Рис, 41. Размещение личного состава в кузове автомобиля: а - на продольных сиденьях; б – на поперечных сиденьях

При посадке используются колеса, гусеницы и подножки.

Оружие при посадке берется как удобнее, за исключением ротных пулеметов и другого тяжело­го оружия, которые передаются военнослужащим, произведшим посадку или стоящим сзади. После посадки оружие ставится между коленями и под­держивается обеими руками. Автоматы, кроме того, по команде командира подразделения могут быть взяты в положение «на грудь».

Вещевые мешки и скатки шинелей снимаются по указанию (команде) командира подразделения (старшего машины) и размещаются в машине.

Командир подразделения (старший машины) следит за правильностью посадки личного соста­ва, а по окончании ее проверяет крепление за­поров дверей (люков) и бортов, после чего зани­мает свое место в боевой машине пехоты и в бронетранспортере на сиденье командира маши­ны, а в автомобиле - рядом с водителем или по указанию старшего командира в левом переднем углу кузова автомобиля.

Если место командира машины занимает стар­ший командир, то командир отделения или взво­да размещается в десантном отделении машины.

150. Экипаж танка по команде «ПО МЕСТАМ» одновременно поворачивается кругом и быстро занимает места в танке в следующем порядке: командир танка, пропустив заряжающего, подбе­гает к левому борту и вслед за наводчиком зани­мает свое место в танке; наводчик подбегает к левому борту, быстро производит посадку и зани­мает свое место через люк командира танка; заряжающий подбегает к правому борту, быстро производит посадку и занимает свое место через люк заряжающего; механик-водитель быстро производит посадку и занимает свое место через люк механика-водителя.

Экипажи танков, имеющие другой состав, зани­мают свои места в боевых машинах применительно к изложенному порядку с учетом размещения экипажей в машинах и расположения люков.

151. Посадка десанта на танк на месте произ­водится с бортов. Если посадка десанта с бортов невозможна, она производится с кормы танка. При этом оружие берется как удобнее, за исключени­ем ротных пулеметов и другого тяжелого оружия, которые передаются военнослужащим, произвед­шим посадку или стоящим сзади.

На танке военнослужащие размещаются с со­блюдением требований безопасности.

Командир перевозимого десантом подразде­ления в отношении соблюдения правил посадки личного состава и размещения его на танках вы­полняет указания командира танкового подраз­деления и об окончании посадки докладывает ему и своему непосредственному начальнику.

152. Перед началом движения подразделения (части) предварительно подается команда «ЗА­ВОДИ», по которой производятся пуск и прогрев двигателей машин.

По команде «МАРШ» все машины начинают движение одновременно в том строю, в котором они находились на месте, или перестраиваются по команде командира, принимая на ходу установ­ленные дистанции и интервалы. Если дистанции между машинами в колонне были не больше 10 м, машины начинают движение поочередно, наби­рая установленные дистанции.

При определении порядка и скорости движе­ния, а также остановок для отдыха необходимо руководствоваться указаниями, изложенными в боевых уставах.

Дистанции между машинами зависят от скорости и условий движения и в среднем могут быть 25-50 м.

Для изменения дистанций подаются команды: «УВЕЛИЧИТЬ ДИСТАНЦИИ», «УМЕНЬШИТЬ ДИС­ТАНЦИИ».

Повороты в движении могут производиться последовательно за направляющей машиной (за­ездом) или одновременно всеми машинами (под­разделениями).

Для последовательного поворота кругом по команде «ВНИМАНИЕ, ДЕЛАЙ, ЧТО Я»головная машина на пониженной скорости разворачивается кругом и продолжает движение в обратном нап­равлении параллельно колонне. Остальные ма­шины, дойдя до места поворота головной, также разворачиваются и продолжают движение.

Для одновременного поворота направо (нале­во кругом) подается команда «ВСЕ НАПРАВО (ВСЕ НАЛЕВО, ВСЕ КРУГОМ)». По команде «ВСЕ НАПРАВО (ВСЕ НАЛЕВО)» машины на ходу одно­временно разворачиваются в указанную сторону и продолжают движение в новом направлении. По команде «ВСЕ КРУГОМ» каждая машина останав­ливается, не сокращая дистанции, поворотом на­лево разворачивается кругом и продолжает дви­жение в обратном направлении.

При необходимости освобождения дороги ко­лонной в движении подается команда «ПРИНЯТЬ ВПРАВО». По этой команде все машины в колон­не одновременно отводятся с проезжей части дороги и продолжают движение по правой обочи­не или справа от дороги.

153. Остановка машин производится по коман­де «СТОЙ», по которой машины подходят к остановившейся впереди машине и поочередно оста­навливаются на дистанциях не ближе 10 м или на дистанциях, установленных командиром.

Перед остановкой колонны машины отводятся на правую обочину или вправо от дороги. Перек­рестки, развилки дорог, мосты, теснины, железно­дорожные переезды, подъезды домов и въезды во дворы должны оставаться свободными, если при этом и нарушаются дистанции.

Если необходимо, после остановки подается команда«ГЛУШИ ДВИГАТЕЛЬ».

154. Высадка личного состава из машин может производиться:

- из боевых машин пехоты и бронетранспор­теров - через люки;

- из автомобилей - через правый, левый и зад­ний борта; из автомобилей с закрытым кузовом - через задний борт.

Высадка личного состава из других машин производится как удобнее.

Высадка из машин, находящихся на правой обочине дороги, через левый борт не разрешается.

Для высадки из машин подается команда «К МАШИНАМ».

Например:«Отделение(взвод, рота),через правый, левый борта (задний борт) - К МА­ШИНАМ».

По этой команде личный состав быстро выса­живается из машин и выстраивается около них (рис. 39) или действует по команде (приказу) своих командиров.

При высадке из машин оружие берется как удобнее, а ротные пулеметы и другое тяжелое оружие передаются ранее высадившимся воен­нослужащим.

СТРОИ ВЗВОДА

155. Развернутый строй взвода - линия ма­шин (рис. 42), интервалы между машинами - 3 м.

Построение взвода в развернутый строй произ­водится по команде «В линию машин – МАРШ». Подав команду, командир взвода ставит свою машину лобовой частью в сторону фронта постро­ения взвода, остальные машины встраиваются в порядке номеров на одной линии левее машины командира взвода, соблюдая установленные интервалы.

Рис. 42. Развернутый строй взвода – линия машин

156. Походный строй взвода - колонна (рис. 43), дистанции между машинами при построении на месте и на остановках - не ближе 10 м, в дви­жении дистанции зависят от скорости и условий движения и в среднем могут быть 25-50 м; маши­на командира взвода следует в голове колонны.

Построение взвода в колонну, а также пере­строение его из линии машин в колонну произ­водится по команде «В колонну - МАРШ».

При перестроении взвода из линии машин в колонну за машиной командира взвода выдвигаются в порядке но­меров на установлен­ной дистанции осталь­ные машины взвода (рис. 44).

Перестроение взво­да из колонны в раз­вернутый строй - ли­нию машин (рис. 45) - производится, как ука­зано в ст. 155.

Рис. 43. Походный строй взвода - колонна

Рис. 44. Перестроение взвода из линии машин в колонну

Рис. 45. Перестроение взвода из колонны в линию машин

СТРОИ РОТЫ

157. Развернутый строй роты может быть в линию машин (рис. 46) или в линию взводных ко­лонн (рис. 47). Интервалы между взводами - 5 м.

Построение роты в развернутый строй - линию машин или линию взводных колонн - производит­ся по команде «В линию машин (в линию взвод­ных колонн)- МАРШ».

Подав команду, командир роты ставит свою машину лобовой частью в сторону фронта пост­роения роты или указывает место построения первого взвода. Взводы в порядке номеров выст­раиваются в линию машин (в колонны) левее ма­шины командира роты на установленных интер­валах и дистанциях.

Рис. 46. Развернутый строй роты - в линию машин

Рис. 47. Развернутый строй роты - в линию взводных колонн

158. Походный строй роты - колонна (рис. 48). Построение роты в колонну, а также перест­роение ее из развернутого строя в колонну производится по коман­де «В колонну - МАРШ».

При перестроении роты из развернутого строя в колонну ма­шина командира роты или голов­ная машина первого взвода начи­нает движение прямо и затем вы­ходит на указанное направление; за машиной командира роты или за головной машиной первого взвода в порядке номеров или в порядке, указанном командиром роты, выдвигаются на установ­ленной дистанции остальные взводы в колоннах.

159. Перестроение роты из колонны в развернутый строй - линию машин или линию взвод­ных колонн - производится по ко­мандам и правилам, указанным в ст. 157. При этом взводы в колон­нах выходят из ротной колонны и по команде командиров взводов «В линию машин - МАРШ»выст­раиваются соответственно в ли­нию машин или в линию взводных колонн, как показано на рис. 46, 47.

Рис. 48. Походный строй роты - колонна

СТРОИ БАТАЛЬОНА

160. Развернутый строй батальона может быть в линию взводныхили ротных колонн.

При необходимости батальон может быть построен в линию машин.

Построение батальона в развернутый строй производится по приказанию командира баталь­она или по команде «В линию взводных(ротных) колонн (в линию машин) - МАРШ».

Батальон в линию взводных колонн строится, как показано на рис. 49; роты - в линию взводных колонн.

Батальон в линию ротных колонн строится, как показано на рис. 50; роты - в колоннах.

Батальон в линию машин строится, как показа­но на рис. 51; роты - в линию машин. Интервалы между ротами - 5 м.

При построении батальона машина командира батальона и подразделение управления строятся на правом фланге батальона, артиллерийские подразделения и подразделения обеспечения - соответственно во взводных или ротных (ба­тарейных) колоннах на левом фланге батальона.

161. Походный строй батальона - колонна(рис. 52).

При построении батальона в колонну роты, артиллерийские подразделения и подразделения обеспечения в колоннах строятся в порядке, ука­занном командиром батальона; дистанции между ротами при построении на месте и на остановках - не ближе 10 м, в движении дистанции зависят от скорости и условий движения и в среднем могут быть 25-50 м.

Построение батальона в походный строй производится по приказанию командира баталь­она или по команде «В колонну - МАРШ».

Рис. 49. Развернутый строй батальона – в линию взводных колонн

Рис. 50. Развернутый строй батальона – в линию ротных колонн

Рис. 51. Развернутый строй батальона – линия машин

Рис. 52. Походный строй батальона - колонна

162. Перестроение батальона из развернутого строя в колонну производится по команде «В ко­лонну - МАРШ».

По этой команде машина командира батальо­на начинает движение прямо, затем выходит на нужное направление; за машиной командира ба­тальона выдвигаются на установленные дистан­ции подразделения батальона, как показано на рис. 52, или в порядке, указанном командиром батальона.

163. Перестроение батальона из колонны в развернутый строй производится по команде «В линию взводных (ротных) колонн - МАРШ». По этой команде подразделения выстраиваются, как показано на рис. 49, 50.

СТРОИ БРИГАДЫ (ПОЛКА)

164. Развернутый строй бригады (полка) со­стоит из батальонов, артиллерийских подразде­лений, подразделений противовоздушной обо­роны и подразделений обеспечения, построенных в линию взводных или ротных колонн.

Левее батальонов строятся артиллерийские подразделения, подразделения противовоздуш­ной обороны и подразделения обеспечения. Ин­тервалы между батальонами - 10 м, а между другими подразделениями полка – 5 м или определяются командиром полка в зависимости от условий построения.

165. Походный строй бригады (полка) - ко­лонна. Бригада (полк) в походную колонну строит­ся в порядке, указанном в ст. 138.

Перестроение бригады (полка) из развернутого строя в колонну производится по приказанию командира бригады (полка). В приказании указы­ваются направление и порядок движения, время готовности к движению и дистанции между бата­льонами.

Движение в походном строю начинается по команде «В колонну - МАРШ».

Командиры батальонов последовательно по­дают команды для движения батальонов (ст. 161, 162).

Наши рекомендации