Группы стресс-факторов боевой обстановки

Стресс-факторы
Первичные Вторичные
социальный; боевой; психофизиологический; психологический. группа А: непосредственное эмоциональное воздействие; группа Б: опосредованное эмоциональное воздействие.

К психогенным факторам, вызывающим непосредственно эмоциональное воздействие (группа А), относятся: чувства опасности, неопределенности, внезапности, новизны обстановки, ответственности, отрицательно выраженные эмоционально - волевые особенности взаимодействующих сторон, монотонный труд от избытка времени; депривация, страх замкнутых или тесных пространств, дискомфорт, а к психогенным факторам (группа Б), зависящим от профессиональных особенностей военнослужащего относят: недостаток времени на оценивание боевой ситуации, ускорение времени выполнения действий, крайне интеллектуально сложное принятие решений, предельность личностно значимых сведений, перенасыщение информацией, одновременное выполнение разнородной деятельности, уровень скоординированности выполнения деятельности специалистами, степень перегрузки, изменения во времени выполнения деятельности.

Наиболее значительные стрессовые факторы боевой деятельности выражены следующими моментами: опасностью для жизни; огневым и психологическим воздействием; неудачами воинского подразделения в бою, большими потерями личного состава и вооружения; недостаточной степенью информации о противоборствующей стороне; неясной (сложной) обстановкой; внезапностью ударов; неожиданном применением знакомого, но обладающим большой эффективностью вооружения; изолированностью действия (отрыв от главной группировке своих войск), высоким динамизмом и интенсивностью боя, как результат – большая психологическая и физическая нагрузка; состоянием ожидания предстоящего боя; применением ВТО и ОМП ( высокоточное оружие и оружие массового поражения) и др.

Наиболее серьезными стресс-факторами считается: угроза возможной гибели или тяжелые увечья; полученные ранения или смерть боевого товарища; виды и крики (стоны) раненых и умирающих солдат; информация о неудачных действиях своего воинского контингента; длительная неясность (неизвестность) в ходе боевых действий и не своевременная адекватная когнитивная ориентация командиров; возникновение конфликтов между человеческими ценностями, проявляющийся в необходимости совершать рискованные действия и инстинктом самосохранения, между воинским долгом и заботой о близких, между личными морально-этическими установками и необходимостью совершать убийства и др.

Выделяются стресс-факторы, имеющие постоянное воздействие на военнослужащих, они характеризуются: опасностью; новизной обстановки; совмещением различных действий; изоляцией; физической и психической утомляемостью.

Не постоянно действующие характеризуются: неопределенностью; внезапностью; высоким темпом деятельности; дефицитом времени.

Факторы, которые проявляются достаточно редко, характеризуются: отрицательным воздействием со стороны сослуживцев, неприятными физическими ощущениями.

В результате этих воздействий возникают различные группы затруднений мешающих: быстрому восстановлению в боевой обстановке; приспособлению к непривычному климату; хорошо ориентироваться в сложном для наблюдения условии; соотносить свои возможности с различными уровнями поставленной задачи и условиями действий; идентифицировать целевые объекты по определенным признакам; своевременному реагированию на внезапно изменившуюся обстановку; обеспечению скрытных маскировочных действий, когда существует хорошая видимость; а также организовывать деятельность, которая требует риска.

В связи с проблемой исследования, необходимо выделить особенности психической устойчивости военнослужащих. Она характеризуется: жизнеспособностью военнослужащего, его соматическим и психическим здоровьем, охраняет личность от личностного расстройства и дезинтеграций, помогая достигать внутреннюю гармонию, полноценное психическое здоровье, высокий уровень деятельности в обстановке риска и высокого уровня ответственности [40,48,49].

Понятие «психологической устойчивость» применимо к человеку и воинскому коллективу; ней говорят в том случае, если повышаются требования к субъектам различных ситуаций. Соответственно в нашем исследовании субъектами выступают курсанты.

Психологией изучены следующие аспекты устойчивости: первый – характеризуется психологической устойчивостью деятельности; второй- психической или эмоциональной; третий – социально-психологической. [39]. По мнению А.В. Сидоренкова проявление социально-психологической устойчивости происходит в обществе через взаимодействие с его членами, в самоорганизации человека, в умении не изменять личностной позиции, и противостоять различным воздействиям, которые противоречат личностным установкам; в возможности самоизменяться под влиянием определённого обстоятельства; отражается в своей ориентировке не на прописанную норму, а на реальную ценность, действующую в социуме [39].

У Г.С. Никифоров психологическая устойчивость понимается как общая адаптация, целостная личность, выражающаяся согласованностью всех ее функциональных обязанностей и стабильностью их исполнения [27]. Она характеризуется сложным качеством, состоящим из: способностей личностного роста; и относительно стабильными эмоциями и имеющая развитую волевую регуляцию[27].

А.М. Столяренко рассматривая термин «экстремальная устойчивость» как качественную характеристику понятие «жизнестойкость» подразумевает под ней способность личности к переживанию и переносимости трудностей, и наряду с этим достигать своей цели[40].

Следует отметить, что экстремальная психологическая устойчивость имеет определенную структуру, к главнейшему компоненту которой относят экстремальную способность курсантов.

Она понимается как высокая согласованность индивидуальной особенности личности, тому требованию, которое предусмотрено к действию в экстремальных ситуациях.

Данные способности уже являются основой успешной деятельности личности в экстремальных ситуациях, обеспечивая его безопасность, а важным дополнением их можно считать подготовку личности курсантов к действиям, связанными с определенными рисками [57, С.158, 63].

Для нее характерно наличие знания об экстремальных ситуациях, полученных умений, знаний и навыков.

Многими авторами, исследующих негативное воздействие экстремальной ситуации, выделяются личностные черты, влияющих на зависит психологическую устойчивость и адаптации к проживанию субъектами экстремальных ситуация, но специального социально-психологического исследования, направленного на то, чтобы зафиксировать эти качества, не проводилось.

Проведенный анализ научной литературы, посвященной изучению поведения специалистов опасных профессий в экстремальных ситуациях, предоставил возможность выявить те качества, которые благоприятно обуславливают адаптироваться им в личностно-ситуационных взаимодействиях в экстремальных ситуациях. Они проявляются:

Во - первых, в поведенческих характеристиках. Основным фактором, определяющий безопасность личности от неблагоприятного воздействия, в случае попадания в экстремальные условия будет поведение человека в ходе и после экстремальных ситуаций [41 ].

Качественным своеобразием поведенческой активности является её проблемная ориентированность на свое «Я», на другого индивида, или на предмет окружающего мира.

Е.Ю. Коржовой [19] выделена ситуационная смелость, заключающаяся в желании предпринимать какие-то действия. Так же сюда можно отнести (Фридман, 1977) поведение личности, характеризующееся спокойным, уверенным, неторопливым, ненапряжённым, основанном на позитивном восприятии себя.

Во-вторых, в перцептивных характеристиках, заключающиеся в способности когнитивно оценивать даже трагические события, помогающие снижать их значение, уменьшая таким образом психотравмирующие эффекты. Это такие качества как: когнитивное оценивание, то есть способность умственно анализировать значение и возможность образующихся ситуаций, иметь хорошо развитый социальный интеллект [6], обладать аналитическим мышлением, способностью наблюдать за своим поведением[41].

В-третьих, в ценностно-смысловых характеристиках. Для того, чтобы оптимизировать последствия нахождение в экстремальной ситуации, зрелая личность отличается умением снизить субъективное значение угрожаемым ценностям, отношением к своей личности как к равной по сравнению с другим личностями по качеству и праве на проявление заботы и ответственности, богатым опытом проживаний позитивного события в ходе своего онтогенеза.

Личностной зрелости личности курсанта присуще: осмысленность, умение владеть разным способом самосохранения, существованием «акме здоровьем», и акмеоадаптивностью [25,43,47].

Возможность личности акцентировать свое внимание не только, на собственное выживание, но и осознание ответственности за все происходящие события, в том числе и за безопасность других людей - «сверхмысль» [4], выступает важным моментом в ее устойчивости к экстремальной ситуации.

В-четвертых, в характеристиках образа Я. Для высокой стрессоустойчивости характерна: уверенность, целостность, высокая дифференцированность Я -образа[7], устойчивая, позитивная, адекватная самооценка [4], интегрированность Я-концепции, автономность подструктур Я-концепции (как частной самооценки, так и Я-образа), их иерархизированность и относительная устойчивость, упорядоченность и сбалансированность их взаимодействиях.

В- пятых, интегральными свойствами личности [21,23].

Выявленные нами особенности психологической подготовки курсантов к экстремальным видам деятельности позволили определить ее уровни, на основании их можно говорить об эффективном или не эффективном психолого-педагогическом воздействии. Психологическая подготовка курсантов отличается высоким уровнем, средним и низким.

Высокий уровень психологической подготовки курсанта к экстремальной ситуации находит проявление в готовности его к быстрым и усердным действиям для помощи своей стране. Курсант усиленно осознает и одобряет политику своей страны, убежден в важности ее защиты. Он чувствует долг за судьбу государства, у него глубоко развит патриотизм как чувство ответственности за интересы страны, ощущение себя сопричастным к ее герои­ческим историческим событиям. Важнейшее значение придают таким качествам, как стойкое, смелое, мужественное начало, отважность, взаимная помощь и поддержка в экстремально опасной ситуации, изъявление желания посодействовать товарищу, даже если это стоит своей жизни. Сформированность интереса к военному техническому и огнестрельному вооружению, заботливость к военной технике и оружию, глубинное осознание важности жизни, стремление идти на разумные риск и жертвование собой ради страны.

Средний уровень психологической подготовки отображает ясное понимание о военной подготовке. Курсанты осознают психологическую подготовку к действиям в экстремальных условиях как необходимый компонент обучения в военных вузах. Имея средне выраженный уровень готовности, с полной сознательностью и ответственностью исполняют служебную и обще­ственную задачи. Имеют навыки по пре­одолению морально-психологической перегрузки. С вниманием прибегают в выполнению задач и проблем в учебной сфере. Средне выраженная физическая подготовленность. Они не изъявляют активность, не стараются находиться в «золотой середине» и «делать все как все». С неохотой работают над своим воспитанием и образованием. Не выявляется высокая активность, которая так желательна в обеспечении психологической подготовки в экстремальных условиях деятельности.

Низкий уровень психологической подготовки курсантов к военной службе, как известно, заметен у тех, у кого будущая служба не находит подходящего места в их жизни. Без желания проходят теоретический и практический курс психподго­товки. Находит свое проявление и инертность, неорганизованность (несобранность) в исполнении служебного и общественного поруче­ния. На этом уровне обнаруживаются в том числе морально-психологические особенности курсантов. При столкновении с невзгодами сложившихся обстоятельств очень востребованы в поддержке сослуживцев и внимании со стороны командиров. Выражения «любовь к родине» «отвага», «призвание» часто обнаруживаются на фор­мальном словесном уровне. Знание, навык и умение, даже при величине объема, не объединяются в их понимании с вопросом обороны страны. Натренированность тела обнаруживается на низком уровне.

Таким образом, высокий уровень психологической подготовки курсантов к экстремальным видам деятельности характери­зуется следующими показателями:

1. Позитивное отношение к психологической подготовке в период обучения в военном вузе.

2. Ответственность за защиту Отечества (кто - если не ты?).

3. Наличие развитых психических качеств личности: познавательных (произвольная память, оперативность мышления, сообразительность, вооб­ражение, многостороннее восприятие), волевых (стойкость, мужество, целе­устремленность, исполнительность, готовность пой­ти на разумный риск и самопожертвование во имя Родины), эмоциональных (любовь к Отечеству, верность воинскому долгу).

4. Приобретение социально-психологических качеств (коллективизм, това­рищество, взаимопомощь, взаимовыручка),

5. Эмоционально-волевая устойчивость, умение регулировать свое поведение, подавлять чувство страха, рас­терянности, усиливая чувство обязанностей и долга.

3. Выработка способности преодолевать моральные, волевые и физические пере­грузки.

4. Формирование умения переносить морально-психологические качества с одного вида деятельности на другой.

5. Быстрая ориентация в различной обстановке, а также хорошая адаптация к моделируемым условиям будущей военной службе, накопле­ние психологического опыта соответствующего поведения в процессе психологической подготовке в военном вузе.

6. Внутренняя готовность к выполнению требований во­инских уставов и наставлений, ответственность, саморегуляция.

7. Приобретение навыков по совершенствованию своей физической подготовленности к военной службе.

8. Соблюдать первую и главную обязанность военнослужадщего – это верность Отечеству. Без этого качества он не годится к военной службе.

9. Соответствовать медицинским требованиям (с этой целью курсант подлежит медицинскому освидетельствованию).

10.Соответствовать профессионально-психологическим требованиям военной службы на конкретных должностях (с этой целью проводятся мероприятия по профессиональному психологическому отбору).

11.Быть дисциплинированным.

Теоретическое изучение проблемы формирования морально-психологической подготовки курсантов к экстремальным видам деятельности позволило нам выделить следующие критерии их сформированности:

-мотивационный, связанный с наличием у курсантов мотивации на необходимость работы над собственной психологической
подготовкой к экстремальным видам деятельности, обусловленной, прежде всего, требованиями, предъявляемых к будущему защитнику Отечества;

-оценочный, связанный с самооценкой уровня своей психологической подготовки;

-действенно-практический, характеризующий применение курсантами полученных знаний, навыков и умений на практике.

Подводя итоги вышеизложенного, отметим, что уровень психологической подготовки курсантов к экстремальным видам деятельности - понятие конкретно-историческое, носит междисциплинарный характер и соответствует сте­пени сформированности морально-психологических качеств человека, обеспечивающих выполнение долга по защите своего Отечества; знаний, навыков и умений по психологической подготовке, а также общую физическую подготовленность.

Выводы по главе:

1. Анализ воздействия факторов современного боя на психику и поведение людей позволяет сделать следующие выводы. Опасная обстановка неизбежно вызывает у военнослужащих психическое напряжение (стрессовое состояние). Это состояние оказывает существенное влияние на протекание психических процессов (восприятие, внимание, память, мышления, волю, эмоции) и эффективность боевой деятельности. Стресс может влиять на психику как мобилизующе (боевое возбуждение), так и угнетающе (дистресс). Характер этого влияния зависит от мотивации, индивидуально психологической устойчивости, боевого опыта военнослужащих. Следовательно, имеются реальные основания для изменения восприимчивости военнослужащих к действию боевых стресс-факторов в процессе психологической подготовки и обеспечения их высокой активности в бою.

2. В основе экстремальной ситуации лежит понимание миссии курсанта в жизни общества, ответственность за результаты своего труда и переживание своего профессионального предназначения.

3. Экстремальность неизбежно оказывает огромное влияние на поведение человека. Применительно к теме нашей работы, экстремальность обостряет экзистенциональную сущность курсант, требует от него особой концентрации сил и способностей, воли и самоорганизации, действий, затраты на которые зачастую превосходят имеющиеся у него резервы.

4. Изучение подготовки в условиях социально-психологического влияния экстремальной ситуации на личность курсант в дальнейшем будет приобретать особую значимость, способствуя расширению возможностей её существования в меняющемся мире.

5. Стрессоустойчивость – качество, которое можно развивать (повышать) тренировкой (психотренинг), привычкой к ежедневному напряженному труду. Основным путем воспитания стрессоустойчивости кадетов нам представляется система систематических упражнений в обстановке опасности и риска, в условиях занятий, которые напоминают максимально приближенных к боевым, сочетаемых со специальными психологическими тренажами. В условиях повседневной деятельности формировать стрессоустойчивость представляется возможным с помощью разного рода социально-психологических тренингов, ориентированных, прежде всего, на гармонизацию межличностного взаимодействия.

Глава 2. Эмпирическое исследование особенностей психологической подготовки курсантов к экстремальным видам деятельности

2.1. Организация исследования особенностей психологической подготовки курсантов к экстремальным видам деятельности

По замыслу, организация, содержание, методика эмпирической части диссертации по замыслу направлялась на то, чтобы объективно проверить (доказать или опровергнуть) гипотезу научного исследования.

Проведение психологического эксперимента проводилось тремя взаимосвязанными этапами – подготовительным, основным и заключительным.

Подготовительный этап (2015-2016 гг.).

На этом этапе проводился констатирующий эксперимент, который включал в себя выявление у курсантов уровня сформированности психологической подготовки курсантов к экстремальным видам деятельности, изучение теоретических источников по исследуемой проблеме, формирование и уточнение гипотезы формирующего эксперимента, апробации необходимого инструментария.

В тоже время, определялись участники экспериментальной работы: преподаватели, начальники курсов и курсанты Федерального государственного казенного военного образовательного учреждения высшего образования «Военный университет» Министерства обороны Российской Федерации.

Была организована работа по изучению состава контрольной и экспериментальной группы, проводилась подготовка должностных лиц, участвующих в опытно-экспериментальной работе.

Подготовительный этапрешал следующие задачи:

1. Определить цель и основные задачи, сформировать и уточнить гипотезу экспериментальной работы.

Цель состояла в выявлении уровня сформированности психологической подготовки курсантов к экстремальным видам деятельности и как разработанный психотренинг способствует росту необходимого для них качества - стрессоустойчивости личности.

2. Осуществить анализ реализации разработанного нами психотренинга повышения стрессоустойчивости курсантов в стрессовых ситуациях, провести оценку промежуточных и конечных результатов.

3. Выбрать необходимое число экспериментальных объектов, составивших репрезентативную выборку.

Объектами опытно-экспериментальной работы стали курсанты Федерального государственного казенного военного образовательного учреждения высшего образования«Военный университет» Министерства обороны Российской Федерации.

Была определена выборочная совокупность объектов воздействия. Экспериментальная группа (в дальнейшем ЭГ) состояла из 30 человек (курсанты 4 курса Военного университета Министерства обороны РФ), а в контрольной группе, 30 человек (курсанты 4 курса Военного университета Министерства обороны РФ).

Участники ЭГ и КГ, представленные в таблице 5 по качественным характеристикам (возрасту, социальному происхождению, должностному положению, успеваемости в учебе и др.) в основном были эквивалентны.

Таблица 5

Наши рекомендации