Соотношение компонентов психологической готовности и устойчивости
Рейтинговые места | Готовность | Устойчивость |
Мотивационный | Волевой | |
Познавательный | Мотивационный | |
Интеллектуальный | Эмоциональный | |
Моторный | Интеллектуальный | |
Волевой | Познавательный | |
Эмоциональный | Моторный |
Самой оптимальной является система мероприятий, проводимых в интересах психологической подготовки, учитывающих основные закономерности формирования психики и осуществляемых в ходе боевой подготовки, одновременно обучая военной профессии воинов. Это детерминировано тем, что чем конкретнее деятельность, к которой подготавливают военнослужащих, тем эффективнее во время ее осуществлять психологическое моделирование боевых действий. Таким образом, способствуя налаживать и сам процесс психологической подготовки.
Ее главная цель заключается в формировании у военнослужащих системы психических свойств и состояний, которые требуются, чтобы преодолевать трудности и успешно выполнять свои служебные обязанности.
По мнению В.В. Сысоева, для достижения данной цели, требуется в ходе боевой подготовки планировать мероприятия, которые предусматривают включение ситуаций, связанные с преодолением опасностей (25-30 %), с различными неожиданностями (40-50%), имеющие дефицит времени и информации для их решения (40-50%), развивающие ответственность (25-30%), а также дискомфорт.
Перед психологической подготовкой стоят следующие задачи:
- формировать у военнослужащих адаптированность и психологическую устойчивость к угнетающему фактору современного боя, навыка психологической саморегуляции;
- создавать у личного состава, за счет внутреннего источника высокую активность и самоотверженность в ходе боя;
- совершенствовать показатели профессиональной дееспособности различных психических функций воина;
- формировать боевую слаженность и социально-психологическую устойчивость воинских подразделений, основываясь на таких традициях, как войсковое товарищество, взаимопомощь и взаимовыручка друг друга;
- создавать предпосылки для того, чтобы военнослужащие эффективно реализовывали приобретенные военные знания, умения, навыки боевого поведения.
При рассмотрении сущности психологической подготовки, следует отметить, что она проявляет себя работой внутреннего механизма перестраивающего психологическую реакцию и поведении воина в условиях боевой обстановке. В результате воздействия боевой ситуации у личного состава возникает психическое напряжение, которое нередко принимает формы психическое напряженности (стресса) и оказывает негативное влияние на эффективность деятельности.
В результате активного многократного напряженного действия данное состояние утрачивает способность угнетать.
Следовательно, содержание психологической подготовки должно изменять влияние возникающего психического напряжения из-за опасности, существующей в бою на деятельность воина, то есть делать факторы, угнетающие психику военнослужащего, нейтральными или даже стимулирующими его боевую активность.
Основываясь на взгляде А. Г. Караяни [14, с. 227] в нашем исследовании уточнена сущность психологической подготовки, под которой понимается формирование у военнослужащего психологического ресурса, позволяющего им действовать в экстремальной (боевой) ситуации, воспринимая ими как знакомая и привычная среда, умение выявлять угрожающую тенденцию, оперативно и адекватно реагировать на нее, поддерживать высокий уровень активности в обстановке воздействия стресс-факторов.
По мнению Караяни А.Г. логическую последовательность проведения психологической подготовки должна состоять из следующих шагов:
· психологического анализа предстоящих действий в бою конкретного воинского специалиста в целях обнаружения объективно возникающих трудностей, которые характеризую эту деятельность, а их преодоление связано с необходимостью отработки определенного инвариантного действия воина;
· моделированием трудной ситуации в ходе боевой деятельности военнослужащих;
· включением воина в процесс подготовки преодолевать трудности и препятствия, которые характерны для боя (риски, опасности, новизна, неизвестность и др.) и порождающие у него психическое напряжение;
· мобилизацией личного состава на тренировку по преодолению моделируемой трудной ситуации, накоплением опыта, знания, навыков и умения действий в экстремальных ситуациях, формированием психологической устойчивости воина к стресс-факторам боевой обстановки, привитием навыка саморегуляции;
· контролем психических состояний личного состава - нагрузкой, недогрузкой, перегрузкой, развитием их психологической устойчивостью и готовностью к эффективной боевой работе в разных условиях;
· корректированием модели трудной ситуации, учитывая фазы процесса психологической подготовки (направленность, скорость и длительность, исходного и конечного состояния) воина на каждом этапе;
· дозировкой нагрузки на личный состав, учитывая индивидуальные особенности обучаемых и успешность прохождения ими каждого этапа процесса психологической подготовки.
Изложенные в системе воздействий на личный состав, общая методика и конкретные методы психологической подготовки, применяемые приемы и последовательность их включения в конкретное занятие в ходе боевой подготовки нашили свое отражение в Приказе МО РФ № 573 от 7 августа 2013 года «О развитии психологической службы Вооруженных Сил РФ» [34].
В современной военной психологии принято выделять общую, специальную и целевую психологическую подготовку.
В нашей работе мы основываемся на базовом определении термина «подготовки», который дал К.К.Платонов.
Он, под психолого-педагогической подготовкой понимал создание условий, которые способствуют наилучшему применению своих способностей в заданных условиях [33].
Понятие «подготовка» может применяться и относительно к профобучению.
Только надо предполагать, что данное понятие должно включать как информирование о профессиональном знании и умении, так и воспитывать определенные моральные качества, направленность личность, вытекающие из этого знания, формировать профессиональные интересы и способности для профдеятельности.
Таким образом, в процессе психолого-педагогической подготовке курсантов активизируются профессионально важные качества, необходимые для деятельности в определенной профессии, общие и специальные способности и умения применять их в заданных условиях с учетом сформированным адекватным ценностным ориентациям.
Следует различать термин подготовленность и готовность.
Под подготовленностью предполагается развитие такого уровня компонентов структуры личности, который смог бы обеспечить эффективное военно-профессиональное обучение профессиональной деятельности в войсках.
Под готовностью воина понимается оптимальный уровень его психической деятельности, обеспечивающий эффективность выполнения конкретной должностной функции в воинском подразделении.
Если у курсанта отсутствует необходимая психологическая подготовленность для осуществления определенных видов деятельности, то готовности к исполнению будущих функциональных обязанностей у него не сформируется.
В этой связи рассмотрим психологическую мобилизацию, который используется в научных исследованиях и напрямую взаимосвязан с нашим вопросом. Под психологической мобилизацией К.К. Платонов понимает временную активизацию специальных способностей, в первую очередь волевого качества, необходимых для надлежащего исполнения определенной деятельности.
Следует отметить, что психологическая мобилизация формирует не стойкие качества личности, а определенные психические состояния, в основе которых лежат имеющиеся качества личности, усиливая их может быть даже на короткий промежуток времени, способствуют обеспечению эффективности деятельности.
Психологическая подготовка имеет свою структуру и содержание и исходя из подходов к ним, следует отметить, что различные виды военной деятельности, требуют от военнослужащего разных способностей и в различных степенях их выраженности, поэтому необходима и неодинаковая по собственному содержанию подготовка.
В связи с этим, видится вероятным отметить составляющие, подходя-щими для большей совокупности военнослужащих. К этим составляющим отнесем:
• становление у всех курсантов мотивации, развитие нравственных свойств, надлежащих необходимостей, целей, интересов, установок на военную профессию;
• формирование важных для военнослужащей работы познаний, способ-ностей, умений и позитивных привычек;
• активизация психических процессов профессионально значимых для продуктивного освоения военного дела;
• воспитание ответственного отношения за судьбу отчизны, ощущения долга перед ней;
• воспитание нервно-психологической устойчивости;
• развитие устойчивости, дисциплинированности, стойкости,
возможности безотговорочно подчиняться командирам и начальникам;
• формирование важных для удачного исхода психологической подго-товки к службе характеристик курсантских коллективов: коллективных настроений, интересов, запросов, общественного мнения, положительных привычек, традиций.
Изменение содержания составляющих в психолого-педагогической подготовке может происходить под воздействием временного этапа, на котором она проводится.
Таким образом, важно, чтобы в ходе обучения в военном вузе курсанты могли получить возможность столкнуться с ситуациями, в которых нужно решать сложные задачи, взаимодействовать с условиями, сопровождающимися опасностью, риском, чтобы в достаточном для ситуации риска объеме могли быть ознакомлены с особенностями современных боевых действий, с боевыми характеристиками вооружения и техники, находящихся на оснащении российской армии.
1.2. Разработка проблем морально-психологической подготовки зарубежными военными психологами
В начале XXI в. в вооруженных силах западноевропейских государств и Соединенных Штатов подготовка офицеров осуществляется в соответствии с определенными накопленными теоретическими взглядами, в соответствии с которыми используются разнообразные психологические и педагогические теории. Так, к примеру, в ценностной структуре американского общества и армии на рубеже XIX – XX вв. главенствующую позицию занимает прагматизм, получивший свое продолжение в военно-образовательном направлении прагматизма, вклад в которое внесли Ч. Пирс, Дж. Дьюи, У. Джемс, Д. Ройс, Д. Уайтхейд. Данная концепция содержит критерии полезности и выгодности достижения практических результатов в процессе обучения офицерских кадров. [38].
В вопросах подготовки и воспитания офицерского состава военное командование вооруженных сил развитых государств Европы и США опирается на идеологию бихевиористов, утверждающих, что поведение человека представляет собой единство реакций организма в ответ на раздражитель, поступающий извне. В практической деятельности по подготовке будущих офицеров используются взгляды таких представителей бихевиоризма, как Л. Бриггса, Р. Ганье, Гренлунда и др. [30, с. 25].
Основными факторами, как считают зарубежные военные специалисты, способствующими качественной подготовке курсантов являются: последующее укрепление военно-промышленного комплекса и его соответствие требованиям современному военно - политическому положению в целях безопасности страны; усиление морально-психологической подготовки (МПП) курсантов всех должностей с проработкой важных вопросов, возникших в процессе выполнения мероприятий по подготовке личного состава; улучшение подготовки военнослужащих в процессе деятельности; социальная защита бойцов подразделений и увеличение интереса бойцов; организация занятий, связанных с повышением уровня компетентности органов военного управления [28].
Согласно практике исследования морально-психологической подготовки, позитивное влияние на морально-психологическое состояние (МПС) в большинстве стран НАТО оказывают следующие факторы:
1.Личная профессиональная подготовка и стремление к ее улучшению;
2.Чувство убежденности в исключительной особенности государственного строя своей страны;
3. Ощущение принадлежности к своему государству и ее вооруженным силам;
4. Приверженность и уважение традиций военных подразделений и вооруженных сил;
5. Соответствие качества оружия его характеристикам;
6. Подготовленность к действиям в боевой обстановке.
В то же время имеющиеся данные позволяют выявить определенные особенности, которые оказывают отрицательное воздействие на морально-психологический потенциал. в том числе: не доверительное отношение к противнику, переоценивание своих действий и сил. повышенное стремление к комфорту; снижение потребности брать инициативу вступать в боевые действия; расовые предрассудки, крайние формы индивидуализма, проявление карьеризма, отчужденности. напряженности во взаимодействии с другими, злоупотребление психотропными веществами. Согласно мнения военно-политического руководства США, высокому уровню боевой готовности, обеспечиваемому эффективной системой профессионально- оперативной и боевой подготовки, соответствуют такие характеристики как формирование и поддержание высоко морального духа у бойцов, гордость и удовлетворенность службой в ВС, уверенность в выполнении командных функций, в своих силах.
Морально-психологическая подготовка, как считают американские специалисты, рассматривается в понимании ее как необходимого элемента из комплекса компонентов обучения и подготовки бойцов ВС. Поэтому, она находит свое применение во всех видах подготовки войск по соответствующим программам. МПП связана с задачей, направленной на формирование необходимых качеств для всех видов войск. Результат этого процесса – морально-психологическая устойчивость военнослужащих и их подразделений, частей.
Морально-психологическая устойчивость, во взглядах западных военных исследователей, означает наличие таких компонентов как: дисциплины, боевого духа, воли к победе, самообладания, чувства собственного достоинства, честности, преданности долгу и военной службе, чувства офицерской чести и других [30, с. 67].
Анализ МПП войск стран НАТО дает возможность выделить важные ее характеристики:
- наличие специальной структуры практически во всех организационных аспектах ВС;
- строгое подчинение военной службы и военных органов;
-применение в органах управления МПП мощных материальной и финансовых баз в сочетании с высококвалифицированными военными кадрами;
- значимые идеи, теории и методология МПП;
- в высокой степени законодательное обеспечение;
- целенаправленная и масштабная МПП;
- целевой подход к решаемым целям и задачам;
- единство процессов обучения и воспитания;
- целенаправленная организация практической деятельности;
Так, в ВС США в основе работы с военнослужащими лежат взгляды на американский образ жизни, преданность атрибутам и президенту страны, а также верность традициям.
По результатам исследований МПП в армиях стран НАТО наиболее ярко выделяют такие движущие: процесс формирования и развития у военного состава высокого уровня военно-профессиональных достижений; положительная мотивация к военной службе; сформированность у бойцов чувства патриотизма, верности национальным ценностям; разработка комплекса действий по выживанию и ведению боя в экстремальной ситуации обучению ведения длительного боя в экстремальной ситуации; занятия по физической подготовке бойцов.
В этих процессах основная цель истекает из задач МПП в армиях стран НАТО: формирование в сознании курсантов убеждения о подлинном демократическом характере своей страны и ее институтов, возвышение их морально-психологических ценностей, распространение взглядов о возможности военных угроз; формирование образа врага; включение в сознание идей морально-психологической определенности действий в бою с врагом; развитие в бойцах способности поддерживать чувство ответственности в самых неожиданных ситуациях; противостояние отрицательным информационно-психологическим воздействиям врага; социальная защищенность.
Для практического обеспечения перечисленных задач предусмотрены формы МПП и специально подготовленные программы.
Так, изучение задач информационно-воспитательной работы (ИВР) с бойцами ВС различных стран показывает, что, несмотря на большое разнообразие и специфичность их особенностей они идентичны:
1. Формирование идей и убеждений, подходящих характеру государственного военного строя;
2. Оснащение руководящих органов и офицеров оперативно важной военно-политической и служебной информацией;
3. Оказание информационного воздействия на сознательную сферу бойца для развития мотивов побуждения и духовного стимула для выполнения учебно-боевых задач; удовлетворенность культурным, религиозным и информационным развитием потребностей военнослужащих; создание и распространение положительного образа ВС в сознании общества и др.
Вместе с тем в армии каждой отдельной страны ИВР имеет свою специфику. Так, в ВС европейских государств, входящих в НАТО, она направляется на формирование у бойца чувство, которое можно назвать как «атлантическая солидарность», в то время как в армии США происходит формирование «американизации в сознании и мировоззрении личного состава.
Продуктивность системы информирования бойцов ВС ряда ведущих государств Запада в большей мере осмыслена скоординированной системой ее организации. Например, в ВС Германии ИВР с бойцами осуществляется в границах, имеющее название «внутреннее руководство». Данный термин предполагает процесс воинского воспитания и включает: организованный процесс работы, установление дисциплинарной практики, военно-правовых норм, основ международного права по вопросам ведения войны.
При этом в МПП основополагающей формой теоритической обработки знаний будут занятия по политическому образованию (особенно практикующиеся со всем личным составом). По обыкновению, они организуются по 5-ти самым значимым проблемам: «Основные права и обязанности военнослужащих», «Бундесвер и НАТО», «Парламентская демократия», «Роль и задачи бундесвера» и «Общественно-политические системы европейских государств». При этом используются лекции, беседы, семинары, дискуссии и коллоквиумы, а также просмотры кино- и видеоматериалов.
Информационно-воспитательная работа в странах Запада предполагает: наличие в войсках широкую разветвленную структуру информационного аппарата, работающего, по обыкновению, вплоть до батальона; в ее структуре работают высококвалифицированные специалисты по информационной работе по разным направлениям работы; профессионально- качественный набор кадров по работе с информацией; развитое информационно-методическое обеспечение работы командира по информированию военнослужащих; профориентационное использование религиозного фактора на военнослужащих.
После военных событий во Вьетнаме военное руководство США решило сделать вывод: оказалось необходимо радикально изменить систему МПП военнослужащих, для того чтобы поднять уровень качественной подготовки до высокого. Военные специалисты США приняли к сведению, что именно недочеты по осведомлению армии и общества тоже, привели народ к так называемому «вьетнамскому синдрому». Преодолеть это тяжелое психическое состояние, именуемое иначе ПТСР, была призвана новая система пропаганды о преимуществах военной службы в целях создания у военнослужащих положительной мотивации и установок на службу, основой которой является специально разработанная программа в министерстве обороны «Командная информация». Эта программа служит для того, чтобы оказывать необходимую помощь командиру в воспитании нравственного облика американских бойцов в социально-политическом, а также психологическом аспекте.
Целью программы являются рядовые, сержанты, гражданские служащие министерства обороны, военные пенсионеры и члены семей различных категорий.
Она основывается на системе, включающую в себя социально-политические и психологические идеи и принципы, использующиеся для закрепления в сознании военнослужащих государственной идеи, ценности, морального эталона. Главной ее задачей является влияние на сознание личного состава таким образом, чтобы по итогу воспитать из них политически осведомленных и морально-психологически подготовленных специалистов, для успешного выполнения поставленной задачи.
К приоритетному направлению МПП личного состав относится работа по:
- обеспечению равного права и возможности каждого военнослужащего;
-профилактике сексуального домогательства и различного рода отклонения в поведении;
- по борьбе с пьянством и наркоманией;
- по соблюдению прав и повышению ответственности.
Дополнительными направлениями являются соблюдение : обычаев и традиций, вопросы касающиеся денежного содержания, карьера и др.. Особенностью данной деятельности является в ее концентрации на искоренении негативных явлений в вооруженных силах.
К основным способам воздействий на личный состав можно отнести работу по внушению и тренировке, установочному влиянию на поведение военнослужащих используя при этом определенную политическую терминологию и понятия.
Также используется метод, который носит название «индоктринации», смысл его состоит в научении военнослужащего воспринимать преподносимый командиром идеал или какую-либо ценность как аксиому, исключая саму возможность их думать [30, с. 71].
Учитывая психологические особенности граждан США, на уровне военно-политического руководства принято считать, что, поддержание МПС военнослужащих будет возможным на высоком уровне только при условии создания равных начальных условий для деятельности военнослужащих, обеспечивая их единство и сплоченность перед лицом внешних угроз. С этой целью в вооруженных силах Соединенных Штатов создана специальная программа, реализующая себя в ходе индивидуальной подготовки, так и в ходе боевого слаживания войск в границах МПП, опирающейся на оперативную и боевую подготовку.
Форма занятий различна: семинары, собеседования и др. Регулярность их проведения обычно не менее одного раза в месяц. Важная роль в проведении таких занятий отводится военным священникам и капелланам.
Военно-политическое командование США всегда рассматривало церковь важнейшим институтом, который оказывает значительное воздействие на внедрение моральных принципов и нормативного поведения, воспитывает военнослужащих на основе существующих в американском обществе нравственных ценностей. Церковь, осуществляет свое влияние через реализацию программы, формируя личный состав в духе преданности, ответственности, дисциплинированности, терпимости, физической и духовной гармонии, высокого морального духа, самоотдачи и самоотверженности, высокие морально-психологические качества, соответствующие установленным нормам. Усиление религиозного воздействия, является своеобразной формой воспитания, благодаря которой создается высокая морально психологическая устойчивость у личного состава, позволяющая закреплять у военнослужащих стереотип не только в социальном поведении, но и вырабатывает автоматизм в достижении поставленной цели, как не подлежащая обсуждению.
В руководящих документах отмечается, что действия, направленные на то, чтобы повысить уровень жизни военнослужащих напрямую влияет на военные кадры, сохраняет их, способствует повышение морально-психологического состояния и боевой готовности.
Поэтому в министерстве обороны США следуют таким принципам, как дальнейшим увеличением денежного содержания; внесением в жизнедеятельность личного состав ясных перспектив; обеспечением военнослужащих в местах постоянных дислокаций квартирами, повышением качества медицинской помощи и жильем; расширением возможности получать образование. К основным задачам высшее американское военное руководство относит вопрос единой компенсации для всех военнослужащих, к какому-либо роду войск он не принадлежал.
Кстати сказать, основной месячный оклад имеет тенденцию к постоянному росту, так как в министерстве обороны США приято считать, что чем больше внимания уделяется материальной обеспеченности личного состава, тем крепче его морально-психологическое состояние.
Официальные данные свидетельствуют, что бюджетное ассигнование на зарплату военнослужащих растет. Так в 2010 г. оно равнялось 95 млрд долларов, в то время как (в 2000 г. - 69,4 млрд) [30, с. 77].
Влияет на формирование МПС личного состава и их пенсия, поэтому военнослужащие уверены в том, что завершив службу, он и члены его семьи не будут испытывать трудностей материального плана.
В настоящее время общепризнанным считается факт признания большого влияния семейных отношений на качественное выполнение личным составом функциональных обязанностей и на укрепление их МПС. Уже начиная с войны в Персидском заливе, благодаря усилию военного ведомства принимаются меры, чтобы установить постоянный контакт военнослужащего с семьей, использую льготную или бесплатную телефонную линию, который затем будет называться «семейным часом», когда происходит коллективный просмотр видеопослания из мест постоянных дислокаций (5 минут на человека). Впоследствии самым желанным для них стал так называемый «семейный час» – время коллективного просмотра видеопосланий из дома (по 5 минут на военнослужащего).
Кроме того, большая работа с семьями военнослужащих, находящихся в зоне Персидского залива, ведется и в местах их постоянного проживания.
Во-1-х, активизировалась работа центров поддержки семьи. Американские войска, дислоцирующиеся в Европе, насчитывают их около 126.
Во-2-х, значительную помощь семьям оказывают местные власти и общественные организации ФРГ, которые устраивают благотворительные вечера, экскурсии, вводят скидки на квартплату и другие льготы.
Существенным влиянием на то, чтобы сформировать у личного состава высокие профессиональные качества является организация порядка прохождения службы в армии, принятие военной присяги, требования к их поведению, закрепленные в так называемом кодексе военнослужащего, служебные обязанности, утвержденные в уставах и наставлениях и др. законодательных актах и документах.
По традиции, психологическое подготовке (психологической работе) отводится важное место в структуре МПП, обеспечивая развитие устойчивости военнослужащих к различному внешнему раздражителю.
Данная подготовка проводится систематично, отличается интенсивностью и непрерывностью в обычной рабочей обстановке, а также в ходе учений и специальных сборов.
В ходе обучения воинских подразделений руководствуются принципом реализма, так как он, по мнению военно-политического руководства, является достаточно результативным для того, чтобы повышать эмоционально-волевую устойчивость военнослужащих в ходе подготовки войск, при этом используя реальную боевую обстановку.
Для достижения приоритетных целей в повышении психологической подготовки личного состава необходимо:
- вырабатывать психологическую устойчивость у военнослужащего к воздействию различных факторов боя;
- формировать психологическую сплоченность;
- обеспечивать требуемого состояние во время подготовки и ведения боя;
- снижать психогенные потери,
- проводить работу по психологической поддержке военнослужащих (психологическая помощь, психологическая коррекция, психологическая реабилитация).
При использовании основных направлений и способов в ходе психологической подготовки личного состава, зарубежными экспертами рекомендуется: моделировать реалистический образ, тактику предстоящей деятельности, изучать боевые возможности противоборствующей стороны; вести подготовку личного состава к деятельности в природно-географической и погодно-климатической обстановке различных регионов предстоящего локального военного конфликта; моделировать реалистичную многомерную картину современных боевых действий; создавать в ходе подготовки высокие физические и психические нагрузки, характерные для боевых действий; проводить сплачивание воинских коллективов, формировать отношения взаимовыручки; расширять возможности военнослужащего в преодоления негативного влияния боевой обстановки, с помощь овладения приемами саморегуляции.
Еще к одному важному фактору обеспечивающему заданный уровень МПС военнослужащих относят культурно - досуговую работу.
Уделяется большое внимание морально-психологическому климату, социально-бытовым условия, а также досугу личного состава и их семьям. Это является приоритетным направлениям в ходе МПП.
В целях улучшения МПС военнослужащих, проходящих службу за границей США, приглашаются различные знаменитости: популярные актеры, певцы и др. исполнители, выступающие перед личным составом и их семьями.
При организация отдыха военнослужащих привлекают возможности курортного комплекса, созданного и функционирующего по всей стране, в том числе и за границей.
У специального управления американского министерства обороны существует разработанная единая для всех категорий военнослужащих программа, в которую входят различные мероприятия, способствующие их качественному отдыху.
С целью популяризации службы в вооруженных силах, осуществляется программа повышения МПС с помощью применения новой компьютерной технологии и использующая сеть Интернета.
Для поддержания заданного МПС военно-политическое руководство зарубежных стран в качестве средства позитивного воздействия на военнослужащих использует продукцию средств массовой информации.
В этой связи интересен опыт образования на время боевой кампании репортерского пула, куда привлекают узкий круг пользующихся доверием гражданских представителей средств массовой информации, формирующие у американской и зарубежной аудитории выгодных представлений о том или ином военном событии.
Данный репортерский пул может быть использован как для информирования так и для дезинформирования мировой общественности в целях стратегических маскировок.
Образцом может служить информирование войны в Персидском заливе (1991).
Были разработаны регламентирующие документы, особое внимание уделялось организации журналистских команд, в них, как правило, включался сопровождающий офицер по связи с общественностью.
Соответственно, материалы, подготовленные в ходе проведений боевых действий, отправлялись только завизированные данным офицером.
Поэтому информация, негативно воздействующая на моральное сплочение воинского контингента (например, если критиковалась администрация Дж. Буша, показывались трудности в ходе боевых действий в пустыне, освещались случаи неудачных бомбометаний, а также пленение и гибель личного состава многонациональных сил) – запрещалась.
Жесткая цензура была введена и союзниками США по антииракской коалиции. Средствам массовой информации таких стран как США, Великобритания, Франция, получилось сделать благоприятный имидж солдатам, участвующих в боевых действиях в данном регионе, представляя их в ореоле защитников интересов демократии и воинской доблести.
В американских вооруженных силах разработана программа «Нормирование морально-психологических качеств личного состава – ХХI». В ней изложены основные качества, которыми должен обладать офицер: высоким интеллектом, физической силой, положительной мотивацией к военной службе и др.
Влиять на эти качества должны такие психологические факторы, удовлетворенность военной службой, здоровый морально-психологический климат, разумное соотношение прохождение службы в стране и в составе воинского контингента за границей, высокий уровень жизни военнослужащего.
Этим документом предполагается, как будут реализовываться морально-психологические и нравственно-этические нормы в поведении личного состава вооруженных сил.
Данный подход, одновременно учитывая и принцип материальных стимулирований эффективно воздействует на сознательную и психическую сторону жизни военнослужащего и благоприятствует принятию в двадцать первом веке в ряде иностранных государств руководителями военно-политического управления задачи содействия определенному уровню военного обучения военнослужащих, эффективному уровню освоения действий в боевой обстановке.