Появление и развитие первых отечественных самоходных артиллерийских установок
В конце XIX века в России были проведены опытные полигонные стрельбы из стрелкового оружия для изыскания эффективных способов борьбы с воздухоплавательными аппаратами. По оценке специалистов действия пуль ручного стрелкового оружия пехоты явно не хватало для нанесения серьезных повреждений оболочкам аэростатов и дирижаблей. Опытные стрельбы по воздушным целям пулевой шрапнелью из четырехдюймовых пушек, проведенные на Усть-Ижорском полигоне в 1890 году и под Красным Селом в 1891 году, показали высокую эффективность применения артиллерии. В 1908 году были определены требования к перспективной пушке, предназначенной для стрельбы по воздушным целям, а на Лужском полигоне проводились стрельбы по воздушным целям из 3-дюймовых полевых скорострельных пушек обр. 1902 г. Пушка устанавливалась в специальную яму для придания стволу больших углов возвышения. Удовлетворительные результаты испытаний стали причиной задержки в разработке специализированной пушки (аналогичная ситуация была во Франции после проведения испытаний 75-мм полевой пушки при стрельбе по воздушным целям).
Проектирование первой отечественной противоаэростатной (зенитной) пушки было начато под руководством Ф.Ф.Лендера на Путиловском заводе в 1913 году и успешно завершено принятием пушки на вооружение Русской армии. Трехдюймовая противоаэро- статная пушка образца 1914 г. системы Путиловского завода была переименована и получила название «трехдюймовая зенитная пушка образца 1914 г. системы Путиловского завода». Ствол пушки был заимствован у трехдюймовой (76-мм) скорострельной полевой пушки образца 1902 года, что позволяло использовать для стрельбы одни и те же боеприпасы. Прицельные приспособления пушки состояли из оптической панорамы, дистанционного барабана и угломерного круга. Стрельба по неподвижной воздушной цели велась прямой наводкой.
В ходе Первой Мировой войны формировались батареи различного состава (по числу пушек) для стрельбы по воздушным целям: противоаэропланные (противосамолетные), противоаэростатные. В составе действующей армии имелись батареи "бронированные", "ездящие", "железнодорожные" -всего в 1914-1917годах была сформирована 251 батарея, из них - 30 батарей со специальными пушками, остальные - с переоборудованными орудиями полевой артиллерии, на вооружении которых находилось 967 пушек, в том числе 36 орудий было установлено на автомобилях. При переоборудовании полевых орудий в зенитные обычно использовались приспособления, устанавливаемые в ямах, и приспособления тумбового типа. В 1914 году на Путиловском заводе на базе 5-т грузовой автомашины "Руссо-Балт-Т" фактически была создана первая отечественная зенитная самоходная установка, вооруженная 3-дм противоаэропланной (зенитной) полуавтоматической пушкой системы Лендера-Тарнавского. Машина имела бронированные кабину и двигатель. Для перевозки боеприпасов и горючего были построены «бронированные зарядные ящики» - специальные автомобили, также с бронированными кабинами. В марте 1915 года, после завершения всех испытаний, «1-я Отдельная батарея для стрельбы по воздушному флоту» в составе 4-х установок была отправлена на фронт. Из-за нехватки отечественных шасси в качестве базы для установки зенитных пушек применялись импортные машины: «Уайт» для трехдюймовой пушки, «Остин» для 57-мм пушки Гочкисса.(машина имела бронированную кабину). Использовались а Русской армии и зенитные самоходные установки импортного производства - в 1916 году из Англии были поставлены 16 40-мм «автоматических крутобойных орудий», установленных на 3-т грузовиках «Peerless».
Задача сопровождения и поддержки огнем наступающих войск была актуальна во все времена. Насыщение армий автоматическим стрелковым оружием и артиллерией, появление скорострельных пушек, массовое применение инженерных сооружений обусловили необходимость создания нового мобильного оружия, способного взламывать оборону и быть защищенным от воздействия огня противника. Уровень развития техники в начале XX векам позволял создать такое оружие. Несколько интересных проектов бронированных боевых машин с артиллерийским вооружением было разработано в России. В 1916 году русский инженер В.Д.Менделеев предложил сверхтяжелую гусеничную боевую машину под названием "Бронеход". Она должна была иметь бронирование корпуса в 100-150 мм и 120-мм морскую пушку системы Канэ. Еще одна 40-тонная боевая машина была построена в 1917 году конструктором Н.Н. Лебеденко. Это была колесная машина с двумя ведущими колесами велосипедного типа, диаметром около 9 метров. В 1916 году по проекту полковника артиллерии Гулькевича на Обуховском сталелитейном заводе на базе полугусеничного артиллерийского тягача A His Chalmers был построен «тракторный самоход». Он имел полностью бронированный корпус и вооружение, состоящее из трехдюймовой пушки и 2-х пулемётов. По мысли полковника Гулькевича, такие машины должны были применяться массировано в качестве средства прорыва укреплённых позиций противника. Машины с примерно аналогичным вооружением и бронированием строились и на колёсных шасси (4-х тонный американский грузовик Garford). Их назначением была поддержка в бою пулемётных бронеавтомобилей.
После применения англичанами танков на р. Сомма в сентябре 1916 года стала актуальной задача создания такой боевой техники и в России. Конечно, русская промышленность уступала по своему потенциалу промышленности стран-союзниц и Германии, но тем не менее, задача создания бронированной боевой техники в России была вполне реальной, что было доказано, например постройкой в ещё более тяжёлое время, в ходе Гражданской войны в 1920 году на Сормовском заводе в Нижнем Новгороде серии танков на базе конструкции захваченного у интервентов французского танка «Рено».