Компоненты психологической готовности
Компоненты | |
Побудительный Отражательный Регулирующий Исполнительный | Направленность личности Развитость познавательных процессов Уровень эмоционально-волевой устойчивости Знание противника, закономерностей вооруженной борьбы, сенсорные и моторные навыки |
Психологическая готовность, по мнению автора, формируется следующими путями: формированием мировоззрения, пониманием долга защитника Отечества; созданием в ходе учения, технического тренажа и тренировки общей психологической модели реальной боевой деятельности; наличием разной вводной с жестким временным нормативом; созданием помехи и вводной близкой по сигнальному значению к боевой.
Классификация психологических моделей (по В.И. Варварову):
а) общие – это проведение тренажей и тренировок, учений, формирующих и проверяющих личность, все ее профессионально важных качеств, определяющие интегральную психологическую готовность;
б) частные – на занятии создается обстановка, формирующая какое-то одно свойство.
По вопросам морально-политической и психологической подготовки стали высказываться главнокомандующие видами войск. В трудах многих психологов, педагогов, философов, преподавателей затрагивались проблемы психологической подготовки. Происходит изменение в «Курсе боевой подготовки», в частях, вузах, создается специальный учебный городок, центр, штурмовая полоса, а в некоторых соединениях, морально-политическая и психологическая подготовка осуществлялась в оборудованном классе методике по ее проведению.
В некоторых округах создается служба морально-психологической подготовки (ВВС СКВО, 1973 г.).
Начиная с 1976 года и по настоящее время – наращиваются усилия научного и практического освоения проблем психологической подготовки военнослужащих.
Учение и войсковые практики акцентируют свое внимание на как психологическая готовности, психологической модели боя, показателей и критериев психологической подготовленности, месте и роли должностного лица в организации психологической подготовки в войсках. Эти проблемы изучали В.П.Сыченков, В.Л.Гнусин, В.В.Сысоев, А.Г.Караяни, Н.В.Корниенко, П.А.Корчемный, Л.Г.Меринда, Л.Е.Мерзляк, Б.Я.Шведин, Б.И.Фурманец, В.А.Смирнов, В.Т.Юсов.
Большой научный интерес в последнее время вызвало появление учебных пособий: «Психологическая подготовка боевых действий войск» (2010), авторами являются Караяни А.Г., Корчемный П.А., Марченков В.И., а также «Психологическая подготовка боевых действий (2016) - А.Г. Караяни и П.А. Корчемный.
Данный период характерен появлением различных взглядов на психологическую подготовку, что понимается под ее содержанием:
– специалист должен иметь определенные знания по такой научной дисциплине психология;
- специалист должен выполнять свои функциональные обязанности, то есть подготовка к трудовой деятельности вообще;
- деятельность, несвойственная для обычной жизни.
Научный анализ показал, что психологи, по крайней мере, большая их часть солидарны с тем, что психические изменения в личности зависят:
- от функционального уровня, то есть психологическая подготовка развивает важнейшие психические функции: мышечно-двигательные, ощущение и восприятие, наглядно-действенное мышление, внимание, волевое качество и др. то есть отдельный психический процесс;
- от личностного подхода, в этом случае психологическая подготовка направляется на то, чтобы создавать психологическую готовность военнослужащего к деятельности в целом и к конкретному действию в частности.
Учеными выделяются такие стороны психологической подготовки:
- организационная, она выражается целеустановкой, задачей, приня-тием решения, планированием, управлением ходом занятий;
- методическая, характеризуется приемами, средствами психологи-ческой подготовки;
- психологическая, моделируется психическая модель боя, являю-щиеся условием оптимальной психологической подготовленности военнослужащих.
Следует отметить, что процесс психологической подготовки структурно включает в себя воздействие на военнослужащего системой, как определенными плановыми занятиями, так и воспитательными мероприятиями.
Мероприятиями по психологической подготовке насыщена вся воинская служба военнослужащих, которые проводят командиры (начальники), иногда даже неосознанно, исходя из сложившейся традиции или руководствуясь представлением, что «так надо».
В таблице 3 представлено соотношение компонентов психологической готовности и устойчивости [12, с. 117].
Таблица 3.