Особенности русского Просвещения.
Оно заявило о себе гораздо позже, чем в Европе (с 60-х гг. XVIII в.).
2. Достижения Европы воспринимались как позитивный опыт, который необходимо учитывать в своей деятельности. Европейская культура считалась эталоном, примером для подражания.Это можно объяснить отсталостью России.
3. Выразителями идеологии Просвещения в России стала дворянская интеллигенция (на Западе – буржуазия). В России самодержавие было гарантом сохранения привилегий дворянства и крепостного права, поэтому большинство дворян стояло на защите самодержавия. Масса дворянства не восприняла политические идеи западных просветителей.
4. Русское Просвещение сначала выступало в форме идеологии абсолютизма. Екатерина IIзаявила, что благо подданных обеспечивается государем. Самодержавие было заинтересовано в формировании новой культуры. Екатерина II разделяла некоторые идеи Просвещения. Самодержавие в меру своих интересов позволяло заботиться о распространении некоторых просветительских идей и о создании новой культуры. При этом власть стремилась контролировать деятельность «вольнодумцев». Она считала себя в праве вершить ними свой собственный суд.Екатерина II была уверена, что Россия погибла бы, если бы вся власть не находилась в ее руках.
Власть контролировала русскую общественную мысль, не позволяя транслировать на все общество радикальные идеи. (Репрессиям подверглись Новиков, Радищев). Екатерина II ограничивала распространение тех идей Просвещения, которые сама не разделяла. Она была заинтересована в переосмыслении просветительских идей.
Русское Просвещение второй половины XVIII в. не было радикальным. В России не было политических свобод, самодеятельность общества была ограничена, не признавалась ценность личности, поэтому идеи западного Просвещения не могли быть реализованы. Они оставались «чистой теорией».
Западные просветительские идеи в России были переосмыслены до неузнаваемости. Русское Просвещение лишь отчасти совпадало по своим идеям с западноевропейским.
Современные исследователи считают, что «просвещенный абсолютизм» был не более, чем парадным фасадом восточного абсолютизма. Он был украшен либеральной риторикой. Однако либеральная риторика имела своим объективным результатом легальное распространение просветительских идей.
С идеями Просвещения были знакомы только представители верхнего слоя дворянства. Формы французской вежливости уживались с грубоватостью, которая была национальной чертой русских. Почти все екатерининские вельможи, по мысли Герцена, были вольтерианцами или масонами. В России в последние десятилетия XVIII в. было модным слыть «вольтерианцем». «Вольтерианство» в России понималось как вольнодумство вообще. Вольтер был воспринят исключительно поверхностно. Идеи Вольтера и Руссо в России были поняты искаженно.
(Вольтер [1694-1778] верил в колоссальные возможности человеческого разума. Человек в своей жизни должен руководствоваться своими интересами. Вне человека нет морали, понятия о добре и зле. Каждый человек стремится к личному счастью. И это стремление естественно, справедливо, разумно. Но счастливым в одиночку быть нельзя. Поэтому каждый разумный человек ради собственного же блага должен заботиться о благе общем. Он отвергал бессмертие души. Вольтер отстаивал равенство всех граждан перед законом, защищал частную собственность. Он выдвинул идею «просвещенной монархии».)
(Руссо [1712-1778] был противником социального неравенства, в котором он усматривал корень зла и бедствий человечества. Противник деспотизма, сторонник общественного договора, не верил в возможность «просвещенной монархии»; признавал частную собственность. Руссо развивал идею «естественного человека», сердечного и доброжелательного от природы, не испорченного цивилизацией.)
Главной чертой русской версии просветительской идеологии осталось стремление к осознанию свободы человека, его достоинства и значения в мире. Однако идея совершенствования личности была воспринята лишь отдельными мыслителями. Большинство же «вольтерианцев» не утруждали себя размышлениями о свободе и достоинстве личности. Екатерининские вельможи считали естественной свою рабскую зависимость от государя и рабскую зависимость крепостных от своих владельцев. Они не восприняли призыва к перерождению личности.
Для современной историографии характерно признание прогрессивной роли государства в истории России XVIII века. Правительство в эпоху Екатерины II содействовало цивилизации общества. Ранее в советской историографии утверждалось, что самодержавие второй половины XVIII в. превратилось в консервативную силу и уже препятствовало прогрессивному развитию страны. Европеизация образа жизни стала модой. Зависимость светского общества от культурной политики власти дала неожиданные результаты. Сначала царский двор вынужден был подчиниться воле государя и приобрести европейский вид. Требование знать языки и учиться наукам было предъявлено властью высшему обществу. «На кого прежде всего пало бремя тягостной, но необходимой реформы? Разумеется на двор. Двору стало подражать богатое дворянство, этому мелкое дворянство, этому и разночинцы, а теперь купцы и мещане. Если теперь образовываются по убеждению в пользе и необходимости образования, то тогда учились просто из моды, чтоб не отстать от высших себя». Мода, по мнению Белинского, побуждала общество идти вперед тихим отстранением старого и заменой его новым. Соответствие прихотям моды Белинский не воспринимал как исключительно ничтожное, пустое занятие. Модно одетый человек может обладать глубоким умом. «Моде обязаны мы всеми удобствами нашей жизни. Следуя моде, представители общества стали интересоваться европейской культурой.
В царствование Екатерины II были созданы условия для просвещения общества, но образование еще было европейским по содержанию. В то время лишь один слой общества можно было назвать европейски образованным – это высшее дворянство, имевшее доступ ко двору. При Екатерине II вельможество было единственным просвещенным слоем общества. Уровень эрудиции высшего дворянства был недостаточным для того, чтобы самостоятельно оценивать культурные явления, и образованные люди одинаково восторженно относились ко всем произведениям иностранных авторов. «И XVIII век отразился только на одном вельможестве…». Высшее дворянство екатерининского времени зависело по своему положению от императорского двора. Другие слои дворянства и городского населения были слабо вовлечены в цивилизационное движение.
В XVIII в. преобладало некритическое усвоение культуры Запада. И хотя вторая половина XVIII в. вошла в русскую историю как время Просвещения, русский XVIII век значительно отличался от европейскогоXVIII века, поскольку для русских образованных людей это было время ученичества. Пушкинский образ русского вельможи XVIII века – богатый образованный человек, видевший цель жизни в самой жизни. Он много путешествовал по европейским странам. Он стремился к роскоши, веселой жизни. Вельможа, получив чины, в праздности предавался музам в поисках красоты. Державин писал о стремлении екатерининских вельмож к наслаждению и пирам.
Во второй половине XVIII в. сформировалось первое поколение русской интеллигенции – вольтерианцы. Дворяне испытали мощное влияние Запада, но это влияние не пробудило его к творческой деятельности. Не увлеченные гражданской деятельностью, не имевшие устойчивых духовных интересов, они обрекли себя на праздный образ жизни. Праздность погубила дворянство. В екатерининские времена, когда в стране не было развитой общественной и культурной жизни, сильные, цельные натуры были не нужны, поэтому они развились «в уродство» - культурных людей, не нашедших себя в жизни. Большинство дворян жили праздно. «В России люди, подвергнувшиеся влиянию этого мощного западного веяния, не вышли историческими людьми, а людьми оригинальными. Иностранцы дома, иностранцы в чужих краях, праздные зрители, испорченные для России западными предрассудками, для Запада русскими привычками, они представляли какую-то умную ненужность и терялись в искусственной жизни, в чувственных наслаждениях и в нестерпимом эгоизме»6.
Во второй половине XVIII века началось формирование русской интеллигенции – слоя образованных людей, создающих новые ценности, идеалы, учения, куртины мира, воздействующих на мировоззрение людей.По указу 1783 г. было разрешено открывать частные типографии всем желающим. Указ создал условия для развития независимой журналистики. Журналистика стала одной из форм самодеятельности общества. Власть признала право общества на интеллектуальную и литературную жизнь. Интеллигенция стала творческой влиятельной силой общества. С интеллектуальной деятельностью интеллигенции связано формирование национального самосознания. С 1783 года по сентябрь 1796 года в Петербурге открылось 13 типографий, в Москве – 13, в провинции – 11. Многие журналы оказались недолговечными, но журналы вполне не зависели от правительственной опеки.
Истинных последователей французских просветителей в России было немного. Их надо отличать от «вольтерианцев», усвоивших выборочно отдельные идеи Вольтера. В своей деятельности русские просветители были движимы глубоким чувством любви к отечеству. Просветители были убеждены, что каждый должен служить общему благу. Выразителем общего блага мыслился государь. Отечество, Государь, Великая Россия в общественном сознании слились в единое понятие. Служба Отечеству, Государю, Великой России стала гражданской и моральной нормой жизни культурных людей. Видными представителями русского Просвещения были историк, юрист и переводчик Академии наукА.Я. Поленов (1738-1816); преподаватель инженерной школы, служащий Сената Я.П. Козельский (1728-1794); профессора Московского университета Д.С. Аничков (1733-1788), С.Е. Десницкий (?-1789); И.А. Третьяков (1735-1799; публицист, издатель Н.И. Новиков (1744-1818); поэт-баснописец И.А. Крылов (1769-1844); писатель А.Н. Радищев (1849-1802).