Война с заранее намеченным сроком, ее начало и запасы материальной чисти
Ген. Дэбнэй в своей уже цитированной статье «О требованиях технической (материальной) войны» показывает, как «материальная война чревата войной с намеченным сроком», т. е. войной, которую агрессор решил начать в заранее намеченный срок. Он отмечает все выгоды, которые агрессор извлекает из такой войны{127}.
Для примера предположим, что правительство решило начать войну через срок в три года.
«В течение этих трех лет, — пишет ген. Дэбнэй, — оно возобновит и пополнит запасы своей материальной части, свое вооружение мирного времени с целью иметь на снабжении к назначенному сроку наиболее усовершенствованные; наиновейшие образцы».
Оно может заблаговременно производить материальную часть, не боясь ее устаревания; оно будет наверняка запасаться сырьем, заблаговременно подготовлять мобилизацию промышленности, устанавливать на заводах специальное оборудование и, наконец, за один или за два месяца до выбранного срока пустит в ход военное производство{128}.
В результате огромное качественное и количественное упреждение с самого начала конфликта и отражение преимуществ этого упреждения в течение всего развития операций.
В тактическом отношении также будут преимущества, ввиду того, что спокойно, хладнокровно будет подготовлено надлежащее применение новых боевых машин.
Без обиняков ген. Дэбнэй говорит по этому поводу так:
«Упреждение, выигранное вследствие тайной подготовки к войне, скажется, вероятно, с первых же дней войны в виде качественного превосходства запасенной материальной части, затем — в виде более быстрой промышленной мобилизации, притоков более многочисленной и, вероятно, лучшего качества материальной [155] части. Наконец, упреждение окажется в виде превосходства приемов боя, что внесет на поля сражения решающий элемент. Преимущества подобного рода могут быть уравновешены лишь ценой сверхчеловеческих усилий и кровавых жертв».
Опасность для такой решительно миролюбивой нации, как Франция, весьма велика. Но нет ли средств предотвратить ее?
Полностью этой опасности избегнуть нельзя, но до известной степени уменьшить ее — можно. Степень уменьшения опасности зависит от бдительности, предвидения, решительности и авторитетности правительства, от инстинкта самосохранения нации и понимания ею обстановки.
Агрессор, решающий начать войну через заранее намеченный им срок, будет иметь основное преимущество в скорости приведения в боевую готовность своих вооруженных сил и в качественном и количественном превосходстве своей техники, своей материальной части. Следовательно, существенной мерой отражения будет ускоренная мобилизация всех сил страны. А для этого необходимо выполнить ряд условий:
— в стране должна быть организована такая подготовка запасных, при которой у них создавались бы длительные военные рефлексы; тогда они могут без задержки сразу же с успехом участвовать на полях сражений;
— запасы материальной части должны тщательно содержаться; материальная часть ценой тяжелых финансовых жертв должна быть первоклассной и в достаточном количестве, чтобы избавиться от эшелонированного на длительные сроки растянутого ввода в бой войск;
— промышленная мобилизация должна быть не только разработана до деталей, но и постоянно готова быстро и продуктивно развернуть производство военного времени.
Кроме того, поскольку очевидно, что Германия готовится к войне с заранее намеченным сроком ее начала, постольку дипломатия и генеральный штаб имеют возможность приблизительно предвидеть начало войны, а промышленность сумеет сделать практические выводы в отношении военного производства.
Но несмотря на все это, все же оборона будет страдать от некоторого неизбежного запаздывания. Чтобы запаздывание не имело роковых последствий, надо выиграть время, — другими словами, надо суметь продержаться в начале войны с меньшими силами. [156]
Эта проблема частично разрешается укреплениями на французских границах. Другим элементом решения данной проблемы будет маневренная армия прикрытия, большая часть которой должна быть всегда готова к боевым действиям. Ее пополнение (запасными) должно производиться исключительно быстро. Сила этой армии, — армии мирного времени, — будет состоять в качестве обучения войск, в обеспечении их командным составом, в превосходстве вооружения, в маневроспособности, поднятой на более высокую степень благодаря использованию в разумной пропорции крупных механизированных соединений, и в едином верховном командовании, свободном от расслабляющего догматизма{129}.
Глава VI. Решения