Вопрос №2. Устройство баллонов, кран-редуктора, зарядного ниппеля, трубопроводов, пусковых клапанов и воздухораспределителя.
КомпрессорАК-150СВ поршневого типа, двухцилиндровый, трехступенчатый, воздушного охлаждения, служит для наполнения баллона 20 сжатым воздухом. Рабочее давление, создаваемое компрессором, достигает 150 кгс/см2.
Компрессор установлен на нижней половине картера распределительной коробки со стороны коробки передач слева по ходу машины и приводится в действие от распределительной коробки торсионным валом.
Воздух для сжатия поступает по трубопроводу от воздухоочистителя.
Смазка к компрессору подводится под давлением от системы смазки распределительной коробки.
Охлаждение компрессора осуществляется проточным воздухом, идущим через кожух-дефлектор компрессора к воздухоочистителю.
К основным деталям и узлам компрессора относятся: картер 16, цилиндр 4 I и II ступеней, цилиндр 9 III ступени, дифференциальный поршень 18 цилиндра I и II ступеней с компрессионными и маслосбрасывающими кольцами, поршень 10 цилиндра III ступени с компрессионными и маслосбрасывающими кольцами, эксцентриковый вал 15, главный шатун 17, прицепной шатун 14, впускные 2, 8, 19 и нагнетательные 1, 6, 12 клапаны.
Схема работы компрессора / — нагнетательный клапан I ступени; 2 — впускной клапан I ступени; 3, 11 — гильзы цилиндров; 4— цилиндр I и II ступеней; 5, 13 — кольца; 6 — нагнетательный клапан II ступени; 7, 20— воздухопроводы; 8 — впускной клапан III ступени; 9— цилиндр III ступени; 10 — поршень III ступени; 12 — нагнетательный клапан III ступени; 14— прицепной шатун; 15 — эксцентриковый вал; 16 — картер; 17— главный шатун; 18 — поршень I и II ступеней; 19— впускной клапан II ступени |
Картер отлит из алюминиевого сплава и состоит из двух половин, соединенных между собой болтами. В картере имеются два отверстия, расположенных под углом 90° друг к другу. Отверстия заканчиваются фланцами, к которым шпильками крепятся цилиндры. В цилиндры из алюминиевого сплава запрессованы стальные гильзы. По наружной поверхности цилиндров концентрично расположены охлаждающие ребра, выполненные заодно с цилиндрами. На боковых поверхностях рубашек цилиндров имеются по две бобышки с резьбовыми отверстиями для впускных и нагнетательных клапанов.
К верхнему фланцу цилиндра I и II ступеней крепится головка. В головке цилиндра установлены впускной 2 и нагнетательный 1 клапаны. Поршни ступенчатые, изготовленные из алюминиевого сплава. Поршень 18 в верхней части имеет четыре компрессионных кольца, уплотняющих цилиндр I ступени, а в нижней части — четыре компрессионных кольца, уплотняющих цилиндр II ступени и одно самое нижнее маслосъемное кольцо.
Поршень 10 в верхней части имеет пять колец компрессионных и одно, самое верхнее, маслосъемное, а в нижней части — семь колец компрессионных и одно нижнее маслосъемное. Все поршневые кольца изготовлены из чугуна. В нижней части обоих поршней имеются отверстия с запрессованными бронзовыми втулками,
служащими опорами поршневых пальцев. В целях уменьшения веса оба поршня выполнены пустотелыми. Кривошипно-шатунный механизм компрессора собран на эксцентриковом валу, который вращается на двух шарикоподшипниках, установленных в картере. На переднем конце вала имеются шлицы для соединения с приводом от распределительной коробки.
Нижняя головка главного шатуна вместе со стальной обоймой вращается на игольчатом подшипнике. Нижняя головка прицепного шатуна при вращении скользит по обойме игольчатого подшипника. Верхними головками шатуны с помощью поршневых пальцев соединяются с поршнями.
В торцы поршневых пальцев вставляются заглушки из алюминиевого сплава, предохраняющие зеркало цилиндров от задиров торцами пальцев.
Вращение эксцентрикового вала 15 заставляет поршни 10 и 18 совершать возвратно-поступательное движение.
При движении поршня 18 вниз в цилиндре I ступени происходит увеличение объема полости цилиндра и над поршнем создается разрежение. Под действием разрежения открывается впускной клапан 2 и I ступень компрессора заполняется зарядом очищенного воздуха, поступающего из воздухоочистителя по трубопроводу.
При движении поршня вверх впускной клапан закрывается и воздух в цилиндре I ступени сжимается. По достижении в цилиндре I ступени давления, превышающего усилие пружины нагнетательного клапана, нагнетательный клапан 1 открывается и воздух по воздухопроводу 20 через впускной клапан 19 II ступени поступает в полость цилиндра II ступени. При следующем движении поршня 18 вниз происходит процесс сжатия воздуха в цилиндре II ступени компрессора. Под давлением сжимаемого воздуха открывается нагнетательный клапан 6 и воздух по воздухопроводу 7 через впускной клапан 8 поступает в полость цилиндра 9 III ступени. Сжатие в этой ступени продолжается до тех пор, пока давление воздуха не преодолеет силу пружины нагнетательного клапана 12. После открывания клапана 12 воздух по трубопроводу поступает во влагомаслоотделитель.
Влагомаслоотделитель служит для очистки сжатого воздуха от влаги, масла и механических примесей. Он установлен в кабине на агрегатном блоке за сиденьем командира и крепится к раме блока четырьмя болтами снизу. Влагомаслоотделитель состоит из корпуса 3, крышки 4 и фильтрующего пакета. В цилиндрическую часть корпуса вварен штуцер 8 подвода сжатого воздуха. В днище, приваренном к корпусу, имеется отверстие, которое с помощью штуцера 11 и трубопровода соединяется с краном 14 для удаления отстоя из влагомаслоотделителя. Кран установлен в кабине на задней стенке, слева над сиденьем командира.
Фильтрующий пакет состоит из проволочных луженых сеток 13 (рис. 58), фетровых дисков 14 и шелковой прокладки 6. Пакет укладывается в корпус между двумя решетками 12 из нержавеющей стали над штуцером подвода воздуха и поджимается крышкой. В крышку вварен штуцер 1 с дросселем 2, отводящий очищенный сжатый воздух в автомат давления.
Влагомаслоотделитель
/, 8, 11 — штуцера; 2 — дроссель; 3 — корпус; 4 — крышка; 5 — резиновая прокладка; 6 — шелковая прокладка; 7 — скоба; 9, 12— решетки; 10 — днище; 13 — проволочная сетка; 14 — фетровый диск
Автомат давления АДУ-2С универсального типа обеспечивает автоматическое регулирование давления в системе:
- когда давление в баллоне достигнет 150 кгс/см2, переводит компрессор в режим холостого хода;
- когда давление в баллоне менее 140 кгс/см2, переводит компрессор в режим наполнения.
Автомат давления смонтирован вместе с влагомаслоотделителем, влагосборником, обратным клапаном и электропневмоклапанами на агрегатном блоке и установлен в кабине под сиденьем командира.
Автомат давления состоит из корпуса, клапанавключения, клапана выключения, мембраны, обратного клапана и редукционного клапана.
При работе компрессора на наполнение баллона воздух поступает во влагомаслоотделитель, после чего в АДУ-2С и через открытый обратный клапан дальше в магистраль. В это время клапан выключения находится в закрытом, а клапан включения в открытом положении.
По мере увеличения давления в баллоне и трубопроводе мембрана, выгибаясь вверх, будет давить через штифт на клапан. При достижении давления в баллоне порядка 140 кгс/см2 мембрана преодолеет сопротивление пружин клапана включения и закроет его. При повышении давления в баллоне до 155 кгс/см2 откроется клапан и воздух из магистрали от компрессора будет выходить в атмосферу через редукционный клапан и отверстие в патрубке корпуса автомата. Выходу воздуха из баллона будет препятствовать закрытый обратный клапан. При открытии клапана выходящий воздух будет давить на его большую площадь, в силу чего клапан удерживается в открытом положении при давлении не более 15 кгс/см2, при котором компрессор работает на холостом ходу. Величина давления обеспечивается регулированием затяжки пружины клапана выключения. При снижении давления в баллоне до 140 кгс/см2 пружины прогнут мембрану, клапан откроется и сообщит канал А с атмосферой, вследствие этого давление в этом канале резко упадет. Под действием пружины клапан закроется и сжатый воздух из компрессора будет поступать через обратный клапан \в систему.
Влагосборник служит для окончательного сбора влаги и масла перед подачей сжатого воздуха в баллон. Установлен он на агрегатном блоке. Влагосборник состоит из трубы 8, дна 5 с пробкой-болтом 7 для слива отстоя, крышки 1 с угольником 2 и перегородкой, штуцера 3 с дросселем. К влагосборнику воздух из автомата давления подается к штуцеру 3 и через дроссель под давлением 150 кгс/см2 поступает в полость трубы. На пути поток воздуха встречает перегородку с отверстием, ударяясь в нее и проходя через отверстие, увеличивается в объеме. Имеющиеся в воздухе остатки влаги и масла выпадают на дно 5 отстойника, откуда при техническом обслуживании сливаются через отверстие, закрытое болтом 7.
Влагосборник:
1 — крышка; 2 — угольник; 3 —• штуцер; 4 — кронштейн; 5 — дно; 6 — прокладка; 7 — пробка-болт; 8 — труба
Обратный клапан предназначен для предотвращения понижения давления в баллоне при неработающем компрессоре в случае утечки воздуха в компрессоре, влагомаслоотделителе, влагосборнике и трубопроводах, соединяющих их.
Обратный клапан:1 — выходной штуцер;2 —пружина:3 —корпус;4— клапан; 5 — входной штуцер
Обратный клапан расположен на агрегатном блоке. Клапан состоит из корпуса 3, пружины 2, клапана 4, входного штуцера 5 ц выходного штуцера 1, Обратный клапан работает следующим образом. Воздух из компрессора через влагомаслоотделитель, регулятор давления, влагосборник попадает через входной штуцер 5 на клапан 4. При перепаде давления более 1,5 кгс/см2 пружина 2 сжимается,
Если давление со стороны входного штуцера становится меньше, клапан 4 закрывается и доступ воздуха в сторону компрессора прекращается. Баллон служит для хранения запаса воздуха, достаточного для нескольких запусков двигателя. Емкость баллона 10 л. Установлен он в кабине и крепится хомутами к кронштейнам, приваренным на наклонном листе днища.
Посредством запорного вентиля баллон соединяется с воздухопроводом, идущим через редукторы к пневмоприводам тормозов и главного фрикциона и к воздухораспределителю системы воздухопуска двигателя.
Войлочный фильтр предназначен для дополнительной очистки воздуха от механических примесей. В системе установлены два фильтра: один — перед редуктором ИЛ611-150-70 и расположен на агрегатном блоке, другой — перед редуктором 669300М6 и расположен под сиденьем водителя.
Войлочный фильтр: 1 — палец фильтрующего элемента; 2 — гайка; 3 — штуцер; 4 — уплотнительное кольцо; 5 — шайба; 6 — сетка; 7 — вой* лочная пластина; 8 — корпус фильтра |
Фильтр состоит из корпуса 8, фильтрующего элемента, штуцера 3 и гайки 2.
Фильтрующий элемент состоит из войлочных пластин 7, латунных сеток 6 и шайб 5, собранных на пальце 1. Стык корпуса фильтра со штуцером 3 уплотняется кольцом 4.
Редуктор ИЛ611-150-70 служит для снижения давления воздуха со 150 до 70 кгс/см2, поступающего к воздухораспределителю двигателя и бустеру гидропневмопривода управления главным фрикционом. Он расположен на агрегатном блоке.
Воздушный редуктор ИЛ611-150-70: / — корпус редуктора; 2 — предохранительный клапан; 3 — клапан высокого давления; 4, 9 — пружины; 5 — сопло; 6 — толкатель; 7 — мембрана; 8 — поршень; 10 — корпус поршня |
Редуктор состоит из корпуса 7, клапана 3 высокого давления, толкателя 6, мембраны 7, поршня 8, пружины 9, размещенной в корпусе поршня, и предохранительного клапана 2. Давление выходящего из редуктора воздуха регулируется автоматически за счет перекрытия сопла клапаном 3 высокого давления. Воздух из баллона через войлочный фильтр поступает в полость под клапаном 3 и, пройдя через сопло и пазы толкателя 6, давит на мембрану 7. Мембрана под давлением воздуха прогибается и через поршень 8 сжимает пружину 9. Клапан 3 вместе с толкателем 6 переместится вниз и уменьшит проходное сечение сопла, поддерживая давление воздуха, выходящего из редуктора, около 70 кгс/см2. При уменьшении давления воздуха мембрана 7 под действием порш-ня 8 и пружины 9 прогибается в обратную сторону, толкатель 6 и клапан 3 перемещаются вверх, увеличивая проходное сечение сопла. Таким образом, вновь установится давление выходящего воздуха из редуктора, равное 70 кгс/см2.
Предохранительный клапан 2 служит для выпуска воздуха в атмосферу при неисправном редукторе.
Редуктор 669300М-6 служит для понижения давления воздуха, поступающего в систему пневмопривода остановочными тормозами из баллона, со 150 до 6 кгс/см2 и поддержания его постоянства. Редуктор расположен справа под сиденьем механика-водителя.
Редуктор 669300М-6 1, 12 — регулировочные винты; 2,9, // — контргайки; 3— тарель; 4 — крышка; 5,14,17 — пружины; 6,16 — металлические уплотнительные кольца; 7 — сильфон; 5 — предохранительный клапан; 10—гайка; 13 — пята; 15 — крышка; 18 — запорный клапан: 19— толкатель;20 — корпус |
Детали редуцирующего устройства и предохранительного клапана 8 расположены в одном корпусе 20.
Редуцирующее устройство состоит из следующих основных деталей: запорного клапана 18, толкателя 19, чувствительного элемента сильфона 7, регулировочного винта 1, пружин 5, 17 и крышек 4, 15.
Основными деталями предохранительного клапана являются клапан 8, пружина 14 и регулировочный винт 12.
Принцип действия редуктора следующий. До подвода воздуха высокого давления в отрегулированном редукторе запорный клапан 18 отжат от седла корпуса усилием пружины 5. Подводимый к редуктору в камеру В высокого давления воздух проходит через редуцирующую щель между клапаном 18 и седлом корпуса. Вследствие резкого изменения сечения воздух приобретает в этом зазоре большую скорость, а давление при этом падает. Воздух пониженного давления поступает в камеру Н низкого давления, где скорость потока гасится благодаря значительному увеличению сечения и устанавливается заданное выходное давление. При изменении давления на входе выходное давление поддерживается автоматически в заданных пределах чувствительным элементом (сильфоном) 7 с пружиной 5. В случае повышения давления в системе за редуктором больше заданной величины излишний воздух стравливается через предохранительный клапан.
При прекращении отбора воздуха от редуктора давление в камере Н низкого давления повышается и чувствительный элемент (сильфон) 7 сжимает пружину 5, запорный клапан 18 шайбой садится на седло корпуса. Камера В разобщается с камерой Н.
В системе имеются два клапана ЭК-48. Оба они установлены на агрегатном блоке. Клапаны предназначены: один для подачи воздуха из баллона к воздухораспределителю двигателя при запуске двигателя, второй—-для подачи воздуха к бустеру привода управления главным фрикционом.
Электропневмоклапан ЭК-48 состоит из впускного клапана, выпускного клапана, поршня, тягового реле, сервоклапана и корпуса. К штуцеру присоединяется трубопровод воздушной системы, а к штуцеру 3 — трубопровод, идущий к исполнительному органу. При нажатии на рычаг (если неисправна электрическая сеть) или при включении тягового реле сервоклапан перемещается вниз, открывая отверстие впускного клапана 12, и закрывает своим шаровым концом отверстие, соединяющее полость под клапаном с атмосферой. Воздух из полости штуцера 1 проходит через внутренние отверстия и отверстия в поршне 5 и попадает в полость под поршнем. Давлением воздуха поршень перемещается вверх, одновременно заставляя перемещаться впускной клапан 12 до его полного открытия, а выпускной клапан 9 до его закрытия.Таким образом, поступающий в полость штуцера воздух попадает из него в полость штуцера 3 и далее к исполнительному органу. После прекращения воздействия на рычаг или выключения тягового реле сервоклапан 10 под воздействием пружины 7 магнита возвратится в исходное положение. Отверстие впускного клапана 12 закрывается и воздух из полости под клапаном выходит в атмосферу. При этом давление под поршнем 5 падает и он под действием пружины 2 клапана смещается вниз, увлекая за собой впускной клапан 12 до его закрытия, а выпускной клапан 9
до его открытия. Вследствие этого полость
корпуса соединится с атмосферой и воздух от исполнительного органа (из воздухораспределителя двигателя или бустера привода управления главным фрикнионом) выходит в атмосферу.