Взвод в наступлении с форсированием водной преграды

Форсированием называется наступление с преодолением вод­ной преграды, противоположный берег которой обороняется противником, т. е. преодоление ее под огневым воздействием.

При этом в зависимости от обстановки обороняющийся против­ник может оказывать сопротивление не только с противополож­ного берега водной преграды, но и при подходе к ней.

Несмотря на наличие современных переправочных средств, плавающих боевых машин пехоты (бронетранспортеров), вод­ные преграды (реки, водохранилища, озера, проливы, каналы), являются серьезными естественными препятствиями для насту­пающих подразделений.

Значение водной преграды определяется в зависимости от ее ширины, глубины, скорости течения, свойств берегов, грунта дна и долины, наличия гидротехнических сооружений, островов, бродов и притоков, а также от характера обороны противника, состояния погоды и времени года.

Ширина водной преграды — один из основных факторов, ха­рактеризующих ее как препятствие. Чем шире водная преграда, тем больше требуется усилий подразделений, переправочных средств и времени для ее преодоления.

В зависимости от ширины водные преграды делятся на уз­кие (до 100 м), средние (от 100 до 250 м), широкие (от 250 до 600 м) и крупные (свыше 600 м).

Глубина водной преграды для мотострелкового взвода на боевых машинах пехоты (бронетранспортерах) особого значе­ния не имеет, но ее необходимо учитывать совместно с шири­ной и скоростью течения при оценке водной преграды как со­ставляющую образования волн, которые оказывают серьезное влияние на возможность переправы через данную водную пре­граду на боевых машинах пехоты (бронетранспортерах) и на других самоходных переправочно-десантных средствах. При этом необходимо помнить, что переправа через водные преграды воз­можна при высоте волн для боевых машин пехоты — до 0,5 м, бронетранспортеров — до 0,7—0,8 м и самоходных переправочно-десантных средств — до 1,0—1,1 м.

Крутые, обрывистые и одетые в бетон и гранит берега вод­ных преград требуют проведения определенных работ, связан­ных с подготовкой спусков к воде и выходов из воды, уклон ко­торых составляет: для боевых машин пехоты спуска к воде — 25°, выхода из воды — 15°; для бронетранспортеров спуска к во­де и выхода из воды— 12°.

Характер местности, прилегающей к водной преграде, как на своем берегу, так и на берегу, занятом противником, является одним из важнейших факторов, влияющих на успех форсиро­вания. Даже узкие водные преграды, но с широкими заболо­ченными долинами и поймами требуют большого объема ин­женерных работ по повышению проходимости боевой тех­ники.

При организации форсирования необходимо учитывать и ле­довый режим водных преград. Особенно затрудняется форсирование во время ледохода, который в значительной степени сковывает маневр плавающих средств, а иногда и полностью исключает возможность переправы.

В зимних условиях способ преодоления водных преград зависит от толщины льда и оборудования переправы по льду (рис. 21).

Взвод в наступлении с форсированием водной преграды - student2.ru

Рис. 21. Оборудование переправы по льду:

1 - усиление ледяной переправы укладкой верхнего строения; 2 — переправляемая тех­ника; 3— полоса, очищенная от снега; 4— пробоина от снаряда (обваловывается сне­гом); 5—лунки для измерения толщины льда; 6 —расчетная толщина льда; 7 — сне­говой лед; 8 —мутный лед; 9 — измерение толщины льда

Возможности переправы подразделений по льду по­казаны в табл. 18.

Таблица 18

Грузоподъемность льда для переправы подразделений, боевой техники

и вооружения

Вид переправляемых грузов Масса, т Необходимая толщина льда, см Наименьшая дистанция, м
Подразделения в пешем строю:      
в колонне по одному 0,1
в колонне по два 0,2
в колонне по четыре 0,4
Боевые машины пехоты (бронетранспортеры) 10-15 35—43
Танки

Наступление с форсированием водной преграды имеет ряд особенностей, которые необходимо учитывать при его органи­зации и осуществлении. Основными из них являются:

- повышенная уязвимость подразделений во время форси­рования водной преграды ввиду привязанности их к подготов­ленным в инженерном отношении пунктам (переправам);

- отставание танков ввиду того, что переправы для них оборудуются с захватом противоположного берега водной пре­грады;

- снижение эффективности огня стрелкового оружия, осо­бенно в период переправы мотострелковых подразделений;

- снижение маневренных возможностей подразделений во время их переправы;

- сложность поддержания взаимодействия, управления и материального обеспечения.

Мотострелковый взвод форсирует водную преграду обычно в составе главных сил роты, а при действиях в головной поход­ной заставе (головном дозоре) и в боевом разведывательном дозоре — самостоятельно.

Водные преграды взвод форсирует, как правило, с ходу. Если форсирование с ходу не удалось или если этого требуют условия обстановки, оно осуществляется с развертыванием главных сил батальона у водной преграды после дополнитель­ной подготовки в короткие сроки.

Во всех случаях форсирование водных преград требует тща­тельной подготовки и проведения мероприятий в целях недопу­щения скопления личного состава и техники на переправах, а также строгого соблюдения мер безопасности. С этой целью мотострелковому взводу назначается исходный рубеж для фор­сирования на удалении 1—2 км, а при занятии исходного рай­она для форсирования непосредственно у водной преграды назначаются исходный рубеж на удалении 100—300 м от уреза воды, район посадки (погрузки) на переправочно-десантные средства, а танковому взводу, кроме того, район герметизации танков, назначаемый при форсировании с ходу обычно на уда­лении 5—6 км от водной преграды в укрытых местах и с раз­вертыванием главных сил батальона у водной преграды — не­посредственно у водной преграды на огневых позициях.

Началом форсирования («Ч») считается момент отвала под­разделений первого эшелона от своего берега.

Форсирование водных преград организуется одновременно с организацией наступления. Порядок работы командира взво­да по организации наступления с форсированием водной пре­грады зависит от конкретных условий обстановки и наличия времени и в своей основе аналогичен работе командира взвода по организации наступления, но в содержании имеет особен­ности.

При уяснении задачи командир взвода кроме обычных во­просов изучает задачи при подходе к водной преграде, во время форсирования и на противоположном берегу, места основных и запасных переправ, район герметизации танков, места по­садки личного состава и погрузки боевой техники на самоход­ные переправочно-десантные средства, исходный рубеж для форсирования и время его прохождения.

Оценивая обстановку, командир дополнительно изучает ширину водной преграды и время на ее преодоление на боевых машинах пехоты (бронетранспортерах), танках, крутизну спу­сков к воде и выходов на противоположный берег, состояние дна у берегов и скорость течения.

Решение на наступление с форсированием водной преграды командир взвода принимает обычно во время рекогносцировки, проводимой старшим командиром, а если обстановка не позво­ляет организовать бой на местности, то по карте или на макете местности. В решении кроме обычных вопросов командир взво­да определяет порядок уничтожения противника на подступах к водной преграде, ведения огня во время форсирования и выполнения задачи на противоположном берегу, а также по­рядок подготовки техники к форсированию водной преграды и переправы отделений.

При постановке задач на наступление с форсированием вод­ной преграды командир взвода в боевом приказе указывает место переправы, порядок ведения огня во время форсирова­ния и задачу на противоположном берегу.

Организуя взаимодействие, командир взвода кроме обычных вопросов указывает:

- порядок подготовки боевых машин пехоты (бронетранс­портеров), танков и личного состава к форсированию;

- маршрут выдвижения, район герметизации танков (толь­ко командир танкового взвода), места посадки личного состава и погрузки боевой техники на самоходные переправочно-десант­ные средства;

- порядок преодоления заграждений и меры безопасности при нанесении ядерных ударов по противнику и форсировании водной преграды;

- согласовывает действия отделений между собой, с тан­ками и приданными огневыми средствами при форсировании водной преграды и бое на противоположном берегу по обеспе­чению переправы танков.

Подготовка техники и вооружения во всех случаях начина­ется с прибытием в исходный район до получения боевой за­дачи. С получением боевой задачи на наступление с форсиро­ванием водной преграды эта работа осуществляется более це­ленаправленно.

Подготовка боевых машин пехоты (бронетранспортеров) к форсированию в зависимости от обстановки и наличия времени производится в исходном районе для наступления или при под­ходе к водной преграде. При этом особое внимание обращается на плотность закрытия люков, бойниц, дверей, на исправность водооткачивающих насосов, на наличие и плотность закрытия водосливных пробок Командир взвода проверяет наличие и исправность спасательных жилетов и в установленное коман­диром роты время докладывает ему о готовности к выполнению поставленной задачи.

Подготовка танков к преодолению водной преграды прово­дится под руководством командира взвода в районе герметиза­ции и складывается из предварительной подготовки танков, включающей проверку:

- работоспособности радиостанции и танкового переговор­ного устройства;

- исправности и работы гирополукомпаса;

- исправности и работы откачивающей системы;

- состояния резинотканевых уплотнений;

- наличия и исправности уплотнительных прокладок люков и пробок;

- состояния выпускных коллекторов;

- надежности стопорения задраек крышки люка запасного выхода проволокой;

- легкости открывания крышек люков башни и механика- водителя;

- зарядки баллонов воздушного запуска.

Кроме того, на танки устанавливаются съемные комплекты оборудования для подводного вождения танка (ОПВТ). Пере­чень работ по их установке зависит от типа танка и комплект­ности оборудования. Производится уплотнение всех щелей и не­плотностей замазкой ЗЗК, укладываются буксирные тросы, и проверяется качество герметизации методом «разрежения».

К водной преграде взвод выдвигается с максимальной ско­ростью в готовности к форсированию ее с ходу. Личный состав взвода, находящийся в машинах, надевает спасательные жи­леты.

При подходе к водной преграде командир взвода уточняет отделениям (танкам) место переправы, порядок ведения огня во время форсирования и задачу на противоположном берегу.

Мотострелковый и пулеметный (противотанково-пулеметный) взводы с выходом к водной преграде при поддержке ог­нем артиллерии и танков (под прикрытием дымов и аэрозо­лей), не задерживаясь, форсируют ее на боевых машинах пе­хоты (бронетранспортерах), переправочно-десантных средствах или по захваченной переправе. Противника, оказывающего со­противление, взводы уничтожают огнем всех средств на плаву.

С выходом на противоположный берег они безостановочно раз­вивают наступление в указанном направлении.

Гранатометный взвод с выходом к водной преграде занимает огневую позицию на своем берегу и огнем поддерживает фор­сирование мотострелковых подразделений, и бой их на проти­воположном берегу. Переправу он осуществляет по команде (сигналу) командира батальона (роты). С выходом на проти­воположный берег взвод быстро занимает огневую позицию и продолжает поддержку атакующих подразделений.

Подготовка танков для переправы под водой в зависимости от наличия времени и обстановки производится в исходном районе для наступления или во время выдвижения к водной преграде, а завершается в районе герметизации.

Танковый взвод форсирует водную преграду по мосту, вброд или на паромах. В составе роты он может переправляться под водой. С выходом на противоположный берег взвод, используя результаты огня артиллерии, не задерживаясь, совместно с дру­гими подразделениями уничтожает обороняющегося противника и развивает наступление в глубину.

Переправа танков под водой проводится на участках с по­логими входами и выходами, с ровным дном, с твердым или песчаным грунтом, с глубинами, не превышающими 5 м, и со скоростью течения воды до 1,5 м/с. Ширина трассы на пере­праве должна быть не менее 25 м при ширине преграды до 200 м и не менее 40 м при ширине преграды свыше 200 м.

Форсирование мелководных рек, как правило, осуществля­ется вброд после тщательной их разведки.

Признаками бродов являются: дороги, тропинки или колеи, оканчивающиеся у одного берега и продолжающиеся на дру­гом; мелкая зыбь на поверхности воды, характерная для реч­ных отмелей; перепады воды, характерные для речных отмелей; перепады воды, указывающие на переход от мелких мест к глубоким. Чаще всего броды находятся на уширенных прямых участках русла рек с очень пологими берегами.

При разведке брода определяются подходы и выходы, на­личие препятствий и минно-взрывных заграждений на подхо­дах, берегах и воде, глубина, ширина и длина брода, скорость течения реки, грунт дна и состояние берегов, условия маски­ровки и переправы, наличие местных материалов для оборудо­вания брода, наличие естественных укрытий для личного со­става и техники.

После разведки и принятия решения на форсирование вод­нойпреграды вброд приступают к оборудованию брода. С этой целью:

- устраняются заграждения и препятствия, мешающие дви­жению (проволочные и минно-взрывные заграждения, камни, коряги и т. д.);

- отдельные глубокие места (ямы, воронки, вы­боины) забрасываются камнем, мешками с песком, тяжелыми фашинами (с камнем);

- обозначаются границы брода вехами и указателями, а в ночное время, кроме того, створными фо­нарями или специальными светящимися знаками со светом в сторону исходного берега;

Взвод в наступлении с форсированием водной преграды - student2.ru Взвод в наступлении с форсированием водной преграды - student2.ru - укрепляется дно со слабым грунтом, наброской камня, укладкой хвороста или фашин, загруженных камнем, и специальными покрытиями; на горных река» для переправы личного состава натягиваются канаты (рис. 22).

Рис. 22. Преодоление реки по веревке на блоке Рис. 23. Преодоление реки вброд с самострахов­кой с помощью шеста

Автомобили переправляются вброд на малых скоростях; не переключая передач и не изменяя направления движения. На­правление движения колесных машин по броду намечается под углом к течению реки с отклонением в низовую сторону, чтобы избежать при переправе заливание водой радиаторов.

Преодоление личным составом горных рек вброд может осуществляться:

- по одному с применением самостраховки (ремня, верев­ки), прикрепленного к веревке, протянутой с одного берега на другой на высоте 30—40 см над водой;

- по одному с самостраховкой шестом и страховкой с бе­рега с помощью веревки (рис. 23);

- шеренгами по три, положив друг другу руки на плечи;

- построением в круг по 8—10 человек, положив друг другу руки на плечи;

- в колонне по одному (8—10 человек), взявшись за ремни и т. д.

При форсировании с развертыванием главных сил непосред­ственно у водной преграды мотострелковый взвод, действую­щий в составе роты первого эшелона батальона, посадку в бое­вые машины пехоты (бронетранспортеры), на самоходные переправочно-десантные средства производит в укрытых местах и выдвигается к водной преграде во время огневой подготовки форсирования и атаки. Сигнал о начале выдвижения командир батальона подает, исходя из установленного времени начала форсирования («Ч») и времени, необходимого для преодоле­ния расстояния от места посадки до уреза воды. Подразделе­ния стремительно выдвигаются к водной преграде и в установ­ленное время при поддержке огня артиллерии и других огневых средств форсируют ее и безостановочно развивают наступление в глубину обороны противника.

В зимних условиях форсирование водных преград может осуществляться по ледяным переправам. Если толщина льда не позволяет танкам, боевым машинам пехоты (бронетранс­портерам) и другой тяжелой технике преодолеть водную пре­граду по льду, то сначала ее форсируют мотострелковые подраз­деления в пешем порядке или на лыжах. Техника переправ­ляется на противоположный берег после усиления льда или по паромным, десантным и мостовым переправам, а также по мо­стам. Танки, кроме того, при благоприятных условиях могут преодолевать водную преграду по глубоким бродам, а иногда и под водой.

В период интенсивного ледохода водные преграды преодоле­ваются, как правило, по захваченным мостам и переброской подразделений по воздуху.

Наши рекомендации