Возможный состав регулярных вооруженных сил в операциях, не достигающих масштабов большой войны
Характер возможных действий | Состав сил |
"Действия по поддержанию мира" "Действия в чрезвычайных условиях мирного времени" "Ведение разведки" "Нанесение различного рода ударов ограни- ценного характера" Широкомасштабных "Операции по спасе- нию/эвакуации" "Демонстрация силы" "Действия против терроризма" Антитерроризм, Контртерроризм "Помощь иностранным государствам в интересах их внутренней безопасности и развития/ противоповстанческие акции" Первый этап: скрытая и зарождающаяся повстанческая борьба Второй этап: партизанская война третий этап: маневренная война «Оказание помощи Дружественному Режиму» | Подразделения из состава "легких" дивизий, под- разделения морской пехоты и военной полиции Органы военной разведки, другие специальные органы, силы специальных операций Силы и средства ВВС и ВМС, силы специальных операций; подразделения "рейнджерс", специального назначения Ранее задействованные силы, а также части и подразделения из состава СБР, подразделения боевого и тылового обеспечения Силы специальных операций: подразделения "рейнджерс", специального назначения Силы ВМС и морской пехоты, части, подразделения из состава вдд, лпд Все части ВС США Силы быстрого развертывания и специальных операций Подразделения инженерного, медицинского, тылового обеспечения, связи, гражданской администрации, психологической войны, военной разведки Ранее задействованные силы, инструкторы и советники из состава сил СО, "легкие" пехотные части и подразделения, тактическая и армейская авиация Все ранее задействованные силы, а также контингент СБР (из состава лпд, вдд, мтд, мд) Силы быстрого развертывания союзников по НАТО, многонациональные силы под флагом ООН |
международных организаций (прежде всего НАТО, а также ЗЕС и ОБСЕ). При этом предполагается участие США в данных операциях и на многонациональной основе (Табл. 1).
Ряд миротворческих операций недавнего прошлого носит элемент наступательности и даже агрессивности. Что, собственно, и было продемонстрировано американцами в миротворческих операциях в Ираке, Кувейте и Сомали. К этому постоянно склоняются США, участвуя в разрешении кризиса в бывшей Югославии.
Небоевое участие в миротворческих операциях включает в себя такие аспекты, как приобретение навыков в установлении буферных зон, контроль за прекращением огня и перемирием, охрана границ, разминирование и т.п.
Боевое участие осуществляется путем проведения насильственных акций, разоружением враждующих сторон, восстановлением территориальной целостности, прокладкой безопасных маршрутов и др. И если в первом случае предполагается использовать легкое стрелковое оружие в целях самообороны, то боевое участие предусматривает применение и тяжелого оружия.
На практике обстоятельства часто могут складываться так, что уже в ходе миротворческих операций придется переходить от небоевых действий к боевым, и наоборот. В качестве примера можно привести акцию в Сомали, когда операция, начавшаяся с оказания гуманитарной помощи населению, переросла по сути в вооруженные столкновения с местными отрядами сопротивления.
Считается, что силы специальных операций, учитывая их высокую выучку, мобильность, языковую подготовку, ориентацию на конкретный регион мира, в наибольшей степени подготовлены для акций такого рода. Их рекомендуется использовать для проведения подобных операций на начальном этапе с последующей передачей их функций другим частям и подразделениям, а также оказания содействия в подготовке личного состава армейских формирований к выполнению миротворческих задач.
В упомянутом докладе министра обороны США в разделе о пересмотре
структуры вооруженных сил делается заключение о возможности привлечения к миротворческим операциям весьма значительной военной силы:
воздушно-десантной и легкой пехотной дивизий, экспедиционной бригады
морской пехоты, 1-2 авианосных ударных групп, 1-2 смешанных авиа
крыльев ВВС, подразделений сил специальных операций и тылового обеспечения. Всего же численность миротворческого контингента ВС США, по
мнению американских экспертов, может составить до 50 тыс. военнослужащих. Такая численность позволяет предположить, что данный контингент войск одновременно будет являться частью сил, которые планируется
использовать в случае последовательного перерастания миротворческих
операций в крупный региональный конфликт.
В ближайшей перспективе наиболее характерными по масштабам ведения боевых действий могут стать военные конфликты, проводимые в форме малых войн. Они по сути будут являться вооруженной борьбой между двумя или несколькими государствами в ограниченном по площади географическом районе. Боевые действия вероятнее всего будут вестись боеготовыми войсками, а также иррегулярными формированиями. Они могут проводиться в форме общевойсковых операций армейского и корпусного масштаба, боевых действий объединений и соединений видов вооруженных сил и родов войск.
В малых войнах операции, проводимые регулярными войсками, могут сочетаться с тактическими действиями различных иррегулярных формирований, которые способны принять методы, характерные для гражданских войн, партизанской борьбы и др. Подобное испытали на себе американские войска во Вьетнаме (1963-1975 гг.) и Ливане (1990 г.). Тогда руководство вооруженных сил США признало, что не смогло учесть многогранность возможных угроз своим войскам при решении конкретных боевых задач.
В настоящее время разработана теория борьбы с иррегулярными (повстанческими) силами, к которым в странах НАТО относят партизан и специальные (разведывательно-диверсионные) формирования противоборствующей стороны. По мнению зарубежных экспертов, она должна включать защиту (охрану и оборону) территорий и важных объектов, режимные и контрразведывательные мероприятия, действия по выявлению и уничтожению иррегулярных (повстанческих) сил, а также диверсионно-подрывную деятельность.
Действия по выявлению и уничтожению повстанческих сил включают разведку и непосредственно боевые действия войск. Данные, добытые разведкой, должны обеспечивать ведение боевых действий против повстанческих сил и создание благоприятных условий для их локализации и ликвидации. С этой целью предполагается привлекать силы и новейшие технические средства агентурной, войсковой, воздушной, радио- и радиотехнической разведки.
Рекомендуется применять самые разнообразные способы боевых действий: окружение, наступление с последующим переходом к преследованию; засады и налеты; установка минно-взрывных заграждений; штурмовые атаки боевых вертолетов.
Важная роль в борьбе с повстанческими формированиями отводится ди-версионно-подрывной деятельности, включающей психологические операции, дезинформацию, террор и осуществление мероприятий с использованием сил специальных операций. Цель указанных действий - ослабить силу и влияние на местное население иррегулярных сил, запугать его и отколоть от движения сопротивления. Основу психологических операций составит пропаганда средствами печати, радио и телевидения.
Цель дезинформации - введение противника в заблуждение относительно своих сил, средств и намерений. Она может осуществляться при помощи радио, печатных изданий, различных демонстративных действий и других отвлекающих мероприятий. Широко использовалась дезинформация для борьбы с партизанами американцами во Вьетнаме, израильтянами на Ближнем Востоке, французами в Чаде.
Важное место отводится терроризму, то есть политике устрашения, насилия и расправы с повстанческими силами и их руководителями. Показательны в этом отношении акции спецслужб западных государств против ряда видных деятелей повстанческих сил - Э. Че Гевары, А. Кабрала, попытка ликвидации сомалийского генерала М. Айдида и других.
Кроме того, рекомендуется всесторонне учитывать специфику зарождения и активности действий повстанческих сил в сельской местности и городах.
Анализируя опыт противоповстанческих операций в малых войнах 50-90-х годов, важно отметить, что маневренные формы борьбы в них превалировали над позиционными. Длительное позиционное противостояние сторон отмечалось только во время войны в Корее. Во всех других войнах подобные явления если и встречались, то только кратковременно, эпизодически. Вряд ли являются исключением из этой закономерности и возможные малые войны будущего. По мере возрастания мощи и быстродействия оружия, маневренности войск из арсенала тактики все больше вытесняются такие спутники позиционного противоборства, как прорыв, а также применение сплошной, глубоко эшелонированной обороны. Естественно, уходит в прошлое и методизм в действиях войск, коренным образом меняется "геометрия" поля боя, оно становится "нелинейным", "многомерным". В настоящее время термин "интенсивность ведения военных действий" продолжает иногда использоваться скорее как дань уважения к предыдущим разработкам военной теории и не более того, ибо до сих пор критерии измерения интенсивности точно не определены.
С этим тесно связана дальнейшая проработка такого понятия, как "поле боя (сражения)". Все более четкое звучание приобретает "оперативная (боевая) среда (пространство)", что в значительной степени дополняет критерий "глубины" боевых действий за счет обоснования еще одной оси их измерения - по вертикали. Налицо объемная (трехмерная) оценка операции (боя, сражения). Опыт войны в зоне Персидского залива и других акций, проводившихся вооруженными силами США и их союзников, демонстрирует факт тесного взаимодействия их наземных, морских, воздушных и космических компонентов.
В феврале 1995 г. опубликован доклад председателя комитета начальников штабов ВС США "Национальная военная стратегия" (стратегия гибкой и избирательной вовлеченности). Фундаментальной целью ВС США продолжает оставаться ведение вооруженной борьбы и достижение побе-
ды в любых войнах, где и когда бы они ни возникли. В условиях нестабильной и неопределенной обстановки в мире уточнен подход к решению задач силовыми методами, что прослеживается в названии военной стратегии -"стратегия гибкой и избирательной вовлеченности"137.
По мнению американского военно-политического руководства, стратегическая обстановка характеризуется региональной нестабильностью; распространением оружия массового поражения; транснациональными угрозами, такими, как незаконный оборот наркотиков и терроризм.
Вооруженные силы в этих условиях должны решать три группы задач (которые являются и тремя основными компонентами стратегии): действия в мирное время; сдерживание и предотвращение конфликтов; ведение боевых действий и достижение победы в них. Решение данных задач основывается на двух взаимодополняющих стратегических концепциях: передового присутствия и распространения силы.
Передовое присутствие будет продолжать осуществляться путем постоянного или временного развертывания сил за рубежом или в наиболее взрывоопасных районах внутри страны, а также за счет реализации широкой программы перебросок контингентов по воздуху, морю и суше, проведения различных операций чрезвычайного характера и заблаговременного складирования оружия и военной техники.
В докладе нашло подтверждение упоминавшееся ранее в официальных документах положение о том, что главным содержанием американской стратегии является поддержание сил, способных принять участие и одержать победу в двух происходящих почти одновременно крупных региональных конфликтах.
В военной стратегии США и других западных государств, начиная с 90-х годов, отчетливо прослеживается региональная направленность, одним из направлений реализации которой является борьба с терроризмом, выросшим до масштабов, представляющих серьезный вызов интересам национальной безопасности многих стран.
Уязвимость современного общества для насилия, легкость, с которой совершаются террористические акции, способствуют распространению терроризма во многих странах. Из 47 конфликтов с применением военной силы в начале 80-х годов только один из них можно отнести по всем параметрам к обычной войне. Во всех остальных так или иначе присутствовали элементы терроризма138.
В США и других западных странах под терроризмом понимается "незаконное использование силы или вооруженного насилия против правительственных структур, граждан или государственной (частной) собственности с целью принуждения официальных или частных лиц совершить определенные действия, способствующие достижению террористами политиче-
137 Красная Звезда. 1995. 7 июня.
138 Defense Planning for the 1990's and the Changing International Environment. National Defense University Press. Washington, 1984. P. 160.
ских или социальных целей". То есть это преднамеренное использование насилия или угрозы насилием для достижения определенных политических, религиозных или идеологических целей. Терроризм осуществляется путем убийств, запугивания, принуждения или внушением страха. В отдельных случаях терроризма имеют место уголовные действия, которые часто носят символический характер и предназначены для оказания воздействия на часть населения страны, не входящую в число непосредственных жертв террора! 39.
По мнению военных экспертов, занимающихся проблемой терроризма, террористические угрозы по степени опасности можно разделить на три уровня:
белый уровень означает, что существует достаточно неопределенная (неконкретная) террористическая угроза военнослужащим или гражданским лицам, равно как военным и гражданским объектам в каком-то отдельно взятом географическом районе. Данные о террористической угрозе могут основываться на информации о том, что террористические группы только планируют совершить в этом районе действия против указанных выше лиц или объектов;
желтый уровень означает, что имеет место конкретная угроза военнослужащим или гражданским лицам, равно как военным и гражданским объектам в определенном географическом районе. Данные об угрозе могут основываться на том, что террористические элементы активно готовятся к проведению операций;
красный уровень означает, что опасность террористических амций очень вероятна. Данные об угрозе могут основываться на информации о конкретных планах или непосредственной подготовке террористов к действиям против военнослужащих, гражданских лиц или военных и гражданских объектов140.
В последнее время некоторые западные аналитики стали относить террористическую деятельность к "неконвенциональным" ("нестандартным") боевым действиям, под которыми понимается широкий спектр военных, полувоенных и иных акций, проводимых на территории, удерживаемой противником, или характеризующейся политической нестабильностью. "Неконвенциональные" боевые действия включают партизанскую войну (но не ограничиваются ее рамками), прорыв через контролируемую противником территорию для соединения со своими силами, ведение подрывной деятельности, осуществление актов диверсий и насилия, а также другие специальные операции. В этих взаимосвязанных видах "неконвенциональных" боевых действий могут принимать участие одиночные лица или отдельные группы (формирования) преимущественно из местного населе-
139 The United States Army. Dictionary. Garland Publishing. Inc. New York & London, 1991. P. 823-824.
140 Defense Planning for the 1990, s ... P. 824.
ния, которые поддерживаются и контролируются в различной степени внешней стороной в условиях мирного и военного времени. Терроризм с использованием вооруженного насилия вполне подходит под данное определение.
В отличие от партизанской войны терроризм не претендует на поддержку широких народных масс. Да он в этом особенно никогда и не нуждался. Современные военные технологии, новые образцы оружия и. военной техники являются тем необходимым для террориста средством, которое способствует обострению этой и без того крайне серьезной проблемы. Научно-техническая революция в военном деле увеличивает масштабы и эффективность терроризма. Трудно предугадать, к примеру, последствия применения террористами какого-нибудь вида оружия массового поражения.
Западные специалисты считают, что к проблеме терроризма следует относиться как к своеобразной малой войне на истощение. Для ее решения рекомендуется проводить следующие мероприятия:
наладить сотрудничество как можно с большим числом стран в организации антитеррористической деятельности;
создать эффективную информационно-разведывательную сеть;
проводить мероприятия по выявлению и уничтожению террористических групп вне зависимости от места их нахождения;
проводить подготовку и оснащать соответствующим образом специальные формирования по борьбе с терроризмом.
Для того, чтобы избежать угроз стабильности государству и дружественных ему соседних стран необходимо улучшить способность адекватно реагировать на возникающие террористические опасности. Проблема заключается в том, чтобы знать, какие действия необходимо предпринимать в ответ на акты насилия, когда и где действовать.
Вне всякого сомнения, террористические угрозы национальным интересам требуют решительных действий со стороны государства.
Важно определить в этом плане шкалу его национальных приоритетов. Несмотря на то, что необходимость действий в случае возникшей угрозы -неоспоримый факт, в кризисной ситуации целесообразно действовать быстро и до того момента, когда ситуация выйдет из-под контроля. Предпринимая быстрые решительные шаги, можно разрешить конфликт на выгодных условиях в минимальные сроки и с наименьшими потерями, избегая тем самым последующего более масштабного использования военной силы. Слишком часто игнорирование кризисной ситуации приводит к тому, что она возрастает до такого уровня, когда ее невозможно разрешить мирным путем.
Зарубежный опыт свидетельствует о том, что очень сложно дать набор Рекомендаций для каждой кризисной ситуации, связанной с террористической деятельностью. Вместе с тем имеется ряд общих теоретических положений, к которым относятся следующие:
спектр насилия низкой интенсивности простирается от отдельных актов терроризма до широкомасштабных партизанских войн (иррегулярные действия) и практики государственного терроризма;
необходимо иметь соответствующие силы и средства для участия в упомянутом выше уровне конфликтов, а также правильно определять случаи использования военной силы;
вооруженные силы (внутренние войска) должны применять соответствующую тактику действий и иметь необходимое для этого снаряжение;
после принятия решения на использование военной силы, реагирование должно быть быстрым и решительным.
Вызванные терроризмом кризисные ситуации, перерастающие в малые войны, - это постоянно растущая угроза любому обществу до тех пор, пока общество не научится с ними эффективно бороться.
В наши дни мы переживаем один из наиболее трудных и сложных периодов радикальных изменений, с которыми когда-либо приходилось сталкиваться нашей стране. Однако в этот период времени, когда мы не перестаем удивляться быстроте происходящих перемен, к нам постепенно приходит понимание того, что демократическое общество на этапе своего становления весьма уязвимо к проявлениям насилия. В послевоенный период мир переполнен конфликтными ситуациями: Корея, Вьетнам, Ливан, Сальвадор, Никарагуа, Афганистан, Чад, Иран-Ирак, Намибия, Сев. Ирландия, Гватемала, Перу, Эфиопия, Кампучия, Мозамбик, Ангола, Сомали, Израиль, Сирия, Египет, Югославия, бывшие советские республики Средней Азии и Закавказья. И этот список стран можно очень долго продолжать. Политическое и военное насилие как никогда раньше получило широкое распространение в мире. Иными словами, способность вызывать радикальные изменения в сложившейся расстановке сил превысила способность держать их под контролем. Старые конфликтные ситуации, неразрешенные проблемы настойчиво начинают сегодня требовать своего разрешения одновременно с появлением новых спорных вопросов.
Во многих странах, переживающих радикальные изменения, происходит своеобразная "демодернизация". Инвестиционные программы не работают на должном уровне; неуклонно снижается степень обученности подрастающего поколения; распространяются болезни, еще недавно, казалось, полностью побежденные; улицы, спустя десятилетия, заполнены нищими; большая часть населения мечется в поисках доступного по цене продовольствия; угроза безработицы, неуверенность в завтрашнем дне вызывает у людей отчаяние и привносит еще большую нестабильность в общество. Нереализованные ожидания и неэффективное разрешение экономических проблем превратили большинство развивающихся стран в очаги конфликтов, способных к разрастанию и вовлечению в них развитых государств.
В то же время появление новых технологий, переориентация на наукоемкие отрасли экономики во многих западных странах вызывают утрату надежд, чувство отчуждения и обиды у людей, не вовлеченных в процесс преобразований, часть которых пополняет ряды террористических группировок.
Современная технология превратила обычную войну, не говоря уже об ядерной, в слишком дорогое и разрушительное предприятие. Если бы в недалеком прошлом обычная война началась в Европе между НАТО и странами ОВД, нельзя было быть уверенным в том, что путем сдерживания (устрашения) они не достигли бы ядерного порога. Всегда существует опасность, что проигрывающая сторона начнет эскалацию конфликта и применит ядерное оружие. С другой стороны, терроризм и партизанская война не обладают данными недостатками. Они, так сказать, "дешевые" виды конфликта, в большинстве случаев легко "сдерживаемые" и не требуют овладения сложной военной техникой и высокой боевой подготовкой.
В последнее время появилась тенденция к тому, что почти для любого конфликта на начальной стадии стали характерными терроризм и партизанская война. Начало партизанской войны, как правило, подразумевало отказ от большей части террористических актов, так же как начало боевых действий с использованием регулярных вооруженных сил не оставляло места на поле боя для партизанской войны. Однако в настоящее время террористическая деятельность и партизанская война во все возрастающих масштабах становится конечной целью конфликта без перехода на следующие стадии обычной войны. Во время вьетнамской войны северовьетнамское командование отреагировало на стремление сайгонского режима вести обычную войну тем, что расширило масштабы партизанской войны. С точки зрения некоторых стран терроризм и партизанская война представляют собой эффективную и экономную стратегию в борьбе против развитых государств и не позволяют этим странам усиливать свои позиции в развивающемся мире.
Терроризм не предусматривает использование традиционных вооруженных сил и тактики действия на поле боя. Почвой произрастания терроризма являются городские улицы крупных городов, например, таких как Бейрут, университетсткие городки вЕвропе и Латинской Америке. Боевая подготовка террористов проходит в специальных тренировочных лагерях. В качестве учебных пособий и наставлений используются советские и американские полевые уставы, подпольные издания, аналогичные "Миниру-ководству по ведению партизанской войны в условиях города", а также Учебники "красных бригад", которые копируются в различных вариантах и передаются от одной террористической группы к другой.
Терроризм в значительной степени отличается от ведения боевых действий по нескольким существенным признакам. Наиболее очевидная разница заключается в том, что, если традиционная обычная война представля-
ет собой в большинстве случаев, так сказать, "узаконенное насилие" одного государства по отношению к другому, то терроризм является негосударственным насилием против государства или отдельных групп лиц. По этой причине он обычно рассматривается как "незаконное насилие".
Терроризм отличается от формальных боевых действий прежде всего тем, что он является политическим актом, направленным не столько на "уничтожение противника", как говорится в определении Мао Цзедуна о сущности войны, сколько на деморализацию общества и принуждение правящих кругов к ответным действиям. Целью террористов в провоциро-вании ответных действий является создание благоприятных условий для "всеобщего восстания" или "революции". В большинстве случаев задача террористов заключается не в свержении существующего строя или уничтожении какой-то политической системы, а скорее в запугивании противника, в создании условий для политических заявлений или привлечения внимания к какой-то конкретной проблеме. В отличие от обычных боевых действий, когда чувство самосохранения необходимо для достижения успеха, терроризм часто достигает своей цели на желании террористов отдать свои жизни для выполнения поставленной задачи, хотя число террористов, реально желающих выполнить самоубийственные задачи, относительно невелико.
Другой отличительной чертой терроризма является то, что традиционные боевые действия более разрушительны по своему характеру, чем терроризм. Относительно небольшое число жертв терроризма в 20 в. никак не сопоставимо с унесенными обычными войнами миллионами человеческих жизней. Огромная разрушительная сила обычных войн и их высокая стоимость в какой-то степени являются причиной расширения масштабов терроризма. / .
Гораздо легче организовать нападение на самолет или группу людей, чем участвовать в боевых действиях. Террористы оснащены не очень дорогим оружием по сравнению с оружием и военной техникой, необходимыми для ведения обычной войны. Терроризм - это форма боевых действий, не ограниченных территориальными рамками и без участия крупных группировок войск.
Передовая технология вносит кардинальные изменения в мир, в общество, в котором мы живем, создавая порой новые очаги напряженности. Она также привносит свежую струю в развитие оружия и военной техники, военного искусства. Благодаря развитию технологии проводников, новых видов пластмасс и других синтетических материалов, прогрессу в оптике, взрывчатых веществ и электронике, оружие в наше время становится меньшим по размерам, дешевле в производстве, легким в применении и гораздо более разрушительным, чем когда-либо прежде. Один солдат в наши дни может сосредоточить в своих руках гораздо больше огневой мощи, чем целый полк наполеоновских времен. Однако существует закономер-
цость, заключающаяся в том, что насколько быстро новое вооружение поступает в войска, настолько же быстро оно оказывается в руках террористов путем похищений со складов, через торговцев оружием и третьи страны.
Принимая во внимание непреклонную истину о том, что от прошлого через настоящее мы идем к будущему, можно сказать, что человечество находится на пороге нового мира, более опасного, чем можно было представить в прошлом. Мира, где отдельный индивидуум или небольшая группа террористов могут овладеть оружием массового поражения, поставив под угрозу жизни сотен тысяч невинных людей и шантажируя целые нации. Несмотря на широко распространенное мнение, это оружие не обязательно будет ядерным, ибо существует три вида оружия массового поражения: ядерное, химическое и биологическое. При соответствующих условиях, имея необходимое оборудование, материалы и инструкции, любой компетентный химик или микробиолог мог бы создать токсичное химическое ве- _ щество или вывести смертельные биологические культуры, которые при наличии соответствующего устройства доставки способны причинить серьезный ущерб большому числу людей. В ряде стран существуют не очень строгие порядки доступа к смертоносным биологическим культурам, часть из которых можно получить по почте из медицинских лабораторий. Наставления по его производству практически находятся у любого находчивого исследователя. Исследования, описывающие ход химической атаки с расчетами определения направления ветра, зон рассеивания можно найти на библиотечных полках.
Экономика разных стран еще более уязвима, чем сами люди. Достаточно вспомнить, как в 1978 г. палестинские террористы впрыснули яд в партию цитрусовых, направляемую из Израиля в Европу. Заболело большое количество людей, и хотя никто из них не умер, позиции Израиля на внешнем рынке были серьезно подорваны, т.к. резко упал спрос на продукцию из этой страны. К другому примеру можно отнести усиление активности левацких группировок в Гватемале в 1981 г., в результате чего была подорвана национальная индустрия туризма.
Современные террористические группы меньше по численности, лучше подготовлены и вооружены, более сплоченные, чем когда-либо раньше. Это сильно затрудняет контроль за их деятельностью и ставит новые задачи перед соответствующими государственными структурами.
Во второй половине 70-х и в 80-е годы центр террористической активности переместился из Европы на Ближний Восток и в Латинскую Америку, которые на тот период стали подвергаться террористическому насилию больше какого-либо другого региона мира. Терроризм находится на подъеме в развивающихся странах не только из-за экономических проблем и не оправдывающихся надежд населения, но и потому, что развивающиеся страны в гораздо меньшей степени готовы к отражению террористических
действий по сравнению с основными западными державами. Наметилась устойчивая тенденция, свидетельствующая о том, что объектами террористических заговоров с целью убийства все чаще становились политические деятели. В их число входили египетский президент Анвар Садат, президент Ливана Башир Гемаэль, председатель партии христианских демократов Альдо Моро, премьер-министры Индии и Израиля и десятки менее известных государственных и политических деятелей. За последние неполных 20 лет от рук убийц пали 17 глав государств и правительств141.
К сожалению, зона конфликтов в современном мире постоянно расширяется. Для многих государств мира, в том числе на территории СНГ, характерны условия, ведущие к созданию организованной оппозиции, которая в своих повстанческих действиях часто прибегает к террористическому насилию.
По мнению западных аналитиков, малая война, которая может дать начало повстанческим и партизанским действиям в современных условиях, является следствием военно-политической конфронтации соперничающих между собой государств, групп государств или субъектов федерации (конфедерации). Очень часто причиной ее возникновения может стать длительная несовместимость взглядов на принципы государственного устройства внутри федерации и официальную идеологию. Диапазон малых войн может простираться от подрывной деятельности до прямого применения вооруженного насилия. Они ведутся с помощью своеобразного сочетания политических, экономических, информационных и непосредственно военных средств. Малые войны часто ограничены масштабами их ведения, но тем не менее оказывают непосредственное влияние на проблемы региональной и даже глобальной безопасности.
Операции, проводимые регулярными войсками в малых войнах, представляют собой, как правило, совместные действия видов вооруженных сил и родов войск и характеризуются косвенным и прямым применением вооруженного насилия.
По опыту зарубежных стран, использование регулярной армии (внутренних войск) определяется законодательной базой государства, а также директивами, уставами, наставлениями и прочими официальными документами. Глава государства дает общие политические установки, министр обороны (внутренних дел) через свои штабы воплощает их на оперативном уровне использования вооруженных сил, а командиры тактического звена реализуют замыслы своих начальников на практике в соответствии с разработанными планами действий в кризисной обстановке.
Накопленный в послевоенный период опыт ведения малых войн, в том числе и противоповстанческих операций, свидетельствует о том, что войска должны уметь действовать в любых географических условиях - джунглях, горной местности, пустынях, городах и т.д. Перечисленные выше ус-
141 Независимая газета. 1994 г. 25 марта.
126 |
ловия с учетом климатического фактора могут оказывать значительное влияние на ход войсковых операций. Языковые, религиозные и культурные особенности местного населения создают дополнительные трудности.
Достижение успеха в малых войнах зависит от тщательного планирования и умелого руководства войсками, определяемых следующими чрезвычайно важными факторами:
политическим превосходством
Политические цели оказывают непосредственное влияние на ход боевых действий в малой войне. В конечном итоге они воздействуют на принятие решений от стратегического до тактического уровня. Командиры всех степеней и их штабы должны четко понимать преследуемые в войне политические цели и влияние проводимых операций на их выполнение.
единством усилий
Единство усилий требует согласованной политики задействованных в вооруженном конфликте силовых структур, более тесного взаимодействия и интеграции проводимых войсковых мероприятий.
способностью к адаптации
Адаптация применительно к малым войнам представляет собой способность и готовность войсковых командиров изменять или совершенствовать оргаштатные структуры частей и подразделений, а также методы ведения вооруженной борьбы в различных условиях боевой обстановки. Для этого необходимо проводить тщательное уяснение поставленной задачи, вести всестороннюю разведку, учитывать особенности района боевых действий. Способность к адаптации представляет собой нечто большее, чем просто специализация и гибкость в применении частей и подразделений, предусматривающих использование одних и тех же приемов в различных условиях боя. Для достижения успеха в малых войнах войска должны обладать способностью к адаптации не только для совершенствования существующих оргштатных структур и методов ведения войны, но и для выработки и развития новых структур.
легитимностью
Легитимность вытекает из того, что власть в стране является законной и эффективной и что она может использовать для разрешения конфликта все необходимые государственные структуры. Ни одно ведомство или силовое министерство не могут сами по себе определять легитимность проводимых ими мероприятий, но своими действиями они могут и должны олицетворять государственную законность и порядок.
настойчивостью
Малые войны редко имеют четко выраженные начало и окончание боевых действий. По своей природе они предполагают ведение затяжной борьбы. Настойчивость требует тщательного и достоверного анализа складывающейся обстановки для быстрых и эффективных действий в нужное время и в нужном месте. Настойчивость дает возможность команди-
рам отвергать идею достижения незначительных краткосрочных успехов в ущерб конечным целям и задачам.
По мнению западных военных специалистов, бригадные и батальонные тактические группы (как "тяжелые", так и "легкие"), усиленные подразделениями специального назначения, должны играть роль "острия копья" объединенной группировки войск, задействованной в противоповстанче-ских операциях. Для выполнения поставленных задач командиры частей и подразделений должны уяснить природу и характер повстанчества, а также свое собственное место в противоповстанческих действи