Укрепление внешнеполитических позиций СССР в конце 1920х годов.
Борьба Запада с Советской властью в России началась с интервенции 1918-19 гг., после провала которой «враждебное капиталистическое окружение» перешло к политике непризнания и экономической блокаде.
В то же самое время западные страны всячески поддерживали «белую эмиграцию» и её действия против Советской власти, и подталкивали соседние страны к войне с Россией.
В начале 20-х гг. отношение Запада к Советской России несколько смягчилось, что было связано с двумя факторами: Во-первых – к 1922-23 гг. окончательно провалились надежды большевиков на скорейшую мировую революцию: в 1921 году потерей Западной Украины и Белоруссии окончилась советско-польская война, в ходе которой большевики планировали на штыках Красной Армии принести революцию в Европу; в 1923 году провалилась революция в Германии, с которой, по планам большевиков, и должна была начаться мировая революция.
Это заставило Москву временно отказаться от тезиса «мировой революции» и провозгласить переход к мирному сосуществованию. Во-вторых – в России была провозглашена новая экономическая политика (НЭП), которая была воспринята западными деловыми кругами как признак восстановления буржуазного строя. Но стабильной нормализации отношений мешали как явно антисоветская политика Запада, так и противоречивость нашей внешней политики: с одной стороны – Москва провозгласила курс на мирное сосуществование; с другой – Москва активно поддерживала международное коммунистическое движение.
После окончания борьбы с иностранной интервенцией, а также гражданских противостояний, большевики выступали за примирение со странами Европы и предпринимали попытки наладить торговые отношения с ними. Противодействие было оказано только со стороны правительств Англии и Франции.
С образованием СССР, страны Запада значительно усилили антибольшевистскую компанию. Активное участие в борьбе с большевиками оказала Англия. Английское правительство вплоть до 1925 года предъявляло претензии Советскому государству, в де–факто несуществующей антианглийской пропаганде. Реакция большевиков и советского народа была резкой: РКП(б) разорвала все дипломатические отношения с Англией, а ответом на знаменитые английские ультиматумы стали массовые народные демонстрации.
Перелом в международных отношениях наступил в 1924 году, когда новый английский премьер-министр официально признал СССР и объявил о начале торговых и дипломатических отношений с государством. Большевики не имели другого выбора, как также в свою очередь пойти на ряд политических уступов – торговые пути и международное признание были необходимыми для новообразованного государства. Уже весной 1924 года правительство СССР установило дипломатические контакты с Китаем, Швейцарией, Италией, Австрией и Турцией.
Большим политическим достижением для советского правительство стало начало международных отношений с Францией. 28 октября 1924 года, левые силы, которые одержали победу на парламентских выборах во Франции, официально признали СССР как самостоятельного субъекта международных отношений. Наибольшие усилия большевики приложили к установлению дипломатии с США, однако государство отвечало политическим игнорированием. Единственной страной американского континента, которая в первой половине 20-х годов признала легитимность Советского Союза, стала Мексика.
Фактором который значительно усложнял внешнюю политику СССР, стал полный отказ большевиков от всех международных договоров России, которые заключались в дореволюционное время. Особенно это обострило политические противоречия с государствами Антанты, Ближнего Востока и Японией.
Состоянием на 1925 год большевикам удалось добиться политического признания от 22 государств, т.е. Сов. союз был признан всеми ведущими капиталистическими державами мира, за исключением США, которые придерживалисьполитики непризнания вплоть до 1933 года. Если учитывать пути их прихода к власти и события, которые за этим последовали, такие результаты были огромным достижением новой советской власти.
Весной 1926 г. СССР подписал с Германией договор о нейтралитете. В следующем году советское правительство внесло в подготовительную международную комиссию по разоружению предложения о всеобщем и полном разоружении, которые, однако, не были приняты. В 1928 г. несколько стран подписали так называемый пакт Бриана — Келлога — договор о запрещении войны как средства национальной политики. Советский Союз пригласили (хотя и не сразу) присоединиться к нему. Советское государство не только первым ратифицировало этот договор, но и предложило соседним странам, не дожидаясь общей ратификации, досрочно ввести его в действие между ними.
К началу 1927 года стало очевидным, что политика политических провокаций направленных на другие государства не способствует укреплению международных отношений.
В сентябре 1925 года была созвана конференция государств, входящих в Лигу Наций, на которой поднимались вопросы дальнейшей пацифистской политики мировых государств. Советское правительство, несмотря на то, что Советский Союз не имел членства в организации, также было приглашено на конференцию. Советская делегация принимала активное участие в разработках проекта всеобщего разоружения. Такие действия большевиков были направлены на скорейшее вхождение СССР в Лигу Наций, однако прямое приглашение не следовало.
В 1928 году, правительство США в официальном письме министру иностранных дел Франции, указало на необходимость предоставления членства в Лиге Наций совесткому Союзу, как одному из наиболее крупных мировых государств. Уже в 1929 году правительство СССР вступило в переговоры о получении членства в этой организации.
В октябре 1929 года Советское правительство подписало с Англией пакт о восстановлении дипломатических отношений. В декабре этого года последовало заключения мира с Китаем.
Однако, несмотря на оживление торговых отношений, капиталистические страны и в дальнейшем не прекращали идеологической войны, которая в 30-х гг. помешает создать систему коллективной безопасности против фашизма.
Более того, капиталистические державы в тот период рассматривали фашизм в качестве инструмента для уничтожения коммунизма.
Именно поэтому они опоздали с противодействием Гитлеру, надеясь, что тот направит свои завоевания на Восток, и в войне с СССР эти две тоталитарные системы ослабят друг друга, создав условия для их общего уничтожения.
Будущее не оправдает их надежды и заставит в 30-е гг. пойти на союз с СССР.
Образование двух очагов войны на Дальнем Востоке и в Европе.
Мировой экономический кризис обострил мо и привел к появлению очаговновой войны. В отличие от кануна Первой мировой войны, в 30-е годы только незначительное количество государств стремилась к войне. Конечно, развитие МО 30-х годов не следует рассматривать как единую тенденцию, направленную на подготовку новой войны, однако общая тенденцияразвития Версальско-Вашингтонской системы Мо была именнотакой. По мере усиления и углубления конфликтов, которые каждый раз вспыхивали в 30-е годы, росло стремление участников не решать их путем компромиссов, а навязывать силой.
Первым испытанием способности мирового сообщества действовать сообща стал экономический кризис. Он поставил перед всеми странами задачу скоординировать свои усилия для его преодоления. Реальными шагами на этом пути тогдашние ведущие политики видели в уменьшении военных расходов (это предполагалось путем сокращения вооружений и армий или создание такой системы международной безопасности, которая бы сделала ненужными значительные военные расходы) и облегчения финансового бремени репараций и долгов.
Первый очаг войны возникл на Дальнем Востоке. В 1927 г. премьер-министр Японии Танака в меморандуме императору изложил программу территориальных завоеваний на Дальнем Востоке и уничтожения могущества США в Тихом океане. Осенью 1931 японские войска оккупировали территорию Маньчжурии - важную в стратегическом и экономическом отношении часть Китая. Нападение на Маньчжурию произошел после провокационного взрыва на железной дороге, устроенного японцами в 1931 г. В течение нескольких месяцев была оккупирована всю территорию Маньчжурии.
На захваченной территории Северо-Восточного Китая японцы в 1932 г. создали марионеточное государство Маньчжоу-Го, назначив ее правителем последнегокитайского императора Пу И.
Япония оправдывала агрессию, заявляя об угрозе проникновения СССР в этот регион и в качестве примера приводила китайско-советский конфликта 1929 г. Такие действия Японии побудили мировое сообщество принять соответствующие меры. Лига Наций по просьбе Китая создала специальную комиссию для изучения проблемы. Комиссия рекомендовала вывести японские войска и передать Маньчжурию под международный контроль. Но Япония не была осуждена как агрессор. Лига Наций заявила, что Маньчжурия является неотъемлемой частью Китай и не признала Маньчжоу-Го. В ответ Япония в 1933 г.демонстративно вышла из Лиги Наций. Предусмотренные на этот случай санкции против Японии так и не были применены. Бросив вызов Лиге Наций, Япония стала открыто наращивать военные действия, все дальше проникая в Китай.
Так на Дальнем Востоке образовался очаг войны, первый, но не последний. В опасном направлении развивались события и в Европе. Если программой агрессии для Японии стал «Меморандум Танака», то для немецкой военщины эту роль играла книга Адольфа Гитлера «Моя борьба», изданная еще в 1924 г. В ней излагалась программа агрессивных действий фашистской национал-социалистической партии Германии, которая в начале 30-х годов стала активно рваться к власти.
В 1935г. этим прецедентом воспользовалась Италия. Она считала себя обделенной результатам Первой мировой войны и не скрывала захватнических планов в которые входили и намерения завоевания Эфиопии.
Так в 1935 г. 250-тысячная итальянская армия, вооруженная авиацией и танками, ворвалась на территорию Эфиопии. Эфиопская армия оказывала упорное сопротивление. Но силы были неравными. Совет Лиги Наций объявила Италию агрессором и обязала всех членов организации применить к ней экономические санкции. Эти меры оказались малоэффективными. США и Великобритания объявили нейтралитет и отказались поставлять Эфиопии современную военную технику. Тем самым жертва и агрессор были поставлены на одну ступень.
В мае 1936 г. Италия объявила о завоевании всей Эфиопии. Она была объединена с Эритреей и Итальянским Сомали в Итальянскую Восточную Африку.Эфиопский народ развернул партизанскую борьбу против агрессоров, которая завершилась освобождением страны с помощью англичан в 1941 г.