Основные методы терротистической деятельности НВФ
Террористическая деятельность незаконных вооруженных формирований является одним из наиболее действенных средств их арсенала и охватывает широкий спектр: от захвата отдельных сотрудников, военнослужащих и гражданских лиц до беспрецедентных захватов сотен заложников; от подрывов каких-либо объектов до физического уничтожения высокопоставленных должностных лиц. Расчет при проведении терактов делается на то, что они оказывают сильнейшее психологическое воздействие не только на личный состав сил правопорядка, но и на население целых регионов.
В целях достижения поставленных задач боевики используют классический арсенал методов террора: рейды, захват заложников, шантаж, угрозы. Действия террористов отличаются внезапностью, дерзостью, хитростью, решительностью и жестокостью.
Особое место в арсенале методов терроризма занимает практика захвата в заложники. Полевые командиры, отдельные группы боевиков применяют этот метод как для нанесения поражения органам правопорядка, войскам и обмена задержанных боевиков на заложников, так и для получения выкупа. Попыток захвата заложников не предпринимается в отношении групп сотрудников органов внутренних дел (военнослужащих внутренних войск), которые ведут себя настороженно, правильно организовывают круговое наблюдение, находятся в постоянной готовности к отражению нападения, не входят в неслужебные контакты с жителями. В свою очередь, беспечность и самоуверенность начальников (командиров) и сотрудников (солдат) создают предпосылки и провоцируют захват их в заложники.
Характерен пример захвата заложников, случившийся на начальном этапе ввода войск в Чечню 12 декабря 1994 года на выезде из Хасавюрта (Республика Дагестан) местными жителями, проводящими антивоенный митинг, была блокирована колонна одной из воинских частей внутренних войск. Скрывавшиеся в толпе боевики, прикрывшись женщинами и детьми, сблизились с машинами колонны, затем, угрожая оружием и ручными гранатами, обезоружили и захватили 40 военнослужащих, два БТР и ЗИЛ-131. Для исключения маневра колонны соседние улицы были заранее перекрыты большегрузными автомобилями. Причинами захвата явились: неправильный выбор маршрута; нерешительность командиров и самих военнослужащих; потеря бдительности и боевой настороженности.
Захват в заложники одиночных сотрудников, военнослужащих или их небольших групп осуществляется примерно по одной схеме. Как правило, боевики выбирают место, находящееся на таком удалении от расположения подразделения органа внутренних дел, воинской части (специального наряда), чтобы сигнал о нападении не мог быть принят или помощь не могла быть оказана своевременно. Предпочтение отдается районам, прилегающим к рынкам, кафе, шашлычным и источникам воды. Наблюдением, ведущимся в течение нескольких дней, устанавливается время появления сотрудников, военнослужащих, их количество, намерения и характер действий. Для нападения выбирается момент, когда захватываемые не готовы к его отражению, когда у них заняты руки или отвлечено внимание (на рынке, в кафе). Нападающих всегда в 2-3 раза больше, они вооружены малогабаритным оружием и гранатами. Группа боевиков условно подразделяется на подгруппу нападения (2-3 человека), подгруппу прикрытия и эвакуации (2-3 человека на легковых автомобилях, расставленных по маршруту отхода через определенное расстояние).
Во всех случаях боевики действуют дерзко, стремятся сблизиться с захватываемыми вплотную, затем, угрожая оружием, подавляют и деморализуют их. Человек, не имеющий достаточных хладнокровия и решительности, в такой ситуации теряет способность к сопротивлению. При попытках отпора жертва немедленно уничтожается.
Используется также заманивание под различными предлогами на квартиры (в отдельные дома) недисциплинированных сотрудников, военнослужащих. С избранным сотрудником, военнослужащим с помощью подростков или молодых людей примерно одного с ним возраста устанавливается знакомство. Через некоторое время будущего заложника приглашают на известную ему квартиру (дом), откуда под каким-либо нейтральным предлогом его доставляют в другое место, где и происходит захват. Объектами таких акций становятся сотрудники и военнослужащие, вступающие в неслужебные связи с местным населением.
Наряду с плановыми акциями боевики пользуются любой оплошностью или недисциплинированностью сотрудников, военнослужащих.
Захваченные заложники содержатся в хорошо охраняемых специальных лагерях и полевых тюрьмах незаконных вооруженных формирований, которые находятся в труднодоступных местах. В целом ряде случаев заложники становятся объектом работорговли или расчетов между отрядами, а за некоторых боевики требуют выкуп у родственников.
Несмотря на то, что незаконные вооруженные формирования в основном действуют вблизи своих баз, в ряде случаев (как правило, это отряды наемников) они осуществляют и рейды – скрытое передвижение по определенному маршруту в сочетании с налетами и устройством засад.
Основным способом сосредоточения необходимых сил и средств в район планируемой масштабной акции является просачивание, когда невооруженные боевики по нескольким маршрутам вполне легально, под видом местных жителей, мелкими группами или поодиночке следуют через посты и выходят к местам сбора (складирования оружия). Оно, в свою очередь, проносится заблаговременно или провозится в большегрузных автомобилях, спрятанное под грузом, досмотр которого практически невозможен (чаще всего это сельхозпродукция или сыпучие материалы). Боевики, внимательно следящие за постами сил правопорядка, предварительно устанавливают, какие грузы ими не досматриваются, определяют наряды, несущие службу небдительно. Применяется и подкуп личного состава.
Неотъемлемый атрибут любого партизанского движения – “минная война”,что представляет собойнеограниченное по масштабам, месту и времени применение минно-взрывных заграждений.
Незаконные вооруженные формирования в основном используют мины отечественного производства: противотанковые ТМ-57, ТМ-62, противопехотные ПМН-2, ОЗМ-72 и МОН-50 (МОН-100), самодельные фугасы, а также гранаты, запалы которых устанавливаются с помощью растяжек.
На дорожных направлениях устанавливаются в основном фугасы и отдельные мины. Боевики отдают предпочтение управляемым по проводам самодельным фугасам трех типов: для поражения боевой техники, для поражения личного состава десанта, находящегося “на броне”, и комбинированные. Фугас состоит из одного или нескольких (обычно артиллерийских) боеприпасов различного калибра, электродетонатора, дополнительного заряда тротила и линии управления. Он может устанавливаться на проезжей части, на обочине дороги (на расстоянии 2-8 м) или в канализационных колодцах (колодцах ливневой канализации). Иногда фугас выкладывается на грунт и маскируется мусором, строительными материалами и т.п. Для увеличения поражающего действия он обсыпается щебнем или обкладывается (обвязывается) гайками, болтами и другими металлическими предметами.
Фугасы устанавливаются и в разбитой, сгоревшей технике. При их подрыве формируется сильный осколочный поток в радиусе до 70 м, наносящий поражение личному составу.
На горных дорогах боевики устанавливают взрывные устройства в кронах деревьев или на каменистых склонах.
Кроме фугасов, управляемых по проводам, при минировании дорог широко применяются противотанковые мины и неуправляемые фугасы.
В населенных пунктах и горно-лесистой местности боевики устанавливают взрывные устройства с применением различных видов растяжек. В качестве последних используется “паутина” (горизонтальная, вертикальная, смешанная), изготавливаемая из провода системы управления ПТУР, лески, ветвей деревьев, кустарника и т.п. Высота установки растяжки различная. Применяются и ложные растяжки.
При комбинированной установке взрывных устройств один фугас устанавливается на проезжей части для подрыва техники, второй (осколочные мины с дистанционным управлением) – на определенной высоте (склоне, дереве, столбе и т.п.) для уничтожения десанта. Их подрыв производится одновременно или с незначительным интервалом. С целью определения точного времени подрыва вблизи фугасов устанавливают ориентир (“прицел”) – несколько хорошо видимых, не привлекающих внимания предметов, расположенных в створе с предполагаемой целью. Сам подрывник находится в укрытии на удалении 500-1000 м от фугаса, и как только отслеживаемая цель появляется в створе с ориентиром (в “прицеле”), производит подрыв.
Изощренность, выдумка и коварство боевиков не имеют предела. Они применяют самые разнообразные способы установки фугасов и мин. Известен, например, такой случай, когда в полотно дороги был уложен заряд взрывчатого вещества (5-10 кг), а в плафон расположенного рядом столба линии электропередачи – осколочная мина МОН-50. Линии управления были выведены на силовой щиток и разъемное устройство электросети. Когда бронеобъект вошел в зону поражения, было подано напряжение на электродетонатор. Взрыв фугаса вывел из строя машину, а направленная вниз МОН одновременно поразила личный состав на броне.
При установке взрывных устройств в неизвлекаемое положение наряду со стандартными взрывателями боевики используют ручные гранаты, рычаги запалов которых фиксируются корпусами мин.
Новые средства борьбы становятся достоянием не только сил правопорядка, но и незаконных вооруженных формирований, служат основой совершенствования их тактики действий. Однако остаются практически незыблемыми основы, на которых они строят свое вооруженное противоборство с силами правопорядка, – принципы партизанской войны. Знание их, умение противопоставить коварству и изощренности боевиков правильно избранные, тактически грамотные способы войсковых действий – залог успешного выполнения подразделениями органов внутренних дел и внутренних войск служебно-боевых задач в установленном регионе.