Северного и восточного причерноморья

Упоминания о Северном и Восточном Причерноморье в «Одиссее»

Несмотря на свойственную гомеровским поэмам географическую и этнографическую неопределенность, приведенные отрывки имеют отношение к северному Причерноморью и к народам, его населявшим. Они свидетельствуют о раннем знакомстве и о ранних связях греков с этими местностями. Древнейшие связи с Причерноморьем вообще засвидетельствованы в мифологии.

(«Одиссея», X, 77-99)

Далее поплыли мы в сокрушении сердца великом.

Люди мои, утомяся от гребли, утратили бодрость,

Помощи всякой лишенные собственным жалким безумством.

Денно и нощно шесть суток носясь по водам, на седьмые

Прибыли мы к многовратному граду в стране лестригонов1

Ламосу. Там, возвращался с поля, пастух вызывает

На поле выйти другого; легко б несонливый работник

Плату двойную там мог получать, выгоняя пастися

Днем белорунных баранов, а ночью быков криворогих:

Ибо там паства дневная с ночной сближается паствой.

В славную пристань вошли мы: ее образуют утесы,


Круто с обеих сторон подымаясь и сдвинувшись подле

Устья великими, друг против друга из темные бездны

Моря торчащими, камнями, вход и исход заграждая.

Люди мои, с кораблями в просторную пристань проникнув,

Их утвердили в ее глубине и связавши у берега тесным

Рядом поставив: там волн никогда ни великих, ни малых

Нет, там равниною гладкой лоно морское сияет.

Я же свой черный корабль поместил в отдаленьи от прочих.

Около устья, канатом его привязав под утесом.

После взошел на утес и стоял там, кругом озираясь:

Не было видно нигде ни быков, ни работников в поле;

Изредка только, взвиваяся, дым от земли подымался.

(«Одиссея», X, 133-139)

Далее поплыли мы, в сокрушенье великом о милых

Мертвых, но радуясь в сердце, что сами спаслися от смерти..

Мы напоследок достигли до острова Эй2. Издавна

Сладкоречивая, светлокудрявая там обитает

Дева Цирцея3, богиня, сестра кознодея Аэта.

Был их родителем Гелиос, бог, озаряющий смертных;

Мать же была их прекрасная дочь Океанова, Перса.

(«Одиссея», XI, 12-19)

Солнце тем временем село, и все потемнели дороги.

Скоро пришли мы к глубокотекущим водам Океана;

Там киммириян4 печальная область, покрытая вечно

Влажным туманом и мглой облаков; никогда не являет

Оку людей там лица лучезарного Гелиос, землю ль

Он покидает, всходя на звездами обильное небо,

С неба ль, звездами обильного, сходит, к земле обращаясь;

Ночь безотрадная там искони окружает живущих.

(«Одиссея», XII, 59-72)

Прежде увидишь стоящие в море утесы; кругом их

Шумно волнуется зыбь Амфитриты5 лазоревоокой;

Имя бродящих6 дано им богами; близ них никакая

Птица не смеет промчаться, ни даже амброзию Зевсу

Легким полетом носящие робкие голуби; каждый

Раз пропадает из них там один, об утес убиваясь;

Каждый раз и Зевс заменяет убитого новым.

Все корабли, к тем скалам подходящие, гибли с пловцами;

Доски одни оставались от них и бездушные трупы,

Шумной волною и пламенным вихрем носимые в море.

Только один, все моря обежавший, корабль невредимо

Их миновал – посетитель Аэта, прославленный Арго7;

Но и его на утесы бы выкинуло море, когда б он

Там не прошел, провожаемый Ирой8, любившей Ясона.

1 Бухта лестригонов – возможно, Балаклавская бухта.

2 Остров Эя – очевидно, возле Колхиды, у устья Риона.

3 Цирцея (Кирка) – сестра царя Колхиды Аэта (Ээта).

4 Киммерийцы – древние жители восточной части Крыма. Географическое описание передает впечатление южанина от более северной природы.

5 Амфитрита, дочь Нерея, супруга Посейдона, – богиня морских волн.

6 «Бродящие утесы» античные авторы обычно помещают у выхода из Боспора в Черное море.

7 «Арго» – чудесный корабль, на котором мифический герой Ясон со своими товарищами «аргонавтами» ездил в Колхиду за золотым руном.

8 Ира – Гера.

Описание Скифии, ее климата и населения у Геродота

В середине V в. до н. э. во время своих многочисленных путешествий «отец истории» Геродот посетил Северное Причерноморье и наблюдал быт скифов, находившихся в это время на переходной ступени общественного развития – от первобытно-общинного строя к рабовладельческому обществу. Свои впечатления и сведения, собранные путем расспросов местных жителей, он изложил в 4-й книге «Истории».

Климат Скифии

(Геродот, «История», IV, 28, 31)

Вся страна отличается таким суровым климатом, что в продолжение 8 месяцев там стоят нестерпимые холода; в это время не сделаешь грязи, пролив воды на землю, разве если разведешь огонь; море и весь Боспор Киммерийский1 замерзают, так что скифы, живущие по сю сторону рва, толпами переходят по льду и на повозках переезжают на ту сторону в землю синдов2. Таким образом, в продолжение 8 месяцев бывает непрерывная зима, но и остальные 4 месяца там стоят холода. Зима там по своему характеру отличается от зимы во всех других странах, так как в течение ее, когда именно дождливая пора, там почти не бывает дождей, а летом они идут беспрерывно; когда в других странах бывает гром, здесь его не бывает, а летом бывает очень часто; если зимою случится гроза, то она возбуждает изумление, как чудо. Точно так же в Скифии считается чудом, если случится землетрясение, будет ли оно летом или зимою. Лошади легко переносят такую зиму, но мулы и ослы совсем не выносят ее; в других странах, напротив, лошади, стоя на морозе, заболевают костоедой, а мулы и ослы выносят его...

Что касается перьев, которыми, по словам скифов, наполнен воздух и из-за которых нельзя ни смотреть вперед, ни пройти, то о них я держусь такого мнения: в местностях, лежащих выше этой страны, постоянно идет снег, впрочем, летом, как и следует ожидать, меньше, чем зимою. Итак, всякий, кто вблизи видел, как идет обильный снег, уже понимает, о чем я говорю, ибо хлопья снега похожи на перья. Вследствие такой суровой зимы северные области этого материка необитаемы. Итак, я полагаю, что скифы и их соседи называют хлопья снега перьями благодаря их сходству. Таковы мои сведения об отдаленнейших местностях.

Население Скифии

(Геродот, «История», IV, 16-27)

Никто не знает в точности, что находится выше земли, о которой у нас начата речь: я не могу найти никого, кто бы сказал, что знает эти страны как очевидец; даже Аристей3, о котором я немного ранее упомянул, даже он в своей поэме говорит, что не проникал далее земли иссидонов4, а о странах, лежащих выше, говорил по слухам, утверждая, что так говорили иссидоны. А что нам доподлинно удалось узнать по слухам до самых отдаленных стран, это все будет здесь рассказано.

Начиная от Торжища Борисфенитов (это самый срединный из приморских пунктов всей Скифии)5, первыми живут каллиппиды, являющиеся эллинами-скифами, а выше их другое племя, которое именуется алазонами. Эти последние, как и каллиппиды, в прочих отношениях живут одинаково со скифами, но сеют и употребляют в пищу хлеб, а также лук, чеснок, чечевицу и просо. Выше алазонов живут скифы-пахари, которые сеют хлеб не для собственного употребления в пищу, а на продажу. Выше их живут невры, а страна, лежащая к северу от невров, насколько мы знаем, не заселена людьми.

Эти племена живут по реке Гипанису6 к западу от Борисфена; а если переправиться через Борисфен7 со стороны моря, то, во-первых, будет Полесье, а от него вверх живут скифы-земледельцы, которых эллины, живущие на реке Гипанис, называют борисфенитами, а самих себя эти эллины зовут ольвиополитами. Эти скифы-земледельцы к востоку занимают пространство на 3 дня пути вплоть до реки, носящей название Пантикапа8, а к северу – пространство на 11 дней плавания вверх по Борисфену. Над ними уже на обширное пространство раскинулась пустынная страна, за ней живут андрофаги (людоеды), особое племя, вовсе не скифское. Выше лежит уже настоящая пустыня, и там не живет, насколько нам известно, ни один народ.

К востоку от этих скифов-земледельцев, за рекою Пантикапом, обитают уже скифы-кочевники, ничего не сеющие и не пашущие; вся эта страна лишена деревьев, за исключением Полесья. Скифы-кочевники занимают к востоку область на 14 дней пути, простирающуюся до реки Герра9.

По ту сторону Герра находятся так называемые царские владения и живут самые доблестные и многочисленные скифы, считающие прочих скифов своими рабами. Занимаемая ими местность простирается к югу от Таврики, а к востоку – до рва10, который выкопали потомки слепых, и до торжища при Мэотийском озере11, называемого Кремнами12; частично их владения простираются до реки Танаиса13. Местности, лежащие к северу от царских скифов, занимают меланхлены14 (черноризцы), особое, не скифское племя. Выше меланхленов, насколько нам известно, лежат озера и безлюдная пустыня.

За рекою Танаисом уже не скифская земля; первый из тамошних участков принадлежит савроматам15, которые, начиная от угла Мэотийского озера, занимают пространство на 15 дней пути к северу; во всей этой земле нет ни диких, ни садовых деревьев. Выше савроматов на втором участке живут будины16, занимающие местность, сплошь покрытую разнородным лесом.

Выше будинов к северу сначала простирается пустыня на 7 дней пути, а за пустынею, более в направлении к востоку, живут фиссагеты17, племя многолюдное и особое; живут они охотою. Рядом с ними в той же местности живет народ, называемый иирками18; они также промышляют охотою, следующим образом: охотник, взобравшись на дерево, которыми густо покрыта эта страна, подстерегает зверя; у каждого наготове лошадь, приученная ложиться на брюхо, чтобы казаться ниже, и собака; когда охотник с дерева завидит зверя, он стреляет из лука, потом садится на коня и пускается в погоню, причем не отстает и собака. Выше иирков по исправлению к востоку живут другие скифы, отделившиеся от царских и прибывшие в эту землю.

Вся описанная мною страна до области этих скифов представляет собою равнину с глубокой мягкой почвой, а начиная отсюда, земля становится камениста и неровна. Когда пройдешь значительное пространство этой неровной страны, у подножья высоких гор обитают люди, которые, как говорят, все плешивы от рождения, как мужчины, так и женщины, курносы и с большими подбородками; они говорят на особом языке, одеваются по-скифски, а питаются древесными плодами. Дерево, плодами которого они питаются, называется понтиком и по величине более всего подходит к смоковнице; оно приносит плоды, похожие на бобы, с косточкой внутри; когда они созревают, их выжимают сквозь ткань, причем из них вытекает густой черный сок; название вытекающего сока – асхи; его лижут или пьют, смешав с молоком, а из оставшейся гущи делают лепешки и едят их. Скота у них немного, потому что пастбища там небогатые. Каждый из жителей селится под деревом, которое на зиму окружают плотным белым войлоком, а летом оставляют без войлока. Этих людей никто не обижает, так как они считаются священными; у них даже нет никакого оружия.

Они разбирают споры, возникающие между их соседями, а если какой-нибудь изгнанник прибегнет под их защиту, то его уже никто не трогает. Называется этот народ агриппеями19.

О стране этих плешивых и о племенах, обитающих по сю сторону их, имеются очень достоверные сведения: к ним ходят некоторые скифы, от которых нетрудно добыть сведения, равно как и от эллинов из торжища Борисфена и из других припонтийских торжищ. Те из скифов, которые приходят к ним, ведут свои дела при помощи семи переводчиков на семи языках.

Итак, страна до этих плешивых известна, но никто не может сказать ничего достоверного о том, что находится выше плешивых, так как те страны отделены высокими неприступными горами, через которые никто не переходит. По рассказам плешивых, для меня представляющимся невероятными, на горах живут люди с козлиными ногами, а за ними другие люди, которые спят по шести месяцев; я совсем этому не верю. Область к востоку от плешивых, населенная иссидонами, хорошо известна; а о местности, лежащей к северу как от иссидонов, так и от плешивых, ничего неизвестно, кроме того, что они сами о ней рассказывают.

Рассказывают, что у иссидонов следующие обычаи20: если у кого умрет отец, то все родственники пригоняют к нему скот, затем, убив животных и разрезав на куски их мясо, разрезают на части и труп отца-хозяина, потом смешивают все мясо и устраивают пиршество. Голову покойника освобождают от волос, вычищают изнутри, покрывают позолотою и затем употребляют в качестве священного сосуда при совершении ежегодных больших жертвоприношений. Это делает сын в честь отца, подобно тому как эллины справляют праздник поминовения. Впрочем, и этот народ считается справедливым, и женщины у них равноправны с мужчинами.

Итак, иссидоны также еще известны, а выше их (к северу), по рассказам иссидонов, живут одноглазые люди и стерегущие золото грифы. Со слов иссидонов передают этот рассказ скифы, а от скифов знаем и мы, прочие, и называем их по-скифски аримаспами: «арима» скифы называют единицу, а «спу» – глаз.

Военные обычаи скифов

(Геродот, «История», IV, 64-66, 70)

Геродот о военных обычаях скифских племен.

Военные обычаи у них такие. Когда скиф впервые повергнет насмерть врага, он выпивает немного его крови, а головы всех, кого он убьет в сражении, он приносит к царю. И тот, кто принесет голову, принимает участие в дележе захваченной добычи, а непринесший не принимает. С головы он сдирает кожу следующим образом: сделав на ней круговой надрез около ушей, он берет голову в руки и вытряхивает ее из кожи; затем, очистив последнюю от мяса посредством бычьего ребра, разминает ее в руках и, отделав ее таким образом, пользуется ею как полотенцем, привязывая ее к уздечке своего верхового коня, на котором он ездит, и гордится этим, ибо у них считается самым доблестным мужем тот, у кого окажется больше всего таких кож вместо полотенец. Многие из них делают себе верхнее платье для надевания на себя из содранных с людей кож, сшивая их так, как сшиваются кожухи. А многие сдирают вместе с ногтями кожу с правой руки убитых вражеских воителей и выделывают из нее покрышки для колчанов. Действительно, человеческая кожа толста и блестяща, превосходя своей блестящей белизной почти все кожи. Многие же, содрав кожу со всего трупа, распяливают ее на палках и, разъезжая повсюду на коне, возят ее перед собой.

Так принято у них поступать с кожей врагов, а с самими головами – не всех, правда, врагов, но лишь самых злейших – скифы делают вот что. Отпилив всю часть черепа до бровей, вычищают его изнутри; если делает это бедняк, то он только обтягивает череп снаружи сырой бычьей Кожей и пользуется им в таком виде; но если он богат, то, обтянув череп сырой бычьей кожей, изнутри он покрывает его золотом и пользуется как чашей. Так поступают скифы и со своими родственниками, если у них возникает распря и если он у царя возьмет верх над своим противником. Когда прибудут к нему гости, которым он оказывает внимание, он показывает такие черепа, поясняя при этом, что это были его родичи, но подняли против него междоусобную войну, а он одержал над ними верх. Рассказывают об этом как о геройских подвигах.

Раз в году каждый старшина округи замешивает чан вина, из которого пьют только те из скифов, которыми бы пи убиты вражеские воины. Те же, которые не совершили этого, не вкушают этого вина и бесславно сидят в стороне, признанные недостойными такой чести; для них это величайший позор. Те же из них, кому удалось убить очень многих врагов, – те, имея сразу две чаши, пьют из них обеих разом.

…Клятвенные договоры, с кем бы они ни заключались, скифы совершают следующим образом. Налив в большую глиняную чашу вина, они примешивают к нему кровь заключающих договор, сделав укол шилом или небольшой надрез ножом на теле, а затем, взяв и погрузив в чашу меч, стрелы, секиру и дротик, они долго молятся, и, наконец, пьют из чаши смесь как сами заключающие клятвенный договор, так и наиболее достойные из сопровождающих их.

Вторжение скифов в Азию

(Геродот, «История», I, 103-106)

Геродот о вторжении скифских племен в Азию.

...Когда Киаксар21, одержав в сражении победу над ассирийцами, осаждал Нин22, появилось большое скифское войско, которое вел скифский царь Мадий, сын Прототия. Скифы вторглись в Азию вслед за изгнанными ими из Европы киммерийцами23 и, преследуя бегущих, дошли таким образом до Мидийской земли24. От озера Мэотиды до реки Фасиса25 и владений колхов тридцать дней пути для хорошего пешехода, а из Колхиды26 недалеко уже пройти в Мидию: между этими странами живет только один народ сасперы27; миновав его, будешь в Мидии. Скифы, однако, вторглись не этим путем: они уклонились в сторону и пошли по верхней, гораздо более длинной дороге, имея по правую руку Кавказские горы. Здесь мидяне сразились со скифами, но потерпели поражение и потеряли свое господство, а скифы завладели всею Азией. Отсюда скифы пошли на Египет. Когда они появились в палестинской Сирии, египетский царь Псамметих28, выйдя к ним навстречу, дарами и просьбами отклонил их от дальнейшего движения. Когда они на обратном пути дошли до сирийского города Аскалона29, то большинство скифов прошло дальше без вреда для города, но немногие отстали и ограбили святилище Небесной Афродиты...

Скифы господствовали в Азии 28 лет.

1 Боспор Киммерийский – Керченский пролив.

2 Синды – народ, проживавший на Таманском полуострове.

3 Аристей – путешественник и поэт. Жил в середине VI в. до н. э. В форме поэм описал свое путешествие по северному Причерноморью к Уралу. Сочинение его, содержавшее много фантастических рассказов, не сохранилось.

4 Иссидоны – народ, проживавший к сеперо востоку от Черного моря.

5 Торжище Борисфенитов – греческая колония, город Ольвия. Был расположен приблизительно посредине между устьем Дуная и Керченским проливом.

6 Типанис – река Южный Буг.

7 Борисфен – река Днепр.

8 Пантикапа – возможно, река Ингулец или р. Конка.

9 Герра – возможно, приток Днепра, река Орел или р. Конские Воды.

10 Ров пересекал Керченский полуостров от Черного моря до Азовского. Впоследствии он защищал западную границу Боспорского царства.

11 Мэотийское озеро, или Мэотида, – Азовское море.

12 Кремна – город, который, возможно, был расположен около современного города Осипенко.

13 Танаис – река Дон.

14 Меланхлены – возможно, жили в районе Харьковской области.

15 Савроматы, или сарматы, – кочевые племена, вытеснявшие скифов из причерноморских степей во II в. до н. э. Это собирательное название ряда кавказских племен.

16 Будины – жили к северу от р. Камы.

17 Фиссагеты – жили в верховьях рек Печоры и Тагила.

18 Иирки – жили на Северном Урале.

19 Агриппеи – жили к юго-востоку от Урала.

20 Сказочные подробности об отдаленных странах, граничащих со Скифией, показывают, что грекам они были мало известны.

21 Киаксар (634-594 гг. до н. э.) – индийский царь.

22 Нин – столица Ассирии Ниневия.

23 Киммерийцы – здесь древнейшее население северного Причерноморья;

24 Мидийская земля –область к югу от Каспийского моря.

25 Река Фасис – современная река Рион.

26 Колхи – населяли Колхиду, греческое название западногрузинских племен.

27 Сасперы – так греки называли восточногрузинские племена.

28 Псамметих I (665-611 гг. до н. э.) – первый фараон XXVI Саисской династии.

29 Аскалон – порт в южной части восточного побережья Средиземного моря.

Наши рекомендации