Критерии риска при боевой работе с помощью ЭВМ.
1. Вероятность того, что командир заметит и исправит неправильность машинного решения.
2. Вероятность того, что не исправит, не заметив или даже заметив ошибку.
В соответствии с теорией ошибок можно выделить два их рода:
- надо было вмешаться, а он не вмешался - Р_41_0;
- не надо было вмешиваться, а он вмешался -Р_42_0;
- надо было вмешаться, он вмешался - идеальный вариант;
- не надо было и он не вмешался - идеальный вариант;
Т.о., взаимодействие командира зрп с АСУ в принятии рискованных решений на бой опровергает принятый подход квалифицировать принятые решения по стандартному принципу: - просчитанное на ЭВМ решение - это, якобы, научно обоснованное решение.
Более того, решение, в котором отсутствует 50% данных считается рискованным решением.
Т.к. командир может быть рискованным или нет, т.е. обладать качеством личности - склонностью к риску (которое основывается на наличии сформированных навыков и умений принимать рискованные решения) или нет; то и машинное решение может быть рискованным или нет в зависимости от глубины зоны ЦР.
Таким образом, риск - это вынужденные действия в условиях неопределенности, ведущие в конечном счете к преобладанию успеха над неудачей. Риск всегда связан с действиями в неопределенной обстановке, когда умный, расчетливый, профессионально подготовленный, смелый и решительный командир, не имея полной уверенности в успехе, осознанно идет на риск, расчитывая на внезапность действий, маневр огнем и др. Способность пойти на риск в нужный момент при сложившихся противоречивых обстоятельствах - одно из важнейших морально-боевых качеств командира, непосредственно связанных с инициативой и активностью. Степень риска, зависящая от множества факторов, в общем случае, определяется соотношением и распределением сил и средств противоборствующих сторон, всегда взаимосвязанных в острой конфликтной ситуации, когда каждая из них, скрывая свой замысел и действия и дезинформируя противника с целью создания у него ложного представления о своих действиях и намерениях, стремится занять более выгодное положение. Степень риска меньше при выгодном соотношении сил (энергетический фактор) и лучших: разведке и дезинформации противника (информационный фактор). Она также выше при большей неопределенности обстановки.
Заключение.
Военная психология тогда считается психологической наукой, а не «отраслью психологии”, когда будет создана «драматическая психология боя”, боевой деятельности.
Бой - величайшая драма в жизни человека. Эта драма захватывает все его существо. Человек ставит в бою «на карту» свою судьбу, свое самое ценное - жизнь!
Бой вызывает усиленную духовную деятельность, поэтому духовная сторона играет в боевой деятельности человека гораздо большее значение, чем в любой другой деятельности.
В то же время системообразующей воинской, боевой деятельности является ее цель - достижение победы над врагом, выполнение боевой задачи.
Таким образом, боевая задача как бы «заказывает личность", которая способна ее выполнить.
В это коренное отличие воинской деятельности от жизнедеятельности человека в условиях мирной жизни.
Однако служба в армии пусть и значимый, но эпизод в жизни человека. Поэтому необходима гармония в развитии целей жизнедеятельности человека и целей воинской службы.
Военная психология призвана оказать помощь командиру удерживать единство «средственного и ценностного отношения» к подчиненному человеку, себе самому.
Легко быть «добрым”, “ценностным» в мирное время и очень тяжело им оставаться в бою. С другой стороны легко быть «средственным» в военное время, но гораздо сложнее в мирное время.
Видеть в боевой, психологической подготовке средство для формирования необходимых боевых качеств у воинов: «Тяжело в ученьи, легко в бою!"
Именно здесь кроется основа уважения к подчиненным, истинная оценка ценности человеческой жизни, закладывается фундамент взаимопонимания во время войны, личностных отношений между начальником и подчиненным.
В этом проявлении величайшего гуманизма за свой, а не за чужой счет.
Возможна ли гуманистическая общепсихологическая пародигма в военной психологии? Она необходима! Способность совершать героическое в бою формируется только у Личности, наделенной величайшим самоосознанием себя, своего места в жизни.
История развития психологии в России показывает что, несмотря на большую историческую «физиологическую традицию» (И.М.Сеченов, И.П.Павлов, В.М.Бехтерев и др.) на нашей земле не прижился внедуховный подход к человеку к психологии-бихевиоризм (его разновидность реантология и рефлексология).
С другой стороны, традиции отечественной психологии, в отличии от «относительности Востока", - объясняют свой внутренний мир, понять его тайну с тем, чтобы полнее реализовать природный дар человека - быть хозяином своей жизни, “субъектом жизнедеятельности».
Таким образом, своеобразное противоречие, между тем, что именно воинская, боевая деятельность «заказывает для себя человека» (в отличии от гуманизма мирной жизни, где человек самореализует себя), с другой стороны, главное «мерило» успешности боя - человек, его гуманизм, который гораздо шире «деятельностного заказа».
Разрешить данное противоречие обязана военная психология, опираясь на отечественные общепсихологические концепции, прежде всего «школу Л.С. Выготского"
Литература к 1 разделу
Асмолов А.Г. Психология личности. - М.,1990.
Барабанщиков А.В. и др. Методика исследования проблем военной педагогики и психологии. - М.: ВПА, 1987.
В поисках теории развития науки. - М., 1982.
Выготский Л.С. Исторический смысл психологического кризиса. Собр.соч. в 6 т. 1982г.
Выготский Л.С. Собр. соч. в 2-х т. - М., 1984.
Гинецинский В.И. Предмет психологии: дидактический аспект. - М., 1994г.
Ждан А.Н. История психологии. - М.: Изд-во МГУ, 1990.
Заблуждающийся разум? Многообразие вненаучного знания. /отв.ряд. и сост. И.Т.Касавин. - М., 1990.
Зинченко В.П., Моргунов Е.Б. Человек развивающийся. Очерки российской психологии. - М., 1994.
Ильенков Э.В. Философия и культура. - М., 1990.
Леонтьев А.Н. К теории развития психики ребенка // Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. - М., 1981.
Немов Р.С. Общие основы психологии. - М., 1994.
Платонов К.К. Система психологии и теория отражения. - М., 1982.
Психология и новые идеалы научности. / Вопросы философии. N 5. - 1993г.
Психологический словарь. /Под ред. Л.В.Петровского и М.Г.Ярошевского. - М., 1990.
Розин В.М. Научные интерпретации предмета психологии. /Вопросы психологии. - № 2. - 1991г.
Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание. - М., 1957.
Рубенштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2 т. - М.: Педагогика, 1989.
Теплов Б.М. О некоторых общих вопросах разработки истории психологии. // Теплов Б.М. Избр.труды. В двух томах. Том II. - М.: Педагогика, 1985.
Литература ко 2 разделу.
Ананьев Б.Г. Очерк истории русской психологии XVIII и XIX в.в. - М.: ОГИЗ, 1947г.
Актуальные проблемы морально-политической и психологической подготовки войск в современных условиях. - М.: ВПА, 1981г.
Анцупов А.Я., Насиб. Проблемы сплочения воинских коллективов в ВС Сирии. -М.: ГАВС, 1994.
Абдурахманов Р.А., Съедин С.И. Психологические последствия боевой обстановки. - М.: ГАВС, 1994.
Барабанщиков А.В., Феденко Н.Ф. История советской военной психологии. - М.: ВПА, 1983.
Броневицкий Г.А., Зуев Ю.П., Столяренко А.М. Основы военно-морской психологии. - М.: ВИ, 1977.
Васильев А. Военная психология и ее применение к тактике. / Военная мысль и революция. - № 1, 1923.
Военно-психологические взгляды русских военных деятелей XVIII-XIX в.в. -М.: ВПА, 1993.
Волкогонов Д.А. Психологическая война империализма. - М.: 1983.
Военная психология. - М.: ВПА, 1986.
Военная психология. - М.: ВПА, 1978.
Военная психология. - М,: ВПА, 1988 (учебное пособие для слушателей спецфакультета)
Гуревич А.Д. Социально-психологические особенности воинского коллектива. -М.: Наука, 1986.
Глоточкин А.Д., Барабанщиков А.В., Феденко Н.Ф., Шемеч В.В. Проблемы психологии воинского коллектива. - М.: Воениздат, 1973.
Глоточкин А.Д. Общественное мнение, групповое настроение, традиции в воинском коллективе. - М.: ВПА, 1971.
Добровольский С.К. Мобилизация русской армии в 1914г. Подготовка и пополнение. - М.: 1929.
Дьяченко М.И. Психологический анализ боевой деятельности советских воинов -М.: ВПА, 1974.
Дьяченко М.И. Психолого-педагогические основы деятельности командира. -М.: Воениздат, 1978.
Дьяченко М.И., Кандыбович Л.А. Готовность к деятельности. - Минск: БГУ, 1979.
Егорова Е.В. США в военных конфликтах и войнах. - М.: Наука, 1990.
Зыков А.С. Как и чем управляются споры? Опыт военной психологии. - СПб, 1988.
Изметьев П. Тактико-психологические этюды. / Офицерская жизнь. - № 77, 1907.
Курс военной психологии, Ч. I и Ч. -II. - М.: ВУ, 1995.
Корф Н. Связь военных наук с общественными. - СПб, 1887.
Корф Н. О воспитании военноначальников. - СПб, 1906.
Король М. Воспитание и автоматизма. / Война и революция. - № 12, 1927.
Ковалев В.И. Психология боевой активности оператора. - М.: ВИ, 1974.
Кузнецов Л.Н. Психологические особенности эффективного несения караульной службы. - №6, 1995.
Незнамов А. К вопросу о военной психологии. Военный вестник. - № 17-18, 1922.
Никифоров В.С. Самоконтроль человека. - Л.: ЛГУ, 1989.
Останкович А.Е. Психология в вооруженных силах в США. - М.: ГАВС, 1993.
Психологические последствия воздействия боевой обстановки. - М.: ГАВС, 1992.
Приказ МО РФ № 226, 1995. Обязанности военного психолога / Полевой устав армии США, FM 33-1, 1987 (ДСП), ПСНОП.
Психологические операции и противодействия им. - М.: МО ГУ по ВР, 1993.
Резанов А. Армия и толпа. Опыт военной психологии. - Варшава, 1910.
Социальная и военная психология. - М.: ВПА, 1990.
Советская педагогика. - № 10, 1941.
Содержание и организация морально-психологического обеспечения боевых действий. - М.: ГАВС, 1994.
Съедин С.И. Формирование психологической структуры боевой деятельности военных специалистов в ходе изучения современной военной техники. - М.: ВПА, 1982.
Содержание и организация морально-психологического обеспечения боевых действий. - М.: ГАВС, 1994.
Справочник специальностей (должностей)военнослужащих СВ с учетом их сходства с гражданскими специальностями. - М.: Воениздат, 1994.
Таланкин А.А. Военная психология и вопросы военно-политического воспитания в РККА. - М.: М-Л, 1929.
Теплов Б.М. Ум и воля полководца. - М.: МГУ, 1945.
Утлик Э.П. Психология дисциплины. - М.: ГАВС, 1992.
Феденко Н.Ф., Ладанов И.Д. Национально-психологические особенности личного состава некоторых армий капиталистических государств. - М.: ВПА, 1977.
Феденко Н.Ф., Железняк Л.Ф. Морально-психологическое обеспечение боевой деятельности в современных условиях (ДСП). - М.: ВПА, 1985.
Феденко Н.Ф. Некоторые пути повышения эффективности психологической подготовки личного состава и активным боевым действиям.
Феденко Н.Ф., Галицкий А.Н. Психологические аспекты преодоления конфликтов в воинских коллективах. - М.: ВПА, 1982.
Фролов Ю. Изучение человека-бойца. - М.: 1926.
Феофанов М.Л. Воспитание смелости и мужества. / Советская педагогика. - № 10, 1941.
Фортунатов Г.А. Страх и его преодоление. - М.: ВПА, 1942.
Хаханьян Г.Д. Основы военной психологии. - М.: Госиздат, 1924.
Шведин Б.Я. Человеческий фактор в управлении войсками. - М.: ВПА, 1989.
Приложение N 1.
Наставление
по организации психологической подготовки военнослужащих в части (вариант).
Командир части принимает решение по психологическому обеспечению боевой подготовки и утверждает план ее организации и проведения с целью достижения профессиональной и психологической подготовленности каждого военнослужащего в полку: необходимого уровня профессионального мастерства, физической и психологической устойчивости воинов.
На основе принятого решения ставит задачи командирам подразделений, своим заместителям, начальникам служб и родов войск, имеющим в подчинении подразделения, по его реализации в ходе подготовки к занятиям по боевой подготовке, во время их проведения и после завершения - с целью достижения профессиональной и психологической подготовленности к боевой работе всех категорий личного состава части.
В ходе занятий: контролирует и анализирует деятельность подразделений полка по формированию в них профессиональной и психологической подготовленности каждого специалиста (уровня развития навыков профессиональной деятельности, физической выносливости и психологической устойчивости при этом).
Осуществляет подведение итогов подготовки, организации и проведения занятий по боевой подготовке с учетом уровня профессиональной и психологической подготовленности к выполнению боевых задач каждым специалистом части при воздействии на него всей совокупности психогенных факторов современного боя.
Ставит задачи должностным лицам полка по моделированию трудностей (психогенных факторов) предстоящей деятельности каждого специалиста части в условиях современного боя для формирования у воинов профессиональной подготовленности, физической выносливости и психологической устойчивости при этом.
Начальнику штаба - ставит задачи по организации взаимодействия всех должностных лиц полка, ответственных за формирование профессиональной подготовленности, физической выносливости и психологической устойчивости каждого специалиста в части на этапах планирования трудностей (психогенных факторов) их профессиональной деятельности и боя во всех видах боевой подготовки, в ходе ее организации и проведения, а также при подготовке к подведению итогов проведенных занятий.
Заместителю командира части - на выработку методического замысла каждого планируемого занятия по боевой подготовке личного состава боевых подразделений с целью достижения у него профессиональной подготовленности, физической выносливости и психологической устойчивости при выполнении профессиональной деятельности в современном бою; на организацию контроля и оказание помощи командирам этих подразделений при подготовке и проведении каждого занятия в строгом соответствии с его методическим замыслом; на необходимость анализа учебной деятельности каждого специалиста в целях достижения им необходимого уровня профессиональной подготовленности, физической выносливости и психологической устойчивости в условиях воздействия психогенных факторов реального боя; на участие в подведении итогов занятий по боевой подготовке.
Заместителям командира части, начальникам родов войск и служб, имеющим непосредственно подчиненные подразделения: по психологичческому обеспечению всех видов занятий по боевой подготовке личного состава части совместно с начальником штаба, замами командира части, начальниками родов войск и служб в целях достижения методического замысла каждого занятия по формированию у воинов профессиональной подготовленности, физической выносливости и психологической устойчивости в условиях воздействия на них психогенных факторов реального современного боя при выполнении ими профессианальной деятельности.
Начальнику штаба и психологу части:
ставит задачи по планированию, организации и проведению занятий с начальниками служб, командирами подразделений, с их психологическим активом по изучению уровней психической напряженности воинов, форм проявления негативных психических состояний при выполнении ими профессиональной деятельности в условиях воздействия на них психогенных факторов современного боя; ступеней распада психики человека и психологии воинского коллектива при этом; по овладению приемами и способами предупреждения и преодоления этих состояний, а также по пресечению и ликвидации их последствий в крайних случаях;
Всем должностным лицам:
ставит задачи по анализу уровней психической напряженности военных специалистов в динамике действий при выполнении ими профессиональных обязанностей на каждом занятии по боевой подготовке; по оценке их профессиональной подготовленности, физической выносливости и психологической устойчивости к деятельности в условиях воздействия на них психогенных факторов реального боя (во взаимодействии с другими должностными лицами части); по владению навыками самостоятельно управлять своими психическими состояниями при этом.
Всем должностным лицам воспитательных структур командир части ставит задачи аналогичные задачам психолога части, а также
по оказанию методической помощи командирам подразделений и начальникам служб в применении в практике проведения конкретных занятий по боевой подготовке различных психолого-педагогических теорий, приемов, способов и средств для эффективного обучения подчиненных им военных специалистов.
Начальник штаба:
1. На этапе планирования:
для обеспечения психологической безопасности военнослужащих, состояния защищенности их психики от различного рода угроз организует взаимодействие офицеров штаба части заместителя командира по боевой подготовке, психолога (должностных лиц воспитательных структур) при анализе основных мероприятий боевой подготовки, рекомендуемых общим планом вышестоящего штаба, с целью охвата ими всех специалистов части: от командира полка до рядового военнослужащего и создания условий для их насыщения психогенными факторами современного боя;
обеспечивает их доведение до командиров подразделений, которые на основе плана части готовят свой план боевой подготовки, детализированный под каждого военного специалиста с учетом воздействий на него психогенных факторов боя в ходе каждого занятия;
при планировании конкретного занятия (например, еженедельных комплексных занятий части) учитывает насыщение занятий психогенными факторами боя для воздействия на каждого специалиста;
учитывает рекомендации психолога части по планированию мероприятий для обучения командиров подразделений, их заместителей по воспитательной работе, психологического актива управлению психическими состояниями подчиненных военнослужащих при воздействии на них в ходе боевой подготовки психогенных факторов боя, а также по обучению всего личного состава части методикам саморегулирования своих состояний при этом с учетом специфики их функциональных обязанностей.
2. В ходе занятий штаб части совместно с офицерами воспитательных структур, с заместителями и начальниками служб осуществляет контроль, анализ и коррекцию их организации и методики поведения. При этом с помощью психологического анализа выявляется динамика развития в каждой учебно-боевой ситуации психических состояний специалистов, участвующих в ней, что фиксируется на специальных бланках МПДО. С их помощью вскрывают причины трудностей и ошибок в профессиональной подготовке, несоответствия обстановке уровня психических состояний обучаемых, перенапряженности и срывов в их деятельности.
3. В дальнейшем эти задания должны представлять собой методику психологического воздействия при подготовке воинов соответствующих специальностей для формирования у них психологической устойчивости в подобных ситуациях деятельности.
После выполнения каждого занятия по боевой подготовке (или каждого этапа) оценивается
степень сформированности уровня З.У.Н. деятельности в подобных ситуациях, в реальном бою и степень психологической устойчивости к воздействию психогенных факторов;
формируется банк ситуаций деятельности специалистов, решающих учебно-боевые задачи, на основе системно-ситуативного анализа (ССАД) и метода последовательной динамической оценки деятельности (МПДО), с обязательным учетом динамики мотивов, психических состояний обучаемых;
в последующем банк ситуаций деятельности используется в дальнейшей системе подготовки профессионалов военного дела путем их моделирования в соответствующих формах боевой подготовки.