Подчинение Македонии римлянам
(Тит Ливий, «История Рима от основания города», XLV, 28-34)
Тит Ливий (59 г. до н. э. – 17 г. н. э.) – уроженец Патавии (Северная Италия), автор популярной в древности римской истории «От основания города» в 142 книгах, из которых до нас дошли только 35: 1-10 и 21-45 книги. Тит Ливий излагает историю Рима от мифического прибытия Энея в Италию и до 9 г. н. э. Главная цель автора – прославить доблесть и величие римского народа. В центре внимания автора история Рима и Италии, но попутно он сообщает и о событиях в странах, соприкасавшихся с Римом. Для истории Греции главным источником для Тита Ливия была «Всеобщая история» Полибия.
В назначенный Эмилием Павлом1 день в Амфиполь явилось по десяти знатнейших граждан от каждой общины, а также были доставлены деньги македонского царя и хранившиеся повсюду царские грамоты. Сам римский полководец с десятью легатами2 открыл заседание трибунала. Вокруг толпилось множество македонян. Им, приученным к царской власти, казалось необычайным и страшным зрелище римского трибунала. Все было непривычно для их глаз и ушей: вход в трибунал, доступ к которому был закрыт, вид глашатая и служителя. Эта торжественная обстановка могла напугать даже союзников, а не только врагов. Установив с помощью глашатая тишину, Эмилий Павел сообщил собранию на латинском языке то, что сенат и он сам, основываясь на мнении совета, решили довести до сведения македонян. Присутствовавший в трибунале претор Гней Октавий тут же повторял речь полководца по-гречески. Прежде всего было постановлено оставить македонян свободными. Им было разрешено владеть теми же городами и землями, пользоваться своими собственными законами, ежегодно избирать должностных лиц и платить римскому народу половину той суммы налогов, которую они платили своим царям. Затем Македония была разделена на четыре области. Первая область включала территорию между реками Стримоном и Нессом.
К ней были также присоединены те деревни, крепости и города, которыми владел Персей к востоку от реки Несса, кроме Эна, Маронеи и Абдер. К этой области отошла также вся Бисальтика, лежащая на западе за Стримоном, с городом Гераклеей, которую называют Синтикой. Вторую область составила территория, ограниченная с востока рекой Стримоном, исключая Синтику и страну, населенную племенем бисальтов. На западе ее границей была река Аксий. К этой области были отнесены земли пеонийцев, обитающих к востоку у реки Аксия. Третья область охватывала территорию, омываемую с востока Аксием, а с запада – рекой Пенеем. На севере границей является гора Бора. К этой же области была присоединена та часть Пеонии, которая простирается с запада вдоль реки Аксия. Туда же отошли Эдесса и Берея. Четвертая область за горой Борой граничила с одной стороны с Иллириком, с другой – с Эпиром. Главными городами, где должны были собираться народные собрания, Эмилий Павел назначил: для первой области – Амфиполь, для второй – Фессалонику, для третьей – Пеллу, для четвертой – Пелагонию. Римский главнокомандующий приказал каждой области создавать в этих городах свои народные собрания, избирать там магистратов и вносить денежные подати. Затем он объявил, что жителям запрещается вступать в брак, продавать и покупать поля и дома вне пределов своей области. Запрещается также добыча золота и серебра. Македонянам разрешается только добыча железа и меди. На занимающихся добычей этих металлов налагается подать вдвое меньше той, которую они платили царю. Римский полководец также запретил македонянам пользоваться привозной солью. Когда дарданцы потребовали возвратить им Пеонию ввиду того, что она принадлежала им прежде, а кроме того, граничите их землями, Эмилий Павел решительно заявил, что все, кто был под властью Персея, должны получить свободу. Отказавшись отдать Пеонию, римский полководец позволил, однако, дарданцам покупать там соль. Третьей области он приказал доставлять в пеонийский город Стобы соль и установил на нее твердую цену. Кроме того, Эмилий Павел запретил заготовлять корабельный лес на территории Македонии не только местным жителям, но даже иностранцам. Областям, которые граничили с владениями варваров (а такими были все области, кроме третьей), римский полководец разрешил содержать на границах вооруженные гарнизоны.
Отдельные статьи мирного договора, оглашенного в первый день собрания, произвели на присутствующих далеко не одинаковое впечатление. С одной стороны, македонян обрадовало неожиданное для них сохранение независимости и уменьшение ежегодной подати. С другой стороны, запрещение сношений между областями казалось столь мучительным, как если бы живое существо разорвали на части, которые не могут существовать одна без другой...
…Милостиво отпустив послов, Эмилий Павел переправился через Стримон и стал лагерем на расстоянии тысячи шагов от Амфиполя. Выступив оттуда, он на пятый день прибыл в Пеллу. Миновав город, римский полководец на два дня задер-жался у так называемого Спелея. Отсюда он послал П. Назику и своего сына Кв. Максима с частью войск опустошать земли иллирийцев, которые помогли Персею во время войны. Отпуская обоих военачальников, он приказал им встретиться с ним у Орика. Сам Эмилий Павел, направившись в Эпир, после пятнадцати переходов прибыл в Пассарон.
Недалеко оттуда находилась стоянка легионов Аниция. К Аницию были направлены письма, с тем чтобы он не беспокоился по поводу событий, которые должны были произойти, так как сенат отдал войску в качестве добычи города Эпира, перешедшие во время войны на сторону Персея. После этого Эмилий Павел разослал по отдельным эпирским городам центурионов. Им поручено было объявить, что они прибыли вывести из городов гарнизоны, чтобы эпироты стали такими же свободными, как македоняне. Затем от каждого города было вызвано по десять знатнейших граждан. Объявив им, что все золото и серебро должно быть собрано в общественную казну, Эмилий Павел разослал когорты во все города. Воинские части были посланы с таким расчетом, чтобы все они вступили в назначенные им города одновременно, в один и тот же день. Для этого когорты, направленные в отдаленные места, выступали раньше тех, которые шли в близлежащие пункты. Трибунам и центурионам были даны точные указания, как они должны действовать. Рано утром все золото и серебро снесли в общественную казну. В четвертом часу воинам был дан сигнал грабить города. Добыча оказалась столь велика, что при разделе каждому пехотинцу досталось по 200, а всаднику – по 400 денариев. 150000 человек обратили в рабство. Стены разграбленных городов были снесены3. Всего таких городов насчитывалось около 70. Вся добыча была продана, и полученные деньги розданы воинам.
1 Люций Эмилий Павел – консул 168 г. до н. э., одержавший победу над царем Македонии Персеем (179-168 гг. до в, э.) в битве при Пидне.
2 Комиссии из 10 уполномоченных – легатов сенат поручил устройство дел в Македонии.
3 Расправа с Эпиром произошла в том же 168 г. до н. э.
Родос в III-I вв. до н. э.
(Страбон, «География», XIV, 2)
Страбон о Родосе.
Город родосцев расположен на восточной оконечности (острова). Гаванями, улицами, стенами и вообще всем устройством город этот настолько превосходит все прочие, что нельзя назвать никакого другого (города) не только лучше его, но даже равного ему. Законодательство в нем достойно удивления, равно как и то усердие, с каким жители занимаются делами государственными вообще и в частности флотом; благодаря последнему город долгое время господствовал на море, уничтожал пиратов, вошел в дружбу с римлянами и с теми царями, которые состояли в дружественных отношениях с римлянами и эллинами. Вследствие всего этого город постоянно сохранял независимость и был украшен множеством даров, которые хранятся большею частью в храме Дионисия и в гимнасии, а частью – в других местах... Хотя родосцы живут и не в демократических учреждениях, но они заботятся о народе, стараясь поддержать бедных. Народу раздается хлеб, и богатые оказывают поддержку беднякам согласно стародавнему обычаю. Кроме того, есть специальные общественные обязанности доставки пропитания, так что бедные люди имеют средства к жизни и город не терпит недостатка в работах, в особенности для поддержания флота. Некоторые здания в гаванях были заперты и недоступны народу, и осмотр их или проникновение внутрь наказывалось смертной казнью. Здесь, так же как и в Массалии и Кизике, обращали большое внимание на архитекторов, на приготовление инструментов, на запасы оружия и прочих предметов, гораздо больше, чем где-нибудь в другом месте.
Делос в III-I вв. до н. э.
(Страбон, «География», X, 5)
Страбон о Делосе.
Скорее в Эгейском море, нежели в Критском, лежат как Делос, так и облегающие его кругом Киклады...
Делос имеет город, расположенный в равнине, а также святилище Аполлона и Латоны. Выше города тянется обнаженная и суровая гора Кинф; через остров протекает небольшая река Иноп; невелик, впрочем, и сам остров. Остров этот еще издревле, от времен героических, пользуется большим почетом благодаря этим богам. Мифы повествуют, что Ла- тона, разрешившись здесь от мук родов, произвела на свет Аполлона и Артемиду. Делос сделали знаменитым окружающие его острова, так называемые Киклады, которые посылали в честь божества на общественный счет феоров, жертвы, танцевальные хоры девушек и устраивали на нем большие народные собрания.
Делос, сделавшийся известным, еще более поднялся вследствие разрушения Коринфа римлянами: сюда перешли купцы, привлекаемые свободой храма от подати, а также удобством гавани; последняя расположена очень удобно для плывущих в Азию из Италии и Эллады. Сам народный праздник есть отчасти коммерческое учреждение, и остров посещался часто разными народами, а в особенности римлянами, еще в то время, когда существовал Коринф. Афиняне, овладевши островомобращали также большое внимание на священнодействия и на торговлю. Но когда напали на Делос полководцы Митридата, а тиран увлек его к отпадению, весь остров был опустошен. Таким образом, римляне после возвра-щения царя на родину снова заняли остров уже разоренным, и по настоящее время он пребывает в бедности. Владеют им афиняне.
Пергам в III-I вв. до н. э.
(Страбон, «География», XIII, 4)
Страбон о Пергаме.
Первенство в этой местности принадлежит Пергаму, городу знаменитому и процветавшему долгое время при царях Атталах. Поэтому дальнейшее свое описание мы должны начать с этого города. Прежде всего сообщим краткие сведения о том, откуда произошли цари этого города и каков был их конец. В Пергаме хранил свои сокровища один из преемников Александра, Лизимах, сын Агафокла, так как город был построен на самой вершине населенной горы. Сама гора имеет форму конуса и оканчивается острой вершиной. Охрана этого укрепления и сокровищ, которых было на 9000 талантов, поручена была Филетэру Тианцу... Он был евнухом, но получил прекрасное воспитание, почему и был удостоен такого доверия. Некоторое время Филетэр оставался верен Лизимаху, но из ненависти к жене его Арсиное, клеветавшей на него, Филетэр отделил от его владений эту местность и управлял ею сообразно с обстоятельствами, обращая внимание на благоприятные условия для переворота. Между тем Лизимах, преследуемый домашними несчастьями, вынужден был умертвить родного сына Агафокла; с другой стороны, Селевк Никатор, внезапно напавши на него, лишил его жизни, а потом умерщвлен был и сам коварным образом Птолемеем Каравном. Среди таких смут евнух Филетэр оставался в своем укреплении, все более и более усиливая его и располагая к себе обещаниями и разными одолжениями. Таким образом, в течение двадцати лет он оставался обладателем крепости и сокровищ.
У Филетэра было два брата, из которых старший назывался Эвменом, а младший – Атталом. У Эвмена был сын одного имени с отцом, Эвмен, который и получил в наследство Пергам; кроме того, он имел в своей власти окрестные местности, так что подле Сард он победил в сражении Антиоха1, сына Селевка. Он умер на двадцать третьем году царствования. Аттал2, родившийся от Аттала и Антиохиды, дочери Ахея, наследовал власть; он первый провозглашен был царем после победы, одержанной им над галатами в большом сражении3. Этот Аттал сделался союзником римлян и вместе с ними сражался против Филиппа, присоединившись к флоту родосцев. Царствовал он сорок три года, умер стариком и по смерти оставил четырех сыновей, прижитых с Аполлонидой, родом из Кизикены: Эвмена, Аттала, Филетэра и Афинея. Два младших брата прожили частными лицами, а из двух остальных царем сделался старший – Эвмен4. Последний помогал римлянам в войне их с Антиохом Великим и с Персеем; от римлян он получил во владение всю страну и по сю сторону Тавра, находившуюся под владычествоти Антиоха. Первоначально под властью Пергама стояли немногие местности до моря подле Элаитского и Адрамнттенского заливов. Эвмен расширил пределы города, а Никефорий5 засадил рощей, него же радению город обязан статуями, библиотеками и всем теперешним великолепным устройством. После сорока девяти лет царствования Эвмен оставил власть сыну Атталу от Стратоники, дочери Ариарата, царя каппадокийцев. Опекуном слишком юного сына и регентом он назначил брата Аттала6. Этот последний, совершивший много счастливых дел, умер стариком после двадцати одного года царствования. Так, он помогал Александру, сыну Антиоха, в войне против Деметрия, сына Селевка, а в союзе с римлянами сражался против Псевдофилиппа; совершивши поход во Фракию, он покорил царя кайнов Диегила, умертвил Прусия, восстановивши против него сына его Никомеда, а царскую власть оставил после себя Атталу7, опекуном которого он состоял. Процарствовавши пять лет и получивши название Филометора, последний умер от болезни, сделавши римлян наследниками. Римляне обратили эту область в провинцию и назвали ее Азией, именем самого материка.
1 В 263/262 г. до н. э.
2 Аттал I правил в 241-197 гг. до н э.
3 Битва при Каике произошла в 228 г. до н. э.
4 Эвмен II (197-159 гг. до н. э.).
5 Никефорий – место для жертвоприношений.
6 Аттал II (159-138 гг. до и. э.).
7 Аттал III (138-133 гг. до н. э.).