Крупные механизированные соединения
Анализ факторов, господствующих в настоящее время при решении проблемы о военной системе, которая должна быть принята во Франции, показал нам, что наряду с формированиями, создаваемыми при мобилизации, необходимо иметь высококачественные соединения, способные к маневру и к удару. Исследование некоторых пунктов доктрины, которой посвящена вторая часть этого труда, выявила, что этим средством маневра и удара в основном должны быть механизированные силы. Исследование также показало, что эти механизированные силы одинаково необходимы как для обороны, так и для наступления. Оно подчеркнуло также глубокое влияние, которое окажет появление на сцене этих соединений на все стороны военного дела: на стратегию и оперативное искусство, на тактику, разведку, охранение, наступательный маневр, маневр оборонительный, на ведение и развитие сражения, на использование результатов сражения. Наконец, это исследование установило, что проблема сражения, а именно координирование движения и огня, найдет свое решение в «бойце передовой линии», снабженном всем, что необходимо для ведения полного боя, т. е. движением, огнем и ударом, и что это условие лучше всего может быть выполнено в бронированной механизированной части.
Но по различным ранее изложенным мотивам число крупных механизированных соединений должно быть невелико. Это число трудно с точностью установить. Но во всяком случае можно остановиться на цифре от 6 до 8 линейных механизированных дивизий. Эти цифры, повидимому, соответствуют выявленным выше потребностям. [216]
Эти крупные соединения могут передаваться в распоряжение маневренных (ударных) армий, выполняющих главные задачи, причем дивизии могут группироваться по-парно. Дивизии, не переданные в распоряжение армий, целиком или частично, должны держаться в резерве главнокомандующего, или же заблаговременно получать задачи по охвату, по действиям против сообщений и по тылу противника вообще и т. п. Для этих различных задач можно создавать группы механизированных дивизий в две или в большее число дивизий. Можно также представить себе объединение их всех вместе в одну единую группу. Группа такого рода большого состава способна была бы добиваться ужасающих результатов. Но возможно, что было бы слишком сложно управлять такой группой, что она была бы слишком тяжела.
Это такой вопрос, ответ на который можно дать лишь на основании опыта.
Что касается вопроса о том, должна ли или не должна создаваться наряду с крупными механизированными соединениями этого типа еще легкая механизированная дивизия, то этот вопрос является спорным.
Можно поддерживать мнение, что линейная механизированная дивизия, принимая во внимание ее оперативную и тактическую подвижность, сама справится со всеми задачами по разведке, по собственному охранению и то обеспечению операции. В защиту этого тезиса приводят то соображение, что противник в будущем несомненно обеспечит свои передовые части орудиями, специально приспособленными для борьбы с боевыми повозками, и что если последние не будут снабжены действительно надежной броней, то они не будут в состоянии выполнить свою задачу. Добавляют, что именно это и случится с разведывательными машинами, у которых вследствие погони за легкостью и скоростью, неизбежным явится принесение в жертву некоторой доли брони. Отсюда приходят к заключению, что танки, из которых будет состоять механизированная линейная дивизия, будут в состоянии вследствие своей огневой мощи и бронирования проходить там, где легкие машины были бы уничтожены.
Но зато можно думать, что стратегическая разведка, задачи по поиску противника на больших расстояниях и на широких фронтах, удары для определения состава сил противника, производимые быстро и во многих направлениях, требуют скорее подвижности и скорости, чем мощи. Поэтому, повидимому, линейная механизированная дивизия, по [217] преимуществу состоящая из мощно бронированных машин, мало пригодна для выполнения этих задач.
Здесь мы по этим соображениям останавливаемся на мнении, что легкая механизированная дивизия, если и не необходима, то, по крайней мере, весьма полезна при операциях крупного масштаба — охвате, действиях по неприятельским тылам. Мы полагаем, что подобные операции будут поручаться группам линейных механизированных дивизий.
Следовательно, в дальнейшем мы будем считать, что на каждые 6—8 линейных механизированных дивизий будет добавляться одна легкая механизированная дивизия.
Как представлять себе состав и структуру каждой из этих дивизий обоих типов — легкой и линейной? Этот вопрос с точки зрения технической занимает весьма важное место, но в данном труде он будет затронут с технической точки зрения лишь в общих чертах. Мы ограничимся только определением наиболее важных тактико-технических требований.
Легкая механизированная дивизия, предназначенная для операций совместно с группой линейных механизированных дивизий, должна иметь совершенно другие данные, чем те, которые необходимы легким дивизиям, призванным к выполнению задач по содействию немеханизированным армиям. Это означает, что они вовсе не будут похожи на те легкие механизированные дивизии, которые были предложены автором настоящего исследования в одном из своих предыдущих трудов{*35}. Тот тип дивизии был задуман для прикрытия автомобильной перевозки крупных немеханизированных соединений.
Боевые машины, входящие в состав легкой механизированной дивизии, должны обладать как на дорогах, так и вне дорог, значительно большей скоростью, чем та, которая необходима машинам, входящим в состав линейной механизированной дивизии. Это условие совершенно естественно вытекает из задачи, которую выполняет легкая дивизия. Отсюда следует, что по крайней мере один эшелон этого крупного соединения должен частично принести в жертву скорости свою броню. Следовательно, бронировка этого эшелона должна быть сравнительно легкой. То же следует сказать и о вооружении. Эшелон, о котором идет речь, будет «эшелоном поиска и разведки». [218]
Эшелон поиска будет состоять из разведывательных быстроходных машин со сравнительно легкой броней. Эти боевые машины должны иметь хороший обзор, даже во время хода и должны иметь мотор с глушителем. Вооружение должно состоять из пулеметов. Некоторое количество пушек будет все же необходимо для преодоления не очень большого сопротивления противника, для очищения важных пунктов на местности и т. п. Повидимому, для этого выгодно иметь пушку калибра, примерно, в 50 мм.
При разведке, производимой для механизированных соединений, недостаточно лишь смотреть и слушать. Часто необходимо проникнуть туда, куда боевая машина не может пройти. Для этого необходима пехота. Для развитая операций дивизии некоторые местные предметы должны в течение некоторого времени удерживаться методами обороны, а это также предполагает наличие пехоты в составе эшелона.
По этим соображениям эшелон поиска должен иметь в своем составе пехоту, перевозимую на вездеходных бронированных машинах, сопровождающих разведывательные отряды.
Наконец, можно предположить, что легкая механизированная дивизия, действующая в интересах группы линейных дивизий, должна иметь возможность выполнять свою разведывательную задачу на фронте до 30 км, а иногда более. Для этой же задачи бригады из двух разведывательных полков не будет слишком много.
Можно предполагать, например, что каждый полк будет состоять из двух или трех батальонов плюс одна или две роты мотоциклов с коляской — для связи.
Батальон должен будет состоять из 4 рот, в том числе и 3 рот разведывательных машин, каждая в составе 3 взводов по 3 броневика, вооруженных пулеметами, плюс одного взвода из 3 пушечных автомобилей и одной возимой пехотной роты, в составе 3 взводов по 4 автомобиля. Каждый автомобиль способен перевозить боевую группу в 6 или 8 человек. Инженерная моторизованная рота с вездеходными машинами и материальной частью, необходимой для преодоления препятствий, также должна войти в состав эшелона поиска.
«Боевой эшелон» дивизии должен быть способным вести бой наступательный и по форсированию неприятельских оборонительных линий, а также удержанию некоторых важных пунктов, т. е. он должен выполнять задачи, аналогичные задачам линейных дивизий, но требующие большей легкости, [219] большей подвижности и большей скорости. Поэтому структура этого эшелона может быть аналогичной боевому эшелону линейной дивизии. Однако, боевые машины, входящие в его состав, должны быть менее сильно бронированы и быть более быстроходными.
Едва ли нужно напоминать, что в состав легкой дивизии организационно, т. е. в штатном порядке, должны входить одна разведывательная эскадрилья и зенитные пушки.
Линейная механизированная дивизия. Каков должен быть ее состав? Следует, прежде всего, точно установить, что именно следует понимать под термином «линейная механизированная дивизия».
В своем предыдущем труде автор этого исследования наметил контуры моторизованной дивизии, основной характеристикой которой являлась переброска на вездеходных машинах пехоты, которая после высадки должна была бросаться в атаку, — правда, с мощной поддержкой танков. Этот тип дивизии был назван «моторизованной», потому что в значительной своей части она состояла из автомоторных повозок, приспособленных для перевозки, но не для боя. Прогресс техники и развитие оперативных идей ныне гораздо более направлены в сторону механизированных дивизий, т. е. в сторону дивизий, состоящих в основном из бронированных вездеходных повозок, соединяющих в себе два существенных элемента мощи — движение и огонь, к которым еще прибавлена броня.
Состав линейной механизированной дивизии:
— эшелон разведки, обеспечения и преодоления препятствий;
— эшелон атаки;
— эшелон очищения и удержания местности;
— эшелон ремонта;
— службы и обозы;
— разведывательная авиация.
Можно предположить, что авиационные части группы из нескольких механизированных дивизий будут объединены и подчинены командующему группой.
Мы не будем разбирать детали организации этих эшелонов, в особенности, с технической точки зрения.
Необходимость эшелона разведки и обеспечения совершенно очевидна.
На этот эшелон падает задача определения свободных для движения направлений и зон. Впрочем, когда эти элементы поиска натолкнутся на сопротивление, которое им нужно преодолеть, чтобы увидеть то, что скрывается за [220] ними, то может оказаться, что их броня частично принесена в жертву скорости и что поэтому они не смогут преодолеть огонь противотанковых орудий противника. Отсюда следует, что разведывательная задача должна быть передана тогда частям боевого эшелона.
Как бы то ни было, но роль первого эшелона будет заключаться не только в добывании разведывательных сведений о противнике, но также и в разведке местности с точки зрения проходимости ее другими эшелонами. Но так как недостаточно то, что возможные маршруты были во-время установлены, а придется, кроме того, предохранять боевые эшелоны от задержек и затруднений всякого рода при преодолении встреченных ими препятствий, то первый эшелон должен быть снабжен средствами, позволяющими ему устранять эти препятствия.
Вот почему первый эшелон назван нами «эшелон разведки, обеспечения и преодоления».
Его состав:
— орган поиска и разведки в составе батальона, соответствующего аналогичному эшелону легкой механизированной дивизии, но без пехотной возимой роты;
— орган разведки местности и преодоления препятствий, в составе инженерной роты и материальной части для преодоления препятствий — все это моторизовано. Эшелон атаки должен состоять из пулеметных и пушечных танков.
К этому эшелону должны предъявляться такие требования:
— мощь движения и удара в соединении с огневой мощью, т. е. скорость, масса и вооружение (легкие пулеметы, пушки калибра 70 — 75 мм), — иначе говоря, полное осуществление требований к боевой части передовой линии. Таким образом, немногочисленные танки разнообразных типов, сконструированные для удовлетворения тех или других специальных требований боя, но относительно небольшое число танков одного типа; отсюда — однородность, легкость командования (управления), простота и экономия;
— возможность поддержания связи между танками, чтобы можно было осуществлять управление во время боя; в настоящее время эта проблема разрешается радиосвязью.
Но нужно заметить по этому поводу, что во избежание неразрешимой для радио задачи число танков, могущих работать вместе в одном и том же районе, должно быть ограничено. Это соображение еще более подтверждает необходимость принятия на вооружение боевого эшелона единого мощного танка; [221]
— способность вести бои против бронированных боевых машин, которые, как можно предполагать, будут столь же мощны, быстроходны и хорошо защищены броней;
— бронирование, защищающее от всех ударов, от всех снарядов, кроме прямых попаданий артиллерийских снарядов; было бы желательно, чтобы спереди танк мог выдерживать прямые попадания снарядов полевой артиллерии; пусть техника решает, какая толщина брони отвечает этим требованиям;
— газонепроницаемость;
— большая способность к преодолению препятствий и к разрушениям: танк должен преодолевать рвы шириной в 2,5 м, проходить сквозь стены обычно встречаемых построек и по лесу среднего размера; нужно заметить, что важно незамедлительно добиться создания такого танка, который мог бы преодолевать реки и другие водные пространства своими собственными средствами в таких пунктах, где глубина не превосходит определенной величины;
— скорость — 40 км/ч по дороге, и 20 — 25, может быть,30 км/ч на местности;
— большой собственный радиус действия: повидимому, 150 км не слишком преувеличенное требование: может быть, можно требовать и большего;
— возможно больший и свободный обзор; уничтожение или, по крайней мере, сильное уменьшение шумов, особенно шума от мотора{158}.
Некоторые из этих характеристик могут показаться противоречивыми, — например, бронирование, мощь вооружения и радиус действия, с одной стороны, скорость — с другой. Но было бы удивительно, если бы на достигнутой ныне ступени индустриального прогресса, нельзя было осуществить приемлемый компромисс между этими желательными данными.
Можно думать, что танк весом в 20—25, а может быть, и в 30 т удовлетворит всем этим требованиям.
Во всяком случае, положение в области международных вооружений сейчас таково, что элементарная забота о безопасности Франции заставляет срочно осуществить такой танк и вооружить им крупные механизированные части, без которых мы больше не можем обходиться.
Если, с одной стороны, допустить, что возможный фронт действий упомянутого выше танка будет около 100 м, что является вполне, повидимому, приемлемым, а с другой стороны, учесть, что нормальный боевой фронт механизированных [222] дивизий будет равен 2500 — 3000 м, то следует считать в одной линии до 25—30 танков.
Хотя танки, вооруженные пушками и пулеметами, должны уметь сами устранять препятствия, встречающиеся им во время боя на близких расстояниях, все же следует иметь позади второй — огневой — эшелон, задача которого состоит в обеспечении первого эшелона от артиллерийского огня и от притока резервов противника. Этот второй эшелон тоже может быть аналогичного состава. Наконец, необходим резерв в предвидении танковой контр-атаки противника. Это ведет к назначению третьего эшелона. Таким образом, мы получаем три эшелона, или, вернее сказать, три подэшелона. Все они взаимозаменяемы, что имеет, очевидно, громадное значение.
Три эшелона по 25—30 танков в каждом составят 75 — 90 танков. Эти силы можно объединить в один танковый полк из трех батальонов, причем в каждом батальоне будет по три роты в составе трех взводов, а в каждом взводе по три танка. Это составит 81 танк, к которым нужно еще добавить танки командира полка, командиров батальонов и рот. Следовательно, всего будет 94 боевых танка{159}.
Возможно, что линейная механизированная дивизия будет вынуждена на короткое время занять оборонительное положение, — например, когда она захватила важный пункт на местности, который необходимо удержать до прибытия на автомобилях сил, предназначенных для занятия этого участка. На этот случай механизированная дивизия должна иметь в своем составе пехотные части, которые могли бы образовать оборону на фронте, прикрывая и самую дивизию.
Ширина этого оборонительного фронта, — учитывая длину колонны дивизии, которую, как мы увидим дальше, можно считать равной 10—12 км, — должна, примерно, равняться этой же величине.
Такая ширина фронта требует значительной численности пехоты, с достаточной плотностью и глубиной расположения. Иное решение возможно лишь в том случае, когда оборона заключается, главным образом, в контр-атаках, производимых самими танковыми частями, которые в высшей степени способны восстанавливать положение там, где оборона прорвана. В этом частном случае можно допустить, что оборонительное расположение пехоты, в виде исключения, может быть по глубине незначительным. Тогда в передовой линии потребуется лишь расположение пулеметов, ведущих перекрестный огонь. Для этого достаточно одного [223] усиленного пулеметного батальона из 4—5 пулеметных рот, усиленных таким же числом стрелковых взводов (вольтижеров){160}.
Возникает вопрос, следует ли предусмотреть также пехоту для очистки от противника местности, захваченной механизированной дивизией, и для занятия, а возможно, удержания и наблюдения этой местности? Лично автор считает, что этот вопрос следует разрешить утвердительно.
Можно предполагать, что для такой задачи достаточно двух пехотных батальонов. Эти батальоны, кроме того, могут взаимодействовать с пулеметными батальонами фронта обороны. Повидимому, возможно перевозить часть этой пехоты на прицепках, буксируемых самими танками. В предположении, что численность пехоты будет ограничена одним пулеметным батальоном, надо думать, что этих прицепок хватит. Если же предположить, что нужно будет перевозить большое количество пехоты, то понадобятся специальные автомобили, числом до 70—80. Это должны быть полубронированные вездеходные боевые повозки.
Наконец, будут необходимы одна или две зенитные батареи{161}.
Не считая моторизованных повозок, входящих в состав обозов и различных служб дивизии, можно считать, что боевая ее часть будет, примерно, состоять из 250 боевых машин, включая сюда два пехотных батальона для очистки захваченной у противника территории.
Длина дивизионной колонны по дороге составит примерно 12 км. Эта длина сократится до 10 км, если состав пехоты ограничить пулеметным батальоном, который, вероятно, может полностью перевозиться на прицепках.
Само собой разумеется, что однородность всех боевых частей дивизии необходима с точки зрения скорости на дорогах и вне дорог, гибкости перемещения и маневра, радиуса действия. Разведывательный эшелон, однако, должен отвечать более повышенным требованиям со всех этих точек зрения.