Начало и активизация борьбы в мире за разоружение и закрепление ядерного оружия.
Разоружение система мероприятий, осуществление которых должно привести к полному уничтожению или существенному сокращению средств ведения войны и созданию условий для устранения угрозы её возникновения. В современных условиях в связи с наличием в мире ядерного и др. видов оружия гигантской разрушительной силы Р. стало важнейшей международной проблемой, требующей безотлагательного решения.
Идея Р. как действенного средства против вооружённых конфликтов и войн существует издавна. Однако в обществе, разделённом на антагонистические классы, эта идея использовалась правящими классами для политического маневрирования, военного ослабления противников и сокрытия мер по наращиванию собственного военного потенциала. Отдельные двусторонние или многосторонние соглашения об ограничении использования вооружённых сил (подобные соглашения заключались ещё в древнейшие времена) не могли остановить рост Милитаризма, который как сложившаяся система экономики, политики и идеологии достигает наивысшего развития после перерастания домонополистического капитализма в империализм. Призывы к ограничению вооружений, содержавшиеся в некоторых выступлениях буржуазных государственных деятелей, международных актах и постановлениях (Гаагские конференции мира в 1899 и 1907, «14 пунктов» президента США Т. В. Вильсона, Устав Лиги Наций), приводили лишь к распространению пацифистских иллюзий.
Только после возникновения Советского социалистического государства, а в дальнейшем — др. социалистических государств, в основе внешнеполитической деятельности которых лежит борьба за мир между народами, стали создаваться реальные предпосылки для решения проблемы Р. Уже на Генуэзской конференции 1922 советская делегация предложила провести всеобщее сокращение вооружений. В последующие годы Советское правительство неоднократно выдвигало предложения как о всеобщем, так и о частичном Р. в ходе двусторонних и многосторонних переговоров, в различных комитетах Лиги Наций, на сессиях подготовительной комиссии Лиги Наций к конференции по Р. в 1927 и 1928, на Женевской конференции по разоружению 1932—35. После 2-й мировой войны 1939—45 в Устав ООН в значительной мере благодаря усилиям Советского Союза были включены положения о разрешении разногласий между государствами — членами ООН мирным путём, об отказе членов ООН от угрозы использования или использования силы в международных отношениях, а также специальные положения, касающиеся Р.. Т. о., Р. стало общепризнанным принципом международного права. Однако империалистические силы сразу же по окончании войны приступили к форсированию гонки вооружений (её опасность многократно возросла с созданием ядерного и термоядерного оружия, сверхзвуковых реактивных самолётов, баллистических ракет и др. новых видов боевой техники), к развязыванию «холодной войны» (См. Холодная война).
В этих условиях Советское правительство, поддерживая на должном уровне обороноспособность СССР, одновременно настойчиво добивалось совместно с правительствами др. стран, входящих в сложившуюся в послевоенные годы мировую систему социализма, ограничения гонки вооружений и создания предпосылок для осуществления частичного, а затем и полного Р.
19 июня 1946 Советское правительство представило в Комиссию ООН по атомной энергии проект международной конвенции о принятии государствами обязательств не применять атомного оружия, запретить его производство и хранение и уничтожить в 3-месячный срок его запасы.14 декабря 1946 1-я сессия Генеральной Ассамблеи ООН приняла составленную на основе советских предложений резолюцию «О принципах всеобщего регулирования и сокращения вооружений». Однако западные державы саботировали выполнение этой резолюции, за которую они сами голосовали, и отклонили ряд др. советских предложений, увязывавших вопрос о всеобщем сокращении вооружений и вооружённых сил с решением важнейшей задачи — запрещением и уничтожением атомного оружия.
Началом разоруженияпринято считать Карибский кризис 1962 года, когда мир впервые оказался на грани ядерной катастрофы. Причиной тому послужило размещение американских ракет средней дальности в Турции, спровоцировавший Советский Союз на экстренную установку аналогичных ракет на Кубе. Одним из последствий Карибского кризиса стало возникновение на Западе мощного общественного движения в поддержку ядерного разоружения. У процесса разоружения был и экономический подтекст: наращивание ядерного арсенала несло в себе колоссальную нагрузку на экономику страны.
Первым договором, регламентировавшим разработку ядерного оружиябыл многосторонний Договор о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, космосе и под водой (1963). В 1968 году подписан многосторонний Договор о нераспространении. Впоследствии он был подписан практически всеми странами мира (кроме Израиля, Пакистана и Индии).
Первый двусторонний договор между СССР и США был подписан в 1972 году. Договор ОСВ-I был первым, который ограничивал непосредственно накопление ядерного оружия. В частности, по условиям договора стороны обязывались сохранять объём ядерных арсеналов на уровне, которого он достиг на момент ратификации. В том же году подписан Договор об ограничении систем противоракетной обороны, обязавший стороны сократить число районов под защитой систем ПРО до двух, а количество наземных пусковых установок — до 200.
Борьба за разоружение - один из важнейших принципов социалистической внешней политики, составная часть Программы мира, принятой 24-м съездом КПСС. В соответствии с этой программой Советское правительство ввиду невозможности осуществить сразу всеобщее и полное разоружение направляет свои усилия на безотлагательное решение хотя бы отдельных, частных вопросов.
Соглашения между СССР и США и общее улучшение советско-американских отношений, заключение в начале 70-х гг. ряда договоров и соглашений, нормализующих обстановку в Европе (значительный вклад в её дальнейшее улучшение внесло успешное завершение Совещания по вопросам безопасности и сотрудничества в Европе), перевод ряда международных конфликтов в русло политического урегулирования и улучшение международной обстановки в целом создают условия для сотрудничества между государствами, принадлежащими к различным общественным системам, и открывают перспективу продвижения вперёд по пути решения проблемы Р., жизненно важной для всех народов. В основе этой перспективы — укрепление политического и технико-экономического могущества социалистического содружества и активизация демократических и социалистических сил во всём мире. Решению проблемы Р. противодействуют, однако, представители военно-промышленного комплекса в капиталистических странах, стремящиеся повернуть развитие международной жизни вспять, к «холодной войне». Поэтому борьба за Р. требует настойчивых и длительных усилий. Её успеху будет содействовать дальнейшее развитие и закрепление обозначившихся в начале 70-х гг. позитивных изменений в международной обстановке.