Второй штурм «Линии Маннергейма».
Поражение немецких войск под Ленинградом заставило политическую элиту Финляндия заново оценить перспективы участия в войне и начать выяснение условий заключения перемирия с Советским Союзом. Однако условия советской стороны – разрыв с Германией, интернирование немецких войск на территории Финляндии, восстановление границы 1940 г., возврат советских военнопленных – оказались неприемлемыми. Возобновление военных действия стало неизбежным.
В то же время поставленная советским Верховным Главнокомандованием задача разгрома финской армии летом 1944 г. оказалась очень не простой. К тому времени на Карельском перешейке финские войска создали систему укреплений, которая по глубине (до 120 км) и мощности превосходила оборону, существовавшую в 1939-1940 гг. Были восстановлены укрепления «линии Маннергейма» и созданы три новые линии обороны. Не менее мощная оборона была создана и в Карелии на всем протяжении от Онежского до Ладожского озера. В распоряжении финского командования имелось 14 пехотных и одна танковая дивизии, 8 пехотных и одна кавалерийская бригады. В их составе насчитывалось 268 тыс. человек, 1930 орудий и минометов, 110 танков и штурмовых орудий, 248 боевых самолетов, 33 корабля и около 100 самолетов морской авиации. В Финском заливе было сосредоточено 160 немецких и финских кораблей, которые могли оказать серьезное сопротивление советским военно-морским силам.
Все это означало, что Красной Армии предстояло провести второй штурм «линии Маннергейма», но не сравнимо более мощной. На этот раз прорыв в глубь Финляндии должны были осуществить войска Ленинградского (командующий – генерал армии Л.А. Говоров) и Карельского (командующий – генерал армии К.А. Мерецков) при поддержке Балтийского флота, Ладожской и Онежской военных флотилий и партизанских отрядов. Выборгско-Петрозаводская операция по прорыву финской обороны на Карельском перешейке началась 10 июня и через девять дней все три линии обороны были прорваны. К исходу 20 июня войска Ленинградского фронта захватили Выборг. Основой успеха стало подавляющее превосходство Красной Армии в силах – по людям в 1,7 раза, танкам и САУ – в 7,3, самолетам – в 6,2, орудиям и минометам – в 5,2.[601] Основные сооружения «линии Маннергейма» были разрушены тяжелой и сверхтяжелой артиллерией армии и флота. Для поддержки войск привлекались корабельные и береговые орудия Балтийского флота калибром от 100 до 406 мм. Флотская артиллерия, отличавшаяся большой дальностью и точностью стрельбы, мощнейшими снарядами весом до 1000 кг буквально проломила оборону финнов. Командование фронта не стало повторять ошибки 1939 г. и направляло войска в атаку лишь после разрушения артиллерией и авиацией основных оборонительных сооружений противника. Финны пытались остановить наступление контратакой резервов, но это помогло мало. Не помог и призыв фельдмаршала К. Маннергейма к армии – сила брала силу. После захвата Выборга войска Ленинградского и Карельского фронтов получили задачу полностью очистить от противника Карельский перешеек. Финское командование обратилось за помощью к своему союзнику, но немцы, скованные одновременным наступлением в Белоруссии и Прибалтике, не смогли оказать существенной помощи финской армии. Наступление войск Красной Армии продолжалось. Оно было остановлено только в начале июля на финской границе. Вскоре начались переговоры о перемирии. Соглашение о перемирии было подписано 19 сентября. Финляндия вышла из войны.
Выборгско-Петрозаводская операция примечательна необычайно высокой концентрацией сил и средств на участках прорыва, что и позволило достаточно быстро прорвать мощнейшую оборону противника. В ходе боевых действий были разгромлены 13 пехотных и 1 танковая дивизия, 7 пехотных и 1 кавалерийская бригада финнов. Однако полностью задачи, поставленные перед фронтами высшим командованием, решены не были. Ни Ленинградский, ни Карельский фронты на смогли выйти на территорию Финляндии. Уже на границе они были остановлены ожесточенным и умелым сопротивлением противника. Финская армия еще раз продемонстрировала свой высочайший боевой дух и способность к ведению высокоэффективных действий. Потери советских войск оказались и на это раз высокими. Участвовавшие в наступлении силы потеряли 96375 солдат и офицеров, из них – 23674 безвозвратно. Потери техники составили 294 танка, 311 самолетов и 489 орудий и минометов.[602]