном соответствуют требованиям воинских должностей;
в) рекомендуется условно – третья категория;отнесенные к этой категории граждане минимально соответствуют требованиям воинских должностей;
г) не рекомендуется – четвертая категория;отнесенные к этой категории граждане не соответствуют требованиям воинских должностей.
Граждане, отнесенные к четвертой категории профессиональной пригодности, не могут быть направлены для подготовки по военно–учетным специальностям и в военно–учебные заведения, а также не подлежат приему на военную службу по контракту.
ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА ГРАЖДАН К ВОЕННОЙ СЛУЖБЕ
Обязательная подготовка гражданина к военной службе установлена Федеральным законом РФ «О воинской обязанности и военной службе» и Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 1999 г. № 1441.
Эта подготовка предусматривает:
• получение начальных знаний в области обороны;
• подготовку по основам военной службы в государственном, муниципальном или негосударственном образовательном учреждении среднего (полного) общего образования, образовательном учреждении начального профессионального и среднего профессионального образования, на учебных пунктах организаций;
• военно–патриотическое воспитание;
• подготовку по военно–учетным специальностям солдат, матросов, сержантов и старшин по направлению военного комиссариата;
• медицинское освидетельствование и медицинское обследование;
• проведение лечебно–оздоровительных мероприятий. Обязательную подготовку гражданина к военной службе
условно можно разделить на два периода: подготовка к военной службе граждан допризывного возраста до первоначальной постановки их на воинский учет; подготовка к военной службе граждан призывного возраста, состоящих на воинском учете, до отправки их к месту прохождения военной службы.
В первый период эта подготовка направлена на получение гражданами необходимого общего образования, позволяющего успешно исполнять воинские обязанности. Работа организуется по следующим направлениям: совершенствование физической подготовки, формирование психологических качеств, необходимых для службы и жизни в коллективе и малых группах, определение индивидуальных наклонностей и возможностей.
Во второй период подготовка граждан к военной службе имеет более целенаправленный характер. Призывники знакомятся с содержанием военной службы по призыву, основными требованиями к состоянию здоровья и к индивидуальным психологическим качествам военнослужащих. После этого они должны составить план своей индивидуальной подготовки так, чтобы подготовиться к успешному выполнению обязанностей военной службы.
ДОБРОВОЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА ГРАЖДАН К ВОЕННОЙ СЛУЖБЕ
Добровольная подготовка граждан к военной службе проводится в соответствии с Федеральным законом РФ «О воинской обязанности и военной службе» и предусматривает:
• занятия военно–прикладными видами спорта;
• обучение по дополнительным образовательным программам, имеющим целью военную подготовку несовершеннолетних граждан в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования, а также в военных оркестрах;
• обучение по программам подготовки офицеров запаса на военных кафедрах при государственных муниципальных или имеющих государственную аккредитацию по соответствующим направлениям подготовки (специальностям) негосударственных образовательных учреждений высшего профессионального образования.
ОБУЧЕНИЕ ПО ПРОГРАММАМ ПОДГОТОВКИ ОФИЦЕРОВ ЗАПАСА НА ВОЕННЫХ КАФЕДРАХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Военное обучение студентов дневных отделений государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования по программам подготовки офицеров запаса проводится в