Первая мировая война в произведениях русских и зарубежных писателей.
Первая мировая война в произведениях русских и зарубежных писателей.
Рекомендательный список литературы.
Люди и судьбы
Данилов Ю.Н. Великий князь Николай Николаевич. – М.: Вече, 2007. – 432с.
Эта книга посвящена великому князю Николаю Николаевичу Младшему (1856-1929), дяде последнего русского императора Николая II. Князь занимал посты главнокомандующего войсками гвардии и Петербургского военного округа. Николай Николаевич являлся Верховным главнокомандующим русской армией в начальный период Первой мировой войны (по август 1915г.) а затем – вплоть до Февральской революции – главнокомандующим кавказской отдельной армией.
Деникин А. И. Путь русского офицера- М. : Прометей, 1990. - 304с.
В книгу включены последние опубликованные работы генерала А.И.Деникина, написанные им в эмиграции в 1930-40-е годы. Автобиографическая книга «Путь русского офицера» вышла в США уже после смерти автора. Ее текст дополнен редкими, ранее не публиковавшимися документами из фондов Российского государственного военно-исторического архива, которые относятся к разным периодам службы А.И.Деникина в Русской армии. Статьи и очерки на исторические и геополитические темы, отражающие переломные моменты российской и мировой истории
Черкасов-Георгиевский В. Генерал Деникин. Смоленск: Русич, 1999. – 576с.
В историографии ХХ века генерал Деникин А.И. наиболее известен выдающимся полководцем Белой армии, в то время как он являлся и замечательным военным деятелем императорской России, заслуженным офицером на фронтах русско-японской и Первой мировой войн. Эта книга раскрывает образ Деникина-публициста и писателя.
Плотников И.Ф. Александр Васильевич Колчак: исследователь, адмирал, Верховный правитель России. – М.: ЗАО Изд-во Центрполиграф, 2002. – 702с.
Книга посвящена истории жизни крупнейшего деятеля эпохи Гражданской войны в России А.В.Колчака. Фактически последний Верховный правитель исторической России, он был известным полярным исследователем, реформатором флота после русско-японской войны, боевым адмиралом в годы Первой мировой войны. Книга ярко показывает трагедию этого уникального человека.
Первая мировая в русской литературе
«В целом Первая мировая война была испытанием России на зрелость. И Россия, увы, к сожалению, этого испытания не выдержала, хотя продемонстрировала невероятное достоинство и героизм. Если история чему-то учит, то эта ее страница должна научить нас очень многому. Первая мировая война – это суровый урок нашему Отечеству».
Уткин А. И.
Пикуль В. Честь имею
«Эта книга имеет давнюю историю, и работал я над нею непростительно долго, иногда прерывая свой труд внутренними сомнениями – стоит ли продолжать? Была и своя предыстория. Я хорошо помню: это случилось в августе 1964 года, когда у нас и за рубежом отмечался трагический юбилей – ровно полвека со времени возникновения первой мировой войны. Всегда свободный в выборе тем, я старательно вникал в подоплеку тех загадочных событий, которые эту войну вызвали. Мне было интересно забираться в дебри Большой Политики, которая выражалась в ультиматумах берлинской Вильгельмштрассе, в туманной казуистике лондонского Уайтхолла, в гневных нотациях венской Балльплатцен; мне хотелось знать, что думали тогда французские дипломаты на набережной Кэ д’Орсэ, как лихорадило римскую Консульту и чего боялись в Петербурге – в здании у Певческого моста, где располагалось министерство иностранных дел. Наконец, я был сильно заинтригован, прикоснувшись к тайнам разгрома армии генерала Самсонова… Какие злобные силы завели ее в топи Мазурских болот и оставили там на погибель? Кто виноват? И почему не сработала русская разведка?» В. Пикуль.
Сергеев-Ценский С. Н. Преображение России
В 1930-е Сергеев-Ценский вплотную работает над художественным воплощением темы Первой мировой войны. Результатом станет цикл романов «Преображение России», создававшийся более 40 лет и включающий двенадцать романов, три повести и два этюда. Время действия всего цикла сосредоточено на периоде от начала Первой мировой войны и до Февральской революции. Все произведения, входящие в цикл, объединены между собой несколькими действующими лицами. При этом пять романов, написанных в 1934—1944 годах и повествующих о событиях войны, отличаются тем, что в них приведены различные исторические документы, выдержки из газет и комментарии.
Толстой А. Н. Хождение по мукам
«Хождение по мукам» — трилогия романов А. Н. Толстого, прослеживающая судьбы русской интеллигенции накануне, во время и после революционных событий 1917 года. Состоит из романов «Сёстры», «Восемнадцатый год» и «Хмурое утро». Вихри мировой войны, двух революций и гражданской войны разносят четырёх главных героев по разным уголкам страны. Их пути не раз пересекаются и вновь расходятся. «Хождение по мукам» — это хождение совести автора по страданиям, надеждам, восторгам, падениям, унынию, взлетам — ощущение целой огромной эпохи»,- писал Алексей Толстой.
Шолохов М. А. Тихий Дон
Рождение романа-эпопеи связано с событиями русской истории, имеющими мировое значение. Первая русская революция 1905 года, мировая война 1914—1918 годов. Октябрьская революция, гражданская война, период мирного строительства вызвали стремление художников слова создать произведения широкого эпического охвата. Первая мировая война изображается Шолоховым как народное бедствие, и старый солдат, исповедуя христианскую мудрость, советует молодым казакам: "Помните одно: хочешь живым быть, из смертного боя живым выйтить — надо человечью правду блюсть..."
Шолохов с большим мастерством описывает ужасы войны, калечащей людей и физически, и нравственно. Казак Чубатый поучает Григория Мелехова: "В бою убить человека — святое дело... человека уничтожай. Поганый он человек!" Но Чубатый со своей звериной философией отпугивает людей. Смерть, страдания будят сочувствие и объединяют солдат: люди не могут привыкнуть к войне.
Барбюс А. Огонь
Начавшаяся в 1914 году первая мировая война коренным образом изменила жизнь и творчество Анри Барбюса. В возрасте сорока одного года он добровольно вступил в армию, полагая, что идет защищать правое дело мира в справедливой войне с разбойничьим милитаризмом. Около двух лет провел Анри Барбюс на фронте как простой солдат-доброволец 231-го пехотного полка. На собственном опыте он познал суровые моральные невзгоды и физические истязания этой чудовищной бойни. И в своем романе "Огонь", который он замыслил, находясь еще в окопах, он, по словам М.Горького, "глубже, чем кто-либо до него, заглянул в сущность войны и показал людям бездну их заблуждения". «Для людей моего поколения, - писал Жак Дюкло, - ощупью искавших в урагане первой мировой войны путь борьбы против войны, огромное значение имело важнейшее произведение Анри Барбюса. Опровергая ложь официальной пропаганды, "Огонь" показал войну во всех ее ужасах, и яростные нападки реакции на эту книгу только увеличили ее ценность в глазах солдат и всех, кто хотел покончить с войной. Как и все великие творения, это произведение Анри Барбюса и по сей день не утратило своего воздействия».
Гашек Я. Похождения бравого солдата Швейка
«Я искренне люблю бравого солдата Швейка и, представляя вниманию читателей его похождения во время мировой войны, уверен, что все будут симпатизировать этому непризнанному герою. Он не поджег храма богини в Эфесе, как это сделал глупец
Герострат для того, чтобы попасть в газеты и школьные хрестоматии. И этого вполне достаточно».
Олдингтон Р. Смерть героя
«Смерть героя» — роман больших обобщений, произведение высокого и оригинального художественного мастерства, содержащее историю целого поколения. «Эта книга является надгробным плачем,— писал Олдингтон,— памятником, быть может, неискусным, поколению, которое горячо надеялось, боролось честно и страдало глубоко». Он пишет свою книгу, с тем чтобы сказать правду о только что минувшей войне и тем самым предотвратить, насколько это от него зависит, наступление новой. Обращаясь к людям, пережившим войну, Олдингтон заставляет их задуматься над вопросом о причинах войны, о ее виновниках. «Почему она разразилась? Кто был ответственен?» — эти вопросы снова и снова встают перед читателем со страниц романа. «Весь мир повинен в пролитой крови»,— делает заключение Олдингтон, не снимая вины ни с одного из своих современников. Писатель не знает путей предотвращения военной угрозы, но он их ищет настойчиво и упорно. И книгу свою он рассматривает, как вклад в разрешение этой важнейшей задачи эпохи.
Ремарк Э. На западном фронте без перемен
В предисловии к роману автор говорит: «Эта книга не является ни обвинением, ни исповедью. Это только попытка рассказать о поколении, которое погубила война, о тех, кто стал её жертвой, даже если спасся от снарядов». Название романа — несколько изменённая формула из немецких сводок о ходе военных действий на Западном фронте. Антивоенный роман повествует обо всем пережитом, увиденном на фронте молодым солдатом Паулем Боймером, а также его фронтовыми товарищами в Первой мировой войне. Как и Эрнест Хемингуэй, Ремарк использовал понятие «потерянное поколение», чтобы описать молодых людей, которые из-за полученных ими на войне душевных травм не в состоянии были устроиться в гражданской жизни.
Хемингуэй Э. Прощай, оружие!
Роман, прославивший Эрнеста Хемингуэя... Первая - и лучшая! - книга "потерянного поколения" англоязычной литературы о Первой мировой... В центре романа не война, а любовь. Солдат влюбляется в медсестру, работающую в госпитале. Вместе они решают бежать, от возможных репрессий, которым может быть подвергнут герой.
Влюбленные избежавшие смерти, вдоволь насмотревшиеся на войну и умирающих, стремятся найти тихую гавань, бежать и жить без крови и оружия. Они попадают в Швейцарию. Вроде все хорошо, и они в безопасности, но тут героиня умирает во время родов.
Как трагично происходящее, мне безумно жаль героев. Их глубокой любви не суждено жить.
Только-только обретя надежду на счастье, герой тут же ее теряет. Только заслонившись, от ужаса войны и потерь, любовью женщины и ожиданием новой жизни, он вновь остается с ней, с войной, лицом к лицу.
Он бредет по городу одинокий и потерянный. Он истерзан войной, скитаниями и потерями...
Как прекрасно автор излагает весь трагизм ситуации. Ему веришь до конца. Его героев жалеешь от всей души.
Хемингуэй Э. Фиеста
Роман Эрнеста Хемингуэя «Фиеста» («И восходит солнце») посвящен «потерянному поколению». Герои романа, вернувшиеся с бойни Первой мировой войны жестоко травмированными (духовно и физически), стремятся уйти от тягостных воспоминаний, все они, несчастные и неприкаянные каждый на свой лад, ищут опоры в жизни и не находят ее. Отсюда — лихорадочный темп их существования, постоянная жажда новых переживаний и голод по сердечному человеческому общению. Но почувствовать себя обновленными, полнокровно живыми они могут лишь и те редкие минуты, которые дарует им самозабвенная любовь и дружба, общение с природой и фиеста.
Первая мировая война в произведениях русских и зарубежных писателей.
Рекомендательный список литературы.