Внешняя политика СССР в 40-ые – и в начале 50-х гг.
С окончанием второй мировой войны СССР, внесший основной вклад в разгром фашизма, превратился в одну из ведущих держав, вырос его международный авторитет. Дипломатические отношения были установлены с 50 странами мира.
Однако, после второй мировой войны на мировой арене столкнулись две различные политические линии, противоположные платформы. Одну отстаивали Советский Союз и страны народной демократии, другую — капиталистические государства (США, Англия, Франция и др.). Противостояние этих двух систем привело к “холодной войне”.
Идеология и практика сталинизма наложила негативный отпечаток на взаимоотношения Советского Союза с внешним миром. Они базировались прежде всего на представлениях о неминуемом и близком крахе буржуазного строя, о непримиримости противоречий между социализмом и капитализмом, обострении идеологической борьбы по мере строительства социализма.
США, занявшие позицию лидера в результате изменения баланса сил, взяли на себя роль доминирующей силы в послевоенном мире.
В этой обстановке в международных отношениях возникла двухполюсная система, в которой роль главных антагонистов принадлежала СССР и США. Нередко истоки этого явления усматривают только в несовместимости идеологий двух “сверхдержав”, однако в основе их конфликта лежали и глубокие геополитические причины, столкновение интересов, прежде всего на европейском континенте.
После войны в странах Центральной и Восточной Европы к власти пришли левые, демократические силы. Созданные в них новые правительства возглавили представители коммунистических и рабочих партий. Руководители Албании, Болгарии, Венгрии, Румынии, Польши, Югославии и Чехословакии провели в своих странах аграрные реформы, национализацию крупной промышленности, банков и транспорта. Сложившаяся политическая организация общества получила название народной демократии. Она рассматривалась как одна из форм пролетарской диктатуры.
В 1947 г. на совещании представителей девяти коммунистических партий стран Восточной Европы было создано Коммунистическое Информационное бюро (Коминформбюро). На него возлагались координация действия компартий государств народной демократии, которые стали называть себя социалистическими. В документах совещания был сформулирован тезис о разделении мира на два лагеря — империалистический и демократический, антиимпериалистический. Положение о двух лагерях, о противостоянии на мировой арене двух социальных систем лежало в основе внешнеполитических взглядов партийно-государственного руководства СССР.
Между СССР и странами Восточной Европы были заключены договоры о дружбе и взаимной помощи. Идентичные договоры связали Советский Союз с ГДР, созданной на территории Восточной Германии, Корейской Народно-Демократической Республикой (КНДР.) и Китайской Народной Республикой (КНР). Соглашения с Китаем предусматривало оказание ему кредита в размере 300 млн. долларов. Подтверждалось право СССР и Китая на пользование бывшей КВЖД. Страны достигли договоренности о совместных действиях в случае агрессии со стороны какого-либо из государств. Были установлены дипломатические отношения с государствами, получившими независимость в результате развернувшейся в них национально-освободительной борьбы (так называемые развивающиеся страны).
В феврале 1947 г. президент США Г.Трумэн в своем послании к конгрессу конкретизировал позицию У.Черчилля («доктрина Трумэна»). В итоге по отношению к СССР были определены две стратегические задачи: как минимум — не допустить дальнейшего расширения сферы влияния СССР и его коммунистической идеологии (доктрина сдерживания социализма), как максимум — заставить социализм уйти в свои прежние границы (доктрина отбрасывания социализма). Были определены и конкретные шаги к достижению этих целей:
во-первых, оказать широкомасштабную экономическую помощь странам Европы, поставив их экономику в зависимость от США («план Маршалла»);
во-вторых, создать военно-политический союз этих стран во главе с США (НАТО, 1949 г.);
в-третьих, разместить у границ СССР сеть военных баз США (Греция, Турция);
в-четвертых, поддерживать антисоциалистические силы внутри стран советского блока; наконец, использовать — как крайний случай — свои вооруженные силы для непосредственного вмешательства во внутренние дела стран советской сферы влияния.
Новый внешнеполитический курс бывших военных союзников руководство СССР расценило как призыв к войне, что незамедлительно сказалось как на внешней, так и на внутренней политике советского государства. Надежды на всестороннее сотрудничество после войны стран антигитлеровской коалиции рухнули, мир вступил в эпоху «холодной войны».
Термин “холодная война” был пущен в оборот в 1947 г. Под ним подразумевалось состояние экономической, политической, идеологической конфронтации.
Конфронтация сторон отчетливо проявилась в 1947 г. в связи с выдвинутым США планом Маршалла. Разработанная госсекретарем США Дж. Маршаллом программа предусматривала оказание экономической помощи европейским странам, пострадавшим в годы второй мировой войны. Для участия в конференции по этому поводу были приглашены СССР и страны народной демократии. Советское правительство расценило план Маршалла как оружие антисоветской политики и отказалось от участия в конференции. По его настоянию об отказе участвовать в плане Маршалла заявили и приглашенные на конференцию страны Восточной Европы.
Западные державы во главе с США в 1949 г. создают военно-политическую организацию Северо-Атлантического договора (НАТО). Затем последовательно в 1954 и 1955 гг. возникают еще два блока (СЕАТО и СЕНТО). В эти военные группировки США, Великобритания и Франция вовлекли еще 25 государств Европы, Ближнего Востока и Азии.
В свою очередь Советский Союз, Болгария, Венгрия, ГДР, Польша, Румыния, Чехословакия и Албания в мае 1955 г. в Варшаве подписали договор о дружбе, сотрудничестве и взаимопомощи. Была создана Организация Варшавского Договора. Для координации взаимопомощи стран народной демократии во главе с СССР в 1949 г. был создан Совет экономической взаимопомощи (СЭВ).
Одной из важнейших проблем, возникших в международных отношениях в результате второй мировой войны, явился “германский вопрос”. На Постдамской конференции (1945 г.) главами правительств СССР, США, Великобритании были приняты решения о демилитаризации Германии. В Германии был установлен временный режим трехсторонней оккупации.
В 1949 г. была образована Федеративная Республика Германия (ФРГ). После этого в восточной части Германии было образовано другое немецкое государство — Германская Демократическая Республика (ГДР).
Наибольшей остроты противостояние союзников достигло на рубеже 40 — 50-х гг. в связи с корейской войной. В 1950 г. руководство Корейской Народно-Демократической Республики сделало попытку объединить под своим началом два корейских государства. По мнению советских руководителей, это объединение могло усилить позиции антиимпериалистического лагеря в этом регионе Азии. В период подготовки к войне и в ходе военных действий правительство СССР оказывало финансовую, военную и техническую помощь Северной Корее. Руководство КНР по настоянию И.В. Сталина направило в Северную Корею несколько воинских дивизий для участия в военных операциях. Война была прекращена лишь в 1953 г. после длительных дипломатических переговоров.
Итоги внешнеполитической деятельности СССР во второй половине 40-х — начале 50-х гг. были противоречивы. Окрепли его позиции на международной арене. В то же время политика конфронтации Востока и Запада в значительной мере способствовала росту напряженности в мире.
Советский Союз внес значительную лету в разжигание костра «холодной войны». Советская внешняя политика строилась на основании вывода о начале второго этапа общего кризиса капитализма, который вскоре завершится его полным крахом. Средствами внешней политики предполагалось ускорить этот процесс. Отсюда ее агрессивность и конфронтационность, СССР пытался склонить на свою сторону страны, освобождавшиеся от колониальной зависимости. Оказывая им финансовую и военную помощь, он толкал их на обострение отношений с развитыми государствами. Советский Союз грубо вмешивался во внутренние дела капиталистических стран, финансируя в них коммунистические партии и контролируемые коммунистами организации.
Для дипломатической работы подбирались соответствующие кадры. Показательно, что в 1949 – 1953 гг. пост министра иностранных дел занимал А.Вышинский, прославившийся своими выступлениями в качестве обвинителя на сфальсифицированных политических процессах 30-х годов. В выступлениях этого министра преобладали угрозы, обвинения, предсказания скорого неминуемого краха империализма, что явно не способствовало нормальному межгосударственному диалогу. Значительную роль в борьбе за победу социализма во всем мире СССР отводил странам, избравшим советский путь развития. Благодаря своей роли во второй мировой войне, Советский Союз пользовался симпатией значительной части населения этих государств, особенно европейских. Однако симпатии быстро угасали. СССР бесцеремонно регулировал жизнь стран «народной демократии», превратил их правительства в марионеточные. Там насаждался тоталитаризм, культ Сталина и «собственных» вождей. МГБ – КГБ СССР хозяйничали в этих государствах, инспирируя судебное преследование нежелательных лидеров и активистов компартий. Советские послы и другие официальные лица диктовали, что и как делать даже в мелочах.
Негибкая конфронтационная политика СССР в сочетании часто с не менее агрессивными действиями США и их союзников имела следствием постоянные острые международные конфликты, грозившие перерасти в ядерную войну.