О стратегическом (оперативном) обеспечении в связи с прогрессом вооружения и с развитием воздушной мощи и механизации
Стратегическое (оперативное) обеспечение можно определить как совокупность мероприятий, обеспечивающих, несмотря на действия противника, выполнение того, что решено сделать. Другими словами, стратегическое (оперативное) обеспечение, когда принято решение о маневре, состоит в том, чтобы развивать этот маневр, начиная с сосредоточения сил, вплоть до сражения и использования его результатов в соответствии с генеральной линией, установленной планом и проводимой, несмотря ни на какие действия противника.
Стратегическое (оперативное) обеспечение, так же как и тактическое, покоится на:
— разведке;
— прикрытии или охранении в тесном смысле слова;
— расчленении и расположении сил (боевом порядке).
Но следует заметить, что в стратегии еще более, чем в тактике, обеспечение (или свобода действий командира) в основном зиждется на способности вступать в сражение в условиях желательной обстановки; поэтому особые мероприятия для обеспечения боевого охранения или прикрытия необходимы только в той мере, в какой силы не находятся в благоприятных для действий условиях. Таким образом, прикрытие необходимо до и во время сосредоточения сил, подготовляющихся к маневру. Но, как только силы соединились, расчленились, развернулись в соответствии с задуманным маневром и начали этот маневр, так сейчас же стратегическое (оперативное) обеспечение всецело переходит на боевой порядок. Представляет большой интерес определить, какое влияние прогресс вооружения (а именно увеличение мощности и дальности огня, развитие мощи авиации, развитие моторизации и в особенности механизации) окажет на каждый составной элемент обеспечения, а именно на стратегическую разведку, на прикрытие, на боевой порядок.
Стратегическая разведка. Воздушные силы стратегической разведки и силы наземно-стратегической разведки имеют одну и ту же цель, но располагают различными [188] средствами и возможностями. Они, естественно, должны работать по общему плану разведки, который точно определяет, что должны делать одни и что другие, с целью так согласовать усилия, чтобы получить дополняющие друг друга результаты. Это — задача руководства со стороны высшего командования.
Воздушные средства способны разведывать районы, где наблюдается большая плотность расположения неприятельских сил и районов или где, наоборот, неприятельских сил мало или их нет совсем. Крупные же соединения наземной стратегической разведки (частично моторизованные кавалерийские дивизии или легкая механизированная дивизия) способны своей разведкой определять лишь видимые внешние очертания, но зато они имеют части, благодаря бою которых можно добыть положительные и точные разведывательные данные о противнике. Общие разведывательные данные, собранные авиацией, естественно, должны давать необходимые указания для того, чтобы применять боевые силы наземной стратегической разведки сознательно и в нужном месте, т. е. не растрачивая их понапрасну во времени и пространстве.
Отсюда видно, что чем более мощны и более приспособлены к своей задаче воздушные силы стратегической разведки, тем более действительны и менее дороги согласованные усилия наземных сил стратегической разведки.
Следует подчеркнуть к тому же, что стратегическая (оперативная) подвижность, т. е. величина и скорость перемещения, дает возможность и противнику, систематически используя механизированные силы, железнодорожный транспорт и транспорт автомобильный, в очень короткие сроки производить важные изменения на своей стратегической шахматной доске. Отсюда вытекает необходимость того, чтобы воздушные разведывательные соединения имели достаточную численность и были бы качественно на такой высоте, чтобы непрерывно вести разведку, а наземные силы стратегической разведки способны были бы своевременно действовать в пунктах, указанных воздушной разведкой. Отсюда же вытекает обязанность командования не давать легким соединениям неопределенных во времени и пространстве разведывательных задач. Задачи им нужно давать, имея постоянно в виду целеустремленное, вполне сознательное их использование.
Легкие дивизии при выполнении стратегической разведки, благодаря развитию и количественному увеличению мощи и дальности своих огневых средств, в особенности [189] же благодаря все более широкому использованию вездеходных боевых машин, все более и более развивают свои возможности производить эти разведки с применением силы, т. е. боем. Их подвижность облегчает достижение внезапности, а их способность к бою позволяет им добиваться необходимых результатов в короткие сроки.
Прикрытие. Как сказано выше, под прикрытием вообще понимают меры, предпринятые для обеспечения сбора сил, подготовляющихся к выполнению стратегического маневра.
Это прикрытие будет принимать различные формы и будет более или менее плотным в зависимости от обстановки у главных сил.
Увеличение мощи огневых средств обеспечивает возможность удерживать за собой широкие фронты, соблюдая экономию в силах. Тем не менее командир прикрытия не должен рассредоточивать, распылять свои силы в желании быть сильным повсюду. Он не должен растягивать свои фронты более того, чем это указано выше. Он всегда должен сохранять в своих руках очень подвижные резервы, с помощью которых он или будет усиливать угрожаемые участки оборонительных фронтов, или же при помощи отступательных боев будет сдерживать противника, причем огонь на большие расстояния и целесообразные своевременные отступления будут играть решающую роль. Иначе говоря, войска прикрытия должны состоять, главным образом, из частей с очень большой подвижностью: из легких дивизий, из крупных механизированных частей и соединений, из вездеходной моторизованной артиллерии.
Между прочим, сдерживающая, замедляющая мощь линейной авиации найдет себе особенно благотворное применение в операциях подобного рода.
Наконец, механизация и моторизация, преимуществами которых, очевидно, воспользуется и противник, заставят командование войсками прикрытия методически и систематически использовать неровности почвы, как-то: пересеченную местность, водные преграды, непроходимые или трудно проходимые для механизированных соединений. Иначе говоря, механизация потребует еще более глубокого изучения местности и умения ее использовать, особенно же в операциях по прикрытию.
Боевой порядок главных сил. С точки зрения стратегического (оперативного) обеспечения боевой порядок должен сохранять свободу действия командира. Для этого он должен: [190]
— подготовить внезапность (сначала благодаря скрытности, а затем быстроте действия), иначе противник предпримет контрмеры, что стеснит свободу действий;
— подготовить и обеспечить в определенных командиром условиях времени и пространства согласованный ввод в действие всех сил, участвующих в сражении;
— иметь гибкое расчленение, гарантирующее командиру возможность приспособлять формы использования своего маневра к тому изменению обстановки, которое получается вследствие действий противника, выдерживая при этом генеральную линию, установленную планом маневра.
Не выходя из рамок настоящего труда, нельзя развить вышеперечисленные пункты. Здесь следует лишь заметить, что в будущем, благодаря прогрессу вооружения и массовому использованию мотора и вездеходных боевых машин, облегчается удовлетворение вышеперечисленных требований.
Стратегическая (оперативная) подвижность механизированных соединений вместе с перевозками на автомобилях и по железным дорогам позволяет маневренные резервы располагать до последнего момента в центральном пункте, что способствует сохранению скрытности маневра. Скорость же перемещения резервов позволит выполнить и другое условие — осуществление внезапности.
Возрастание мощи и дальности огня легких дивизий, гибкость и быстрота их перемещений дадут им возможность организовать весьма действительные завесы и создавать непроницаемые зоны, обеспечивая таким образом скрытность подготовляющегося или уже выполняемого маневра.
Между крупными соединениями первого эшелона — армиями и армейскими корпусами — можно будет поддерживать интервалы, так как механизированные или моторизованные части дадут возможность в случае необходимости своевременно закрыть эти интервалы. Возможность же иметь интервалы между крупными оперативными соединениями первого эшелона будет сильно способствовать гибкости боевого порядка.
Благодаря мощности огня могут быть заблаговременно устроены в известных интервалах, с помощью ограниченных по количеству средств, завесы, способные обмануть противника относительно обстановки. В этом случае увеличение мощности огня будет способствовать стратегическому (оперативному) обеспечению. [191]
Что касается единства действия (которое состоит в согласованном взаимодействии всех сил для достижения одной и той же цели в желательных условиях времени и пространства), то ясно, что скорость перемещения и ввода в действие механизированных или моторизованных соединений в виде маневренных резервов в значительной степени облегчает его достижение.
По отношению к воздушным силам едва ли нужно напоминать, что истребительные соединения должны обеспечивать оперативную внезапность, борясь с неприятельской авиацией, так как воздушная разведка противника является самым опасным врагом сохранения секретности операции.
Между прочим, можно требовать от линейной авиации, чтобы она господствовала в интервалах, в которые противник будет пытаться проникнуть. Таким образом, воздушный флот будет содействовать возможности иметь интервалы в боевом порядке, без которых у всякого соединения не будет достаточной гибкости{152}.
Моторизация снабженческих органов, менее тесно привязывая войска к железным дорогам, будет способствовать свободе маневра армий, а тем самым усиливать стратегическое (оперативное) обеспечение.