Искусство строительства в латинских государствах Леванта
Эта легенда столь же стойкая, сколь и привлекательная. Мастера изо всех областей Франции и Бургундии превратили землю Леванта в новую романскую провинцию, возводя с воодушевлением, присущим победоносной вере, произведения искусства, похожие на те, что их собратья в Шампани, Провансе или Бургундии строили вдоль дорог, по которым шли паломники, или же на площадях новых городов. Эта легенда стойкая, привлекательная, но абсолютно неверная, как и все легенды.
В то время, как горожане западноевропейских городов XII–XIII вв. выражали в камне свое зарождающееся могущество, причины строительной лихорадки, охватившей крестоносцев сразу после взятия Иерусалима, были совершенно иными. Здесь не было и намека на гордость, на желание показать свое богатство или приобретенную власть. Каменные глыбы, добытые в Леванте людьми с севера, напротив, свидетельствуют о необходимости обороняться и о катастрофической малочисленности их народа, оказавшегося во враждебной среде. Башни, крепости и стены должны были компенсировать острый недостаток людей и материалов, с которым пришлось столкнуться всем латинским правителям Леванта. «Испытывающие нужду в имуществе и в людях», крестоносцы времен первого похода повсюду, где это было возможно, довольствовались уже имеющимися постройками. Византийские или арабские крепости, древние стены или даже мечети — все поначалу использовалось, перестраивалось, а затем ремонтировалось и достраивалось, чтобы немедленно пойти в дело. Притом крестоносцы, будучи в силу необходимости прагматичными и экономными людьми, быстро поняли, что по выражению Гильома Тирского «разрушенный замок уже наполовину построен»!
Абсолютно верно то, что первые короли Иерусалима были бедны, а их поселения редки и малочисленны. К тому же хронисты беспрестанно сожалеют о том, что уцелевшие воины первого крестового похода, исполнив обет и захватив Иерусалим, в большинстве своем вернулись в Европу. Сам Святой Град был практически пустым. В 1099 г. победители так основательно уничтожили его население, что пятнадцать лет спустя заселена была лишь центральная улица, да и то лишь крестоносцами, которые после завоевания превратились в поселенцев: всего там жило лишь несколько сотен человек! Поэтому стоит выбросить в корзину истории образ многочисленных государей Святой Земли, уверенных в себе, могущественных и богатых, возводящих во славу Господа и искусства крепости, церкви и дворцы. Несколько сотен рыцарей, оставшихся на Святой Земле, располагали весьма скромными ресурсами, чтобы защищать и расширять их первый домен. После взятия Иерусалима крестоносцы больше реставрировали церкви, чем возводили новые, больше использовали уже имеющееся крепости и стены, чем строили их сами. В любом случае следует дождаться второй четверти XII в., когда после взятия Тира Церковь смогла окончательно упрочить свое положение и латиняне начали строить новые храмы в необычном, наполовину восточном, наполовину западном стиле, который определялся, скорее, разнообразным происхождением самих строителей (среди них были мусульманские пленники, сирийские, византийские, армянские и коптские мастера), чем приспособлением к местным обстоятельствам. Внимание больше уделялось скорости, прочности и практичности постройки, чем ее красоте, к тому же на нее должно было быть затрачено как можно меньше средств. Отсюда проистекает впечатление величественности, которое производят большинство построек крестоносцев. Множество древних церквей было сохранено — быть может, из чувства уважения, — хотя местное духовенство тоже строило некоторые здания.
План собора Богоматери в Тортосе
От них чаще всего остались лишь описания или восторженные рассказы хронистов, ибо религиозная архитектура сильно пострадала в течение многих веков. Более доступные, чем крепости, церкви, монастыри и целые ансамбли разрушенных монастырей стали местом добычи камней. Что же касается зданий, которыми продолжали пользоваться, они были перестроены в зависимости от нужд религий, сменявших друг друга, и в своем большинстве потеряли первоначальный облик.
Военные постройки крестоносцев более многочисленны, сохранили больше оригинальных черт и больше могут рассказать о себе. Они представляют собой всю запутанную ситуацию Ближнего Востока в средние века. Прибывшие на Восток крестоносцы, имея в запасе очень расплывчатые знания о военном зодчестве, познакомились на своем пути не только с мертвыми городами Северной Сирии, чья архитектура и декоративное убранство вдохновили их, но и с мощными укреплениями Византии, которые они использовали в качестве образцов. Впрочем, они, не колеблясь, обращались и к греческим строителям.
Если мы хотим представить в виде схемы военные постройки крестоносцев, можно сказать, что существовало три основных более или менее параллельных вида оборонительных укреплений:
1. Укрепленные города на побережье и морские крепости, в задачи которых поначалу входило охранять порты, куда прибывали корабли с паломниками, войсками или товарами на борту, а затем поддерживать торговые связи с Западом.
2. Большие крепости в горах, преграждавшие мусульманам путь в латинские владения, защищавшие основные пути и стратегически важные переправы через реки: постройка приграничных крепостей подчинялась прихотливой череде завоеваний и отвоеваний; случалось, что новый замок оказывался возведен по эту сторону границы, когда последняя отодвигалась: по этой причине до последнего момента пребывания латинян в Леванте, пока христианство не было вынуждено покинуть все территории и пока несчастья не обрушились на него, крестоносцы все время продолжали возводить и укреплять оборонительные стены.
Крак де Шевалье:
1 — Барбакана. 2 — Северная башня. 3 — Часовня. 4 — Главный зал. 5 — Продовольственные склады. 6 — Южная башня. 7 — Северо-западная башня. 8 — Северо-восточная башня. 9 — Нижние ворота. 10 — Верхние ворота. 11 — Выступ. 12 — Конюшни
3. Между этими двумя направлениями существует множество других второстепенных построек, служивших дозорными точками для наблюдения за окрестностями и убежищами для крестьянского населения; ко всему прочему некоторые монастыри были тоже укреплены, чтобы в случае мусульманского нападения стать укрытиями.
Необходимые требования и превратности, сопровождавшие латинское поселение в Сиро-Палестине, как, например, отражение мусульманского натиска, до сегодняшнего дня ясно прослеживаются в расположении крепостей. Королевство Иерусалимское представляло собой централизованную власть, и все его постройки были совершены по приказу короля или же им финансировались. Первые сооружения несут исключительно оборонительную функцию: в их задачи входило остановить фатимидское наступление из Египта, укрепив защиту портов, и, с другой стороны, выдержать натиск Дамаска, укрепив границу по Иордану. Когда королевская власть смогла перейти в наступление, она укрепила земли Трансиордании, чтобы упредить сирийско-египетскую ответную атаку и контролировать пути, по которым шли мусульманские паломники. Поскольку крестоносцы не нашли в этих краях никаких старых построек, которые можно было бы использовать, можно утверждать, что все крепости построены исключительно их собственными силами (Керак, Шаубак, Айла, Банияс, Сафед, Аскалон…).
План замка Шатель Блан
Относительно графства Триполи можно сказать, что оно одновременно контролировало ассасинский Джебель, Хомский проход и наряду с ним горные дороги. Разумеется, в данном случае крестоносцы воспользовались возведенными ранее византийскими крепостями, но граф Триполи был достаточно богат, чтобы оплатить постройку или необходимую реставрацию укреплений.
Княжество Антиохийское также воспользовалось тем, что было построено Цимисхием и Фокой, активно укреплявшим Северную Сирию. Подвергшееся из-за близости к Алеппо натиску мусульман, направленному против крестоносцев, оно было вынуждено защищаться, перекрывая туркам проходы из Анатолии (к северу от горы Аман), не допуская греков и армян со стороны Портий и преграждая дорогу в Джезире.
Что же до графства Эдесского, первой созданной (и первой павшей) латинской колонии Леванта, то его окружали следующие враги:
— атабеки Мосула в Джазире;
— Данишменды и Сельджукиды Рума на анатолийском плато;
— правители Алеппо;
— наконец, местные армяне и сирийцы.
Во время экспансии грабежи, приносившие богатую добычу, давали возможность финансировать укрепление крепостей, особенно самой Эдессы. Но вскоре из-за военных действий и вызванного войной против крестоносцев обеднения земель граф оказался не в состоянии вести строительство, необходимое для защиты города. Основные постройки принадлежат византийцам, армяне переделывали их, а крестоносцы улучшали.
Приложение 2
Постройки эпохи крестовых походов в Леванте[11]
В Турции
Графство Эдесское
— Христианские постройки
УРФА (Эдесса): замок, возвышающийся над остальным городом; крепостная стена и ров.
ЖЕРЖЕ (возле Эски Кахты): разрушенная крепость над Евфратом.
БИРЕСИК (Биль): разрушенная крепость над Евфратом.
ТЕЛЛ БЕШИР (Турбессель, в 29 километрах к югу от Газантипа, по дороге на Аксакуюунлу): в основе древней крепости лежит телл (холм).
— Мусульманские постройки
ХАРРАН (в 45 км от Урфы): цитадель, большая мечеть и развалины городской стены.
ДЬЯРБАКИР: потрясающий ансамбль городских укреплений на берегу Тигра.
ХАЗАНКЕЙФ (между Дьярбакиром и Мардином, бывший Гиен Кайфа): крепость, дворец и мост через Тигр, творения рук артукидских эмиров.
ХАРПУТ (в 5 км к югу от Элазига): перестроенная арабами и сельджуками византийская крепость, множество мечетей и медресе XII в.
Княжество Антиохийское
(по мере удаления от Антакьи)
— Христианские постройки
АНТАКЬЯ (Антиохия): ее венчают несколько разрозненных частей средневековой крепости.
БАГРАС (Гастон, Гастюн, в 26 км к северу от Антакьи): примечательная крепость с двумя стенами, донжоном и множеством залов.
КЮРСАТ (16 км от Антакьи, затем 45 минут пешком): множество развалин крепости, грандиозное расположение.
ТРАПЕЗАХ (деревня Ала Бейли, в 44 км от Антакьи): видны только остатки фундамента.
В Сирии
Королевство Иерусалимское
— Христианские постройки
КАЛААТ ес-СУБЕЙБ (территория, принадлежащая Израилю, замок Банияс): один из самых больших замков крестоносцев, сильно пострадал во время войны в июне 1967 г.
Княжество Триполи
(рекомендуется двигаться от Тартуса)
ТАРТУС (Тортоса): собор Тортоской Богоматери, необыкновенная романо-готическая церковь, превращенная в музей, лучше всего сохранились религиозные постройки, возведенные крестоносцами в Леванте; развалины крепостной стены и замка тамплиеров находятся ныне в центре современного города.
РУАД (остров напротив Тартуса): развалины морской стены и замка.
КАЛААТ ЯМУР (Шатель Руж, на дороге в Хомс): крепостная стена, перестроенная арабами, франкский донжон.
САФИТА (Шатель Блан): развалины крепостной стены в городе, построенном на месте крепости; донжон, нижний зал которого, превращенный в церковь, является одним из трех наиболее хорошо сохранившихся.
КАЛААТ эль-ГИСН (Крак де Шевалье): крепость, отреставрированная французскими археологами, представляет собой самый яркий пример военных сооружений, которые были использованы, перестроены и улучшены крестоносцами.
Княжество Антиохийское
МАРКАБ (замок Маргат в 2 км от Банияса, бывший порт Валении на дороге между Триполи и Латтакией): мусульманская крепость, перестроенная князем Антиохии и госпитальерами.
КАЛААТ САЙУН (замок Саон, его можно посетить, выехав из Латтакии): внушительный комплекс укреплений, включающий в себя франкские, арабские и византийские постройки.
КАЛААТ БЕЙТ РАББИ (замок Бюрзей, можно посетить, выехав из Латтакии): донжон, внутренние и внешние крепостные стены эпохи франков и арабов.
— Мусульманские постройки
АЛЕППО: содержит множество мусульманских памятников, датируемых эпохой крестовых походов, особенное внимание привлекает грандиозная цитадель, стоящая на скале, чьи склоны были выровнены вручную; крепостные стены, ворота, башни, мечети, дворцы и пр.
На дороге к Хомсу:
МААРАТ ан-НУМАН: в этом небольшом городке с крытыми, как в Иерусалиме, улицами находятся два памятника эпохи крестовых походов: минарет Большой Мечети и медресе .
КАЛААТ эль-МУДИК: мусульманская крепостная стена XIII в.
ШЕЙЗАР: развалины моста через Оронт, соединявшего цитадель с нижним городом, руины крепости с донжоном.
ДАМАСК: среди множества памятников, находящихся в городе, большинство из которых датируется эпохой наследников Саладина Эйюбидов, к периоду крестоносцев относятся мавзолей Саладина (возле мечети Омейядов), мавзолей Бейбарса (медресе Заирье) и развалины средневековой крепостной стены.
БОСРА ЭСКИ ШАМ (145 км от Дамаска): среди множества построек выделяется цитадель и несколько мечетей XIII в.
В Ливане
Графство Триполи
— Христианские постройки
ТАРАБУЛУС (Триполи, Трипль): помимо замка (Калаат Санжиль) по большей части был перестроен в мирную эпоху, помимо восточного фасада, церкви времен крестовых походов превращены в мечети.
ДЕИР БАЛАМАНД (в 14 км, аббатство Бельмон или Вальмон для крестоносцев): осталось очень мало сооружений эпохи цистерианского аббатства XII в., полностью перестроенного: нетронутой осталась только колокольня. Это единственная колокольня в Ливане времен крестоносцев.
АККАР (40 км на восток от Триполи, трудно добраться): руины форта, сначала использованного крестоносцами, затем мусульманами.
На дороге из Бейрута в Триполи:
Пещеры МАРИНЫ: храм в скале с византийской живописью и латинскими надписями.
АМИУН: часовня Мар Фукас (Св. Фоки), построенная и украшенная местными христианами в эпоху крестовых походов.
КУББА: стоящая на холме маленькая церковь Спасителя, датируется тем же временем.
ЭНФЕ (Нефин в эпоху крестоносцев): на перешейке, соединяющем полуостров с побережьем, развалины построек крестоносцев и выдолбленные в скале углубления: виден подъемник для подвесного моста.
ДЖЕБАИЛ (Жибле, Библос): помимо руин крепостной стены и франкского замка с донжоном, там находится Мар Юханна (церковь Св. Иоанна Крестителя) с большим баптистерием.
2. Королевство Иерусалимское
БЕЙРУТ: Джами эль-Омани, бывшая церковь Св. Иоанна Крестителя в эпоху рыцарей-госпитальеров, превращена в мечеть.
На дороге из Бейрута в Тир:
САИДА (Сайетта, Сидон): Калаат эль-Бар или замок Моря, развалины церкви при госпитале Св. Иоанна в Большой Мечети; Калаат эль-Меззе, замок Св. Людовика.
На дороге от Сайды в Джезину (Жезин крестоносцев):
Подвалы ТИРОНА: пещеры-крепости, использованной крестоносцами.
На дороге из Саиды в Мерджайун:
КАЛААТ эш-ШАКИФ (замок Бофор): детали крепости начала XII в. среди более поздних франкских и арабских построек.
СУР (Тир): недавно проведенные раскопки обнаружили развалины старинного собора времен крестоносцев.
ТИБНИН (замок Торон в 34 км): чтобы посетить его, требуется специальное разрешение военного управления, от замка остались башня и фундамент.
В Иордании
Королевство Иерусалимское
— Христианские постройки
ИЕРУСАЛИМ (старый город находится под военной юрисдикцией Израиля): в переплетении среди зданий, возведенных за несколько веков, можно обнаружить детали церкви Гроба Господня, в частности, знаменитый фасад; церковь Святой Анны, одно из самых интересных сооружений Иерусалима эпохи франков, сильно пострадавшее от недавних столкновений, ведущихся в Святом городе.
ЭЛЬ-КЕРАК (Крак де Моаб): основная крепость Трансиордании, сегодня сильно повреждена; в старом городе церковь XII в., превращенная в мечеть.
ШАУБАК (Монреаль): остались только стены крепости.
В Израиле
Королевство Иерусалимское
— Христианские постройки
КАЛААТ КУРЕЙН (замок Монфор): резиденция тевтонского ордена, сегодня сильно разрушен, построен согласно традициям германского зодчества.
АКРА (Сен-Жан-д'Акр): сегодня не осталось ничего от прекрасных укреплений, дворцов, церквей, особняков большого города, который после 3-го крестового похода стал столицей латинского государства; там можно увидеть нижние залы храма Св. Андрея, крипту Св. Георгия.
АТЛИТ (Шатель Пелерен): руины, рассеянные по всему полуострову, последней позиции, удерживаемой крестоносцами в Палестине.
МОН ФАВОР: развалины церквей и аббатств среди современного города.
ЦЕЗАРИЯ (Сезер): несколько фрагментов стен XIII в. и хорошо сохранившиеся ворота.
РАМЛА: «белая башня», единственные руины церкви.
АБУ ГОШ (Кариэль эль-Энаб): романская церковь, возможно, построена для крестоносцев местными жителями.
АШКЕЛОН (Аскалон): несколько незначительных кусков стены.
НАЗАРЕТ: капители древнего собора, разрушенного Бейбарсом.
Иерусалимское королевство и фатимидский Египет
Маршрут первого крестового похода из Константинополя в Иерусалим
Христианские государства Леванта