Битва при Ипсе (301 г. до н. э.)
(Плутарх, «Сравнительные жизнеописания», «Деметрий», 28-30)
Тут судьба и история человека, чью жизнь мы описываем, как бы переносит действие с комической сцены на трагическую. Все цари заключили союз против Антигона и сплотили свои силы воедино. Деметрий покинул Грецию, соединился с отцом и, видя, что Антигон готовится к войне с таким честолюбивым рвением, какого трудно было ожидать в его годы, сам ощутил новый прилив мужества и бодрости. Между тем представляется вероятным, что если бы Антигон пошел хоть на малые уступки и несколько утишил свое непомерное властолюбие, он до конца удержал бы главенство среди царей и передал его сыну. Однако, суровый и спесивый от природы, столь же резкий в речах, как и в поступках, он раздражал и восстанавливал против себя многих молодых и могущественных соперников. И в тот раз он хвастливо говорил о своих врагах, что без труда разгонит их сборище, как одним-единственным камнем или криком вспугивают птиц, слетевшихся клевать зерна, брошенные рукою сеятеля. У Антигона было собрано свыше семидесяти тысяч пехоты, десять тысяч конницы и семьдесят пять слонов, у неприятелей – конницы на пятьсот клинков больше, слонов четыреста да сто двадцать боевых колесниц; пехоты, правда, всего шестьдесят четыре тысячи. Когда оба войска сошлись, настроение Антигона изменилось, надежды его поколебались, но намерения остались неизменны. Прежде в битвах он бывал всегда самоуверен и неприступно горд, говорил громко и надменно, а нередко отпускал язвительные остроты даже во время рукопашной, выказывая этим твердость духа и презрение к врагу. Теперь, напротив, его видели молчаливым и задумчивым, он представил сына воинам и назвал его своим преемником. Но в особенности всех поразило вот что: Антигон закрылся наедине с Деметрием в своей палатке и держал с ним совет, тогда как раньше не посвящал в свои замыслы даже сына, но все решал сам, в полном одиночестве, а затем лишь объявлял эти решения и распоряжался, ничего в них не меняя. Рассказывают, что однажды, еще в ранние годы, Деметрий спросил отца, когда они будут сниматься с лагеря, и Антигон в сердцах воскликнул: «Ты что же, боишься, что один из всего войска не услышишь трубы?».
Кроме всего прочего обоих тревожили и угнетали дурные знамения. Деметрию приснился Александр в богатом вооружении, который спрашивал, какой клич дают они с отцом для предстоящей битвы: «Зевс и Победа» – сказал ему Деметрий. И Александр в ответ: «Тогда я ухожу к вашим врагам – они принимают меня к себе». Когда пехота уже выстроилась к бою, Антигон, выходя из палатки, споткнулся, упал ничком и сильно расшибся. Поднявшись на ноги, он простер руки к небесам и просил у богов либо победы, либо внезапной и безболезненной смерти до поражения. Завязался бой, и Деметрий во главе многочисленной и отборной конницы ударил на Антиоха, сына Селевка. Он сражался великолепно и обратил неприятеля в бегство, однако слишком увлекся преследованием и неуместное это честолюбие сгубило победу, ибо и сам Деметрий, возвратившись, уже не смог соединиться с пехотой – путь ему тем временем успели загородить вражеские слоны, – и фаланга осталась без прикрытия, что, разумеется, не укрылось от взора Селевка, который, однако, не напал на пехотинцев, а только теснил их, грозя нападением и как бы призывая перейти на его сторону. Так оно и вышло: значительная часть фаланги откололась и сдалась, остальные пустились бежать. Теперь враги тучей устремились на Антигона, и кто-то из приближенных воскликнул: «Царь, они метят в тебя!» – «Какая же еще может быть у них цель? – возразил Антигон. – Но Деметрий подоспеет на выручку». Эту надежду он сохранил до конца и всё озирался, ища глазами сына, пока не пал, пронзенный сразу несколькими, пущенными в него копьями. Все слуги и друзья тут же бросили мертвого, единственный, кто остался подле тела, был Форак из Лариссы.
После битвы цари-победители расчленили всю державу Антигона и Деметрия, словно некое огромное тело, и, поделивши части между собою, присоединяли новые провинции к прежним своим владениям…
Хремонидова война
(Павсаний, «Описание Эллады», III, 6, 4-6)
О Павсании, авторе «Описания Эллады», известий не сохранилось. Из отдельных замечаний, содержащихся в его произведении, можно заключить, что он жил во II в н. э., родиной его был г Синила в Лидии (Малая Азия). Павсаний много путешествовал; книгу свою закончил в правление Марка Аврелия (161-180 гг. н.э.).
«Описание Эллады» состоит из 10 книг, посвященных важнейшим областям Греции (Аттике, Коринфу, Лаконике, Мессении, Элиде, Ахайе, Аркадии, Беотии и Фокиде), В каждой из них описываются памятники и достопримечательности (произведения искусств, развалины древних сооружений, святилища) и связанные с ними мифы и предания. Павсаний использует и собственные впечатления и главным образом обширную предшествующую литературу. Нередко, описывая тот или иной памятник, Павсаний сообщает ряд важных исторических сведений, заимствованных им нз не дошедших до нас исторических сочинений. «Описание Эллады» является важным источником по истории греческого искусства и мифологии.
Когда в Спарте царствовал Арей, сын Акротата, Антигон, сын Деметрия1 двинулся походом на Афины и с пешим войском, и с флотом. На помощь афинянам прибыл из Египта Патрокл вместе со своим войском и флотом, выступили и лакедемоняне всенародным ополчением, поручив главное командование царю Арею. Но Антигон таким тесным кольцом окружил Афины, что союзным с афинянами силам не было никакой возможности войти в город. Тогда Патрокл, отправив послов, стал побуждать лакедемонян и Арея начать битву против Антигона, говоря, что если они начнут, то и он нападет на македонян с тылу; прежде же, чем произойдет это нападение, как-то неудобно им, египтянам и морякам, нападать на пехоту. И действительно, лакедемоняне стремились, невзирая на опасность, оказать афинянам помощь как вследствие своего расположения к ним, так и из жажды военной славы, мечтая о каком-либо памятном для дальнейших времен своем подвиге. Но Арей отвел назад свое войско под предлогом, что у него вышло все продовольствие... С афинянами, оказывавшими в течение очень долгого времени2 сильное сопротивление, Антигон заключил мир на том условии, что он введет к ним гарнизон и поместит его на (холме) Мусейе.
1 Антигон I Гонат (277-239 гг. до н. э.).
2 Хремонидова война длилась с 266/265 по 262 гг. до н. э.
Образование Ахейского союза
(Полибий, «Всеобщая история», II, 41, 43)
Полибий (около 200-120 гг. до н. э.), сын Ликорты. из Мегалополя – один из крупнейших историков древности. Его отец был стратегом Ахейского союза, и сам Полибий принимал активное участие в политической жизни Греции. После победы римлян в Третией Македонской войне Полибий в 166 г. до н. э. был отправлен заложником в Рим, где провел около 16 лет, близко соприкасаясь с правящими кругами Римского государства (он жил в доме Эмилия Павла и был наставником и другом Сципиона Младшего). Полибий присутствовал при взятии Карфагена римлянами, а после разрушения Коринфа выступал посредником между Римом и греческими полисами. Современник и участник важнейших исторических событий II в. до н. э.
Полибий попытался в свосй «Истории» (другие его произведения до нас не дошли) осмыслить и объяснить причины успехов Рима и проследить процесс превращения его в крупнейшую державу Средиземноморья. Сочинение Полнбия носит характер всемирной истории: в нем излагаются события политической жизни всех стран Средиземноморья в их тесной связи и переплетении на протяжении более чем столетия – от начала Первой Пунической войны (264 г. до н. э.) до разрушения Коринфа (146 г. до н э.). По добросовестности и объективности в изложении фактов Полибий как историк не уступает Фукидиду: это наиболее ценный и ,достоверный источник для истории III-II вв. до н. э Тем не менее следует отметить, что принадлежность к аристократии и ахейский патриотизм Полибия наложили заметный отпечаток на его оценки тех илч иных исторических явпений
Из 40 книг «Истории» до нас полностью дошли только первые пять, 17, 19 и 40 книги утрачены, от остальных дошли более или менее значительные фрагменты.
Была сто двадцать четвертая олимпиада, когда жители Патр и Димы положили начало объединению1 после смерти Птолемея, сына Лага, Лисимаха, а также Селевка и Птолемея Керавиа: все они умерли в названную выше олимпиаду.
В более древние времена положение ахейского народа было таково: начиная от Тисамена, сына Ореста, который был изгнан из Спарты во время возвращения Гераклидов и занял область Ахай, ахеяне находились непрерывно под управлением царей в порядке наследования до Огига. После этого недовольные сыновьями Сгига за то, что они управляли ими самовластно, а не по законам, ахеяне изменили свое государственное устройство в народоправление. В последующие времена до царствования Александра, сына Филиппа, положение их менялось сообразно обстоятельствам; но, как мы сказали выше, они стара чись постоянно удерживать власть в руках народа. Государство их состояло из двенадцати городов, которые находятся в нем и теперь, за исключением Олена и Гелики; этот последний город был поглощен морем перед битвой при Левктрах. Города эти: Патры, Дима, Фары, Тритея, Леонтий, Эгий, Эгира, Пеллена, Бура, Кариния. Во время, следовавшее за Александром, но предшествовавшее упомянутой выше олимпиаде, города эти главным образом по вине царей Македонии враждовали между собой и упали до такой степени, что всякая связь между ними порвалась, и каждый город преследовал свои собственные выгоды в ущерб другим. Вследствие этого одни из них заняты были гарнизонами Деметрия и Кассандра, а впоследствии и Антигона Гоната, другие подпали под власть тиранов; как кажется, большинство властителей посажены были эллинам Антигоном.
Однако около сто двадцать четвертой олимпиады, как я сказал выше, ахеяне, сознавши прежние ошибки, снова начали соединяться между собой. Это было около времени похода Пирра в Италию. Начало союзу положили жители Димы, Патр, Тритеи и Фар, почему и не существует никакого столба в память образования союза этих городов. Году на пятом после этого эгеяне выгнали свой гарнизон и примкнули к союзу, вслед за сим убили своего тирана буряне. В одно время с ними возвратились к прежнему устройству каринияне. Тог-дашний тиран Каринии Исея видел, как из Эгия выгнан гарнизон, а в Буре ахейцами и Маргом убит тиран; ему самому с минуты на минуту отовсюду угрожало покушение, а потому Исея сложил с себя власть и, выговоривши от ахеян личную неприкосновенность, присоединил город к ахейскому союзу.
В течение первых двадцати пяти лет2 названные выше города для управления союзными делами выбирали по очереди общего секретаря и двух стратегов. Впоследствии они решили назначать одно лицо, облеченное верховной правительственной властью; Марг из Каринии первым занимал эту должность. На четвертом году3 после его стратегии сикионец Арат двадцати лет от роду собственной доблестью и отвагой освободил родной город от тирании, присоединил его к ахейскому союзу, задачами которого он восхищен был с самого начала. На восьмом году4, будучи вторично выбран в стратеги, он напал на Акрокоринф, занятый Антигоном, и овладел им, чем избавил жителей Пелопоннеса от угнетавшего их страха, и, освободивши коринфян, присоединил их к государству ахеян. Во время той же стратегии он добился того, что к ахеянам примкнул и город мегарян.
1 284 г .до н. э.
2 До 255 г. до н. э.
3 В 251 г. до н. э.
4 В 243 г. до н. э.