Современные международные отношения и подходы к разоружению
Литература:
· Анненков В.И., Баранов С.Н., Волохов В.И., Миронов С.И. Международная безопасность: геополитические и военно-политические аспекты современности / Под общей ред. проф. Анненкова В.И. Учебник. – М.: РУСАВИА, 2015. – 512 с.
· Современные международные отношения: Учебник / Под ред. А.В. Торкунова, А.В. Малыгина. – М.: Аспект Пресс, 2013. – 688 с.
· Анненков В.И. и др. Безопасность России: геополитические и военно-политические аспекты. М. 2006.
· Абчук В.А. Менеджмент: Учебник.-СПб.: Издательство «Союз», 2002. – 463 с.
· Кулагин В.М. Современная международная безопасность. Учебное пособие. – М.: КНОРУС, 2012. – 432 с.
· Анненков В.И., Иванов О.П., Круглов В.В., Моисеев А.В. Военная сила в международных отношениях. Учебное пособие. – М.: КНОРУС, 2011. – 496 с.
· Новая Стратегическая концепция НАТО «Активное вовлечение, современная защита» от 20 ноября 2010 г.
· Федеральный закон «О безопасности» № 390-ФЗ от 28.12.2010 г.
· Федеральный закон от 31 мая 1996 г. № 61-ФЗ «Об обороне» (с изменениями и дополнениями).
· Военная доктрина Российской Федерации от 26.12.2014 г.
· Стратегия национальной безопасности Российской Федерации. – Утверждена Указом Президента РФ от 31 декабря 2015 г. № 683.
· Концепция внешней политики Российской Федерации, утверждена Президентом Российской Федерации 12 февраля 2013 г.
· Анненков В.И., Баранов С.Н., Кононов Л.А. Теоретические основы ядерной геополитики. Учебник. – М.: РУСАВИА, 2012. – 460 с.
· Ядерное нераспространение: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. В 2-х томах. Том I / И.А. Ахтамзян и др. Под. общ. ред. В.А.Орлова. 2-е изд., переработанное и расширенное. — M.: ПИР-Центр, 2002. – 528 с.
· Антонов А.И. Контроль над вооружениями: история, состояние, перспективы / А.И.Антонов. – М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН); ПИР–Центр, 2012. – 245 с.
· Война и мир в терминах и определениях. Военно-политический словарь / Под общ. ред. Д.О.Рогозина. – М.: Вече, 2011. – 640 с.
· Анненков В.И., Кононов Л.А. Россия и ядерный мир: аспекты национальной безопасности. -М.: Научная книга, 2004.
· Государственная служба: основы организации управленческой деятельности / Анненков В.И., Барчан Н.Н., Моисеев А.В., Киселев Б.И. Учебное пособие. М., Издательство «Восток-Запад» 2008.
· Возжеников А.В. Национальная безопасность России. -М.: РАГС.
· Анненков В.И., Лаптев В.Б., Хархалуп С.С. Государственная служба: основы управления персоналом / Учебное пособие / Дипломатическая академия МИД РФ. М., 2002. 410 с.
· Закон Российской Федерации «О безопасности» (в ред. Закона РФ от 22.12.92 № 4235-1, Указа Президента РФ от 24.12.93 № 2288).
· Стратегия национальной безопасности Российской Федерации.— Независимое военное обозрение. — Номер 25 (189). 10 октября 2009 г. — Утверждена Указом Президента РФ от 13мая 2009 г. № 537.
· Государственная служба Российской Федерации: основы управления персоналом/ Под общей редакцией В.П. Иванова. – М.: Изд-во «Известия», 2003.- 410 с.
· Егоршин А.П. Основы управления персоналом: Учебное пособие для вузов.- Н.Новгород: НИМБ, 2003.- 303 с
· 5. Зудина Л.Н. Организация управленческого труда. Учебное пособие. - М.: ИНФРА-М, 1997.
1. Вводная часть
Дать название курса и его структуру, тематику занятий и порядок их изучения. Наименование темы лекции, основные вопросы. Особенности изучения каждой конкретной темы. Отчетность. Дисциплина «Военно-политические аспекты в международных отношениях и контроль вооружений» будет читаться для вас в объеме 22 часов. Из них 8 часов лекций и 14 часов – семинары. Отчетность по дисциплине – зачет.
Целями изучения дисциплины является:
раскрытие с позиций системного подхода роли и места военной силы государств в международных отношениях, ознакомление с ее структурой, функциями и особенностями применения.
осмысление содержания основных категорий и понятий в области разоружения, приобретение знаний, навыков и умений анализа современных событий и явлений, связанных с ограничением вооружений и разоружением, а также изучение содержания основных международных договоров в данной области.
Основные задачи дисциплины:
формирование у обучаемых четкого представления о понятийном аппарате дисциплины;
изучение учебных вопросов данной дисциплины с позиций системного подхода и структурно-функционального анализа;
формирование современного взгляда на проблемы военной силы и контроля над вооружениями в мировой политике;
ознакомление обучаемых с основными мировыми и региональными центрами военной силы и их влиянием на мировую политику;
формирование современного взгляда на проблемы ограничения вооружений и разоружения и определение особенностей этих процессов в системе современных международных отношений;
дать обзор основных международных договоров в области ограничения вооружений и разоружения, познакомить обучаемых с методологией анализа проблематики в данной области.
Дать название курса и его структуру, тематику лекций и порядок их изучения. Наименование темы лекции, основные вопросы. Особенности изучения каждой конкретной темы. Отчетность. Современные международные отношения: сущность, структура, логика развития
В 21 веке международные отношения значительно усложнились и одновременно приобрели необычайно динамичный характер. Резко усилились их воздействия на внутреннее развитие любой страны, на состояние международного сообщества в целом.
Особенностями современных международных отношений являются:
1) Трансформация политической карты мира. Меняются пространственно-временные характеристики политических явлений и процессов – локальных (национальных), региональных, международных и глобальных. Это объясняется ускорением политического времени и сжатием политического пространства, изменением сущности мировых политических процессов, обострением геополитической борьбы, снижением значимости международно-правовых норм в международных отношениях за счёт их игнорирования или использования государствами двойных стандартов для обеспечения своих национальных интересов.
2) Всё большая корреляция внутренней и внешней политической деятельности государства. Это находит отражение в толковании проблемы государственного суверенитета и права народов на самоопределение, возможности осуществления гуманитарных интервенций и допустимого, с точки зрения международного права, границ вмешательства одного государства (или группы государств) в дела другого государства.
3) Кризис морального сознания и правосознания. Например, игнорирование США и её союзниками норм международного права и их глубоко аморальное поведение во многих критических международных ситуациях (например, во время государственного переворота и гражданской войны на Украине в 2014 г.).
4) Возрастание потребности народов в современной самоидентификации (каково наше место в изменяющемся мире? какова наша роль? куда мы идём?), вызванная крушением прежнего миропорядка, а значит, и изменением ролей практически всех мировых акторов, а также повышением роли этнических и культурных факторов в международных отношениях.
5) Изменение ценностной значимости свободы и безопасности в пользу последней (готовность значительной части граждан государств «обменять» личную свободу на гарантируемую государством безопасность).
Состояние международных отношений, характерной чертой которых является рост взаимосвязи и взаимозависимости в мире, стало играть важную роль в решении ключевых, основополагающих проблем, стоящих перед человечеством.
Международные отношения – это не только политика и экономика. Они проявляются и в таких областях человеческой жизнедеятельности, как право, философия, история, культура, религия, дипломатия. Международные отношения нельзя ограничивать рамками межгосударственных отношений, ибо они осуществляются не только на государственном уровне. Всё более значительная часть связей приходится на неправительственные организации, экономические объединения и предприятия, международные ассоциации, институты и партии.
Субъекты международных отношений часто вступают во взаимодействие друг с другом тогда, когда обнаруживается их неспособность решить свои проблемы и защитить свои интересы самостоятельно, т.е., опираясь исключительно на внутренние ресурсы. Поэтому международные отношения можно рассматривать как внешние компенсационные дополнения к внутренним отношениям.
Международные отношения позволяют подключить другое государство к решению своих проблем и защите своих интересов и наоборот. Развитие международных отношений есть результат ослабления самодостаточности наций-государств, их постепенного превращения из относительно автономного целого в часть более широкого целого.
Международная политика доминирует во французской школе политических наук (Р.Арон), а также в британской и германской школах, некоторых разновидностях американской школы (Г.Моргентау, К.Томпсон). Всем им свойственно отождествление международной политики с внешней политикой государств – главных объектов международных отношений, в результате чего основное внимание они уделяют международным политическим отношениям.
В связи с вышесказанным можно дать такое определение международным отношениям. Международные отношения представляют собой совокупность политических, экономических, социальных, правовых, военных, дипломатических, культурных, научных и иных связей и отношений между основными субъектами человеческого сообщества, а именно народами, государствами, неправительственными организациями, общественными движениями, а также отдельными авторитетными личностями.
Международные отношения можно рассматривать как механизм регуляции миросистемной жизни – регуляции политической и административной. В формы такого рода регуляции попадают не только отношения в мире, но и отношения в войне, свидетельствующие об ограниченности управленческих возможностей человека в сфере международных отношений.
Если рассматривать международные отношения через призму психологии и человеческих отношений, то международные отношения есть способ самоутверждения их субъекта в собственных глазах и в глазах членов мирового (международного) сообщества как полноценных и полноправных акторов мировой политической сцены.
Участниками международных отношений являются государства, играющие ведущую и наиболее динамичную роль. Именно государства и межгосударственные отношения определяют характер, климат и направление развития международных отношений. Цель межгосударственных отношений – создать наиболее выгодные условия функционирования и развития самих государств. Как уже говорилось, межгосударственные отношения могут затрагивать самые различные сферы жизни, например, политическую, экономическую, информационную и культурную.
Результатом межгосударственных отношений могут быть объединения государств на основе норм международного права с созданием межправительственных организаций. К числу таких объединений безусловно относится ООН, играющая важную роль в качественном преобразовании содержания и структуры современных международных отношений.
Возрастает роль неправительственных организаций (международных организаций и объединений, не учреждённых на основе межправительственных соглашений), таких как Международный Красный Крест, Международный олимпийский комитет, Римский клуб, Комитет по исследованию космического пространства, Организация солидарности народов Азии и Африки, Социалистический интернационал и др.
На протяжении многих столетий ключевым фактором или источником развития международных отношений являлось соотношение сил на мировой арене. Согласие или соперничество наиболее мощных в военном отношении держав определяли мировой политический климат, служили двигательной силой развития международных отношений.
В системе международных отношений под влиянием научно-технической и информационной революций, интернационализации производства, а также угроз, возникших перед человечеством в 21 в., необходимо сближение народов и государств для решения проблем человечества общими усилиями. Это достигается расширением связей и обменов между людьми и неправительственными организациями, мощными интеграционными процессами в таких сферах, как научно-технический прогресс, мировая торговля и мировой рынок.
Относительная устойчивость «атлантической цивилизации», возглавляемой США, даёт ей преимущества на данном этапе развития международных отношений, позволяет диктовать «правила игры» для всего мирового сообщества.
Ещё долгое время сохранится разделение народов по национально-государственным, цивилизационным, геополитическим, религиозным и другим признакам. Сохранение и даже усиление многообразия современного мира не должны стать препятствием для единения, взаимосвязи и взаимозависимости в мире, носящего объективный характер, для согласованных действий всех сил во имя выживания человечества, укрепления всеобщей безопасности и мира.