Теоретические подходы к разоружению
Проблема контроля над ядерными вооружениями ввиду ее особой важности для обеспечения национальной безопасности государств, международной безопасности и стратегической стабильности находится в центре внимания государственных деятелей, политиков, научного и экспертного сообществ.
Широкий диапазон высказываемых по данной проблеме мнений, порой диаметрально противоположных, свидетельствует о ее сложности и неоднозначности, подчеркивает необходимость ее глубокого системного рассмотрения. Даже сам термин «контроль над вооружениями», хотя он и применяется уже более полувека в качестве одной из важнейших военно-политических категорий, как это ни парадоксально, до сих пор не имеет единой трактовки.
Термин «контроль над вооружениями» («arms control») впервые появился в американских документах и в литературе еще в 1950-х годах. Ему придавался, прежде всего, военно-технический характер. Под «контролем» понималось «ограничение численности, типов вооружений или вооруженных сил, их развертывания и размещения, а также использования тех или иных вооружений». Считалось также, что контроль над вооружениями включает и меры, направленные на уменьшение опасности развязывания случайной войны и угрозы внезапного нападения.
Сокращение и ликвидация вооружений или вооруженных сил попадали в иное понятие – «разоружение».
В последующих западных определениях терминов единства не было и, судя по всему, нет до сих пор. Различные трактовки содержатся в десятках источников. Так, например, в 1976 году Стокгольмский международный институт исследований проблем мира (SIPRI) давал следующую формулировку: «Контроль над вооружениями имеет целью уменьшение вероятности войны, а разоружение (disarmament) – значительное сокращение или ликвидацию вооружений, осуществляемую на основе международных соглашений».
В Ежегоднике ООН 1989 года «разоружение» трактовалось как термин, включающий «все аспекты проблемы регулирования вооружений, контроля над вооружениями, сокращения или ликвидации вооружений или вооруженных сил в результате международных соглашений или односторонних мер».
В политическом же словаре, изданном в США, говорилось, что «контроль над вооружениями – это любое международное соглашение, которым ограничиваются типы и численность вооружений или вооруженных сил».
В Советском Союзе термин «контроль над вооружениями» длительное время по существу вообще игнорировался и даже подвергался критике. Считалось, что контроль над вооружениями «по американски» призван не прекратить гонку вооружений, а лишь узаконить ее в выгодных для США рамках. В противовес этому в Советском Союзе использовались термины «ограничение и сокращение вооружений» и «разоружение». Но постепенно термин «контроль над вооружениями» стал входить и в отечественный лексикон.
В данной дисциплине под контролем над вооружениями мы будем понимать комплекс мер, направленных на прекращение наращивания вооружений, их ограничение, сокращение, ликвидацию, а также на предотвращение распространения ядерных вооружений на основе международных соглашений и договоренностей.
Этот комплекс мер включает в себя два блока:
первый – ограничение и сокращение ядерных вооружений (разоружение), в том числе контрольный механизм и транспарентность,
второй – предотвращение распространения ядерного оружия (нераспространение).
Продолжая разговор о контроле над вооружениями мы можем констатировать, что в данной области накоплен значительный опыт, разработана правовая база системы контроля над вооружениями.Однако в последние годы политический процесс в этой сфере сталкивается с проблемами, обострение которых способно привести к деформации и даже распаду действующей системы контроля над вооружениями.
Негативные тенденции в области ограничения стратегических наступательных вооружений отчетливо проявились с конца 1990-х гг.
Не вступил в силу Договор между Россией и США о дальнейшем сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений
1993 г. (Договор СНВ-2), т.к. американская сторона отказалась от ратификации Нью-Йоркского протокола к нему (1997 г.).
В свое время в установленные сроки не начались переговоры по Договору СНВ-3, которые были увязаны со вступлением в силу Договора СНВ-2, хотя в России и США велась соответствующая работа по подготовке и обмену проектами договора.
Договор о сокращении стратегических наступательных потенциалов 2002 г. (Договор о СНП) не стал действующим механизмом ядерного разоружения, поскольку не предусматривал необратимости сокращений СНВ и мер контроля.
8 апреля 2010 г. в Праге президенты США Б.Обама и РФ Д.Медведевподписали новое соглашение – Договор о мерах по дальнейшему сокращению и ограничению стратегических наступательных вооружений (ДСНВ-2010), обеспечившее преемственность линии на дальнейшие юридически обязывающие сокращения стратегических ядерных вооружений. В дальнейшем этот договор и стали называть СНВ-3.
Однако диалог в других сферах контроля над вооружениями, напрямую связанных с ядерным разоружением, характеризуется рядом проблем, подчас весьма серьезных.
Во-первых, в 2002 г. США в одностороннем порядке вышли из Договора об ограничении систем противоракетной обороны 1972 г. (Договора по ПРО), который на протяжении трех десятилетий был одним из основных соглашений для всей системы контроля над вооружениями. После выхода из Договора по ПРО Вашингтон приступил к созданию глобальной системы противоракетной обороны, в том числе ее европейского сегмента. До настоящего времени попытки российской стороны убедить США не нарушать стратегическую стабильность путем создания системы ПРО, угрожающей российским силам ядерного сдерживания, не увенчались успехом.
Во-вторых, вызывает озабоченность ситуация вокруг ракет средней и меньшей дальности. Ракеты этих классов были уничтожены СССР и США в соответствии с Договором о ликвидации ракет средней и меньшей дальности 1987 г. (РСМД). Несмотря на предпринимаемые Россией усилия, ей пока не удалось придать этому Договору глобальный характер. Все большее число государств разрабатывают и принимают такие ракеты на вооружение.Кроме того, соблюдение этого Договора обеими подписавшими сторонами является весьма проблематичным: и РФ и США постоянно обмениваются взаимными претензиями по поводу соблюдения этого договора и выполнения взятых по нему обязательств.
В-третьих, вне международно-правовой сферы контроля остается нестратегическое ядерное оружие, сокращение которого в 1990-е гг. происходило не на основе юридически обязывающих договоров, а лишь путем параллельных добровольных инициатив двух ведущих ядерных держав. В настоящее время начало переговоров по нестратегическому ядерному оружию блокируется рядом серьезных политических и технических проблем.
В-четвертых, вне международных переговоров по ограничению ядерных, в том числе стратегических, вооружений остаются другие государства, в то время как в соответствии с требованиямиСтатьи VI Договора о нераспространении ядерного оружия 1986 г. (ДНЯО) все страны должны вести переговоры об эффективных мерах по прекращению гонки ядерных вооружений в ближайшем будущем и ядерному разоружению.
В-пятых, длительное время находится в тупике ситуация на Конференции по разоружению, в рамках которой заблокированы переговоры по Договору о запрещении производства расщепляющихся материалов (ДЗПРМ) и Договору о предотвращении размещения оружия в космосе (ДПРОК).
В-шестых, так и не вступил в силу подписанный в 1996 г. Договор о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний (ДВЗЯИ), который не ратифицирован рядом стран, включая США и КНР.
В-седьмых, торможение разоруженческого диалога оказывает негативное влияние на режим нераспространения ядерного оружия, и наоборот, проблемы в области нераспространения создают трудности для дальнейших шагов по ядерному разоружению.
Проведение ядерных испытаний в Индии и Пакистане в 1998 г. нанесло серьезный удар по международной системе ядерного нераспространения и поставило вопрос о ядерном статусе этих государств. Остается вне ДНЯО и Израиль со своей военной ядерной программой. В 2003 г. вышла из этого Договора и в 2006-2009 гг. провела ядерные испытания КНДР.В настоящее время КНДР продолжает проводить испытания ядерного оружия, а также создавать и испытывать ракеты средней и большей дальности, вопреки принимаемым резолюциям ООН и возмущениям мировой общественности.
В целом около 30 стран обладают потенциалом создания ядерного оружия. Современные механизмы разоружения и нераспространения не приспособлены для эффективного реагирования на новые вызовы международной безопасности, включая возможную смычку ядерного оружия или необходимых для его производства ядерных материалов и терроризма. Происходит распространение технологий, чувствительных с точки зрения создания ядерного оружия. С учетом изложенного высказываются сомнения в жизнеспособности в современных условиях международно-правовых механизмов контроля над вооружениями.
Ряд стран, понимая опасность складывающейся ситуации, предпринимают шаги по созданию предпосылок для продолжения процесса ядерного разоружения. Речь идет, в первую очередь, об усилиях по укреплению режима нераспространения, созданию дополнительной «страховочной сетки» из различного рода договоренностей и инициатив. Тем не менее, остановить негативные тенденции в области нераспространения пока не удается.
Наблюдаемые деструктивные моменты в сфере контроля над ядерными вооружениями отрицательно сказываются на безопасности России, национальной безопасности широкого круга государств и международной безопасности в целом. В этих условиях существенно возрастает значимость научно обоснованных подходов в области контроля над ядерными вооружениями. Такие рекомендации должны разрабатываться на основе глубокого изучения исторического опыта создания и эволюции международно-правовой системы контроля над ядерными вооружениями, анализа ее современного состояния и прогноза перспектив ее развития и совершенствования.
Контроль над вооружениями, в конечном итоге, должен привести к разоружению, а конечной целью разоружения можно считать полную ликвидацию вооружений в мире. Однако представляется, что это эта цель не достижима. Главной задачей регулирования вооружений является их постепенное сокращение до необходимого минимума.
Разоружение – это широкий комплекс согласованных государствами мероприятий, призванных уменьшить материальные средства ведения войны. В основе разоружения лежит принятие взаимных обязательств по их сокращению и даже отказ от наиболее опасных его видов (оружия массового поражения).
Цель разоружения была предусмотрена еще в Уставе ООН. В настоящее время ООН периодически рассматривает и одобряет планы по разоружению. Для этих целей даже был создан специальный орган – Комиссия по разоружению. Хотя с момента создания этого органа было проведено несколько встреч, вклад Комиссии в разоружение нельзя назвать весомым.
Вторым направлением разоружения является использование переговорных механизмов (переговоры в Вене о сокращении обычных вооружений в Европе, переговоры между Россией и США о сокращении стратегических ядерных вооружений и др.).
Третье направление – использование международных конференций. Хотя международные конференции как метод сотрудничества все больше уходят в прошлое, уступая свое место международных организациям – постоянно действующим субъектам международного права, тем не менее, в области международной безопасности они сохраняют свою роль. Так, например, в Женеве проходит Конференция по разоружению, которая собирается вне рамок ООН.
В литературе принято выделять две программы разоружения: всеобъемлющую и частичную.
Всеобъемлющее разоружение было установлено в Совместном заявлении Правительств СССР и США 1961 года, где предусматривался полный роспуск вооруженных сил, ликвидация военных и обслуживающих армию учреждений, полное уничтожение оружия массового поражения и средств их доставки и т.п. Государства могли сохранить только неядерные вооружения, вооруженные силы, средства и учреждения, которые будут признаны необходимыми для поддержания внутреннего порядка и личной безопасности граждан.
Идея всеобъемлющего разоружения была поддержана Генеральной Ассамблеей ООН. Но далее деклараций по этому поводу дело не пошло.
Частичное разоружение касается отдельных видов оружия, обычно наиболее опасного. В программу частичного разоружения попали: ядерное оружие, химическое оружие, бактериологическое оружие, некоторые обычные виды вооружений. Кроме того, частичное разоружение не ставит цели полной ликвидации всех вооружений, а лишь их сокращение до разумных пределов.
Центральное место в проблеме разоружения занимает ядерное разоружение. Среди политиков и военных экспертов давно ведется спор о том, можно ли применять ядерное оружие и к чему это приведет.
Генеральная Ассамблея ООН приняла ряд резолюций о запрещении применения ядерного оружия: Декларацию о запрещении применения ядерного и термоядерного оружия от 24 ноября 1961 г.и Декларацию о неприменении силы в международных отношениях и запрещении навечно применения ядерного оружия от 29 ноября 1972 г. Однако эти декларации нельзя однозначно рассматривать как обязательные для государств. Прямого запрета на применение ядерного оружия в международных договорах (так называемого, конвенционного запрета) нет. Даже Международный суд ООН, в который обратилась с просьбой дать по этому поводу консультативное заключение Генеральная Ассамблея ООН, не смог ответить однозначно, что применять ядерное оружие нельзя. Хотя и отметил, что его можно отнести к оружию массового поражения, неизбирательного действия, применение которого запрещено нормами международного гуманитарного права. В результате вывод Суда получился таким: если государство все-таки прибегает к использованию этого оружия, то на него ложится вся ответственность за последствия его применения. Также следует отметить заявления СССР и США о неприменении ядерного оружия против агрессии неядерных держав.
В отношении ядерного нераспространения необходимо отметить, что в настоящее время четко сложился так называемый режим нераспространения ядерного оружия – наиболее разработанная среди всех режимов запрещения и нераспространения ОМУ и средств доставки.
Основными элементами режима являются:
1. Запрет распространения ядерного оружия (Договор о нераспространении ядерного оружия (вступил в силу 5 марта 1970 г., с 1995 года действует бессрочно). Ядерные государства отказываются от передачи материалов, технологий и готового оружия неядерным странам, а последние отказываются от собственного его создания и производства и приобретения у других стран.
2. Запрет испытаний ядерного оружия (Московский договор о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, в космическом пространстве и под водой от 5 августа 1963 г., Договор о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний 1996 г.). Последний договор не вступил в силу по целому ряду причин.К настоящему времени Договор подписало 182 государства, в том числе 41 государство из 44, необходимых для вступления договора в силу – не подписали только «молодые»ядерные державы Индия, Пакистан, КНДР.
Ратифицировали Договор 157 государств, в том числе 36 государств из 44, необходимых для его вступления в силу – помимо не подписавших ядерных держав его не ратифицировали другие ядерные державы: США, КНР, Израиль, а также Иран и Египет.
3. Система гарантий МАГАТЭ. Она представляет собой специфический институт Агентства, призванный не допускать, чтобы ядерные объекты, которые подлежат контролю, были использованы для военных целей. Членами МАГАТЭ по состоянию на 2013 г. являются 159 государств.
В 2009 г. гарантии применялись в отношении 170 государств, в которых действуют соглашения о гарантиях с Агентством. Предусматриваются предоставление государствами отчетов Агентству, а также проведение им инспекций.
4. Создание безъядерных зон. Речь идет не только о международной территории (Антарктика, 1959 г.), но и вовлечение в эти зоны территории государств. Примером может служить Договор о запрещении ядерного оружия в Латинской Америке и Карибском бассейне (Договор Тлателолко) 1967 г., Договор Раротонга 1985 г., создавший такую же зону в южной части Тихого океана, Бангкокский договор 1995 г. – в Юго-Восточной Азии, Пелиндабский договор 1996 г. – в Африке, Семипалатинский договор 2006 г. – в Центральной Азии. Отдельную зону образует одно государство – Монголия.
5. Системы экспортного контроля,осуществляемого на основе национального законодательства государствами мира, которые координируют свою деятельность в рамкахКомитета Цангера и Группы ядерных поставщиков.