Цели и задачи науки о безопасности жизнедеятельности
Безопасность жизнедеятельности - наука о комфортном и безопасном взаимодействии человека с окружающей средой обитания.
Задачи науки
1 Идентификация (установление, определение) опасностей техносферы;
2. Разработка средств защиты от опасностей и методов их использования;
3. Непрерывный контроль (мониторинг) за техносферой;
4. Обучение персонала предприятий и населения основам защиты от опасностей;
5. Разработка мер по ликвидации последствий проявления опасностей.
Цель БЖД как науки - сохранение здоровья и жизни человека в условиях техносферы, защита его от опасностей техногенного, антропогенного и естественного происхождения и создания комфортных условий жизнедеятельности. Обучение БЖД и профессиональная подготовка в этой области знаний в настоящее время реализуется в четыре этапа:
Этап. Общеобразовательный уровень. Реализуется в средней школе изучением курса «Основы безопасности жизнедеятельности».
Этап. Общепрофессиональный уровень. Реализуется в колледжах и ВУЗах при изучении студентами всех специальностей общепрофессиональнои дисциплины «Безопасность жизнедеятельности».
Этап. Профессиональный уровень. Реализуется при подготовке специалистов в области безопасности жизнедеятельности по специальным образовательным стандартам, (специальность 330100).
Этап. Уровень институтов и факультетов повышения квалификации. Реализуется изучением специализированных курсов в области БЖД по отраслям деятельности.
Дисциплина БЖД носит комплексный характер. Она имеет гуманитарную направленность, поскольку ее основным объектом внимания и защиты от опасностей является человек, проживающий в условиях техносферы.
При изучении БЖД приобретаются следующие знания:
1.Медико-биологические. Необходимые для правильного понимания
основ взаимодействия человека со средой обитания, выбора критериев допустимого воздействия техносферы на человека и природную среду.
2.Технические. Необходимые для оценки опасностей технических систем и технологий, реализации мер защиты человека и окружающей среды от опасностей.
3.Правовые. Приобретаются с целью реализации управления
процессами обеспечения безопасности на производстве, при проведении мероприятий по охране окружающей среды, при функционировании системы защиты населения и территорий от воздействия опасностей в чрезвычайных ситуациях.
Тема 19. Классификация основных форм деятельности человека
План
1.Формы деятельности человека.
2.Условия труда.
3.Оценка тяжести и напряженности трудовой деятельности.
4.Особенности трудовой деятельности женщин и подростков.
Формы деятельности человека
Жизнь урбанизированного человека включает в себя следующие виды деятельности:
- труд в различных отраслях экономики и иных сферах;
- пребывание городской среде;
- использование средств передвижения;
- деятельность в сфере быта;
- активный и пассивный отдых.
Все многообразие трудовой деятельности человека принято подразделять на физический и умственный труд.
Физический труд - характеризуется нагрузкой на опорно-двигательный аппарат и функциональные системы организма, обеспечивающие его деятельность. В первую очередь это сердечно-сосудистая, дыхательная и нервная системы.
Умственный труд - объединяет работы, связанные с приемом и переработкой информации, которые требуют напряжения внимания, памяти, активизации процессов мышления.
Если взять за основу физиологическую классификацию, то трудовую деятельность человека можно разделить на:
1. Формы труда, требующие значительной мышечной активности. Этот труд имеет место при отсутствии средств механизации для выполнения работ, поэтому характеризуется значительными энергетическими затратами.
2. Механизированные формы труда. Их особенностью является усложнение программы действий и изменение характера мышечных нагрузок.
3. Формы труда, связанные с полуавтоматическим и автоматическим производством. При таком производстве человек выключается из процесса непосредственной обработки предмета труда, который выполняет механизм.
4. Групповые формы труда - конвейер. Эти формы труда характеризуются
дроблением технологического процесса на отдельные операции строгой последовательностью их выполнения и заданным ритмом.
5. Формы труда, связанные с дистанционным управлением. При данных формах труда человек включен в систему управления процессом, как необходимое оперативное звено, нагрузка на которое уменьшается с возрастанием степени автоматизации процесса управления.
6. Формы интеллектуального умственного труда. Этот труд может быть представлен профессиями, относящимися к материальному производству, так и не относящимися к нему.
Условия труда
Условия труда - это совокупность факторов производственной среды и трудового процесса, оказывающих влияние на здоровье и работоспособность человека в процессе труда. Условия труда принято оценивать по четырем классам:
1 Класс - оптимальные (комфортные) условия труда. Обеспечивают минимальную напряженность организма человека. Затраты энергии до 175 ватт.
2 Класс - допустимые условия труда. Характеризуются такими уровнями факторов среды и трудового процесса, которые не превышают гигиенических нормативов для рабочих мест. Затраты энергии до 290 ватт.
1 и 2 классы считаются безопасными условиями труда.
3 Класс - вредные условия труда. Характеризуются наличием производственных факторов, превышающих гигиенические нормативы и оказывающих неблагоприятное воздействие на человека. Затраты энергии боле 290 ватт.
В зависимости от уровня превышения нормативов 3 класс делится на 4 степени вредности:
3.1- вредные факторы вызывают обратимые функциональные изменения организма.
3.2.- вредные факторы приводят к стойким функциональным изменениям и росту заболеваемости.
3.3.- вредные факторы приводят к развитию профессиональной патологии в легкой форме и росту хронических заболеваний.
3.4.-вредные факторы вызывают выраженные формы профессиональных заболеваний, рост хронических заболеваний с высоким уровнем утраты трудоспособности.
4 Класс - травмоопасные (экстремальные) условия труда. Уровни производственных факторов создают угрозу для жизни людей и (или) высокий риск возникновения тяжелых форм профессиональных заболеваний.