Общая характеристика развития международных отношений во второй половине 1940- первой половине 1950-х гг.

Уже на Ялтинской и Потсдамской конференциях проявился ряд противоречий между союзниками по антигитлеровской коалиции. Эти противоречия были связаны с установлением сфер влияния в послевоенном мире. Многие вопросы оставались открытыми, и уже после окончания войны, в конце 1945 г. состоялись совещания министров иностранных дел стран - членов Совета Безопасности ООН, посвящённые этим проблемам. Обсуждались проблема проведения свободных выборов в восточноевропейских странах, политика, проводимая СССР на территории Ирана (там с 1941 г. совместно пребывали английские и советские воинские части). В ходе обсуждения стороны не пришли к единому мнению. Политика же Советского Союза, стремившегося распространить своё влияние на территории, на которые претендовала и Великобритания (в частности, Иран), толкала вчерашних союзников к более жесткому поведению.

В марте 1946 г. в Фултоне (США) У. Черчилль, не занимавший уже поста премьер-министра, произнёс свою знаменитую речь о необходимости опустить "железный занавес" между свободным миром и зоной советского влияния, дабы предотвратить её расширение. На Западе тогда не все разделяли некоторые положения речи Черчилля, но она заставила многих задуматься об опасности "советского экспансионизма". Именно эта речь Черчилля считается началом "холодной войны" - периода в истории международных отношений, основным содержанием которого было противостояние в военной и политической областях двух сверхдержав - СССР и США и их союзников.

В первое послевоенное десятилетие существовало несколько узловых проблем, приводивших к столкновению интересов идеологических противников. Одной из таких проблем была германская. Как известно, Германия была поделена на 4 оккупационных зоны (СССР, США, Великобритании и Франции), существовавшие и на территории Берлина, координация управления которыми осуществлялась Межсоюзническим контрольным советом. В 1946 г. в Париже состоялись две конференции, решения которых должны были способствовать сохранению единой Германии и в перспективе восстановлению в ней гражданского управления, но соглашение было достигнуто только по вопросу о репарациях. В то же время мероприятия, проводимые советской военной администрацией (СВАГ) (аграрная реформа, создание смешанных и национализация промышленных предприятий), способствовали росту несоответствия экономических и политических структур в различных оккупационных зонах. Противостояние сторон в Межсоюзническом совете привело в 1947 г. к блокаде Западного Берлина (анклава в советской зоне) и выходу из совета представителя СССР маршала Соколовского. В ответ на это в западных зонах была выпущена собственная денежная единица, затем в восточной зоне появилась советская марка. Этот процесс закончился провозглашением в мае 1949 г. на территории трёх западных зон оккупации Федеративной Республики Германия, а в октябре того же года в советской зоне - Германской Демократической Республики, правительству которой советская администрация передала все правомочия.

В связи с возможностью распространения советского влияния на Балканский полуостров в 1947 г. американское правительство разработало внешнеполитическую программу, получившую название доктрины Трумэна или сдерживания коммунизма. Под американский контроль попали территории Греции и Турции, что в 1952 г. привело к их вступлению в Северо-Атлантический блок (НATO). Этот военно-политический союз был создан по инициативе США, его основой стал Северо-Атлантический договор, подписанный в Вашингтоне 4 апреля 1949 г. США, Великобританией, Францией, Бельгией, Нидерландами, Люксембургом, Канадой, Италией, Португалией, Норвегией, Данией и Исландией. В соответствии с Уставом ООН блок НATO создавался как региональный и оборонительный.

Важным фактором в эскалации холодной войны стало создание советской атомной бомбы - в 1949 году. Американской атомной монополии пришёл конец.

Оформлению двух противостоящих друг другу блоков европейских государств способствовало предложение в июле 1947 г. на Парижской конференции американской экономической помощи Европе для её восстановления и развития. Эта программа получила название плана Маршалла. Принятие или непринятие американской помощи было знаковым: оно определяло круг возможных союзников. 17 европейских стран, в том числе Югославия, согласились принять американскую помощь. Такие страны, как Румыния, Венгрия, Албания не без давления со стороны СССР от неё отказались, что вынуждены были сделать также Польша и Чехословакия, первоначально занявшие позицию, аналогичную югославской.

Естественно, взамен Советский Союз должен был оказывать помощь этим государствам, несмотря на собственное весьма тяжёлое положение. Эта ситуация повлекла за собой создание в 1949 г. Совета Экономической Взаимопомощи (СЭВ), организации, в рамках которой стало осуществляться сотрудничество не только европейских, но и азиатских государств, именовавшихся социалистическими. Для стран-членов СЭВ предполагалась определённая специализация, хотя именно при содействии этой организации в некоторых странах появлялись и такие отрасли народного хозяйства, которые раньше начисто отсутствовали.

В конце 40-х гг. радикально изменилась ситуация в Азии. Многолетняя гражданская война в Китае, освобождённом от японских захватчиков, завершилась победой компартии Китая, возглавляемой Мао Цзэдуном, над сторонниками партии Гоминдан, руководимой генералиссимусом Чан Кайши. Последний с остатками своей армии эвакуировался на остров Тайвань и при американской поддержке укрепил на его территории свою власть. 1 октября 1949 г. в Пекине была провозглашена Китайская Народная Республика (КНР), объединившая территорию континентального Китая. Таким образом, возникла проблема "двух Китаев". Мао Цзэдун заявил о присоединении КНР к антиимпериалистическому лагерю, возглавляемому СССР, в расчёте на помощь с его стороны. В феврале 1950 г. в Москве был подписан советско-китайский договор на 30 лет, в соответствии с которым стороны обязывались предоставлять друг другу любую помощь, включая военную, если одна из договаривающихся сторон подвергнется агрессии. Китай получил кредит в размере 300 млн. долларов, помощь советских специалистов, а СССР передал свои права на КВЖД и военно-морские базы в Порт-Артуре и Дальнем.

Одним из ключевых моментов начального этапа холодной войны стала война в Корее. после попытки ориентировавшейся на СССР Северной Кореи (КНДР) оккупировать весь полуостров началась Корейская война (1950-1953).

Южной Корее помогали американские войска, действовавшие под флагом ООН, Северная Корея получила помощь из СССР, направившего в Корею своих летчиков и других военных специалистов, и из Китая (сотни тысяч военнослужащих этой страны, формально считавшиеся "добровольцами", приняли непосредственное участие в боевых действиях).

Война осталась локальной и не переросла в масштабное столкновение держав. После смерти Сталина в 1953 г. было заключено соглашение, восстановившее довоенное положение сторон конфликта.

В годы Корейской войны СССР стоял на грани непосредственного вооружённого столкновения с США. Лидеры двух сверхдержав делали вид, что не замечают, как их подданные стреляют друг в друга. Ни та, ни другая сторона не решалась выйти за рамки локального конфликта — ведь иначе возникла бы более чем реальная опасность применения ядерного оружия (с непредсказуемыми последствиями).

Наши рекомендации