Незадолго до своей, во многомъ загадочной смерти Императоръ Александръ 1 побывалъ въ Саровской Пустыни у преподобнаго Серафима.
Митрополитъ Антон\й (Храповицк\й,1933): “Одно предан\е гласитъ, будто Государь Александръ I на пути изъ Валаамскаго монастыря, куда онъ путешествовалъ изъ Архангельска, заехалъ въ Саровъ и былъ встреченъ преподобнымъ Серафимомъ на самой дороге и, побесёдовавъ съ нимъ, отправился далёе на югъ. Это событ\е было запечатлено масляными красками на большой картине, изображавшей жит\е угодника и до послёднего времени хранившейся въ галереяхъ нёсколькихъ монастырей Росс\йскихъ”8.
Русский духовный писатель Евген\й Николаевичъ Поселянинъ (Погожевъ) записалъ разсказъ, переданный ему интересовавшимся жизнью подвижниковъ благочест\я МЛ. Гедеоновымъ, который узналъ его отъ принявшаго монашество морскаго офицера Д., а тотъ, в ъсвою очередь, слышалъ его “въ Сарове отъ инока весьма престарелаго, который самъ-де былъ свидётелемъ этаго событ\я”:
“Въ 1825 году, или въ одинъ изъ ближайшихъ къ этой эпохе годовъ, старецъ Серафимъ однажды обнаружилъ будто бы какое-то безпокойство, замеченное монахомъ, разсказывавшимъ объ этомъ впослёдств\и моряку Д. Онъ, точно, ожидалъ какого-то гостя, прибралъ свою келью, собственноручно подмелъ ея веникомъ. Дёйствительно, подъ вечеръ въ Саровскую Пустынь прискакалъ на тройке военный и прошелъ въ келью отца Серафима. Кто былъ этотъ военный, никому не было извёстно; никакихъ предварительныхъ предупрежден\й о пр\ёзде незнакомца сдёлано не было.
Между темъ, велик\й старецъ поспешилъ навстречу гостя на крыльцо, поклонился ему въ ноги и приветствовал его словами:
“Здравствуй, Великий Государь!” Затемъ, взявъ пр\езжаго за руку, отецъ Серафимъ повелъ его в свою кел\ю, гдё заперся съ нимъ. Они пробыли тамъ вдвоемъ въ уединенной бесёде часа 2-3. Когда они вмёстё вышли изъ кел\и, и посетитель отошелъ уже отъ крыльца, старецъ сказалъ ему вслёдъ:
-Сдёлай же, Государь, такъ, какъ я тебё говорилъ…
Гедеоновъ добавлялъ еще, что пр\ехалъ Александръ I въ Саровъ изъ Нижнего, и что, будто бы, дёйствительно, Императоръ разъ изъ Нижнего исчезъ на 1-2 сутокъ неизвёстно куда (?). Онъ вспомнилъ, будто ему дёйствительно довелось читать, что, или едучи въ Таганрогъ, или за нёсколько лётъ до того, Александръ былъ въ Нижнемъ”9.
Во время этой встречи преподобный Серафимъ предрекъ Императору Александру I: “Будетъ некогда Царь, который меня прославитъ, после чего будетъ великая смута на Руси, много крови потечетъ за то, что возстанутъ противъ этаго Царя и самодержав\я, но Богъ Царя возвеличитъ” 10
Возможно къ этой встрече возходитъ предан\е о некихъ предсказан\яхъ преподобнаго Серафима Саровскаго, касающихся всёхъ Государей изъ Рода Романовыхъ и послёдующихъ правителей Росс\и вплоть до скончан\я вёка сего. Книга съ этими предрешен\ями, отпечатанная въ свое время,- говорятъ въ 10 экземплярахъ и сохранявшаяся съ техъ поръ въ полномъ секрете, вручается для ознакомлен\я каждому руководителю Государства 11.
Сведен\я объ этой книге промелькнули въ 1917 г.: “Въ роду Царя передалось со словъ будто бы очевидца о существован\и предсказан\я Серафима, отшельника въ Сарове, которое относилось къ ряду будущихъ царствован\й. Самый текстъ предсказан\я якобы былъ записанъ однимъ генераломъ и по соображен\ямъ Александра III долженъ был находиться въ архиве жандармскаго корпуса, бывшемъ одновременно какъ бы архивомъ самодержав\я”12
Въ примечан\яхъ публикаторовъ подложнаго “Дневника” А. А. Вырубовой (1927), возможно знакомыхъ съ документами изъ секретныхъ архивовъ, читаемъ: “Въ роду Романовыхъ существовало предан\е о предсказан\и отшельника Серафима, основателя Саровской Пустыни (въ Тамбовской губ.), которое касалось ряда будущихъ царствован\й. Часть предсказан\я, относившаяся къ Николаю II, гласила, будто бы, слёдующее: “Въ начале царствован\я сего монарха будутъ несчаст\я и бёды народные. Будетъ война неудачная, настанетъ смута великая внутри государства, отецъ подымется на сына и братъ на брата. Но вторая половина правлен\я будетъ свётлая и жизнь Государя долговременная”13.(7)
Комментируя это послёднее предсказан\е, Н. Козловъ пишетъ (1990): “Согласительно съ правилами святоотеческой экзегетики прорицан\е преп. Серафима о второй половине правлен\я должно относиться к\ неземной жизни Государя. Наименован\я Царемъ удостаивается всякая душа христианская, получившая Небесное Царство. А сопребыван\е ея со святыми именуется правлен\емъ.
Объ этомъ, кому угодно, могутъ справиться въ жит\яхъ. Но вотъ что интересно: д\яволъ, который свое сатанинское, богопротивное строительство основываетъ на буквальномъ изтолкован\и Божественныхъ проречен\й и тутъ накуролесилъ по-своему. Это становится очевиднымъ, стоитъ лишь сопоставить буквальное изтолкован\е пророчествъ о второй половине правлен\я съ появлен\емъ многочисленныхъ двойниковъ и лжеспасенныхъ отъ большевицкой казни Романовыхъ. Извёстны легендарные разсказы о заточен\и Государя въ одномъ изъ монастырей подъ Сухуми или о плаван\и его по Белому морю на крейсере, который никогда не пристаетъ къ берегу 11
О пророчествахъ прп. Серафима дому Романовыхъ.
А. Ф. Тютчева (21.4.1829-11.8.1889): “1855 годъ. 2 марта <..> Императрица (Мар\я Александровна, супруга императора Александра -Сост.) говорила со мной также про предсказан\е, сдёланное однимъ отшельникомъ (въ др. мёстё “отшельникомъ Сарова”, т. е. преподобнымъ Серафимомъ -Сост.) Михаилу Павловичу о смерти его дочери, о его собственной смерти и о смерти Императора Николая. Велик\й Князь Михаилъ никогда не хотелъ разсказать того, что было предсказано о дётяхъ Императора Николая, говоря, что он откроетъ это только Императрице, но онъ такъ и умеръ, не решившись этого сказать. По-видимому, это было что-то зловещее. <...>
1856 год. 1 января <...> Я послала Императрице маленьк\й образъ Серафима, который долженъ былъ быть ей переданъ ровно въ 12 часовъ. Я очень вёрю въ молитву этого святого и увёрена, что онъ оказываетъ ей особое покровительство, ибо онъ предсказалъ о ней еще прежде, чемъ она прибыла въ Росс\ю, что она будетъ “благодатная” и матерью для Росс\и и для Православной Церкви”17.
С. А. Нилусъ: “6 января 1903 года на Iордане у Зимнего Дворца при салюте изъ оруд\й отъ Петропавловской крёпости одно изъ оруд\й оказалось заряженнымъ картечью, и картечь ударила только по окнамъ дворца, частью же около бесёдки на Iордане, гдё находилось духовенство, свита Государя и самъ Государь.(8) Спокойств\е, съ которымъ Государь отнесся къ происшеств\ю, грозившему ему самому смерт\ю, было до того поразительное, что обратило на себя вниман\е ближайшихъ къ нему лиц окружавшей его свиты. Онъ, какъ говорится, бровью не повелъ и только спросилъ:
-Кто командовалъ батареей?
И когда ему назвали имя, то онъ участливо и съ сожален\емъ промолвилъ, зная, какому наказан\ю долженъ будетъ подлежать командовавш\й офицеръ:
-Ах бёдный, бёдный (имярек), какъ же мне жаль его!
Государя спросили, какъ подёйствовало на него происшеств\е.