Смерть Александра и дворцовые смуты
(Квинт Курций Руф, «История Александра», X, 7-10)
Созданная силой оружия, империя Александра распалась сразу же после его смерти на множество мелких государств. Эти государства представляли собой эллинистические монархии, в которых власть принадлежала полководцам Александра и их потомкам.
…Воины упорно кричали, что не потерпят никакого царя, кроме законного наследника, и требовали пригласить Арридея. Враждебно настроенный к Пердикку Мелеагр поспешно приводит Арридея во дворец, и солдаты приветствуют его и провозглашают царем под именем Филиппа.
Впрочем, это был голос простонародья, вожди придер-живались другого мнения... Долго не могли принять определенного решения: то раскаивались в своем намерении, то сожалели о самом раскаянии. В конце концов преданность царю победила, и они приняли решение в пользу его потомства. Арридей, устрашенный авторитетом знати, удалился из собрания, и с его уходом воодушевление солдат лишь притихло, но не ослабело. Поэтому его пригласили снова. Арридей облекается в одежду брата1, ту самую, которая была положена на троне. Мелеагр, телохранитель нового царя, надев панцирь, берет оружие. За ним следует фаланга, стуча копьями о щиты, жаждущая крови тех, кто домогался царской власти, не имея на нее никаких прав... Пердикк в испуге приказывает запереться в покоях, в которых лежало тело Александра. С Пердикком было 600 человек, на деле доказавших свою доблесть. К нему присоединился также Птолемей и «царская когорта» юношей2. Но многотысячная толпа воинов без труда разбила запертые двери. Вместе с толпой в покои ворвался и царь, окруженный толпой телохранителей во главе с Мелеагром. Разгневанный Пердикк отзывает тех, которые хотели защищать тело Александра. Несмотря на это, ворвавшиеся стали издали бросать копья в Пердикка. Многих ранили. Наконец более пожилые, Сняв шлемы, чтобы лучше быть узнанными, обратились к сподвижникам Пердикка с просьбой отказаться от распри и уступить царю и большинству. Пердикк первым сложил оружие, остальные последовали его примеру...
...Царский двор сохранял прежний вид, царь принимал послов, при нем находились военачальники, в передней толпились телохранители и воины. Однако глубокое уныние •доказывало безнадежность положения...
Судьба толкала македонцев к междоусобиям, ибо многие добивались царской власти... ...Пердикк видел свое спасение только в гибели Мелеагра... Решено было подвергнуть войско очищению по обычаю предков, и случай казался подходящим, так как были прекращены раздоры.
Обряд очищения воинов македонские цари справляли следующим образом. На поле, куда выводилось войско, по обоим его краям бросали внутренности разрубленной собаки; в промежутке между брошенными внутренностями ставили воинов: с одной стороны – всадников, с другой – фалангу.
В назначенный для этого священного обряда день царь со всадниками и слонами расположился против пехоты, которой командовал Мелеагр... Войска сходились, и расстояние, разделяющее оба фронта, было невелико. Тут царь с отрядом всадников, подскакав к пехоте, потребовал по наущению Пердикка выдачи на казнь зачинщиков раздора, которых он, казалось, должен был бы оберегать. В случае отказа царь грозил повести на пехоту всю конницу и слонов. Пехота остолбенела от неожиданного несчастья. И сам Мелеагр подобно своим сподвижникам растерялся и потерял мужество... Тогда Пердикк, увидев, что они ошеломлены и совершенно растеряны, отделил от остальных около 300 человек и поставил их перед слонами. Это были те, кто последовал за Мелеагром, когда он покинул первую сходку воинов, состоявшуюся после смерти Александра. Всех их потоптали слоны, причем Филипп не запрещал этого, хотя и не поощрял... Поздно разгадав вероломство Пердикка, Мелеагр оставался тогда спокойно в строю, потому что насилие не было обращено против него непосредственно. Вскоре, потеряв надежду на спасение и видя, что враги готовят ему гибель от имени человека, которого он сам же возвел в цари, Мелеагр бежал в храм и там был убит...
Отведя войско в город, Пердикк созвал предводителей на совет, где решили так разделить управление государством, чтобы царь получил верховную власть, Птолемей был сделан сатрапом Египта и правил подвластными племенами Африки; Лаомедонту дана была Сирия с Финикией, Киликия была назначена Филоту, Антигону было поручено занять Ликию с Памфилией и Великой Фригией; в Карию был послан Кассандр, в Лидию – Менандр; Малую Фригию, прилегающую к Геллеспонту, отдали в управление Леоннату. Каппадокия с Пафлагонией отошла к Евмену: ему было поручено охранять эту страну вплоть до Трапезунта и вести войну с Ариаратом; последний один только отказывался подчиниться. Питону была поручена Мидия, Лисимаху – Фракия и соседние с ней области у Понта. Во главе народов Индии, Бактрии, Согдианы, а также побережья Океана и Красного моря были оставлены те, кто управлял этими областями прежде. Пердикк состоял при царе и командовал войском, сопровождающим царя. Некоторые полагали, что такое распределение областей сделано по завещанию самого Александра, но, хотя сведения об этом исходят от ученых, они, как нам известно, ни на чем не основаны.
После раздела государства каждый сам мог бы благоразумно укрепить свое могущество, если бы когда-либо существовали границы необузданным страстям... Трудно было довольствоваться тем, что доставил случай: ничтожным кажется уже приобретенное, когда возникает.надежда на большее. Поэтому всем казалось более заманчивым расширять свои царства, чем прежде получать их.
1 Одежда брата – царская одежда покойного Александре.
2 «Царская когорта» юношей – отряд телохранителей Александра.
Образование эллинистических государств